ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 23.07.93 N 712 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АРЕНДЕ УЧАСТКОВ ЛЕСНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"



Постановление

Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение об аренде участков лесного фонда в Российской Федерации.

Председатель Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
от 23 июля 1993 г. N 712

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АРЕНДЕ УЧАСТКОВ ЛЕСНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения

1. Отношения по аренде участков лесного фонда регулируются Основами лесного законодательства Российской Федерации, иными законодательными актами Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, решениями органов местного самоуправления и настоящим Положением.

2. Предоставление участков лесного фонда в аренду производится на основании совместного решения районного (городского) Совета народных депутатов и владельцев лесного фонда по согласованию с соответствующим органом охраны окружающей природной среды. При этом участие владельцев лесного фонда в принятии такого решения ограничивается определением условий, соответствующих установленным лесоводственным требованиям.

Владельцами лесного фонда являются лесхозы, колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные формирования, заповедники, национальные природные парки, учебные лесные и опытные лесные хозяйства, осуществляющие ведение лесного хозяйства.

3. Районные (городские) Советы народных депутатов определяют форму выбора лесопользователя при аренде участков лесного фонда (прямые переговоры, лесные торги, конкурсы). При этом предоставление участков лесного фонда в аренду рекомендуется производить в первую очередь на условиях прямых переговоров и конкурсов.

Участки лесного фонда, ранее находившиеся в пользовании государственных лесозаготовительных предприятий министерств и ведомств, предоставляются им в аренду без проведения конкурсов и лесных торгов в случае, если они не изменили свой статус.

Преимущественное право на аренду участков лесного фонда предоставляется лесопользователям, длительное время работающим на данной территории и имеющим производственные мощности по заготовке и переработке древесины и другой лесопродукции, а также предприятиям, осуществляющим поставки лесной продукции для государственных нужд.

Передача в аренду участков лесного фонда колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований производится в первую очередь лесопользователям, осуществляющим заготовку древесины, другой продукции леса для обеспечения потребностей в них указанных владельцев лесного фонда.

4. Участки лесного фонда передаются в аренду на основании специального разрешительного документа - лицензии. Форма лицензии утверждается государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.

Лицензия является документом строгой отчетности, удостоверяющим право ее владельца на долгосрочное пользование участком лесного фонда (аренду). Лицензия выдается владельцем лесного фонда на основании совместного решения с районным (городским) Советом народных депутатов.

5. Размеры участков лесного фонда, предоставляемых в аренду, определяются государственными органами управления лесным хозяйством по согласованию с соответствующими органами государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга с учетом установленных норм лесопользования, имеющихся у лесопользователей производственных мощностей, а также объемов лесопродукции, поставляемой для государственных нужд.

Предельные размеры участков лесного фонда, предоставляемых в аренду новым лесопользователям, устанавливаются государственными органами управления лесным хозяйством по согласованию с соответствующими органами государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

6. В аренду могут предоставляться участки лесного фонда для осуществления следующих видов лесных пользований:

заготовка древесины;

заготовка живицы;

заготовка второстепенных лесных материалов (пней, луба, коры, бересты, пихтовой, сосновой и еловой лапки);

побочные лесные пользования (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, подстилки и опавшего листа, камыша, куги и рогоза и другие виды побочных лесных пользований);

пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства;

пользование лесным фондом в научно-исследовательских целях;

пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.

7. Отношения по передаче в аренду участков лесного фонда в национальных природных парках, учебных лесных и опытных лесных хозяйствах регулируются положениями о них и настоящим Положением.

Аренда участков лесного фонда в заповедниках запрещается.

8. Участки лесного фонда могут предоставляться в аренду для осуществления всех лесных пользований или отдельных их видов.

9. Аренда участков лесного фонда должна осуществляться на принципах непрерывного и рационального пользования лесом.

10. Участки лесного фонда могут предоставляться в аренду на срок от одного года до 50 лет. До истечения установленного срока аренды участков лесного фонда он может быть продлен по инициативе пользователя в установленном порядке.

11. Субаренда участков лесного фонда запрещается.

12. Арендаторами могут быть юридические лица, в том числе иностранные, и физические лица, обладающие правом на осуществление пользования лесным фондом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13. Граждане имеют право пребывать на участках лесного фонда, переданных в аренду, для отдыха, сбора в личное пользование дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых продуктов, лекарственно-технического сырья, участия в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях.

Пребывание граждан на участках лесного фонда, переданных в аренду, а также сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых продуктов, лекарственно-технического сырья на этих участках могут быть ограничены в порядке, определяемом законодательством республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

14. Верховные Советы республик в составе Российской Федерации, Советы народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут возложить по согласованию с районными (городскими) Советами народных депутатов функции по определению порядка предоставления лицензии на аренду участков лесного фонда на иные органы государственной власти с участием государственных органов управления лесным хозяйством.

II. Порядок предоставления участков лесного фонда в аренду

15. Юридические и физические лица, желающие арендовать участки лесного фонда, направляют владельцу лесного фонда письменное заявление. В заявлении приводятся полное наименование, адрес, краткая экономическая и техническая характеристика будущего арендатора, указываются виды, цели и ежегодные объемы лесопользования, краткое обоснование сроков аренды, местоположение участков лесного фонда, предназначенных для аренды, а также обязательства по уплате всех расходов по подготовке и оформлению документов на аренду участков лесного фонда. В заявлении могут быть указаны и другие данные, имеющие значение для определения содержания лицензии и договора аренды.

16. Владелец лесного фонда в месячный срок рассматривает заявление на аренду участков лесного фонда и оформляет с участием лесопользователя лицензию, которая утверждается решением районного (городского) Совета народных депутатов.

17. На основании лицензии составляется договор на аренду участков лесного фонда.

18. Для составления договора на аренду участков лесного фонда на срок свыше пяти лет заявитель должен в течение года представить владельцу лесного фонда проект организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендуемых участках лесного фонда, а при составлении договора на аренду участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства - проект организации охотничьего хозяйства на арендуемых участках лесного фонда. Указанные проекты составляются в трех экземплярах за счет заявителей лесоустроительными предприятиями (экспедициями) и другими специализированными проектными организациями на основании материалов лесоустройства по схемам, утверждаемым государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации. После проведения очередного лесоустройства при изменении объемов лесопользования и лесохозяйственных мероприятий в эти проекты лесопользователем вносятся по согласованию с владельцем лесного фонда соответствующие изменения.

Проекты организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства, организации охотничьего хозяйства согласовываются заявителем с государственным органом управления лесным хозяйством республики в составе Российской Федерации, автономной области, автономного округа, края, области и с соответствующим органом охраны окружающей природной среды и утверждаются районной (городской) администрацией.

В случае возникновения ситуации, когда заявитель по независящим от него причинам не может в установленный срок представить проект организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендуемых участках лесного фонда, иные сроки его представления могут быть определены при оформлении лицензии в разделе "Особые условия".

19. В договор на аренду участков лесного фонда включаются:

характеристика участков лесного фонда, передаваемых в аренду, по данным лесоустройства;

виды, объемы (размеры) и порядок выполнения арендатором лесовосстановительных мероприятий и лесохозяйственных работ;

права и обязанности владельца лесного фонда и арендатора по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов;

условия и порядок финансирования владельцем лесного фонда лесовосстановительных мероприятий и лесохозяйственных работ, выполняемых арендатором;

порядок планирования и приема-передачи выполненных лесовосстановительных и лесохозяйственных работ;

порядок возмещения ущерба субъектами договора при невыполнении одним из них договорных обязательств;

порядок возмещения ущерба, нанесенного хвойным и твердолиственным древесным породам дикими животными при пользовании лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства;

другие условия договора, не противоречащие Основам лесного законодательства Российской Федерации и положениям лицензии на аренду участков лесного фонда;

реквизиты субъектов договора.

Договор подписывается владельцем лесного фонда и арендатором и регистрируется в районной (городской) администрации.

20. Арендатор обязан иметь специалистов, которые могут обеспечить качественное лесопользование и выполнение лесовосстановительных и лесохозяйственных мероприятий, определенных лицензией и договором.

21. Арендатор вправе приступить к осуществлению лесных пользований (кроме заготовки древесины, живицы, второстепенных лесных материалов и проведения побочных лесных пользований) со дня подписания договора. Заготовка древесины, живицы, второстепенных лесных материалов и осуществление побочных лесных пользований допускаются только после выдачи лесорубочного билета (ордера) или лесного билета.

При этом лесорубочные билеты (ордера) на заготовку древесины должны выдаваться в соответствии с утвержденным в установленном порядке планом рубок.

III. Основания прекращения действия лицензии на аренду участков лесного фонда

22. Действие лицензии на аренду участков лесного фонда прекращается в случаях:

истечения срока действия лицензии;

отказа арендатора от права на аренду участков лесного фонда;

возникновения предусмотренного в лицензии условия, исключающего дальнейшее осуществление пользования на арендуемых участках лесного фонда.

23. Действие лицензии на аренду участков лесного фонда может быть досрочно прекращено в случаях:

возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, проживающих в зоне ведения работ, связанных с пользованием лесным фондом;

систематических (более двух раз) нарушений арендатором установленных правил пользования лесным фондом, нанесших значительный вред лесному фонду;

возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, военных действий и других);

если лесопользователь в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию участками лесного фонда в предусмотренных объемах;

ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности (смерти арендатора - гражданина), которому участки лесного фонда были предоставлены в аренду;

систематического (более двух раз) невнесения платежей за пользование участками лесного фонда в срок, установленный лицензией;

возникновения и распространения пожаров по вине лесопользователя;

невыполнения арендатором других обязанностей, предусмотренных лицензией.

24. Прекращение действия лицензии на аренду участков лесного фонда оформляется ее аннулированием на основании совместного решения районного (городского) Совета народных депутатов и владельца лесного фонда. Лицензию аннулирует владелец лесного фонда, выдавший ее.

При несогласии арендатора с решением о прекращении его права пользования лесным фондом он может обжаловать это решение в суд или арбитражный суд.

IV. Основания приостановления и ограничения действия лицензии на аренду участков лесного фонда

25. Действие лицензии на аренду участков лесного фонда может быть приостановлено или ограничено владельцем лесного фонда, выдавшим ее, в случаях:

нарушения арендатором условий, предусмотренных в лицензии;

невнесения в установленный срок платежа за пользование участками лесного фонда.

Если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение действия лицензии, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме.

В случае несогласия арендатора с решением о приостановлении или ограничении его права пользования лесным фондом он может обжаловать его в суд или арбитражный суд.

V. Основания изменения условий лицензии на аренду участков лесного фонда

26. Изменение условий лицензии на аренду участков лесного фонда допускается в случаях:

изменения состояния лесного фонда в результате пожаров, ветровалов, повреждения леса вредителями и других причин;

изменения объемов лесопользования и лесохозяйственных мероприятий в связи с проведением очередного лесоустройства;

изменения требований, порядка и режима лесных пользований, принятых в установленном порядке;

частичного изъятия земель лесного фонда для государственных или общественных нужд;

частичного отказа арендатора от пользования отдельными участками лесного фонда, а также от осуществления отдельных видов лесных пользований.

Указанные случаи оговариваются в разделе лицензии "Особые условия".

Споры о восстановлении нарушенных прав лесопользователей и о возмещении им убытков рассматриваются в суде или арбитражном суде.

VI. Отказ в выдаче лицензии

27. Отказ в выдаче лицензии может последовать в случаях:

если на данном участке уже осуществляется вид пользования, на который претендует заявитель;

подачи заявления на предоставление лицензии с нарушением требований, установленных настоящим Положением;

если на данном участке в соответствии с законодательством запрещен испрашиваемый вид лесопользования;

умышленного представления заявителем неверных сведений о себе.

VII. Условия признания лицензии недействительной

28. Действия, связанные с предоставлением лицензии, являются неправомерными при условиях:

грубого нарушения правил проведения конкурса или лесных торгов;

отказа арендатора от внесения платежа, связанного с предоставлением лицензии и подготовкой договора аренды;

установления факта сговора между должностными лицами, участвующими в оформлении лицензии и заключении договора, и арендатором с целью создания для лесопользователя более выгодных условий;

наличия других оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Споры о признании действий неправомерными рассматриваются в суде или арбитражном суде.

VIII. Права и обязанности владельца лесного фонда

29. Владелец лесного фонда имеет право:

вносить предложения по пересмотру условий лицензии и договора на аренду участков лесного фонда;

проводить лесохозяйственные мероприятия на участках лесного фонда, переданных в аренду, в соответствии с его функциями по управлению лесным хозяйством;

осуществлять контроль за соблюдением лесного законодательства, норм, правил лесопользования и ведения лесного хозяйства;

предъявлять в установленном порядке арендаторам иски о возмещении ущерба, причиненного ими лесному хозяйству;

получать от арендаторов сведения, справочные и другие материалы об использовании, воспроизводстве, охране и защите лесов, обусловленные в лицензии и договоре;

приостанавливать аренду участков лесного фонда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей и настоящим Положением;

привлекать в соответствии с решением органа местного самоуправления арендаторов для ликвидации лесных пожаров;

расторгать договор на аренду участков лесного фонда в соответствии с настоящим Положением.

30. Владелец лесного фонда обязан:

производить отвод и таксацию лесосек и выдавать арендатору лесорубочные билеты (ордера) и лесные билеты;

оплачивать арендатору выполненные им лесохозяйственные и лесовосстановительные работы, предусмотренные лицензией и договором;

предоставлять во временное пользование арендатору лесоустроительные материалы;

обеспечивать арендатора за его счет необходимыми лесоустроительными материалами;

согласовывать арендатору места размещения производственных и хозяйственных построек, площадок для складирования лесной продукции, дорог, стоянок транспорта, мероприятия по благоустройству территории, необходимые для организации и осуществления лесопользования;

оказывать методическую помощь в выборе способов и методов восстановления вырубок, составлять проекты лесных культур, обеспечивать арендатора на договорной основе посадочным и посевным материалом для производства лесных культур;

выделять при необходимости на арендных условиях лесопользователю лесохозяйственную технику для выполнения им лесохозяйственных и лесовосстановительных работ согласно договору;

принимать совместно с районным (городским) Советом народных депутатов участие в рассмотрении разногласий, возникающих между арендатором и другими лесопользователями;

возмещать ущерб, нанесенный арендатору в результате неправомерного приостановления его хозяйственной деятельности.

IХ. Права и обязанности арендатора

31. Арендатор имеет право:

вносить предложения по пересмотру условий лицензии и договора на аренду участков лесного фонда;

осуществлять пользование лесным фондом в пределах объемов, сроков и видов пользования, которые указаны в разрешительных документах;

самостоятельно выбирать форму хозяйственной деятельности по пользованию лесным фондом и распоряжаться заготовленной им лесопродукцией;

осуществлять в установленном порядке строительство объектов производственной и социальной инфраструктуры, связанной с пользованием участками лесного фонда, а также охраной и защитой лесов;

проводить все виды рубок главного и промежуточного пользования при аренде участков лесного фонда для заготовки древесины;

расторгать договор на аренду участков лесного фонда в соответствии с настоящим Положением;

на защиту своих законных интересов (в случаях их нарушения) в арбитражном и судебном порядке, а также возмещение понесенных убытков.

При возникновении стихийных бедствий (лесных пожаров не по вине арендатора, массового размножения вредителей леса, ветровалов и т. п.) арендатор освобождается от расходов на проведение лесовосстановительных мероприятий на участках, подвергшихся этим бедствиям.

32. Арендатор обязан:

вести работы способами, не допускающими возникновения эрозии почвы, исключающими или ограничивающими отрицательное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водоемов и других природных объектов;

соблюдать правила пожарной безопасности и осуществлять в местах проведения работ противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесных пожаров обеспечивать их тушение;

не оставлять недорубов (начатых рубкой лесосек) и заготовленной древесины в лесу после истечения сроков ее заготовки и вывозки;

производить очистку лесосек от порубочных остатков;

приводить за свой счет участки лесного фонда, нарушенные им в результате пользования лесным фондом, в состояние, пригодное для использования их по назначению и указанное в разрешительных документах;

производить сдачу владельцам лесного фонда участков лесного фонда после окончания на них работ;

осуществлять лесовосстановительные мероприятия на вырубках или других площадях на условиях и в сроки, которые указаны в договорах, лесорубочных билетах (ордерах). На вырубках и площадях, где в результате деятельности арендатора был уничтожен подрост или погиб лес, лесовосстановление проводится за его счет;

своевременно и в установленном размере вносить плату за пользование лесным фондом;

соблюдать санитарные правила, выполнять другие требования, установленные правилами, регулирующими порядок пользования лесным фондом, а также предписания должностных лиц государственных органов управления лесным хозяйством, государственных органов охраны окружающей природной среды, изданные в пределах их компетенции;

представлять в установленном порядке информацию по пользованию лесным фондом в органы, выдавшие разрешительные документы, и органы государственной статистики;

оказывать содействие в проведении лесоустройства;

разрабатывать и представлять на утверждение владельцу лесного фонда планы рубок, согласованные при наличии сосновых насаждений с планами подсочки;

выполнять другие требования, установленные настоящим Положением, а также правилами рубок леса и ведения лесного хозяйства.

Насаждения, поврежденные пожарами и ветровалами, пораженные вредителями и болезнями, нуждающиеся в проведении сплошных санитарных рубок, должны вырубаться арендатором в первую очередь в размерах, обеспечивающих своевременную и полную их вырубку, с учетом производственных мощностей. В этих случаях допускается отвод указанных насаждений в рубку в размерах сверх установленного ежегодного отпуска древесины.

Х. Арендная плата

33. Аренда участков лесного фонда является платной.

Арендатор вносит арендную плату в размере и в сроки, определенные лицензией.

34. Величина арендной платы зависит от количества и качества лесных ресурсов, месторасположения участков лесного фонда.

Принципы определения размеров арендной платы за участки лесного фонда и сроки ее внесения устанавливаются Верховными Советами республик в составе Российской Федерации, Советами народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей по согласованию с районными (городскими) Советами народных депутатов, а в городах Москве и Санкт-Петербурге соответственно Московским и Санкт-Петербургским Советами народных депутатов.

35. Конкретные размеры арендной платы устанавливаются районными (городскими) Советами народных депутатов либо определяются на лесных торгах.

36. Арендная плата взимается исходя из установленного объема лесопользования на участке лесного фонда, переданном арендатору.

Величина арендной платы по решению районного (городского) Совета народных депутатов уточняется ежегодно.

37. В лицензии могут быть установлены льготы, стимулирующие, в частности, рациональное использование арендатором лесных ресурсов, внедрение несплошных рубок, эффективное и своевременное воспроизводство лесов.

В лицензии предусматриваются также льготы арендатору по строящимся предприятиям по заготовке и переработке лесопродукции на вновь осваиваемой территории в течение нормативного срока ввода в действие производственных мощностей и другие льготы, устанавливаемые районными (городскими) Советами народных депутатов.

38. По решению районного (городского) Совета народных депутатов, а в городах Москве и Санкт-Петербурге соответственно по решению Московского и Санкт-Петербургского Советов народных депутатов часть арендной платы направляется владельцам лесного фонда на охрану и защиту лесов. При этом для определения процента отчисления владелец лесного фонда представляет районному (городскому) Совету народных депутатов обоснование затрат на охрану и защиту лесов. Остальная часть этих средств поступает в районный бюджет района (городской бюджет города), на территории которого осуществляется пользование лесным фондом, а в городах Москве и Санкт-Петербурге соответственно в бюджеты этих городов.

39. Верховные Советы республик в составе Российской Федерации, Советы народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей по согласованию с районными (городскими) Советами народных депутатов, а в городах Москве и Санкт-Петербурге соответственно Московский и Санкт-Петербургский Советы народных депутатов могут вводить иной порядок установления конкретных размеров арендной платы и принципов их определения.

40. Верховные Советы республик в составе Российской Федерации, Советы народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей по согласованию с районными (городскими) Советами народных депутатов могут устанавливать иной порядок распределения арендной платы.

XI. Ответственность сторон по лицензии и договору на аренду участков лесного фонда

41. За неисполнение или ненадлежащее исполнение требований лицензии и договора на аренду участков лесного фонда стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.