РАСПОРЯЖЕНИЕ ВАС РФ от 11.12.2002 N 64 (ред. от 05.02.2003) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАССМОТРЕНИЮ ЗАЯВЛЕНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПЕРЕСМОТРЕ СУДЕБНЫХ АКТОВ В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА В ВЫСШЕМ АРБИТРАЖНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПОРЯДКА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПЕРЕСМОТРЕ СУДЕБНЫХ АКТОВ В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА"



РАСПОРЯЖЕНИЕ

(в ред. Распоряжения ВАС РФ от 05.02.2003 N 3)

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 96-ФЗ "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" с 1 января 2003 года вводится в действие глава 36 "Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В целях организации деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в условиях действия нового арбитражного процессуального законодательства:

1. Утвердить Порядок организации работы по рассмотрению заявлений и представлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации (далее - Порядок организации работы по рассмотрению заявлений и представлений) и Порядок информационного обеспечения рассмотрения заявлений и представлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора (далее - Порядок информационного обеспечения).

2. Заместителям Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, председателям судебных составов, руководителям структурных подразделений:

- организовать работу по рассмотрению в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации заявлений и представлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора в соответствии с утвержденным Порядком организации работы по рассмотрению заявлений и представлений.

3. Организационно - контрольному управлению (Бабкин А.И.) и Управлению кадров и государственной службы (Киселев Г.Н.) по согласованию с заместителем Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Бойковым О.В. к 15 декабря 2002 года представить для утверждения план проведения соответствующих семинаров для сотрудников аппарата Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

4. Внести на рассмотрение к 15 декабря 2002 года с учетом Порядка организации работы по рассмотрению заявлений и представлений, Порядка информационного обеспечения:

- Управлению делопроизводства (Низовский P.M.) - проект приказа о внесении изменений и дополнений в Инструкцию по делопроизводству в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации до утверждения новой Инструкции по делопроизводству в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации;

- Организационно - контрольному управлению (Бабкин А.И.) - проект регламента арбитражных судов Российской Федерации, проект приказа об уточнении состава судей, входящих в судебные составы, и их специализации, проекты новых форм статистической отчетности и методических рекомендаций к ним;

- Отделу информатизации (Иванов В.П.) - предложения по обновлению программных комплексов "Судопроизводство" и "Делопроизводство".

5. Секретариату Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Лебедь И.И.) обеспечить организацию рассмотрения дел в порядке надзора Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с утвержденным Порядком организации работы по рассмотрению заявлений и представлений.

6. Отделу информатизации (Иванов В.П.) организовать обеспечение своевременного и полного размещения в региональной базе данных "Гарант", "Кодекс", "Консультант Плюс" и других программ информации о постановлениях, принятых федеральными арбитражными судами округов.

7. Управлению анализа и обобщения судебной практики (Наумов О.А.) и Отделу информатизации (Иванов В.П.) организовать работу с целью обеспечения своевременного размещения информации о всех постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в базе данных "Судебно - арбитражная практика".

8. Управлению совершенствования законодательства (Андреева Т.К.) и Управлению анализа и обобщения судебной практики (Наумов О.А.), Сектору международного частного права (Нешатаева Т.Н.) организовать работу в соответствующих подразделениях по обеспечению судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации информацией по вопросам законодательства и судебной практики в связи с подготовкой и рассмотрением конкретных заявлений и представлений.

9. Признать утратившими силу распоряжение Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.95 N 14 и утвержденный этим распоряжением Порядок рассмотрения заявлений о принесении протестов и протестов в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, распоряжение Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.05.99 N 31 "О внесении изменений и дополнений в Порядок рассмотрения заявлений о принесении протестов и протестов в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации".

10. Возложить обеспечение контроля за исполнением настоящего распоряжения и утвержденных им Порядков на Организационно - контрольное управление (Бабкин А.И.).

Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ

УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
от 11 декабря 2002 г. N 64

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАССМОТРЕНИЮ ЗАЯВЛЕНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПЕРЕСМОТРЕ СУДЕБНЫХ АКТОВ В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА В ВЫСШЕМ АРБИТРАЖНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Распоряжения ВАС РФ от 05.02.2003 N 3)

Общие вопросы

1. Настоящий Порядок определяет правила организации работы по рассмотрению заявлений и представлений о пересмотре в порядке надзора в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации судебных актов арбитражных судов (далее - заявления (представления) в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

2. По вопросам ведения делопроизводства при работе с заявлениями (представлениями), не урегулированным настоящим Порядком, следует руководствоваться Инструкцией по делопроизводству в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации.

3. Помощник судьи, главный консультант, консультант работают под непосредственным руководством судьи и выполняют его поручения, связанные с рассмотрением заявления (представления) в пределах установленных полномочий.

Вопросы организации распределения заявлений (представлений)

4. Заявления (представления) подлежат регистрации канцелярией в день их поступления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, которая заводит дело (досье) по данному заявлению (представлению) и передает его в тот же день в судебный состав согласно установленной специализации.

5. Председатель судебного состава незамедлительно, как правило, в день поступления из канцелярии, распределяет заявления (представления) для решения вопроса о принятии их к рассмотрению между судьями в порядке очередности и объема работы (загруженности) каждого судьи.

Порядок разрешения вопросов принятия (возвращения) судьей заявления (представления)

6. Судья после поступления к нему заявления (представления) проверяет соответствие его требованиям, указанным в статьях 292 и 294 Кодекса.

Вопрос о принятии заявления (представления) к производству должен быть рассмотрен судьей в пятидневный срок со дня его поступления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

7. Заявление (представление) подлежит возвращению по основаниям, предусмотренным в статье 296 Кодекса.

8. В случае, когда заявление (представление) подано до истечения двухмесячного срока, предусмотренного на подачу кассационной жалобы, такое заявление (представление) определением судьи возвращается заявителю (лицу, внесшему представление) с разъяснением возможности обращения с соответствующей жалобой в суд кассационной инстанции и при необходимости - с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на подачу кассационной жалобы.

Организация рассмотрения принятых к производству заявлений (представлений) коллегиальным составом судей

9. При наличии условий, предусмотренных частью 1 статьи 298 Кодекса, вопрос о приостановлении исполнения судебного акта решается в судебном заседании коллегиальным составом судей в течение трех рабочих дней с момента вынесения определения о возбуждении надзорного производства по заявлению (представлению).

10. Для рассмотрения заявлений (представлений), в том числе с истребованием дел, председателем судебного состава формируются коллегиальные составы из трех судей в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 18 Кодекса.

Коллегиальные составы судей формируются, как правило, на постоянной основе, исходя из численности судебного состава.

Изменения в коллегиальном составе судей могут производиться председателем судебного состава или председателем судебной коллегии при наличии оснований, предусмотренных в статьей 18 Кодекса.

Председательствующим в судебном заседании, как правило, является председатель соответствующего судебного состава или другой судья по его поручению.

Докладчиком по заявлению (представлению) является судья, который вынес определение о принятии заявления (представления) к производству.

11. Судья - докладчик изучает заявление (представление) и прилагаемые к нему материалы и готовит проект определения по вопросу о наличии (или отсутствии) оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора, а также определяет дату судебного заседания в соответствии с утвержденным графиком, с учетом срока, установленного частью 1 статьи 299 Кодекса.

12. График судебных заседаний утверждается председателем судебного состава.

13. Судья - докладчик в ходе судебного заседания докладывает основные доводы заявления (представления), отвечает на вопросы судей, а также докладывает проект определения по вопросу о наличии (или отсутствии) оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора.

Решение по вопросу о наличии оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора принимается большинством голосов.

14. Коллегиальный состав судей по результатам рассмотрения заявления (представления) выносит одно из следующих мотивированных определений:

- о передаче дела для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое по содержанию должно служить основой для проекта постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по данному делу;

- об отказе в передаче дела для пересмотра судебного акта в порядке надзора в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

- о направлении дела в арбитражный суд кассационной инстанции.

15. В соответствии с частью 6 статьи 299 Кодекса коллегиальный состав судей, рассматривающий заявление (представление) о пересмотре судебного акта в порядке надзора, может направить дело в арбитражный суд кассационной инстанции по своей инициативе при наличии одновременно следующих условий:

- данный судебный акт не пересматривался в порядке кассационного производства;

- отсутствуют основания для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

- имеются основания для проверки правильности применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый акт, норм материального права или норм процессуального права.

16. Копии определений, принятых по результатам рассмотрения заявлений (представлений), в том числе в соответствии с частью 5 статьи 299 Кодекса, направляются лицам, участвующим в деле, специалистами соответствующего судебного состава.

17. Контроль за соблюдением срока рассмотрения в судебных составах заявлений (представлений) осуществляет Организационно - контрольное управление.

Рассмотрение дел Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

18. В компетенцию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации входит рассмотрение дел о пересмотре в порядке надзора судебных актов арбитражных судов Российской Федерации.

19. Определение о передаче дела для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вместе с делом направляется в Секретариат Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - Секретариат).

Секретариат регистрирует определения и вносит предложения по формированию повестки заседаний Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел с учетом требований части 2 статьи 303 Кодекса.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации утверждает повестку заседания Президиума по пересмотру дел в порядке надзора.

Секретариат в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела по пересмотру судебного акта в порядке надзора Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

20. Если по делу, переданному для рассмотрения в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, поступил отзыв, то он незамедлительно, как правило, в тот же день, канцелярией направляется в Секретариат, который незамедлительно передает его судье - докладчику.

21. Секретариат не позднее чем за пять дней до заседания передает членам Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации материалы повестки заседания Президиума по рассмотрению дел (копии определений судебного состава и судебных актов по делу, повестка заседания Президиума).

22. До начала заседания Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Секретариат:

- проверяет наличие большинства членов Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и информирует об этом председательствующего;

- производит регистрацию явившихся лиц и докладывает об этом председательствующему.

22.1. Во время работы Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в целях обеспечения контроля за правильностью отражения сведений в постановлении Президиума Секретариат фиксирует по каждому конкретному делу: дату проведения заседания; состав Президиума, рассматривающего дело, с указанием фамилий членов Президиума и судей - докладчиков по делу; фамилии лиц, присутствующих в заседании, с указанием их полномочий; результаты рассмотрения заявления или представления.

(в ред. Распоряжения ВАС РФ от 05.02.2003 N 3)

23. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьей 11 Кодекса, может принять решение о рассмотрении дела в закрытом заседании.

24. Дело рассматривается Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 303 Кодекса.

Судьей - докладчиком при рассмотрении дела в заседании Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является, как правило, судья, который докладывал дело при рассмотрении заявления (представления) коллегиальным составом судей.

Второй судья - докладчик по делу назначается Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации заблаговременно при утверждении повестки заседания из числа судей с учетом специализации.

При рассмотрении Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела в порядке надзора и принятии решения судьи - докладчики пользуются правами и несут обязанности члена Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.08.95 N 31.

25. При наличии оснований для отложения рассмотрения дела, включенного в повестку заседания, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации определяет конкретную дату его рассмотрения.

26. В исключительных случаях в целях соблюдения сроков рассмотрения дела Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может производиться замена судьи - докладчика другим судьей, как правило, из числа судей того состава, который вынес определение о передаче дела в Президиум.

Вопрос о замене судьи - докладчика другим судьей этого же состава решается председателем соответствующего судебного состава. Замена судьи судьей другого судебного состава осуществляется председателем судебной коллегии.

Замена второго судьи - докладчика производится Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

27. В соответствии со статьей 303 Кодекса Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает постановление в закрытом совещании.

28. После объявления председательствующим результатов голосования Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации утверждает текст постановления Президиума, проект которого готовится судьей - докладчиком. В случае необходимости второй судья - докладчик может подготовить иной вариант проекта постановления Президиума. Утверждение текста постановления может быть отложено до следующего заседания Президиума.

Проект постановления Президиума визируется судьями - докладчиками, председателем соответствующего судебного состава и курирующим заместителем Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Ответственность за подготовку текста постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и представление его на подпись председательствующему в пятидневный срок с момента утверждения проекта постановления Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации несут судьи - докладчики.

29. Секретариат осуществляет контроль за своевременным представлением постановления на подпись председательствующему.

30. Секретариат направляет копии постановления лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам в срок, установленный статьей 307 Кодекса, а также в "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" для опубликования.

31. Дело, рассмотренное в порядке надзора Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, возвращается в арбитражный суд, из которого оно было истребовано. К делу приобщаются подлинное постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, определения, а также другие документы, приобщенные к делу в ходе рассмотрения его в порядке надзора.

32. В Секретариате осуществляется хранение копий постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с установленной номенклатурой дел.

УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
от 11 декабря 2002 г. N 64

ПОРЯДОК ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПЕРЕСМОТРЕ СУДЕБНОГО АКТА В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА
Общие вопросы

1. Настоящий Порядок устанавливает правила информационного обеспечения рассмотрения судьями заявлений и представлений о пересмотре в порядке надзора в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации судебных актов (далее - заявления (представления) арбитражных судов в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

2. По вопросам ведения делопроизводства при работе по информационному обеспечению, не урегулированным настоящим Порядком, следует руководствоваться Инструкцией по делопроизводству в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации.

3. Источниками информационного обеспечения работы судей являются:

электронные правовые базы данных "Гарант", "Кодекс", "Консультант Плюс" и другие;

справочные материалы по законодательству;

справочные материалы по судебной практике арбитражных судов.

4. Электронные правовые базы данных поддерживаются и систематически обновляются Отделом информатизации.

Справочные материалы готовятся:

- по законодательству - Управлением совершенствования законодательства;

- по вопросам судебной практики арбитражных судов - Управлением анализа и обобщения судебной практики;

- по вопросам применения международных договоров и законодательства, регулирующего участие иностранных лиц в спорных правоотношениях, - Сектором международного частного права.

Вопросы, связанные с получением судьей информации

5. Судья - докладчик, изучающий заявление (представление), может поручить помощнику судьи подобрать материалы по законодательству и судебной практике, необходимые для рассмотрения находящегося в его производстве дела. Такое поручение дается судьей непосредственно помощнику, обеспечивающему его работу, с указанием срока исполнения поручения, обеспечивающего соблюдение установленных Кодексом сроков рассмотрения дел в порядке надзора.

6. В случае если судья - докладчик в ходе подготовки дела к рассмотрению в коллегиальном составе судей считает, что имеющейся информации недостаточно в связи со сложностью дела, наличием противоречивой судебной практики, а также невозможностью получения полной информации с использованием электронных правовых баз данных, он обращается с соответствующим запросом в Управление совершенствования законодательства, Управление анализа и обобщения судебной практики; по вопросам применения международных договоров и законодательства, регулирующего участие иностранных лиц в спорных правоотношениях, во всех случаях - в Сектор международного частного права.

7. Запрос оформляется в виде служебной записки на имя соответствующего руководителя и передается в структурное подразделение в порядке, определяемом Инструкцией по делопроизводству в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации.

В запросе судья должен конкретно сформулировать интересующие его вопросы.

8. Руководитель структурного подразделения поручает работнику рассмотрение поступившего запроса, исходя из установленных в подразделении распределения обязанностей и специализации.

Информационные материалы должны быть подготовлены структурным подразделением в сроки, согласованные с судьей, обратившимся с запросом, но не превышающие двух недель.

9. В целях получения оперативной информации судья может обратиться непосредственно к специалисту, указанному руководителем структурного подразделения.

В процессе рассмотрения коллегиальным составом судей заявления (представления) по пересмотру в порядке надзора судебных актов по делу с участием иностранных лиц выслушивается мнение специалиста Сектора международного частного права.