РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 22.06.2001 N ГКПИ 01-948



Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего Романенкова Н.С.,
при секретаре Самолине В.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества " Псковвтормет" и признании частично недействительным Приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. N 1219 " Об определении мест таможенного оформления и вывоза лома и отходов цветных и черных металлов",

открытое акционерное общество " Псковвтормет" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным Приказа ГТК России от 27 декабря 2000 г. N 1219 " Об определении мест таможенного оформления и вывоза лома и отходов цветных и черных металлов", в части, исключающей Псковскую таможню из числа мест (органов) таможенного оформления вывоза лома и отходов черных металлов и исключающей железнодорожные пункты пропуска через таможенную границу России Печора - Орава и Скангали - Карсава из числа допущенных для вывоза лома и отходов черных металлов.

Как пояснил в судебном заседании представитель ОАО " Псковвтормет" Морозов В.А., оспариваемый нормативный акт не соответствует действующему законодательству и нарушает права хозяйствующих субъектов на свободное ведение предпринимательской деятельности.

Представители заинтересованных лиц: ГТК России Наумов А.А., Макаров И.А., Минюста России Чижикова Т.Ю. возражали против удовлетворения заявления, т.к. оспариваемый нормативный акт принят ГТК России в пределах его компетенции, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав заявителя.

Выслушав объяснения представителя ОАО " Псковвтормет" Морозова В.А., представителей заинтересованных лиц: ГТК России Наумова А.А., Макарова И.А., Минюста России Чижиковой Т.Ю., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Государственный таможенный комитет Российской Федерации 27 декабря 2000 г. издал Приказ N 1219 " Об определении мест таможенного оформления и вывоза лома и отходов цветных и черных металлов".

Приказ зарегистрирован Минюстом России 22 января 2001 г., регистрационный номер 2535, официально опубликован 29 января 2001 г. в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 5 и 3 февраля 2001 г. в " Российской газете" N 24 и вступил в силу с 1 марта 2001 г.

Данный нормативный акт федерального органа исполнительной власти установил места таможенного оформления лома и отходов цветных и черных металлов, вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации. Приложение N 1 к Приказу ГТК России от 27 декабря 2000 г. N 1219 содержит перечень морских пунктов пропуска и таможенных органов Российской Федерации, а приложение N 2 - перечень железнодорожных пунктов пропуска и таможенных органов Российской Федерации.

Из объяснений представителей ГТК России Наумова А.А. и Макарова И.А. в суде следует, что причиной издания данного Приказа явилось большое количество правонарушений, в частности, недостоверное декларирование, связанных с вывозом лома и отходов цветных и черных металлов, а также необходимость обеспечения надлежащего радиационного и иных видов государственного контроля.

Одной из основных задач ГТК России также является обеспечение в пределах компетенции Комитета экономической безопасности России.

В соответствии со ст. 126 ТК России таможенное оформление производится в порядке, определяемом Таможенным кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации, в том числе нормативными актами ГТК России.

Пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации допускается в местах, определяемых таможенными органами Российской Федерации (ст. 27 ТК России).

В силу ч. 1 ст. 127 ТК России таможенное оформление производится в определенных для этого местах в регионе деятельности таможенного органа Российской Федерации, в котором находится отправитель или получатель товаров либо их структурное подразделение, и во время работы таможенного органа Российской Федерации, устанавливаемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

Вместе с тем Государственный таможенный комитет Российской Федерации вправе устанавливать, что таможенное оформление отдельных категорий товаров и транспортных средств может производиться только определенными таможенными органами Российской Федерации (ч. 3 ст. 127 ТК России).

В судебном заседании представитель ОАО " Псковвтормет" не оспаривал право ГТК России устанавливать, что таможенное оформление отдельных категорий товаров может производиться только определенными таможенными органами Российской Федерации, однако положения Приказа ГТК России от 27 декабря 2000 г. N 1219 фактически запрещают заявителю производить таможенное оформление продукции, соответствующей профилю предприятия, в таможенном органе по месту своего нахождения и использовать железнодорожный транспорт для ведения своей деятельности в соответствии со сложившимися хозяйственными связями.

Между тем из содержания ст. ст. 27 и 127 ТК России следует, что пересечение товарами таможенной границы Российской Федерации допускается в местах, определяемых таможенными органами Российской Федерации, и ГТК России вправе установить, что таможенное оформление отдельных товаров может производиться только определенными таможенными органами Российской Федерации.

Оспариваемый Приказ определяет места таможенного оформления и вывоза лома и отходов цветных и черных металлов.

Согласно ч. 2 ст. 19 ТК России никто не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации товаров, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации.

Приказ ГТК России не содержит запрета субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность по экспорту лома и отходов цветных и черных металлов, а лишь определяет места их таможенного оформления.

Из объяснений представителей заинтересованного лица в суде следует, что в связи с изданием Приказа от 27 декабря 2000 г. N 1219 ГТК России направило информацию в посольства Молдовы, Финляндии, Украины, Эстонии, Латвии, Литвы о готовности Комитета рассмотреть предложения о возможности оформления и вывоза лома и отходов цветных и черных металлов железнодорожным транспортом при условии их прямой поставки на металлургические предприятия.

Оспариваемый нормативный акт адресован к неопределенному числу участников внешнеторговой деятельности, издан в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле, поэтому доводы ОАО " Псковвтормет" о несоответствии Приказа ГТК России принципам государственного регулирования, предусмотренным Законом Российской Федерации "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", являются необоснованными.

Закон Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также физические лица. Закон применяется и в тех случаях, когда действия и соглашения, соответственно совершаемые либо заключаемые указанными лицами за пределами территории Российской Федерации, приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия на рынках в Российской Федерации (ст. 3 настоящего Закона).

Приказ ГТК России определяет места таможенного оформления и вывоза лома и отходов цветных и черных металлов и не ограничивает конкуренцию.

Учитывая, что оспариваемый нормативный акт издан в соответствии с законом, в пределах полномочий ГТК России и не нарушает права и законные интересы юридического лица, заявление ОАО " Псковвтормет" не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

заявление ОАО " Псковвтормет" о признании частично недействительным Приказа ГТК России от 27 декабря 2000 г. N 1219 " Об определении мест таможенного оформления и вывоза лома и отходов цветных и черных металлов" оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

\r\n