ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.94 N 79-ФЗ (ред. от 17.03.97) "О ГОСУДАРСТВЕННОМ МАТЕРИАЛЬНОМ РЕЗЕРВЕ"
29 декабря 1994 года N 79-ФЗ
Принят
Государственной Думой
23 ноября 1994 года
Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов государственного материального резерва (далее - государственный резерв) и регулирует отношения в данной области.
Глава I. Общие положенияСтатья 1. Понятие государственного резерва
Государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В состав государственного резерва входят запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации (далее - мобилизационный резерв), запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения первоочередных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Статья 2. Термины и определенияВ настоящем Федеральном законе используются следующие термины и определения:
поставка материальных ценностей в государственный резерв - закупка и (или) отгрузка (доставка) материальных ценностей на предприятия, в учреждения или организации для хранения;
закладка материальных ценностей в государственный резерв - принятие материальных ценностей для хранения в государственном резерве;
выпуск материальных ценностей из государственного резерва - реализация или безвозмездная передача материальных ценностей государственного резерва определенному получателю (потребителю) либо реализация их на рынке;
ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва - хранение заложенных в государственный резерв материальных ценностей у поставщика (производителя) или получателя (потребителя) без предоставления ему права пользования этими материальными ценностями до принятия в установленном порядке решения о выпуске их из государственного резерва;
освежение запасов государственного резерва - выпуск материальных ценностей из государственного резерва в связи с истечением установленного срока хранения материальных ценностей, тары, упаковки, а также вследствие возникновения обстоятельств, могущих повлечь за собой порчу или ухудшение качества хранимых материальных ценностей до истечения установленного срока их хранения, при одновременной поставке и закладке в государственный резерв равного количества аналогичных материальных ценностей;
заимствование материальных ценностей из государственного резерва - выпуск материальных ценностей из государственного резерва на определенных условиях с последующим возвратом в государственный резерв равного количества аналогичных материальных ценностей;
разбронирование материальных ценностей государственного резерва - выпуск материальных ценностей из государственного резерва без последующего их возврата;
замена материальных ценностей из государственного резерва - выпуск материальных ценностей из государственного резерва при одновременной закладке в него равного количества аналогичных или других однотипных материальных ценностей в связи с изменением стандартов и технологии изготовления изделий, предусмотренных мобилизационным заданием.
Статья 3. Назначение государственного резерваГосударственный резерв предназначен для:
обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;
обеспечения первоочередных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
оказания государственной поддержки различным отраслям народного хозяйства, предприятиям, учреждениям, организациям, субъектам Российской Федерации в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке;
оказания гуманитарной помощи;
оказания регулирующего воздействия на рынок.
Статья 4. Единая федеральная система государственного резерва Российской Федерации1. Формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, его территориальными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, которые образуют единую федеральную систему государственного резерва Российской Федерации (далее - система государственного резерва).
2. Структура системы государственного резерва и порядок управления государственным резервом определяются Правительством Российской Федерации.
3. Запасы государственного резерва независимо от места их размещения, предприятия, учреждения, организации и другие объекты, входящие в систему государственного резерва, а также земельные участки, на которых они расположены, являются федеральной собственностью.
Статья 5. Номенклатура материальных ценностей в государственном резерве и нормы их накопленияНоменклатура материальных ценностей в государственном резерве и нормы их накопления, порядок разработки этих номенклатуры и норм устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Ежегодный объем накопления материальных ценностей в государственном резерве планируется в составе государственного оборонного заказа в пределах средств, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на текущий финансовый год.
Статья 6. Неснижаемый запас государственного резерваВ составе государственного резерва образуется неснижаемый запас материальных ценностей (постоянно поддерживаемый объем их хранения).
Номенклатура и объем материальных ценностей, подлежащих хранению в неснижаемом запасе государственного резерва, а также порядок использования неснижаемого запаса устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении государственного резерваОрганы государственной власти субъектов Российской Федерации:
дают согласие на размещение на подведомственных им территориях предприятий, учреждений и организаций для хранения материальных ценностей государственного резерва;
обеспечивают соблюдение требований действующего законодательства в области формирования, хранения и использования запасов материальных ценностей государственного резерва на подведомственных им территориях;
оказывают содействие в заключении договоров с расположенными на подведомственных им территориях предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и организационно-правовых форм на поставку материальных ценностей в государственный резерв и их ответственное хранение;
несут ответственность за создание мобилизационного резерва на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях;
при введение в действие мобилизационного плана разрешают предприятиям, учреждениям и организациям, которым они установили мобилизационные задания, разбронирование материальных ценностей из мобилизационного резерва;
в случае необходимости обращаются в установленном порядке с просьбами о заимствовании или разбронировании материальных ценностей из государственного резерва, а также с предложениями о закладке материальных ценностей в государственный резерв.
Статья 8. Финансирование системы государственного резерваФинансирование расходов на содержание и развитие системы государственного резерва, проведение операций с материальными ценностями государственного резерва осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств, получаемых от реализации материальных ценностей государственного резерва и их заимствования.
Финансирование расходов на накопление (прирост) материальных ценностей в государственном резерве, возмещение убытков от их замены и проведения на основании решений Правительства Российской Федерации операций по их заимствованию, списание потерь от естественной убыли и уценки материальных ценностей государственного резерва, возмещение затрат предприятий, учреждений и организаций, связанных с ответственным хранением и обслуживанием материальных ценностей государственного резерва, выделяются в федеральном бюджете отдельной статьей.
Финансирование расходов на капитальное строительство, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, учреждений, организаций и других объектов системы государственного резерва, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также на содержание системы государственного резерва предусматривается в соответствующих разделах федерального бюджета отдельной строкой.
Порядок финансирования указанных расходов определяется Правительством Российской Федерации.
Глава II. Организация поставок материальных ценностей в государственный резерв и его размещениеСтатья 9. Формирование и размещение заказов на поставку материальных ценностей в государственный резерв
1. Заказы на поставку материальных ценностей в государственный резерв размещаются на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
2. Государственным заказчиком на поставку материальных ценностей в государственный резерв является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, а государственными заказчиками на поставку материальных ценностей в мобилизационный резерв являются также и иные федеральные органы исполнительной власти.
3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом:
формирует предложения к проекту федерального бюджета на соответствующий год по структуре расходов системы государственного резерва;
осуществляет отбор (в том числе на конкурсной основе) поставщиков материальных ценностей в государственный резерв для заключения с ними государственных контрактов (договоров);
при заключении государственных контрактов (договоров) на поставку материальных ценностей в государственный резерв определяет конкретных получателей, рассматривает и согласовывает с поставщиками номенклатуру, объем, качество, цену и сроки поставки материальных ценностей в государственный резерв;
заключает или поручает заключить подведомственным территориальным органам государственные контракты (договоры) на поставку материальных ценностей в государственный резерв;
обеспечивает расчеты с поставщиками за материальные ценности, поставляемые в государственный резерв в соответствии с государственным контрактом (договором).
4. Поставщики, занимающие доминирующее положение на товарном рынке, а также предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ превышает 70 процентов, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов (договоров) на поставку материальных ценностей в государственный резерв.
5. В случае отказа таких поставщиков от заключения государственных контрактов (договоров) на поставку материальных ценностей в государственный резерв или неполучения ответа в течение 20 дней на предложение о заключении контракта (договора) государственный заказчик и его территориальные органы вправе обратиться в арбитражный суд с иском о понуждении указанных поставщиков к заключению государственных контрактов (договоров).
6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, вправе на контрактной (договорной) основе передавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности и организационно-правовых форм часть своих функций по размещению заказов на поставку материальных ценностей в государственный резерв, а также по выпуску материальных ценностей из государственного резерва.
7. Государственный заказчик вправе выдавать контрагенту по контракту обязательные для исполнения отгрузочные разнарядки на выпуск материальных ценностей из государственного резерва конкретным получателям.
(в ред. Федерального закона от 17.03.97 N 58-ФЗ)
Статья 10. Стимулирование выполнения поставок материальных ценностей в государственный резервСтимулирование выполнения поставок материальных ценностей в государственный резерв, а также поставок материальных ценностей для эксплуатационных нужд и капитального строительства системы государственного резерва осуществляется в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 11. Размещение государственного резерва1. Запасы материальных ценностей государственного резерва размещаются на предприятиях, в учреждениях и организациях, специально предназначенных для хранения государственного резерва. Размещение и строительство на территории Российской Федерации предприятий, учреждений и организаций, других объектов системы государственного резерва осуществляются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Часть запасов материальных ценностей государственного резерва может храниться на промышленных, транспортных, сельскохозяйственных, снабженческо-сбытовых и иных предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
3. Перечень предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва, номенклатура и объем хранения этих ценностей определяются мобилизационным и другими специальными планами.
4. Предприятия, учреждения и организации, которым установлены мобилизационные и другие специальные задания, обязаны обеспечить размещение, хранение, своевременное освежение, замену, а также выпуск материальных ценностей из государственного резерва в соответствии с указанными заданиями своими силами и средствами.
5. Возмещение затрат предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляющим ответственное хранение государственного резерва, производится в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
6. Сведения о нормах накопления, о поставке, выпуске, закладке, об освежении, дислокации и фактических запасах государственного резерва являются государственной тайной, разглашение которой влечет за собой ответственность в установленном законом порядке.
Глава III. Порядок поставки материальных ценностей в государственный резерв и выпуска их из государственного резерваСтатья 12. Особенности поставки, закладки и хранения материальных ценностей государственного резерва
Материальные ценности, поставляемые в государственный резерв, по которым установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, должны иметь сертификат соответствия указанным требованиям на весь срок хранения.
Статья 13. Основания и порядок выпуска материальных ценностей из государственного резерва1. Выпуск материальных ценностей из государственного резерва осуществляется:
в связи с их освежением и заменой;
в порядке временного заимствования;
в порядке разбронирования;
для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
2. Выпуск из государственного резерва подлежащих освежению материальных ценностей, хранящихся на предприятиях, в учреждениях и организациях системы государственного резерва, производится на основании решений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление государственным резервом. Освежение материальных ценностей государственного резерва, находящихся на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих их ответственное хранение, а также их замена на продукцию аналогичного ассортимента и качества производятся указанными предприятиями, учреждениями и организациями самостоятельно, без привлечения дополнительных бюджетных средств. Для отдельных видов материальных ценностей государственного резерва Правительством Российской Федерации может устанавливаться иной порядок их освежения и замены.
3. Выпуск материальных ценностей из государственного резерва в порядке временного заимствования производится по предложениям федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, в котором определяются получатели, сроки и условия выпуска материальных ценностей из государственного резерва, порядок и сроки их возврата.
4. При выдаче материальных ценностей из государственного резерва в порядке заимствования получатель (заемщик) - предприятие, учреждение или организация - представляет гарантийное обязательство по возврату материальных ценностей в государственный резерв.
5. Выпуск материальных ценностей из государственного резерва, кроме неснижаемого запаса, в порядке заимствования на срок не более шести месяцев и до 20 процентов объема материальных ценностей, находящихся в государственном резерве на начало текущего года, может производиться на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление государственным резервом. В указанном случае порядок выпуска материальных ценностей из государственного резерва, порядок их возврата, а также порядок взаиморасчетов определяются на договорной основе.
6. По разрешению федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которыми установлены мобилизационные задания, предприятиями, учреждениями и организациями могут в исключительных случаях заимствоваться до 30 процентов имеющихся запасов материальных ценностей мобилизационного резерва на срок до трех месяцев, если заимствование не произведено ранее на основании решения Правительства Российской Федерации и предприятия, учреждения и организации не имеют задолженности по возврату в мобилизационный резерв материальных ценностей.
7. Выпуск материальных ценностей в порядке заимствования осуществляется на основе контрактов (договоров), заключенных соответствующим органом управления государственным резервом с получателями.
8. За заимствование материальных ценностей из государственного резерва устанавливается плата. Размер этой платы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, исходя из стоимости заимствованных материальных ценностей и не может превышать размера учетной ставки за кредит Центрального банка Российской Федерации.
9. Выпуск материальных ценностей из государственного резерва в порядке разбронирования производится на основании решения Правительства Российской Федерации.
Выпуск материальных ценностей из государственного резерва для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется на основании запроса федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции координации работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, на основании решения Правительства Российской Федерации. Расходы по выпуску указанных материальных ценностей, включая оплату их стоимости, возмещаются за счет средств, предусматриваемых для этих целей и федеральном бюджете, или в ином порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Статья 14. Использование запасов государственного резерва для стабилизации экономики и оказания регулирующего воздействия на рынок1. В случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке ресурсы государственного резерва могут на основании решения Правительства Российской Федерации использоваться в соответствии с действующим законодательством для стабилизации экономики и оказания регулирующего воздействия на рынок.
2. При необходимости Правительство Российской Федерации принимает решения о закупке и закладке материальных ценностей в государственный резерв сверх установленных объемов и норм за счет средств федерального бюджета.
Статья 15. Обеспечение перевозок материальных ценностей государственного резерваПеревозка материальных ценностей государственного резерва производится транспортными предприятиями и организациями в первоочередном порядке.
Материальные ценности, выпускаемые из государственного резерва на основании решений Правительства Российской Федерации, в том числе для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, принимаются к перевозке транспортными предприятиями и организациями по предъявлении груза без предварительной оплаты.
Транспортные предприятия и организации сдают и принимают все материальные ценности государственного резерва с обязательной проверкой веса или количества мест (в зависимости от рода груза).
Глава IV. Имущественная ответственностьСтатья 16. Имущественная ответственность по операциям с материальными ценностями государственного резерва
1. При необоснованном уклонении поставщика от заключения государственного контракта (договора) на поставку материальных ценностей в государственный резерв в случаях, когда обязанность заключения государственного контракта (договора) установлена действующим законодательством, поставщик уплачивает штраф в размере стоимости продукции, определенной в проекте государственного контракта (договора).
2. За просрочку поставки (закладки), недопоставку (неполную закладку) материальных ценностей в государственный резерв поставщик (предприятие, учреждение, организация, обязанные осуществлять ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва) уплачивает неустойку в размере 50 процентов стоимости недопоставленных (незаложенных) материальных ценностей. Неустойка взыскивается до фактического выполнения обязательства с учетом недопоставленного количества продукции в предыдущем периоде поставки. Кроме уплаты неустойки поставщик (предприятие, учреждение, организация, обязанные осуществлять ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва) возмещает понесенные получателем убытки.
3. За несвоевременный возврат в государственный резерв заимствованных материальны ценностей получатель уплачивает штраф в размере 100 процентов стоимости невозвращенных материальных ценностей и пеню в размере 0,5 процента их стоимости за каждый день просрочки до полного выполнения обязательства.
4. За несвоевременное выполнение указаний федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление государственным резервом, и его территориальных органов об отгрузке материальных ценностей государственного резерва предприятие, учреждение, организация, осуществляющие ответственное хранение указанных ценностей, уплачивают штраф в размере 100 процентов стоимости не отгруженных в срок материальных ценностей и пеню в размере 0,5 процента их стоимости за каждый день просрочки до полного выполнения обязательства.
5. За поставку (закладку) в государственный резерв материальных ценностей, не пригодных для длительного хранения, некомплектных или не соответствующих по своему качеству и ассортименту условиям государственного контракта (договора), изготовитель (поставщик, предприятие, учреждение, организация, осуществляющие ответственное хранение государственного резерва) уплачивает штраф в размере 20 процентов стоимости забракованных - не соответствующих условиям государственного контракта (договора) - материальных ценностей.
6. За поставку (закладку) в государственный резерв немаркированных или ненадлежаще маркированных материальных ценностей либо материальных ценностей, поставленных в ненадлежащей таре (упаковке), за использование средств пакетирования, не соответствующих действующим стандартам, изготовитель (поставщик) уплачивает штраф в размере 5 процентов стоимости указанных материальных ценностей.
Изготовитель (поставщик) обязан в течение месяца заменить забракованные материальные ценности, тару (упаковку), восстановить или исправить маркировку.
7. При обнаружении скрытых производственных дефектов в материальных ценностях, поставленных (заложенных) в государственный резерв, имущественную ответственность несет изготовитель (поставщик) независимо от времени поставки (закладки) материальных ценностей в государственный резерв и времени обнаружения указанных дефектов при условии соблюдения установленных режимов хранения указанных материальных ценностей.
8. За необеспечение количественной сохранности материальных ценностей государственного резерва, хранящихся в пунктах ответственного хранения, предприятия, учреждения и организации, осуществляющие ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва, уплачивают штраф в размере 100 процентов стоимости недостающих материальных ценностей государственного резерва, а также пеню в размере 0,5 процента их стоимости за каждый день до полного восстановления в государственном резерве недостающих материальных ценностей.
9. При установлении случаев оформления бестоварных операций по закладке материальных ценностей в государственный резерв предприятия, учреждения и организации, осуществляющие ответственное хранение, уплачивают штраф в размере 100 процентов стоимости не заложенных в государственный резерв материальных ценностей, а также пеню в размере 0,5 процента их стоимости за каждый день с момента оформления указанной операции до фактической закладки материальных ценностей в государственный резерв.
10. При невыборке из государственного резерва материальных ценностей в предусмотренный договором срок получатели возмещают затраты, связанные с хранением указанных материальных ценностей сверх этого срока, а также убытки, вызванные снижением качества материальных ценностей за время просрочки их выборки, и расходы на уплату штрафов за неиспользование и простой транспортных средств, предоставленных для отгрузки указанных материальных ценностей.
11. При необоснованном уклонении подрядчика от заключения договора подряда на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов системы государственного резерва в случаях, когда обязанность заключения договора установлена действующим законодательством, подрядчик уплачивает штраф в размере годового объема капитальных вложений, определенного в договоре, с учетом индексации.
12. В случае нарушения правил и условий хранения, несвоевременного освежения и замены материальных ценностей государственного резерва, а также хранения материальных ценностей, не соответствующих утвержденной номенклатуре, действующим стандартам и техническим условиям, несвоевременного представления установленной отчетности предприятия, учреждения и организации, осуществляющие ответственное хранение, уплачивают штраф в размере 20 процентов стоимости материальных ценностей по операциям, с которыми допущено нарушение.
13. За отказ от приемки материальных ценностей в государственный резерв, а также от выдачи материальных ценностей из государственного резерва предприятия, учреждения, организации системы государственного резерва уплачивают поставщику (покупателю) неустойку в размере 50 процентов стоимости материальных ценностей, от приемки или отпуска которых заявлен необоснованный отказ.
14. При несвоевременной оплате поставленной в государственный резерв продукции покупатель уплачивает поставщику пеню в размере 0,5 процента суммы просроченного платежа за каждый день просрочки.
15. Неустойка, предусмотренная настоящей статьей, уплачивается исходя из цен на материальные ценности на момент уплаты.
16. Взыскание неустоек, предусмотренных пунктами 2, 3, 4, 5 и 8 статьи 16 настоящего Федерального закона, осуществляется в бесспорном порядке.
Статья 17. Освобождение от уплаты государственной пошлиныФедеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, его территориальные органы, предприятия, учреждения и организации системы государственного резерва освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав.
Глава V. Контроль, учет и отчетностьСтатья 18. Отчетность о движении и наличии запасов материальных ценностей государственного резерва, их учет и контроль
Отчетность о наличии запасов материальных ценностей государственного резерва и их движении, их учет и контроль осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Глава VI. Переходные положенияСтатья 19. Вступление настоящего Федерального закона в силу
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 20. Изменения действующего законодательства1. Дополнить пункт 2 статьи 4 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 11, ст. 521; N 34, ст. 1966, ст. 1976; 1993, N 10, ст. 359; N 14, ст. 486; N 32, ст. 1236) подпунктом "р" следующего содержания:
"р) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, его территориальные органы, предприятия, учреждения и организации системы государственного резерва по искам, связанным с нарушением их прав".
2. Предложить Президенту Российской Федерации привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные им нормативные правовые акты.
3. Поручить Правительству Российской Федерации привести в соответствие с настоящим Федеральным законом принятые им нормативные правовые акты.
Президент Российской
Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль.
N 79-ФЗ