УКАЗ Президента РФ от 03.10.94 N 1969 (ред. от 17.06.2000) "О МЕРАХ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ О ГЛАВЕ АДМИНИСТРАЦИИ КРАЯ, ОБЛАСТИ, ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ, АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, АВТОНОМНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ")
Указ
(в ред. Указа Президента РФ от 17.06.2000 N 1110)
В целях укрепления единой системы исполнительной власти, ее способности проводить социально-экономические преобразования по выводу страны из кризиса, осуществлять эффективную региональную политику, защищать права и свободы человека и гражданина, бороться с преступностью;
впредь до принятия федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, определяющих механизм реализации статьи 77 Конституции Российской Федерации, принципы и порядок формирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
руководствуясь статьями 5 и 80 Конституции Российской Федерации, постановляю:
(в ред. Указа Президента РФ от 17.06.2000 N 1110)
4. Признать утратившим силу:
пункт 4 (исключая последний абзац) Указа Президента РСФСР от 22 августа 1991 г. N 75 "О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991 г., N 34, ст. 1146);
Указ Президента РСФСР от 25 ноября 1991 г. N 239 "О порядке назначения глав администраций" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 48, ст. 1677);
Указ Президента Российской Федерации от 10 сентября 1992 г. N 1070 "О внесении изменений в Указ Президента РСФСР от 25 ноября 1993 г. N 239 "О порядке назначения глав администраций" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992 г., N 37, ст. 2138);
Указ Президента Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N 1313 "О дополнительных мерах по правовой и социальной защите глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993 г., N 41, 3918).
5. Предложить Правительству Российской Федерации привести в соответствие с настоящим Указом свои постановления и распоряжения, другие акты федеральных органов исполнительной власти.
6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента
Российской Федерации
от 3 октября 1994 г. N 1969
Настоящее Положение определяет права, обязанности и ответственность главы администрации (губернатора) края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (далее именуется - глава администрации), предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении ими своих обязанностей и действует до принятия соответствующих федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
1. Общие положения1.1. Глава администрации является высшим должностным лицом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа и руководит органами исполнительной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации.
1.2. Глава администрации, если он не занял эту должность в результате выборов, назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Освобождение от должности главы администрации производится также в случаях:
а) письменного заявления об отставке;
б) утраты гражданства Российской Федерации;
в) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося главой администрации;
г) признания гражданина, являющегося главой администрации, недееспособным решением суда, вступившим в законную силу.
Глава администрации обязан подать в отставку в случае избрания депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также при выполнении им любой иной оплачиваемой работы, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности.
1.3. Глава администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа является членом постоянно действующего координационно-консультативного Совета глав администраций при Президенте Российской Федерации и принимает участие в его работе в порядке, предусмотренном Положением о Совете глав администраций при Президенте Российской Федерации.
2. Глава администрации и законодательные (представительные) органы2.1. Глава администрации в целях социального и экономического развития соответствующей территории, в интересах ее населения взаимодействует с органами законодательной (представительной) власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в соответствии с принципом разделения властей и осуществляет свои функции самостоятельно в пределах своей компетенции.
2.2. Глава администрации обладает правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации.
Проекты законодательных (правовых) актов, внесенные главой администрации, рассматриваются законодательным (представительным) органом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в первоочередном порядке.
2.3. Глава администрации в установленном порядке подписывает и обнародует законы, принятые законодательным (представительным) органом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации.
Законы могут быть до истечения срока, установленного для их подписания, возвращены главой администрации в законодательный (представительный) орган края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон принят в прежней редакции не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов соответствующего законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, глава администрации обязан его подписать в установленном порядке.
Глава администрации вправе опротестовать решение законодательного (представительного) органа края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации в судебном порядке, определенном федеральным законом. Действие решения в этом случае приостанавливается до его повторного рассмотрения.
2.4. Законодательный (представительный) орган края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации вправе обратиться к главе администрации с предложением о внесении изменений и дополнений в акты органов исполнительной власти или их отмене в случае противоречия указанных актов законам края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Законодательный (представительный) орган края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации вправе заслушать главу администрации по вопросам исполнения законов края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, бюджета, реализации целевых программ и планов социально-экономического развития соответствующей территории.
3. Глава администрации и федеральные органы исполнительной власти3.1. Глава администрации входит в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, образуемую федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в части осуществления полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а равно в рамках реализации полномочий, переданных федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3.2. Глава администрации подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Глава администрации действует самостоятельно в пределах своей компетенции, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъекта Российской Федерации, по вопросам, связанным
а) отдельными полномочиями федеральных органов исполнительной власти, делегированными органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации;
б) полномочиями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;
в) полномочиями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по иным предметам ведения, не отнесенным Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
3.3. Глава администрации вправе вносить проекты постановлений Правительства Российской Федерации, которые подлежат обязательному рассмотрению Правительством Российской Федерации.
3.4. В случаях осуществления полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также в рамках реализации полномочий, переданных федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, глава администрации вправе:
а) согласовывать решения об образовании, реорганизации и ликвидации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в крае, области, городе федерального значения, автономной области, автономном округе и назначении соответствующих должностных лиц;
б) вносить предложения по вопросам деятельности указанных органов на рассмотрение Правительства Российской Федерации.
3.5. В порядке обеспечения полномочий федеральных органов государственной власти на всей территории Российской Федерации и в соответствии с Конституцией Российской Федерации контроль за осуществлением полномочий главы администрации, предусмотренных пунктами 3.1 - 3.4 настоящего Положения, осуществляется Председателем Правительства Российской Федерации.
3.6. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации глава администрации самостоятельно руководит органами исполнительной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации и определяет основные направления его деятельности.
3.7. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации по вопросам местного самоуправления глава администрации взаимодействует с органами местного самоуправления и содействует их развитию и укреплению.
3.8. Споры и конфликты главы администрации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления разрешаются посредством согласительных процедур, создания паритетных комиссий или в судебном порядке.
4. Полномочия главы администрации4.1. В своей деятельности глава администрации руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, настоящим Положением, уставом и законодательством края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации.
4.2. Глава администрации обладает следующими основными полномочиями:
а) представляет интересы края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в Правительстве Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в отношениях с другими субъектами Российской Федерации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации может вступать в отношения с соответствующими органами и должностными лицами зарубежных государств и подписывать необходимые документы;
б) разрабатывает и представляет на утверждение законодательного (представительного) органа края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации бюджет и обеспечивает его исполнение;
в) формирует органы исполнительной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации в соответствии с законодательством края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации;
г) назначает на должность и освобождает от должности глав администраций городов и районов, а также решает вопросы применения к ним мер дисциплинарной ответственности, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, они не отнесены к органам местного самоуправления;
д) решает вопросы о представительстве органов исполнительной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации при Президенте Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации и органах исполнительной власти других субъектов Российской Федерации.
4.3. Глава администрации осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации.
4.4. Глава администрации при осуществлении своих полномочий принимает постановления и распоряжения.
Постановления и распоряжения главы администрации вступают в силу с момента их опубликования, если иное не определено в самом акте.
Постановления и распоряжения главы администрации обязательны для исполнения на всей территории соответствующего края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации.
4.5. Глава администрации несет ответственность за деятельность руководимого им органа исполнительной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации.
5. Основные гарантии деятельности главы администрации5.1. Глава администрации имеет право в установленном порядке получать ответы на свои обращения к Президенту Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти не позднее чем через месяц со дня получения ими соответствующего обращения.
5.2. Глава администрации в установленном порядке обеспечивается документами, информационными и справочными материалами, официально распространяемыми палатами Федерального Собрания, Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим арбитражным судом Российской Федерации, иными государственными органами и общественными объединениями, а также другими информационными и справочными материалами.
5.3. При обращении главы администрации в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организации их руководители обеспечивают главу администрации по вопросам, связанным с его компетенцией, консультациями специалистов, безотлагательно представляют необходимую информацию и документы независимо от степени их секретности в соответствии с федеральным законодательством о государственной тайне.
5.4. Жизнь и здоровье главы администрации подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств бюджета соответствующего края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации на сумму годового денежного вознаграждения главы администрации.
Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях:
а) гибели (смерти) главы администрации, если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или причинения иного повреждения его здоровью в связи с осуществлением им полномочий главы администрации;
б) причинения главе администрации в связи с осуществлением им полномочий главы администрации увечья или иного повреждения здоровья, как не повлекшего, так и повлекшего стойкую утрату трудоспособности.
5.5. Глава администрации имеет право на ежемесячную надбавку к должностному окладу применительно к выслуге лет в размере до 40 процентов и надбавку к должностному окладу за сложность и специальный режим работы в размере до 50 процентов.
5.6. Глава администрации имеет право на ежегодный и дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 36 рабочих дней.
5.7. Иные условия материально-финансового обеспечения главы администрации определяются нормативными документами соответствующего края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации из средств бюджета субъекта Российской Федерации.
5.8. В случае освобождения от занимаемой должности глава администрации получает пособие в размере заработной платы главы администрации до устройства на новое место работы в течение до одного календарного года. Если на новом месте работы размер его заработной платы ниже прежнего, то производится доплата до уровня его прежней зарплаты, но не более одного календарного года со дня освобождения от должности.
Оплата производится из бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом за ним сохраняется непрерывный трудовой стаж, если перерыв между днем прекращения работы в должности главы администрации и днем поступления на новое место работы не превысил одного года.