ПРИКАЗ ГТК РФ от 13.06.2001 N 556 "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ ИЗ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОГЛАШЕНИЯ О СОЗДАНИИ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ"



Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 июля 2001 г. N 2797


В соответствии с решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 30 ноября 2000 года о Правилах определения страны происхождения товаров (" Российская газета", 16.01.2001, N 9), статьей 11 Таможенного кодекса Российской Федерации ( Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 05.08.93, N 31, ст. 1224; Собрание законодательства Российской Федерации, 26.06.95, N 26, ст. 2397; 01.01.96, N 1, ст. 4; 28.07.97, N 30, ст. 3586; 24.11.97, N 47, ст. 5341; 15.02.99, N 7, ст. 879), а также Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 года N 5003-1 ( Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 10.06.93, N 23, ст. 821; Собрание законодательства Российской Федерации, 07.08.95, N 32, ст. 3204; 01.01.96, N 1, ст. 4; 10.02.97, N 6, ст. 709; 15.02.99, N 7, ст. 879; 03.05.99, N 18, ст. 2221; 29.05.2000, N 22, ст. 2263) приказываю:

1. Применять Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные решением Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 года (далее - Правила), для определения страны происхождения товаров из государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли (далее - Соглашение).

2. Таможенным органам при осуществлении таможенного оформления товаров:

а) требовать для подтверждения происхождения товаров из государств - участников Соглашения, за исключением Республики Белоруссия, представление сертификатов о происхождении товаров по форме СТ-1 (далее - сертификаты) одновременно с грузовой таможенной декларацией в отношении товаров, перечисленных в приложении 1 к Правилам, а также в отношении товаров, являющихся подакцизными;

б) требовать для подтверждения происхождения товаров:

- из Республики Белоруссия;

- не перечисленных в приложении 1 к Правилам и не являющихся подакцизными;

- небольших партий товаров, таможенной стоимостью, эквивалентной не более чем 2000 долларов США, представления декларации о происхождении товара.

В качестве декларации о происхождении товара могут быть использованы грузовые, транспортные или иные товаросопроводительные документы, содержащие сведения о стране происхождения товара;

в) требовать для подтверждения происхождения товаров из государств - участников Соглашения представление сертификатов одновременно с грузовой таможенной декларацией в случае:

- наличия у должностных лиц таможенного органа сомнений в достоверности сведений о происхождении товара, указанных в декларации о происхождении товара;

- регулярных поставок небольших партий товаров таможенной стоимостью, эквивалентной не более 2000 долларов США, одним и тем же экспортером (отправителем) одному и тому же импортеру (получателю) без необходимости, связанной с условиями транспортировки, хранения или реализации этих товаров.

В данных случаях таможенный орган должен письменно информировать декларанта о причинах необходимости представления сертификатов (информационные письма должны быть подписаны начальником (заместителем, курирующим данные вопросы) таможенного органа, производящего оформление товаров);

г) направлять сертификаты при возникновении обоснованных сомнений относительно их безупречности или содержащихся в них сведений, в том числе сведений о стране происхождения товара, с обоснованием отказа их принятия для предоставления тарифных преференций в Главное управление тарифного и нетарифного регулирования для последующей их проверки;

д) при отсутствии сертификата на момент таможенного оформления товаров из государств - участников Соглашения, когда его представление необходимо согласно данному Приказу:

- облагать данные товары ввозными таможенными пошлинами по ставкам, предусмотренным для товаров, происходящих из стран, в торгово - политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, при возможности определения их происхождения из государства - участника Соглашения по товаросопроводительной документации, спецификациям, сертификатам предприятия - изготовителя, маркировке и т.п.;

- облагать товары, страна происхождения которых на момент таможенного оформления считается не установленной, ввозными таможенными пошлинами по ставкам, предусмотренным для товаров, происходящих из стран, в торгово - политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, увеличенным вдвое;

- применять (восстанавливать) к товарам режим свободной торговли в соответствии с пунктом 21 Правил при условии получения надлежащего удостоверения об их происхождении из государства - участника Соглашения в течение одного года с даты таможенного оформления, а в случае невыполнения хотя бы одного из условий пунктов 9 и 10 Правил - режим наиболее благоприятствуемой нации согласно статье 33 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе";

ж) использовать для контроля выполнения требований п. 9 Правил:

- договор поставки (купли - продажи, комиссии и т.п.) между поставщиком товара (продавцом, комитентом и т.п.) и покупателем (комиссионером и т.п.);

- товаросопроводительные документы (коносамент, железнодорожные или автотранспортные накладные и т.п.);

- счет - фактуру (инвойс) или счет - проформу, а также иные товаросопроводительные документы;

- документы, подтверждающие, в случае необходимости, наличие статуса резидента государства - участника Соглашения у лиц, заключивших договор (контракт);

з) определять страну происхождения конечного товара на основании кумулятивного принципа, в соответствии с которым конечный товар считается происходящим из страны, где он в последний раз был подвергнут обработке (переработке), независимо от выполнения критерия достаточной обработки (переработки) в этой стране, если товар подвергался поэтапной последующей обработке (переработке) только в государствах - участниках Соглашения с использованием сырья и материалов, происходящих из этих государств, что подтверждено сертификатами о происхождении товаров по форме СТ-1 (далее - сертификаты), а в случае их отсутствия - на основании критерия достаточной обработки (переработки) товара.

3. Главному управлению тарифного и нетарифного регулирования (А.О. Кудряшев):

а) направлять при необходимости обращения в уполномоченные на то организации, заверившие сертификаты, или в другие компетентные органы стран, указанных в качестве страны происхождения товара, с мотивированной просьбой о сообщении дополнительных или уточняющих сведений, принимать с учетом полученной информации решения о достоверности сертификатов или сведений, содержащихся в нем, и доводить эти решения до таможенных органов;

б) осуществлять контроль признания товара происходящим с таможенной территории государства - участника Соглашения, если товар покидал территории государств - участников Соглашения, при условии согласования данных случаев с компетентными органами государств - участников Соглашения, экспортирующих (импортирующих) товары.

4. Управлению международного таможенного сотрудничества (Ю.В. Михайличенко), Главному управлению тарифного и нетарифного регулирования (А.О. Кудряшев) согласовывать в соответствии с установленным порядком случаи, упомянутые в подпункте б) пункта 3 настоящего Приказа.

5. Признать утратившим силу указание ГТК России от 30.12.96 N 01-14/1465 " Об определении происхождения товаров из государств - участников СНГ" (зарегистрировано Минюстом России 14.05.97, рег. N 1303).

6. Пресс - службе (С.Ю. Лысенко) обеспечить освещение положений настоящего Приказа в средствах массовой информации после его государственной регистрации.

7. Контроль за исполнением настоящего Приказа осуществлять заместителю председателя ГТК России А.А. Каульбарсу.

Председатель Комитета
генерал - полковник
таможенной службы
М.В.ВАНИН

\r\n