РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 01.11.2000 N ГКПИ 2000-1161



Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,
при секретаре Жуковой И.В.,
с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АРС - Консалт" о признании недействительными абзаца 3 пункта 143 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Минфином России 30 декабря 1999 г. N 107н, и пунктов 104 и 105 приложения N 2 к Инструкции,

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 107н утверждена Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях.

В указанную Инструкцию Приказом Минфина России от 10 июля 2000 г. N 65н внесены изменения и дополнения, в частности в пункте 143 абзац 3 изложен в следующей редакции: "начисление платы за оказываемые услуги по основной деятельности производится по дебету субсчета 175 и кредиту субсчета 401. Поступление средств согласно договорам отражается по дебету субсчетов 11, 120 и кредиту субсчета 175".

В приложении N 2 к указанной Инструкции в пункте 104 графа 2 изложена в следующей редакции: "начисление платы за оказываемые учреждением услуги по его основной деятельности"; в графе 4 номер субсчета 270 заменен на номер 401; в пункте 105 в графе 3 номер субсчета 110 заменен на номер 111.

ООО "АРС - Консалт" обратилось в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействительными абзаца 3 пункта 143 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н, и пунктов 104 и 105 приложения N 2 к указанной Инструкции с внесенными изменениями и дополнениями от 10 июля 2000 г. N 65н, т.к. оспариваемые положения не соответствуют действующему законодательству.

В судебном заседании представитель ООО "АРС - Консалт" Васильева Н.В. поддержала уточненные заявленные требования и пояснила, что внесенными изменениями предусмотрен порядок отражения в бухгалтерском учете выручки от оказания платных услуг по основной деятельности на доходах, что влечет за собой определение налогооблагаемой базы. Между тем доходы от такой деятельности не должны включаться в расчет выручки от предпринимательской деятельности для целей налогообложения.

Представители Минфина России Фирсова Н.Г., Маклева Г.И., Артюхин Р.Е. возражали против удовлетворения заявления, т.к. Инструкция издана Минфином России в пределах его полномочий, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав заявителя.

Представитель Минюста России Богданова В.В. возражала против удовлетворения заявления, т.к. оспариваемые положения Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях не противоречат действующему законодательству.

Инструкция зарегистрирована в Минюсте России.

Выслушав объяснения представителя ООО "АРС - Консалт" Васильевой Н.В., представителей заинтересованных лиц Минфина России Фирсовой Н.Г., Маклевой Г.И., Артюхина Р.Е., Минюста России Богдановой В.В., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что жалоба не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Минфин России в соответствии с " Положением о Министерстве финансов Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 273, подготавливает предложения и реализует меры по методологическому руководству бухгалтерским учетом и отчетностью в Российской Федерации, утверждает планы счетов, типовые формы бухгалтерского учета и отчетности, инструкции по их применению и порядку составления отчетности (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях), устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных организаций.

Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.

Так, абзацами 1 и 3 п. 143 указанной Инструкции установлен режим совершения операций по субсчету 175, в соответствии с которым на субсчете 175 " Расчеты по прочим средствам на содержание учреждения" учитываются начисленные суммы платежей, подлежащие к получению:

от юридических лиц и направляемые в рамках исполнения бюджета на финансирование расходов учреждения (арендная плата за пользование государственным недвижимым имуществом, закрепленным за научными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, государственными музеями, государственными учреждениями культуры и искусства и т.п.); от физических и юридических лиц за оказываемые услуги по основной деятельности; от учащихся, студентов и аспирантов - плата за проживание в общежитии.

Начисление платы за оказываемые услуги по основной деятельности производится по дебету субсчета 175 и кредиту субсчета 401. Поступление средств согласно договорам отражается по дебету субсчетов 111, 120 и кредиту субсчета 175.

Из объяснений представителей Минфина России Фирсовой Н.Г. и Маклевой Г.И. в суде следует, что ранее платные услуги, оказываемые учреждением по основной деятельности, подлежали учету по кредиту субсчета 270 " Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия", что являлось ошибочным. Учреждения, получая доход от оказания платных услуг, должны достоверно отражать это на соответствующих счетах, поэтому в Инструкцию были внесены изменения, согласно которым платные услуги по основной деятельности подлежат учету по кредиту субсчета 401 " Доходы будущих периодов".

Отнесение доходов учреждения на субсчет 401 не предопределяет необходимость налогообложения этих доходов.

Согласно ст. 1 ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательстве организации и их движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Вопросы налогообложения регулируются налоговым законодательством, и отнесение доходов учреждения в субсчет 401 не предопределяет необходимость налогообложения этих доходов.

Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 120 определяет, что учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Гражданское и бюджетное законодательство допускает, что бюджетные учреждения вправе согласно целям своей деятельности получать доходы от предпринимательской деятельности, а также доходы от оказания платных услуг по основной деятельности.

Так, Закон Российской Федерации " Об образовании" предусматривает право государственных и муниципальных образовательных учреждений оказывать платные дополнительные образовательные услуги, а полученный доход реинвестировать в образовательное учреждение (ст. 45 данного Закона).

Основы законодательства Российской Федерации "О культуре" в статье 47 устанавливают, что деятельность некоммерческих организаций культуры по реализации предусмотренных уставом производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не инвестируется непосредственно в данной организации на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной уставной деятельности.

Платные формы культурной деятельности культурно - просветительных учреждений, театров, филармоний, народных коллективов и исполнителей не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на их развитие и совершенствование.

Согласно ст. 18 ФЗ "О карантине растений" финансирование государственной службы карантина растений Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Средства, поступающие за выполнение работ и оказание услуг по обеспечению карантина растений органами и организациями государственной службы карантина растений Российской Федерации, средства, поступающие от организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан в порядке возмещения дополнительно понесенных органами и организациями государственной службы карантина растений Российской Федерации расходов на проведение карантинных фитосанитарных мероприятий, средства, поступающие от издательской деятельности, связанной с обеспечением карантина растений, а также штрафы и суммы возмещения убытков за правонарушения в области обеспечения карантина растений, добровольные взносы и пожертвования направляются на финансирование органов и организаций государственной службы карантина растений Российской Федерации.

Вышеназванные нормативные акты, а также иные правовые акты предусматривают право учреждений образования, науки, культуры, медицины и др. получать доходы от оказания платных услуг по основной деятельности, которые учитываются на специально предусмотренном для учета доходов субсчете 401 " Доходы будущих периодов".

Учет любых видов доходов на указанном субсчете не означает, что эти доходы становятся предпринимательскими.

Приложение N 2 к Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях " Корреспонденция субсчетов по основным бухгалтерским операциям" предусматривает в пункте 104 начисление платы за оказываемые учреждением услуги по его основной деятельности по дебету субсчета 175 и по кредиту субсчета 401 и в пункте 105 поступление средств за оказываемые учреждением услуги по его основной деятельности по дебету субсчета 111, 120 и по кредиту субсчета 175.

Указанные положения о корреспонденции субсчетов по бухгалтерским операциям не противоречат действующему законодательству. Ссылка заявителя на положения ст. 149 НК РФ, часть вторая, является несостоятельной, т.к. от налога на добавленную стоимость в настоящее время учреждения за оказываемые услуги также освобождены.

Как установлено в судебном заседании, заявитель осуществляет консультационную и аудиторскую деятельность и оспариваемым нормативным актом его права и интересы не нарушаются.

Учитывая, что оспариваемые положения Инструкции соответствуют действующему законодательству, приняты федеральным министерством в пределах его полномочий и не нарушают прав ООО "АРС - Консалт", заявление не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

заявление ООО "АРС - Консалт" о признании недействительными абзаца 3 пункта 143 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Минфином России 30 декабря 1999 г. N 107н, и пунктов 104 и 105 приложения N 2 к Инструкции - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

\r\n