ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 01.12.94 N 1325 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИТЕТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ТОРГОВЛЕ" (вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ О КОМИТЕТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ТОРГОВЛЕ")



Постановление

В целях приведения Положения о Комитете Российской Федерации по торговле в соответствие с законодательством Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Внести изменения и дополнения в Положение о Комитете Российской Федерации по торговле, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1992 г. N 1028 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 3, ст. 173), изложив его в редакции согласно Приложению.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН

Приложение

Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 декабря 1994 г. N 1325

ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИТЕТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ТОРГОВЛЕ
I. Общие положения

1. Комитет Российской Федерации по торговле (Роскомторг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в сфере торговли и общественного питания, направленную на удовлетворение потребностей населения в товарах народного потребления и торговых услугах, организацию торгового обслуживания в соответствии с современными требованиями, формирование рыночных отношений и развитие рыночной инфраструктуры в отрасли, защиту интересов покупателей.

В состав Роскомторга входит Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция), которая действует на основании Положения о ней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 1993 г. N 501 с последующими изменениями и дополнениями. Госторгинспекция реализует свои полномочия непосредственно, а также через территориальные органы Госторгинспекции.

2. В своей деятельности Роскомторг руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

3. Роскомторг осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. Роскомторг является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, расчетные, валютные и иные счета в учреждениях банков, а также необходимые для его деятельности печати, штампы и бланки.

II. Основные задачи Комитета Российской Федерации по торговле

5. Основными задачами Роскомторга являются:

формирование и реализация государственной политики в области торговли и общественного питания на основе использования рыночных механизмов хозяйствования;

оценка и прогнозирование развития потребительского рынка и его инфраструктуры;

воздействие на товарное насыщение потребительского рынка, производство, ассортимент и качество товаров народного потребления с учетом спроса населения, его региональных особенностей, поставок указанных товаров для государственных нужд;

разработка федеральных целевых и государственных научно-технических программ по развитию торговли, выполнение функций государственного заказчика по организации работ, связанных с реализацией этих программ;

всемерное содействие рыночным преобразованиям в сфере торговли и общественного питания, демонополизации, развитию конкуренции, созданию равных условий деятельности для всех хозяйствующих субъектов; активная поддержка новых коммерческих структур различных форм собственности, малого предпринимательства;

взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам ликвидации региональных и ведомственных барьеров свободному передвижению товаров, поддержания необходимых товаропотоков для обеспечения государственных нужд, усиления контроля за соблюдением торговыми предприятиями всех форм собственности требований законодательства и интересов покупателей, за качеством реализуемых товаров; создание системы торгового обслуживания социально незащищенных слоев населения;

разработка предложений по совершенствованию организации торгового обслуживания, экономического, правового регулирования деятельности предприятий торговли и общественного питания независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в условиях рыночной экономики;

координация работы по организации научно-технического и информационного обслуживания предприятий отрасли, внедрению достижений научно-технического прогресса, передового отечественного и зарубежного опыта;

определение направлений развития материально-технической базы торговли и общественного питания и их технической оснащенности;

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров через сеть подведомственных высших и средних специальных учебных заведений, разработка мер по социальной защите работников сферы торговли и общественного питания;

оказание методологической, консультационной и организационной помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятиям торговли и общественного питания различных форм собственности и ведомственной принадлежности по вопросам, относящимся к компетенции Роскомторга;

осуществление в установленном порядке внешнеэкономических связей и международного сотрудничества в области торговли, общественного питания, защиты прав потребителей по вопросам, относящимся к компетенции Роскомторга.

III. Функции Комитета Российской Федерации по торговле

6. В соответствии с возложенными на него задачами Роскомторг:

анализирует состояние торговли и общественного питания, разрабатывает прогнозы их развития на текущий и перспективный периоды на основе изучения рынка, спроса и предложения товаров, уровня потребления основных продуктов питания и непродовольственных товаров, других экономических факторов; регулярно представляет Правительству Российской Федерации доклады по этим вопросам;

подготавливает предложения по объемам производства, завоза и импорта товаров народного потребления по ассортименту и качеству изделий, необходимых для удовлетворения потребностей населения Российской Федерации, а также для государственных нужд, и направляет эти предложения заинтересованным министерствам, ведомствам, организациям и предприятиям; принимает участие в разработке балансов производства и использования основных видов товаров народного потребления;

направляет министерствам и ведомствам информацию о прогнозируемой потребности населения в товарах народного потребления на текущий и перспективный периоды, о товарах, спрос населения на которые не удовлетворяется;

принимает во взаимодействии с министерствами, ведомствами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, торговыми организациями и предприятиями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности меры по стабилизации торговли, насыщению потребительского рынка товарами;

участвует в работе по реализации программ углубления экономических реформ в сфере торговли и общественного питания, ускорению процессов коммерциализации деятельности предприятий, их приватизации, демонополизации и создания конкурентной среды, подготавливает предложения по стимулированию формирования рыночных отношений и развития предпринимательства, совершенствованию ценообразования, налогообложения, кредитования, бухгалтерского учета и статистической отчетности в отрасли;

дает заключения по проектам решений о приватизации торговых предприятий, находящихся в федеральной собственности;

анализирует развитие малого предпринимательства в торговле и общественном питании, изучает деятельность объединений торговых предприятий (союзов, ассоциаций и др.) с целью оценки их положения на товарных рынках, создания условий для развития конкуренции;

разрабатывает совместно с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации проекты федеральных целевых программ, производит оценку их эффективности и подготавливает проекты бюджетных заявок для реализации программ;

проводит в качестве государственного заказчика работу по выполнению целевых программ, организует через предприятия оптовой торговли и другие структуры конкурсное размещение заказов на поставку товаров народного потребления для государственных нужд, в том числе закупаемых по импорту и поступающих из государств - участников СНГ;

выступает в установленном порядке заказчиком товаров народного потребления, закупаемых по импорту в счет централизованно выделяемых валютных средств и предоставляемых Правительству Российской Федерации иностранных кредитов, а также участвует в товарообменных операциях в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации;

осуществляет координацию деятельности заинтересованных министерств и ведомств по обеспечению поставок товаров по установленным Правительством Российской Федерации федеральным фондам, а также определяет исполнителей по государственным закупкам и поставкам из всех источников товаров народного потребления;

выступает государственным заказчиком по товарным операциям с государствами - участниками СНГ; подготавливает совместно с Министерством внешних экономических связей Российской Федерации предложения по регулированию внешнеторговой деятельности предприятий, определению размера экспортных и импортных таможенных пошлин на товары народного потребления;

организует совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проведение федеральных и межгосударственных (с участием государств - участников СНГ и других стран) ярмарок по оптовой продаже товаров народного потребления, а также оказывает содействие в работе региональных и межрегиональных оптовых ярмарок;

оказывает поддержку деятельности товарных бирж и развитию биржевой торговли, организации и функционированию оптовых рынков товаров народного потребления;

разрабатывает с учетом ситуации на потребительском рынке и вносит в Министерство внешних экономических связей Российской Федерации и Министерство экономики Российской Федерации предложения по ограничению вывоза из Российской Федерации товаров народного потребления;

разрабатывает нормативные требования, а также рекомендации по формам и методам организации торговли и общественного питания;

определяет технологические требования к производству продукции общественного питания и разработке оптимальных рационов питания для населения, обслуживаемого предприятиями общественного питания по месту работы, учебы и отдыха, жителей регионов с экстремальными условиями проживания, а также лечебно-профилактического питания работников, занятых на производстве с вредными условиями труда;

проводит научно-техническую и инвестиционную политику, направленную на оказание содействия предприятиям торговли и общественного питания всех форм собственности в оснащении современной торговой техникой и оборудованием, строительстве и реконструкции объектов торговли и общественного питания по современным проектам, организации научных исследований, обеспечении необходимой коммерческой, научно-технической, экономической и правовой информацией;

обеспечивает выполнение функций государственного заказчика по разработке современного торгово-технологического оборудования для отрасли;

реализует программы строительства объектов торговли, относящихся к федеральной собственности, выполняет при необходимости и с согласия заинтересованных предприятий торговли и общественного питания функции заказчика производственно-технического оборудования для их нужд;

совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимает участие в разработке проектов нормативных правовых актов, федеральных и региональных целевых программ по социально-экономическому развитию территорий Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по совершенствованию системы завоза товаров народного потребления в указанные районы, а также по ликвидации последствий радиационных и других катастроф и аварий в части обеспечения товарами и услугами общественного питания;

осуществляет с органами управления торговлей государств - участников СНГ обмен информацией о практике применения законодательных и других нормативных актов о торговле, общественном питании и защите прав потребителей;

оказывает содействие развитию торгово-экономических отношений государств - участников СНГ, созданию совместных финансово - торгово-промышленных групп, ассоциаций, союзов, торговых домов и других предприятий;

организует взаимные поставки товаров народного потребления с государствами - участниками СНГ по межправительственным соглашениям;

развивает торгово-экономическое и научно-техническое сотрудничество с зарубежными странами, изучает и распространяет зарубежный опыт торговли и общественного питания, взаимодействует в пределах своей компетенции с органами управления торговлей государств - участников СНГ по вопросам, представляющим взаимный интерес;

осуществляет в целях защиты прав и интересов покупателей через Госторгинспекцию государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядка и дисциплины цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления в предприятиях торговли, общественного питания и промышленности независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;

участвует в рассмотрении проектов стандартов, изменений к ним, согласовании технических условий на товары народного потребления, сертификации торговых услуг и продукции общественного питания;

разрабатывает проекты законов и иных правовых актов, норм и правил, регулирующих организационную и финансово-хозяйственную деятельность предприятий торговли и общественного питания различных форм собственности;

участвует совместно с субъектами Российской Федерации в разработке схем развития и рационального размещения сети предприятий торговли и общественного питания;

организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов с высшим и средним специальным образованием в подведомственных учебных заведениях; разрабатывает и утверждает порядок аттестации работников подведомственных предприятий, организаций и учреждений, находящихся на бюджетном финансировании, и квалификационные требования к ним; разрабатывает меры по социальной защите работников сферы торговли и общественного питания;

руководит деятельностью подведомственных Роскомторгу высших и средних специальных учебных заведений, научно-исследовательских, проектных и других организаций и учреждений;

взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам мобилизационной подготовки, обеспечения оборонных нужд государства и повышения устойчивости работы предприятий торговли и общественного питания в условиях чрезвычайных ситуаций;

дает разъяснения в пределах своей компетенции по обращениям граждан, предприятий, организаций и учреждений по применению норм и правил, регулирующих торговую деятельность юридических и физических лиц на территории Российской Федерации;

разрабатывает отраслевые правила, типовые инструкции и организационно-методические документы по охране труда;

организует методологическую работу по охране труда, анализирует причины производственного травматизма, профессиональных заболеваний в отрасли и принимает меры по их устранению.

IV. Права Комитета Российской Федерации по торговле

7. Роскомторг для обеспечения выполнения своих задач и функций имеет право:

получать в установленном порядке государственную статистическую отчетность по торговле, а также бухгалтерскую и статистическую отчетность от находящихся в его ведении предприятий, учреждений и организаций;

запрашивать на договорных началах у министерств, ведомств, предприятий и организаций информацию, необходимую для осуществления возложенных на Роскомторг задач;

вносить предложения по формированию федеральных и межгосударственных программ развития торговли и общественного питания;

организовывать проведение отраслевых, межгосударственных и международных мероприятий по проблемам развития торговли и общественного питания, защите прав потребителей;

утверждать уставы (положения) федеральных предприятий, организаций и учреждений, координацию и регулирование деятельности которых осуществляет Роскомторг; назначать на должность и освобождать от должности руководителей этих предприятий, организаций и учреждений. Заключать, изменять и расторгать контракты с ними в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

представлять в установленном порядке на утверждение в соответствующие органы кандидатуры представителей государства в органах управления акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности;

принимать решения о создании, реорганизации и ликвидации подведомственных ему федеральных государственных учреждений, если реализация этих решений осуществляется в пределах выделенных им бюджетных ассигнований и штатной численности;

реорганизовывать с изменением статуса подведомственные средние специальные учебные заведения, а также проводить их государственную аттестацию;

назначать и производить по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом документальные, фактические проверки (ревизии, инвентаризации), назначать аудиторские проверки предприятий, в ведении и управлении которых находится государственное имущество, относящееся к федеральной собственности;

привлекать на договорной основе научные учреждения и высококвалифицированных специалистов к разработке программ, проектов законодательных и иных правовых актов по вопросам торговли и общественного питания, создавать в этих целях временные научные, экспертные, рабочие группы и коллективы;

образовывать в установленном порядке внебюджетные фонды за счет разрешенных законодательством средств и источников;

проводить проверки эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных подведомственным организациям и предприятиям на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и финансирование капитальных вложений;

представлять в пределах своей компетенции и в установленном порядке Российскую Федерацию в международных и региональных организациях.

V. Организация деятельности Комитета Российской Федерации по торговле

8. Роскомторг возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке. Председатель имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.

9. Председатель:

осуществляет руководство деятельностью Роскомторга, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и функций, распределяет обязанности между заместителями председателя и руководителями структурных подразделений центрального аппарата Роскомторга;

утверждает в пределах установленной численности и фонда оплаты труда структуру и штатное расписание центрального аппарата Роскомторга, смету расходов на его содержание в пределах выделяемых ассигнований;

утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Роскомторга;

назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Роскомторга;

издает в пределах компетенции Роскомторга приказы, инструкции и методические рекомендации;

осуществляет в установленном порядке право распоряжения финансовыми средствами и имуществом Роскомторга.

10. В Роскомторге образуется коллегия в составе председателя и его заместителей по должности, руководящих работников Роскомторга, а также других министерств, ведомств и организаций.

Члены коллегии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Коллегия рассматривает важнейшие вопросы развития сферы торговли и общественного питания в условиях формирования рыночной экономики. Решения коллегии оформляются протоколами и реализуются при необходимости приказами председателя Комитета.

11. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Роскомторга осуществляется за счет ассигнований федерального бюджета, направляемых на содержание федеральных органов исполнительной власти.