РАЗЪЯСНЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОРГАНАХ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (Приняты на заседании Высшей квалификационной коллегии судей 15-18 июля 2002 г.)
Приняты на заседании
Высшей квалификационной коллегии судей
15-18 июля 2002 г
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федерального закона " Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" в практике работы квалификационных коллегий судей возник ряд вопросов. В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации полагает необходимым дать следующие разъяснения и рекомендации.
1. При решении вопроса об исчислении стажа работы по юридической профессии, необходимого для назначения (избрания) на должность судьи (для судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - не менее 10 лет, для судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального суда округа - не менее 7 лет, для судей других судов и мировых судей - не менее 5 лет (п. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в ред. от 15.12.01), следует иметь в виду, что допускается включать в стаж работы на должностях, требующих юридического образования, периоды трудовой деятельности лиц, имеющих среднее юридическое образование, и лиц, получивших высшее юридическое образование, а также неполное высшее юридическое образование (при наличии подтверждающего документа установленного образца). Для совмещающих обучение в юридическом вузе с работой на требующих юридического образования должностях, указанных в этом Законе, стаж начинает исчисляться после успешного окончания того курса, после которого вузом в соответствии с его Уставом выдается документ установленного образца о неполном высшем юридическом образовании.
При этом учитывается только образование, полученное претендентом в учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию.
Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов от 27 декабря 1996 г. после принятия Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" действует в той мере, в какой она не противоречит указанному Закону и другим федеральным конституционным и федеральным законам.
2. Претенденты на должности судей, получившие положительные заключения соответствующих квалификационных коллегий судей до 30 декабря 2001 г., то есть до вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", не проходят процедуру, предусмотренную пунктом 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (в ред. от 15.12.01), - участие в конкурсе по правилам, установленным этим Законом.
3. В отношении судьи, впервые назначенного на указанный в Законе срок, конкурс объявляется лишь тогда, когда открылась вакантная должность судьи (в частности, истек установленный законом 3-летний срок полномочий). Об этом председатель суда, в котором открылась такая вакансия, обязан не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии сообщить соответствующей квалификационной коллегии судей. Судья, у которого истек срок полномочий, наряду и наравне с другими претендентами на данную должность участвует в конкурсе, по результатам которого квалификационная коллегия судей может принять решение о рекомендации на вакантную должность как этого судьи, так и другого претендента либо об отказе всем им в даче рекомендации и объявлении нового конкурса.
Об открытии или наличии вакансии председателя и заместителя председателя суда в соответствующую квалификационную коллегию судей сообщает председатель вышестоящего суда, а об открытии или наличии вакансии мирового судьи в квалификационную коллегию судей сообщение направляет председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.
В отношении председателей судов и их заместителей, которые назначаются на указанный в Законе срок (6 лет), соответствующие квалификационные коллегии судей объявляют об открытии конкурса не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя суда.
4. Сведения об открытии вакансий Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, квалификационные коллегии судей федеральных арбитражных судов округов, окружных (флотских) военных судов публикуют в " Российской газете", а другие квалификационные коллегии судей - в официальных изданиях соответствующих субъектов Российской Федерации. Объявления в других средствах массовой информации, а также публикация сведений об открытии вакансий в печатных органах Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматриваются как дополнительные.
5. Расходы на публикацию в средствах массовой информации объявлений об открытии вакансий возлагаются на Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и входящие в его систему органы. В одном объявлении могут содержаться сведения как об открытии нескольких вакансий в одном суде, так и об открытии вакансий в нескольких судах.
6. Заявления претендентов на должность судьи рассматриваются с их участием. В случае неявки одного из претендентов на должность судьи, участвующих в конкурсе, вопрос о рассмотрении всех заявлений и о даче рекомендации одному из претендентов решается квалификационной коллегией судей.
7. Из пункта 3 статьи 6 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (" Порядок наделения судей полномочиями") слова "с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации" подлежат исключению через 6 месяцев после вступления в силу Федерального закона " Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", то есть после 19 сентября 2002 г.
8. В материалах квалификационных коллегий судей должны содержаться сведения, подтверждающие опубликование в средствах массовой информации объявления об открытии вакансий (дата объявления, наименование СМИ). В заключении о рекомендации на вакантную должность судьи достаточно упоминания о таком объявлении. Срок полномочий, на который рекомендуется назначить претендента, в заключении не указывается.
9. Претендент на должность судьи в подтверждение юридического образования представляет в соответствующую экзаменационную комиссию и квалификационную коллегию судей, в частности, диплом государственного образца вуза, в котором аккредитованы специальности " Юриспруденция", " Правоведение", а в случае окончания иностранного вуза - также документ о нострификации или заверенные в установленном законом порядке их копии.
10. Вместе с документами, подтверждающими трудовую деятельность претендента, или их копиями в спорных случаях представляются должностные инструкции или иные документы, подтверждающие должностные обязанности, по периодам работы, зачисляемым в стаж по юридической профессии на указанных в Законе должностях.
11. Квалификационная коллегия судей вправе поручить компетентным органам Российской Федерации проведение проверочных мероприятий в отношении гражданина, претендующего на должность судьи.
12. Так как квалификационная коллегия судей организует проверку, в том числе, достоверности документов и сведений, касающихся отсутствия у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, гражданин в заявлении о рекомендации на вакантную должность судьи указывает о своем согласии на проведение такой проверки и истребование сведений, составляющих врачебную тайну (основание - статья 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан N 5487-1 (в ред. от 02.12.02).
13. При наличии вакансии в федеральном суде судья другого федерального суда того же уровня или вышестоящего суда может быть назначен по его заявлению на должность, аналогичную занимаемой им, в установленном Законом порядке без получения положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. При этом квалификационная коллегия после объявления о вакансии рассматривает заявления претендентов на указанную вакантную должность судьи федерального суда и при рекомендации одного из них направляет свое заключение председателю соответствующего суда, который это заключение (при согласии с ним) вместе с заявлением судьи федерального суда о переводе на вакантную должность направляет в установленном Законом порядке.
14. Федеральный судья, впервые назначенный на должность сроком на три года, по истечении этого срока может быть рекомендован к назначению на любую судейскую должность как в том же суде, так и в суде другого уровня или другой юрисдикции.
15. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона " Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" судья, пребывающий в отставке, с его согласия может быть назначен в состав квалификационной коллегии судей представителем общественности. Это положение распространяется также на находящихся в отставке председателей и заместителей председателей судов, чьи полномочия прекращены, в частности, в связи с письменным заявлением об отставке.
16. До формирования квалификационных коллегий судей в соответствии с Федеральным законом " Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" судьи, находящиеся в отставке, а также председатели судов и их заместители сохраняют свои полномочия в квалификационных коллегиях судей.
17. Поскольку в каждом субъекте Российской Федерации должна быть сформирована одна квалификационная коллегия судей с учетом представительства в ней судей судов разного уровня и разной юрисдикции, то при каждой квалификационной коллегии судей должна быть сформирована одна экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи.
18. В статье 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (в ред. от 15.12.01) указывается, в частности, что решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается судебной коллегией в составе трех судей соответствующего суда и с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.
Тем же Законом предусмотрено, что по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу квалификационной коллегией судей принимается мотивированное решение.
Из этого следует, что согласие квалификационной коллегии судей на привлечение судьи в качестве обвиняемого требуется как в случае, когда уголовное дело возбуждено в отношении судьи, так и в случае, если дело было возбуждено в отношении другого лица либо по факту совершения преступления.
Это вытекает также из положения Закона о том, что изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления, которое может повлечь ухудшение положения судьи, допускается только в порядке, установленном для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому делу, то есть также с согласия квалификационной коллегии судей.
Таким образом, согласие квалификационной коллегии на привлечение судьи в качестве обвиняемого требуется в случаях решения вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи, предъявления судье обвинения по этому же делу, предъявления судье обвинения по делу, возбужденному в отношении другого лица либо по факту совершения преступления, изменения обвинения судьи на более тяжкое.
19. В соответствии со статьей 19 Федерального закона " Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации могут осуществлять свои полномочия, если их составы сформированы не менее чем на две трети.
Если в субъекте Российской Федерации действуют все суды, указанные в пункте 4 статьи 11 названного Закона, а также мировые судьи, численный состав квалификационной коллегии судей (с учетом представителей общественности и представителя Президента Российской Федерации) установлен в количестве 21 члена коллегии. В этом случае коллегия вправе осуществлять свои полномочия при избрании и назначении не менее 14 членов коллегии.
При отсутствии в субъекте Российской Федерации, например, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, гарнизонного военного суда и мировых судей численный состав квалификационной коллегии судей в этом субъекте составит 18 членов коллегии, которая может осуществлять свои полномочия при избрании и назначении 12 членов коллегии.
20. О том, кто вправе поставить перед квалификационной коллегией судей вопрос о количественном составе экзаменационной комиссии, о председателе, заместителе, секретаре комиссии, ни в Законе, ни в Положении об экзаменационных комиссиях судей по приему квалификационного экзамена на должность судьи не указывается. Следовательно, с таким предложением могут выступить, в частности, председатели судов, действующих в субъекте Российской Федерации, соответствующий совет судей. Обязанности секретаря комиссии выполняет только один из членов этой комиссии. Ведет делопроизводство и осуществляет всю техническую работу, связанную с деятельностью комиссии, сотрудник судебного департамента.
21. Квалификационная коллегия судей вправе провести заседание в отсутствие посторонних лиц (закрытое заседание). Это может иметь место, в частности, в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
22. Мировой судья, находящийся в отставке, может быть привлечен председателем соответствующего районного суда к осуществлению правосудия в качестве мирового судьи в порядке, предусмотренном статьей 7-1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Однако он не может быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве федерального судьи.
23. Поскольку вопросы, связанные с прекращением полномочий председателей советов судей и председателей квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации отнесены к компетенции Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, то и к дисциплинарной ответственности указанные председатели, а также их заместители могут быть привлечены решением только этой коллегии.
В отношении членов советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, которые не входят в число лиц, указанных в подпункте 4 пункта 2 статьи 17 Федерального закона " Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", решение по этим вопросам принимает соответствующая квалификационная коллегия судей субъектов Российской Федерации.
24. Поводом для рассмотрения на заседании квалификационной коллегии судей вопроса о дисциплинарной ответственности судьи является только представление председателя соответствующего или вышестоящего суда либо обращение органа судейского сообщества.
Это вытекает как из наименования статьи 22 Федерального закона " Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" - " Особенности рассмотрения представлений и обращений о совершении судьей дисциплинарного проступка", расположенной в главе 3 " Производство в квалификационных коллегиях судей", так и из содержания названной статьи, согласно которой квалификационная коллегия судей рассматривает представление председателя соответствующего или вышестоящего суда либо обращение органа судейского сообщества о прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка, а жалобы и сообщения, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, поступившие от других органов, должностных лиц и граждан, квалификационная коллегия судей может лишь проверить либо направить для проверки председателю соответствующего суда.
В случае проверки квалификационной коллегией судей жалобы и сообщения о совершении судьей дисциплинарного проступка результаты проверки доводятся до сведения председателя суда, который решает вопрос о внесении представления в квалификационную коллегию судей о прекращении полномочий судьи либо об отказе в этом.
Таким образом, содержащиеся в жалобах и сообщениях сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка при их подтверждении могут быть основанием для рассмотрения квалификационной коллегией судей лишь в случае внесения председателем соответствующего или вышестоящего суда представления либо обращения органа судейского сообщества.
25. В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (в ред. от 15.12.01) судья, полномочия которого прекращены в связи с истечением их срока или в связи с достижением предельного возраста, продолжает осуществлять полномочия судьи до вступления в должность нового судьи или до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с участием данного судьи.
Поскольку полномочия судьи могут быть прекращены только решением соответствующей квалификационной коллегии судей, то и в связи с истечением срока полномочий должно быть вынесено такое решение. Однако судья продолжает осуществлять полномочия в силу названного Закона до тех пор, пока открывшаяся вакансия не будет заполнена в установленном законом порядке, независимо от того, получил ли судья, срок полномочий которого истек, положительное заключение квалификационной коллегии судей о назначении его на указанную должность без ограничения срока полномочий или нет.
26. В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (в ред. от 15.12.01) квалификационный экзамен на должность судьи сдает гражданин, не являющийся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.
Поскольку квалификационный экзамен имеет своей целью установить наличие у претендента профессиональных знаний, необходимых для работы в качестве судьи, а после истечения трех лет после сдачи экзамена гражданин, если он не пребывает в этом качестве, повторно сдает квалификационный экзамен, то также и судья, пребывающий в отставке более трех лет, сдает квалификационный экзамен на должность судьи.
27. В соответствии со статьей 29 Федерального закона " Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" квалификационные коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, военных округов и флотов, сформированные до вступления этого Закона в силу, то есть до 20 марта 2002 г., продолжают осуществлять свои полномочия до образования соответствующих квалификационных коллегий судей, предусмотренных названным Законом, но не более 6 месяцев со дня вступления его в силу.
Поскольку Федеральным законом " Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" образование квалификационных коллегий судей Верховного Суда Российской Федерации не предусмотрено, указанные квалификационные коллегии судей осуществляют свои полномочия до 20 сентября 2002 г.
Квалификационная коллегия судей общих судов субъектов Российской Федерации осуществляет свои полномочия до формирования в этом субъекте Российской Федерации единой квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации, состоящей из судей судов разной юрисдикции, мировых судей, представителей общественности и представителя Президента Российской Федерации в количестве не менее двух третей численного состава коллегии, поскольку в соответствии со статьей 19 Федерального закона " Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" квалификационные коллегии судей субъекта Российской Федерации могут осуществлять свои полномочия, если их составы сформированы не менее чем на две трети.
Квалификационная коллегия судей окружного (флотского) военного суда прекращает свои полномочия в отношении судей того гарнизонного военного суда, который расположен на территории субъекта Российской Федерации, в котором сформирована в соответствии с Федеральным законом " Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" квалификационная коллегия судей, - с момента формирования такой коллегии.
При этом до 20 сентября 2002 г. квалификационная коллегия судей окружного (флотского) военного суда осуществляет свои полномочия в отношении судей окружного (флотского) военного суда. Эта же коллегия осуществляет свои полномочия в отношении судей другого гарнизонного военного суда - до формирования в субъекте квалификационной коллегии судей в соответствии с Федеральным законом " Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", но не дольше чем до 20 сентября 2002 г.
В отношении судей гарнизонных военных судов, расположенных вне пределов Российской Федерации, действуют квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации, на территории которых располагаются военные суды округа (флота).
28. В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Федерального закона " Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" судьи в состав квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации избираются тайным голосованием на конференции судей в порядке, определяемом этой конференцией.
Однако конференция судей не вправе принять решение об избрании судей в состав квалификационной коллегии судей на раздельных секциях. При избрании членов коллегии на секциях судьи суда одной юрисдикции или одного уровня лишаются права избирать судей в состав единой для субъекта Российской Федерации квалификационной коллегии судей из числа судей другой юрисдикции или другого уровня, что противоречит требованиям Конституции Российской Федерации о том, что любое ограничение прав граждан может быть установлено только федеральным законом.
Такое ограничение установлено федеральным законом только в отношении судей, избираемых в состав Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации на Всероссийском съезде судей делегатами съезда от соответствующих судов из своего состава на раздельных собраниях делегатов (п. 3 ст. 11 Федерального закона " Об органах судейского сообщества в Российской Федерации").
29. В соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации дисциплинарные взыскания применяются работодателем к работнику за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
Дисциплинарные взыскания на судей могут быть наложены квалификационными коллегиями судей за совершение дисциплинарных проступков, выразившихся в нарушении норм Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации", а также положений кодекса судейской этики.
Таким образом, дисциплинарная ответственность судей по основаниям ее возникновения и по порядку применения отличается от дисциплинарной ответственности работников, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации.
Следовательно, при наложении дисциплинарного взыскания на судью не распространяются сроки, установленные статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации.
Вопрос о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности в каждом конкретном случае решается исходя из тяжести проступка и давности его совершения.
\r\n