ПИСЬМО ЦБ РФ от 24.07.2000 N 138-Т "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ" (вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК УПОЛНОМОЧЕННЫХ БАНКОВ ПО ВОПРОСАМ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ИНСТРУКЦИИ БАНКА РОССИИ И ГТК РОССИИ "О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПОСТУПЛЕНИЕМ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ВЫРУЧКИ ОТ ЭКСПОРТА ТОВАРОВ" ОТ 13 ОКТЯБРЯ 1999 ГОДА N 86-И И N 01-23/26541 (СООТВЕТСТВЕННО)"
ПИСЬМО
Центральный банк Российской Федерации направляет для использования в работе "Методические рекомендации по проведению проверок уполномоченных банков по вопросам соблюдения требований Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13 октября 1999 года N 86-И и N 01-23/26541 (соответственно)".
В.Н.МЕЛЬНИКОВ
ПриложенияПриложение
к письму Банка России
от 24 июля 2000 г. N 138-Т
Раздел I. Общие положения
Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях повышения эффективности проверочных мероприятий по вопросу соблюдения уполномоченными банками установленного порядка осуществления валютного контроля за полнотой и своевременностью поступления в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров.
1.1. Проверка кредитной организации и ее филиалов в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями может осуществляться как комплексно, так и в части соблюдения ими отдельных требований Инструкции Банка России и ГТК России от 13 октября 1999 года N 86-И и N 01-23/26541 (соответственно) "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" (далее - Инструкция N 86-И) исходя из указаний (рекомендаций, задания на проверку) руководителя проверки, а также руководителя структурного подразделения Банка России, назначившего эту проверку.
1.2. Целями проверки являются:
1.2.1. Анализ организации работы уполномоченного банка по контролю за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров.
1.2.2. Проверка выполнения уполномоченным банком функций агента валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товаров в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России, в том числе:
- обоснованности и правильности оформления Паспортов сделок (далее - ПС) по контрактам на экспорт товаров;
- полноты и своевременности учета информации об отгрузках и произведенных по ПС платежах в Ведомости банковского контроля (далее - Ведомость) и Учетных карточках таможенно - банковского контроля (далее - УК);
- соблюдения сроков представления уполномоченным банком информации в ГТК России и территориальное учреждение Банка России, а также требований по регистрации и учету входящих и исходящих документов, используемых для целей валютного контроля.
1.2.3. Выявление нарушений и недостатков в организации и проведении контроля за поступлением выручки от экспорта товаров.
1.3. При проведении проверки уполномоченных банков по вопросу соблюдения ими требований Инструкции N 86-И проверяющими используются законодательные и нормативные акты Российской Федерации, перечень которых приведен в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
1.4. В ходе проверочных мероприятий следует обращать особое внимание на те направления работы уполномоченного банка по валютному контролю за проведением операций, связанных с экспортом товаров, по которым при проведении предшествующей проверки были выявлены нарушения, а также на версию программного комплекса, применяемого уполномоченными банками для информационного взаимодействия с ГТК России в рамках Инструкции N 86-И.
Раздел II. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ БАНКА ПО КОНТРОЛЮ ЗА ПОСТУПЛЕНИЕМ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ВЫРУЧКИ ОТ ЭКСПОРТА ТОВАРОВ2.1. Проверку целесообразно начинать с изучения общих вопросов состояния работы в уполномоченном банке по организации валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров.
Для проведения предварительной оценки объема контрольных операций, проводимых уполномоченным банком в соответствии с требованиями Инструкции N 86-И, необходимо проанализировать сведения, содержащиеся:
- в электронной базе данных, сформированной с использованием программного комплекса, применяемого уполномоченным банком для информационного взаимодействия с ГТК России в рамках Инструкции N 86-И (далее по тексту - Электронная база данных);
- во внутрибанковских документах (инструкциях, приказах, распоряжениях и т.п.), утвержденных уполномоченным банком в соответствии с требованиями пункта 11 Положения Банка России и ГТК России от 22 декабря 1999 года N 101-П и N 01-23/32005 (соответственно) "О применении Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13 октября 1999 года N 86-И и N 01-23/26541 (соответственно)", а также пунктов 5.3, 5.4 и 5.10 Инструкции N 86-И;
- в заключениях по результатам аудиторских проверок уполномоченного банка;
- в материалах инспекционных проверок уполномоченного банка, ранее проведенных территориальным учреждением Банка России по данной тематике, а также отчетности, представляемой уполномоченным банком в соответствии с требованиями Инструкции N 86-И (изучаются до начала проверочных мероприятий в уполномоченном банке).
2.2. Для решения вышеуказанных вопросов проверяющими у уполномоченного банка запрашивается следующее.
1. Внутрибанковская инструкция по осуществлению валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров и документы, предусматривающие порядок взаимодействия (организацию документооборота) между структурными подразделениями уполномоченного банка, а также между структурными подразделениями уполномоченного банка и его клиентами при реализации функций агента валютного контроля. При этом особое внимание уделяется порядку информирования банком своих клиентов о поступлении выручки на их счета (в соответствии с пунктом 5.3 Инструкции N 86-И), а также представления клиентами информации, позволяющей уполномоченному банку идентифицировать поступившую выручку (в соответствии с пунктом 5.4 Инструкции N 86-И).
2. Внутрибанковский документ, определяющий порядок регистрации и учета входящих и исходящих документов, разработанный и утвержденный банком в соответствии с требованиями пункта 5.10 Инструкции N 86-И.
3. Списки ответственных лиц банка, уполномоченных подписывать документы валютного контроля (далее - Ответственное лицо банка), и Карточки с образцами оттисков печатей, используемых для целей валютного контроля, зарегистрированные в Банке России.
4. Документы (акт, договор), подтверждающие подключение уполномоченного банка к телекоммуникационным каналам связи в соответствии с требованиями пункта 6.1 Инструкции N 86-И.
5. Документы, определяющие размер и порядок взимания платы за выполнение уполномоченным банком функций агента валютного контроля.
6. Сведения о количестве оформленных уполномоченным банком ПС, включая закрытые и сданные в архив, на момент начала проверки.
7. Заключения по результатам аудиторских проверок уполномоченного банка.
8. Сведения о ПС, переведенных из других банков на основании разрешений территориальных учреждений Банка России.
9. Регистры учета входящих и исходящих документов, используемые уполномоченным банком для регистрации и учета входящих и исходящих документов в соответствии с требованиями пункта 5.10 Инструкции N 86-И (далее - Регистры учета).
10. Сведения о движении средств по счетам экспортеров, необходимые для проведения проверки (для этого могут использоваться документы дня, программный комплекс "банковский операционный день", выписки из лицевых счетов клиентов).
11. Иные документы уполномоченного банка, необходимые для проведения проверки.
2.3. Одновременно с запросом вышеуказанной информации проверяющими Банка России производится сохранение текущего состояния Электронной базы данных на дату начала проверки путем ее копирования в полном объеме на магнитные носители (дискеты и т.д.). Рекомендации по копированию Электронной базы данных приведены в приложении 2 настоящих Методических рекомендаций.
Раздел III. ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ УПОЛНОМОЧЕННЫМ БАНКОМ ФУНКЦИЙ АГЕНТА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПОСТУПЛЕНИЕМ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ВЫРУЧКИ ОТ ЭКСПОРТА ТОВАРОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ИНСТРУКЦИИ N 86-И3.1. Проверка правильности ведения Досье
3.1.1. С целью проверки полноты учета документов валютного контроля в Досье (пункт 5.9 Инструкции N 86-И) и правильности его ведения уполномоченным банком проверяющие запрашивают Досье и Ведомости по контрактам на экспорт товаров.
При этом проверяется наличие в Досье следующих документов:
- оригинал ПС (оригиналы переоформленных ПС);
- копии контракта (выписки из контракта) и дополнений к нему;
- копии грузовых таможенных деклараций (далее - ГТД);
- УК;
- копии межбанковских сообщений, подтверждающих поступление в пользу экспортера (перевод экспортером иностранному контрагенту) денежных средств по контракту (ПС);
- поручение клиента на обязательную продажу (и / или зачисление на счет) поступившей экспортной валютной выручки;
- копии разрешений на проведение операций, связанных с движением капитала (если условия проведения сделки требуют их наличия);
- Ведомость, распечатанная на бумажном носителе (в случаях, предусмотренных пунктом 5.9 Инструкции N 86-И);
- другие документы, заполняемые банком или поступающие в банк в связи с ПС, по которому сформировано данное Досье.
Часть из вышеуказанных документов может отсутствовать в Досье по объективным для уполномоченного банка причинам, например:
- копии ГТД и УК - при отсутствии отгрузок товара;
- копии межбанковских сообщений - при отсутствии переводов по контракту.
3.1.2. Для проверки соблюдения уполномоченным банком требований Инструкции N 86-И по помещению документов в Досье следует сопоставить хранящиеся в нем документы с информацией о произведенных отгрузках и платежах, имеющейся в соответствующей Ведомости.
Проверка оформления ПС производится на основании документов Досье, затребованных у уполномоченного банка, с учетом следующего.
3.2.1. Необходимо проверить соответствие содержащихся в ПС (переоформленных ПС) сведений условиям соответствующего контракта (дополнений к нему).
При этом следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (пункт 2 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При изучении содержания условий контракта необходимо убедиться в их соответствии требованиям законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации по валютному регулированию и валютному контролю.
В частности, необходимо обратить внимание:
- на условия расчетов за экспортируемые товары;
- на наличие в контракте условий, предусматривающих поступление выручки за экспортируемые товары на банковский счет экспортера в уполномоченном банке, подписавшем ПС по данному контракту;
- на наличие (отсутствие) в контракте условий, предусматривающих проведение валютных операций, связанных с движением капитала. При наличии таких условий необходимо проверить, имеется ли в документах Досье копия соответствующего разрешения (если проведение операции требует его получения).
3.2.2. Следует проверить правильность заполнения реквизитов ПС, не отражающих условия внешнеторговых контрактов, в частности:
- правильность формирования номера ПС;
- соответствие даты, указанной под номером ПС, дате регистрации ПС (в соответствии с пунктом 5.10 Инструкции N 86-И). При этом следует иметь в виду, что в случае переподписания ПС по контракту на основании дополнительных соглашений к нему новый ПС регистрируется в Регистрах учета под новой датой, но дата, указываемая под строкой ПС "Паспорт сделки N", остается прежней;
- правильность отражения реквизитов разрешения на проведение операций, связанных с движением капитала (при наличии такового);
- отражение сведений в графе "Особые отметки Банка" ПС (приложение 1 Инструкции N 86-И).
3.2.3. Следует проверить соблюдение уполномоченным банком требований пункта 5.1 Инструкции N 86-И по формированию электронных копий ПС в течение пяти календарных дней, следующих за датой подписания ПС, и на их основании Ведомостей.
Для этого следует сопоставить информацию об оформленных ПС в Электронной базе данных (основное внимание следует уделять наиболее поздним записям) и ПС, содержащиеся в Досье.
3.2.4. Используя списки Ответственных лиц банка, следует проверить полномочия сотрудников уполномоченного банка, подписавших ПС. Кроме того, следует убедиться в регистрации печати, используемой банком для целей заверения ПС и иных документов валютного контроля, в Банке России в установленном порядке.
3.3. Проверка реквизитов ГТД, используемых для целей валютного контроля
3.3.1. В соответствии с Положением Банка России и ГТК России "О применении Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13 октября 1999 года N 86-И и N 01-23/26541 (соответственно)" от 22 декабря 1999 года N 101-П и N 01-23/32005 действие Инструкции N 86-И распространяется на сделки, предусматривающие осуществление расчетов полностью или частично в иностранных валютах и / или в валюте Российской Федерации за экспортируемые резидентом товары, помещаемые под таможенный режим экспорта.
Учитывая изложенное, проверяющие должны проверить наличие соответствующих реквизитов ГТД, ксерокопии которых помещены уполномоченным банком в Досье.
Такими реквизитами являются:
- графа 1 - "Тип декларации" - указывается - ЭК-10;
- графа 9 - "Лицо, ответственное за финансовое урегулирование" - указываются реквизиты экспортера;
- графа 22 - "Валюта и общая фактурная стоимость" - указывается код валюты цены и общая фактурная стоимость партии товара (при этом следует иметь в виду, что при наличии дополнительных листов ГТД сумма стоимости товара, указанная в графе 22 ГТД, должна совпадать с суммой значений, указанных в графе 42 собственно ГТД и дополнительных листов к ней);
- графа 28 - указывается номер ПС, предъявленного в таможенный орган при декларировании товаров;
- графа Д - "Таможенный контроль" - проставляется оттиск штампа соответствующей таможни "Выпуск разрешен" с указанием даты принятия решения о выпуске товара, а также оттиск личной номерной печати и подпись должностного лица таможенного органа.
3.3.2. Порядок заполнения ГТД изложен в Приказе ГТК России от 16 декабря 1998 года N 848 "Об утверждении инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации" (с изменениями и дополнениями).
3.4. Проверка соблюдения требований об отражении в документах валютного контроля информации о представлении экспортером ксерокопии ГТД
Проверка соблюдения уполномоченными банками требований по отражению в документах валютного контроля информации о представлении экспортером ксерокопии ГТД (в соответствии с требованиями пунктов 4.6 и 4.8 Инструкции N 86-И) производится с учетом следующего.
3.4.1. Проверяется полнота учета уполномоченным банком информации о произведенных по контракту поставках товаров (из ГТД / УК) в Ведомости.
Для этого сведения из ксерокопий ГТД, хранящихся в проверяемом Досье, сопоставляются с данными из раздела 2.1 Ведомости.
При этом в целях проверки соблюдения банком сроков отражения такой информации в Ведомости могут быть сопоставлены записи о дате представления в банк ксерокопии ГТД, сделанные последним в графе 3 раздела 2.1 Ведомости и в "Регистрах учета" (основное внимание следует уделять наиболее поздним записям).
3.4.2. Проверяется полнота учета в УК информации о сроках представления ксерокопий ГТД экспортером.
Для этого следует проверить наличие соответствующих записей в строке "Дата представления ксерокопии ГТД Экспортером" в каждой УК, по которой в проверяемом Досье имеется ксерокопия ГТД.
3.5. Проверка соблюдения банком требований о самостоятельном формировании УК
Следует проверить соблюдение банком требований Инструкции N 86-И по самостоятельному формированию УК на основании представленных экспортерами ксерокопий ГТД (пункты 4.7 и 4.8 Инструкции N 86-И).
Для этого следует проверить наличие в проверяемом Досье и Электронной базе данных УК по ГТД, с даты завершения оформления которых (графа Д) прошло более 45 дней.
Электронная база данных может быть исследована проверяющими Банка России при помощи системы гибких запросов, предусмотренных сервисными функциями программного комплекса.
3.6. Проверка полноты и своевременности учета платежей по контракту в документах валютного контроля
3.6.1. При осуществлении проверки полноты и своевременности учета платежей по контракту в документах валютного контроля необходимо предварительно проверить соблюдение уполномоченным банком требований пункта 5.3 Инструкции N 86-И, предусматривающего информирование экспортера о поступлении на его счет денежных средств от нерезидента не позднее следующего рабочего дня после зачисления средств на счет.
Для этого следует сопоставить сведения о дате поступления средств, указанной в межбанковских документах (выписках из банковских счетов т.д.), и дате направления экспортеру данной информации в соответствии с требованиями пункта 5.3 Инструкции N 86-И.
3.6.2. Необходимо проверить полноту и своевременность отражения банком информации о произведенных платежах в Ведомости.
Для этого информация о произведенных платежах, указанная в Ведомости, сопоставляется с данными находящихся в Досье документов, представленных экспортером в соответствии с требованиями пункта 5.4 Инструкции N 86-И, а также межбанковскими документами, подтверждающими поступление средств по контракту (ПС), и лицевыми счетами клиентов - экспортеров.
При этом следует обратить особое внимание на последние записи о поступлении выручки в Ведомости и последние представленные экспортером документы, подтверждающие поступление выручки по ПС в соответствии с пунктом 5.4 Инструкции N 86-И.
В случае, если в Ведомости имеется информация о переводе в пользу нерезидента сумм денежных средств, необходимо проверить наличие в Досье документов, подтверждающих обоснованность осуществления данных переводов (заявления на перевод (возврат) ранее полученной выручки; акты приемки (рекламационные акты), подтверждающие несоответствие количества товара условиям контракта; копии транспортных документов (при нарушении сроков поставки товаров); заключения российской или иностранной торгово - промышленной палаты; заключения независимых экспертных организаций о результатах осмотра и испытания товаров; иные документы, подтверждающие предусмотренные пунктом 2.2 Инструкции N 86-И причины нарушения экспортером своих контрактных обязательств и др.).
3.6.3. При проведении проверки полноты и своевременности учета сумм экспортной выручки в УК необходимо принимать во внимание следующее.
Следует предварительно выяснить, каким из предусмотренных Инструкцией способов уполномоченный банк производит распределение сумм полученной выручки по произведенным по ПС отгрузкам:
- на основании соответствующей информации, представляемой экспортером в соответствии с требованиями абзаца 4 пункта 5.4 Инструкции N 86-И;
- самостоятельно, исходя из календарной последовательности отгрузок товаров, в соответствии с требованиями пункта 5.7 Инструкции N 86-И. В этом случае в Досье должны находиться документы, подтверждающие согласование с экспортером такого способа распределения выручки.
В случае, если в документах проверяемого Досье (в Ведомости) содержится информация о возврате экспортной выручки, иностранной стороне следует проверить, отражалась ли данная информация в графе "Сумма Выручки" УК.
Особое внимание следует уделять правильности отражения в УК сумм выручки по сделкам, предусматривающим расчеты в рублях.
Учитывая, что действующее законодательство допускает передачу иностранной стороной по договору (контракту) своих обязательств по оплате экспортированных товаров, выраженных в валюте Российской Федерации, третьему лицу - резиденту, денежные средства в рублях могут поступить по ПС в пользу экспортера от резидента.
В соответствии с требованием пунктов 1.2 и 5.6 Инструкции N 86-И денежные средства, поступающие по контракту (ПС) от резидентов, не могут учитываться в графе "Сумма Выручки" УК. При этом информация об оплате экспортируемых товаров резидентом может быть отражена уполномоченным банком в графе "Особые отметки" УК.
3.6.4. Следует выборочно проверить соответствие сумм денежных средств в Ведомости, УК, межбанковских документах, а также выписках из счетов экспортера.
3.7. Проверка соблюдения банком сроков направления документов валютного контроля и отчетности в ГТК России и Банк России
Проверка соблюдения уполномоченным банком сроков направления документов валютного контроля и отчетности в ГТК России и Банк России производится с учетом следующего.
3.7.1. При проведении проверки необходимо обращать внимание на своевременность направления уполномоченным банком в ГТК России в электронной форме:
- ПС - в десятидневный срок с даты их подписания (пункт 6.2 Инструкции N 86-И);
- УК - в соответствии с установленным контрольным сроком (при этом необходимо учитывать, что контрольный срок возврата УК в ГТК России корректируется программным комплексом при введении в УК сведений о дате фактического вывоза товаров из Российской Федерации, предоставляемых таможенными органами в случаях, предусмотренных пунктом 6.8 Инструкции N 86-И);
- УК, по которым после их направления в ГТК России в соответствии с контрольным сроком поступила (была возвращена) экспортная выручка, - в течение 15 календарных дней с даты получения от экспортера информации, предусмотренной пунктом 5.4 (5.5) Инструкции N 86-И;
- УК, в которых после их направления в ГТК России были выявлены ошибки, - в соответствии с требованиями пункта 6.6 Инструкции N 86-И (проверяется факт направления УК в ГТК России в электронной форме и на бумажных носителях).
3.7.2. В настоящее время процедура проверки соблюдения контрольных сроков направления информации в ГТК России может быть выполнена с использованием программного комплекса, вследствие чего ее рекомендуется производить сплошным методом, используя систему гибких запросов к Электронной базе данных, предусмотренных сервисными функциями программного комплекса, с учетом информации, содержащейся в протоколах приема - передачи данных из (в) ГТК России.
3.7.3. При выявлении случаев расхождений в вариантах УК, полученных из ГТК России и самостоятельно сформированных уполномоченным банком, проверяется направление последним в ГТК России письменного извещения об обнаружении ошибки в соответствии с требованиями пункта 6.6 Инструкции N 86-И. Для этого следует проверить регистрацию указанного уведомления в Регистрах учета.
Кроме того, следует обращать внимание на УК, в которых дата фактического вывоза товара отличается от даты, указанной в графе Д ГТД. В случае выявления таких УК следует проверить наличие в Досье и регистрацию в Регистрах учета подтверждений таможенных органов, предусмотренных пунктом 6.8 Инструкции N 86-И.
3.7.4. При выявлении случаев непредставления экспортером в уполномоченный банк ксерокопии ГТД в установленные сроки проверяется, была ли информация об этом направлена уполномоченным банком в территориальное учреждение Банка России в соответствии с порядком, установленным Инструкцией Банка России от 28 июня 1999 года N 83-И "О порядке осуществления уполномоченными банками учета валютных операций и представления информации в целях выполнения требований Указания Банка России "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства" N 500-У от 12 февраля 1999 года".
3.7.5. В связи с тем, что представление уполномоченным банком в территориальное учреждение Банка России отчетности, предусмотренной пунктом 8.2 Инструкции N 86-И, производится ежемесячно, не позднее двадцатого числа месяца, следующего за отчетным, контроль за соблюдением сроков ее представления должен осуществляться территориальным учреждением Банка России на регулярной основе (при получении отчетности).
Раздел IV. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ4.1. По результатам проверки в соответствии с требованиями Инструкции Банка России "О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)" от 19 февраля 1996 года N 34 составляется акт, в котором фиксируются выявленные в ходе проверки нарушения. В акте должны быть отражены следующие вопросы.
1. Период времени, в течение которого проверяемым уполномоченным банком (его структурным подразделением) проводится работа по осуществлению валютного контроля в соответствии с требованиями Инструкции N 86-И.
2. Информация о сроках ранее проводившихся проверок уполномоченного банка по данной тематике, если таковые имели место.
3. Информация о количестве ПС, подписанных проверяемым уполномоченным банком (его структурным подразделением), на момент начала проверки.
4. Информация о количестве контрактов (ПС), переведенных в проверяемый банк из других уполномоченных банков, на момент начала проверки.
5. Информация о разработке (утверждении) и доведении до сведения клиентов:
- внутрибанковской инструкции по осуществлению валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров;
- размера и порядка взимания с клиентов - экспортеров платы за выполнение уполномоченным банком функций агента валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товаров;
- порядка информирования клиентов - экспортеров о поступлении в их пользу денежных средств в соответствии с требованиями пункта 5.3 Инструкции N 86-И;
- порядка представления клиентами - экспортерами сведений, предусмотренных пунктом 5.4 Инструкции N 86-И.
4.2. Информацию о выявленных в результате проверки нарушениях и недостатках, связанных с выполнением уполномоченным банком функций агента валютного контроля, рекомендуется указывать в разрезе соответствующих разделов Инструкции N 86-И.
Департамент
валютного контроля
Приложение 1
к Методическим рекомендациям
по проведению проверок
уполномоченных банков
по вопросам соблюдения
требований Инструкции Банка России
и ГТК России "О порядке
осуществления валютного
контроля за поступлением
в Российскую Федерацию
выручки от экспорта товаров"
от 13 октября 1999 года N 86-И и
N 01-23/26541 (соответственно)
1. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 2 декабря 1990 года N 394-1.
2. Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 года N 3615-1.
3. Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13 октября 1995 года N 157-ФЗ (статья 2).
4. Указ Президента Российской Федерации "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" от 14 июня 1992 года N 629.
5. Указ Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации" от 21 ноября 1995 года N 1163.
6. Указ Президента Российской Федерации "Об изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки" от 15 марта 1999 года N 334.
7. Инструкция Банка России от 19 февраля 1996 года N 34 "О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)".
8. Инструкция Банка России и ГТК России от 13 октября 1999 года N 86-И и N 01-23/26541 (соответственно) "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" (зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 ноября 1999 года за N 1981).
9. Положение Банка России и ГТК России от 22 декабря 1999 года N 101-П и N 01-23/32005 (соответственно) "О применении Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13 октября 1999 года N 86-И и N 01-23/26541 (соответственно)" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 декабря 1999 года за N 2030).
10. Инструкция Банка России от 29 июня 1992 года N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации".
11. Инструкция Банка России от 6 апреля 1999 года N 80-И "О порядке обязательной продажи экспортной валютной выручки юридическими лицами - резидентами, осуществляющими возврат кредитов, и учета уполномоченными банками операций, связанных с исполнением юридическими лицами - резидентами своих обязательств по кредитным договорам".
12. Инструкция Банка России от 28 июня 1999 года N 83-И "О порядке осуществления уполномоченными банками учета валютных операций и представления информации в целях выполнения требований Указания Банка России "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства" N 500-У от 12 февраля 1999 года".
13. Указание Банка России от 12 февраля 1999 года N 500-У "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства".
14. Указание Банка России от 16 февраля 2000 года N 743-У "О признании утратившим силу письма Банка России от 15 октября 1993 года N 61 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров".
15. Положение Банка России и ГТК России от 22 февраля 2000 года N 107-П и N 01-100/2 (соответственно) "О признании утратившим силу письма Банка России и ГТК России от 21 января 1994 года N 73 и N 01-20/746 (соответственно)".
16. Письмо Банка России и ГТК России от 13 июля 1998 года N 286-У и N 01-23/14616 (соответственно) "О порядке перевода контрактов на экспорт и импорт товаров из уполномоченного банка, оформившего паспорта сделок по соответствующим контрактам, в другой уполномоченный банк".
17. Указание Банка России от 7 октября 1998 года N 377-У "О временном порядке перевода контрактов на экспорт товаров из уполномоченного банка, оформившего по данным контрактам паспорта сделок, в другой уполномоченный банк".
18. Письмо Банка России от 15 июля 1996 года N 300 "О Рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов".
19. Телеграмма Банка России от 4 февраля 2000 года N 35-Т.
20. Приказ ГТК России от 16 декабря 1998 года N 848 "Об утверждении инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации".
Приложение 2
к Методическим рекомендациям
по проведению проверок
уполномоченных банков
по вопросам соблюдения
требований Инструкции Банка России
и ГТК России "О порядке
осуществления валютного
контроля за поступлением
в Российскую Федерацию
выручки от экспорта товаров"
от 13 октября 1999 года N 86-И и
N 01-23/26541 (соответственно)
Сохранение текущего состояния Электронной базы данных программного комплекса рекомендуется производить с учетом следующего.
1. Программный комплекс обычно расположен в директории EXPO_GGF. Запуск программы производится путем актуализации файла Start_00.bat. При этом следует предварительно убедиться в том, что все другие пользователи вышли из программы.
2. В меню "Сохранение / Восстановление БД" следует выбрать опцию "Сохранение Базы данных" и, нажав Enter, указать принимающий диск.
3. После того, как от программного комплекса будет получено сообщение о создании резервной копии, можно осуществить выход из программы (для этого следует несколько раз нажать клавишу Esc).
4. Полученный файл будет иметь вид "XX-YY-ZZ.LZH", где XX, YY и ZZ - текущие значения числа, месяца и года (соответственно). Указанный файл может быть переписан на магнитный носитель. В случае если полученный файл необходимо записать на дискету емкостью 1,44 Мб, но он имеет больший объем, может быть произведена архивация содержащейся в нем информации.
В случае архивации информации с использованием архиватора ARJ применяется команда: arj a X -v 1450000, где X - имя архива данных.