ПИСЬМО МНС РФ от 23.07.2003 N БГ-10-22/406 "О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 22.05.2003 N 54-ФЗ "О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ)РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ"



Во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Л. Кудрина от 18 июня 2003 года N КА-П5-6943 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам направляет предложения по реализации положений Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон) по вопросам, отнесенным к компетенции Правительства Российской Федерации.

Реализация Закона требует принятия большого количества нормативных документов, без которых невозможно соблюдение всех его требований. Так, только непосредственно в тексте Закона указано на необходимость принятия Правительством Российской Федерации следующих подзаконных нормативных актов:

1. Порядок осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи бланков строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона).

2. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам (п. 2 ст. 2 Закона).

3. Порядок учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам (п. 2 ст. 2 Закона).

4. Порядок определения специфики деятельности и особенностей местонахождения организаций и индивидуальных предпринимателей для предоставления им права осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении видов деятельности, указанных в п. 3 ст. 2 Закона (п. 3 ст. 2 Закона).

5. Порядок ведения Государственного реестра контрольно-кассовой техники, требования к его структуре и составу сведений (п. 2 ст. 3 Закона).

6. Возложение на соответствующий федеральный орган исполнительной власти функций по ведению Государственного реестра контрольно-кассовой техники с одновременным внесением дополнений в положение об этом федеральном органе (п. 2 ст. 3 Закона).

7. Порядок предоставления Центральным банком Российской Федерации сведений федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять ведение Государственного реестра контрольно-кассовой техники, о контрольно-кассовой технике, разрешенной к применению кредитными организациями, а также об используемых в ней программных продуктах (п. 3 ст. 3 Закона).

8. Требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (п. 1 ст. 4 Закона).

9. Порядок и условия регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (п. 1 ст. 4 Закона).

10. Порядок и условия применения контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (п. 1 ст. 4 Закона).

11. Порядок ведения и хранения организациями и индивидуальными предпринимателями документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники (ст. 5 Закона).

12. Приведение в соответствие с Законом действующих нормативных актов Правительства Российской Федерации, решений федеральных органов исполнительной власти, Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (ст. 8 Закона).

Также Законом предусмотрено принятие Центральным банком Российской Федерации следующих правовых актов:

1. Порядок совершения кредитными организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники (п. 1 ст. 2 Закона).

2. Порядок допуска контрольно-кассовой техники к применению кредитными организациями и используемых в ней программных продуктов (п. 3 ст. 3 Закона).

3. Порядок применения кредитными организациями контрольно-кассовой техники и используемых в ней программных продуктов (п. 2 ст. 4 Закона).

Субъекты Российской Федерации должны подготовить перечни отдаленных или труднодоступных местностей (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), в которых организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (п. 3 ст. 2 Закона).

Практическое применение Закона потребует принятия еще значительного числа нормативных актов, прямо не вытекающих из текста Закона, но без которых невозможно обеспечить его действенность. Так, Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам было принято более двух тысяч решений по широкому спектру вопросов, связанных с использованием контрольно-кассовых машин. Имеются решения Минфина России, налоговых органов и субъектов Российской Федерации по указанным вопросам. Все эти решения должны быть учтены в целях обеспечения бесперебойной реализации государственной политики в отношении использования контрольно-кассовой техники.

Повсеместное применение контрольно-кассовой техники невозможно без соответствующей инфраструктуры. Так, отсутствие лаборатории эталонных образцов контрольно-кассовой техники делает бессмысленным ведение Государственного реестра этой техники и невозможным обеспечение единообразия этой техники в рамках заявленной модели конкретной контрольно-кассовой машины. В тексте Закона не содержится упоминания о такой лаборатории либо вообще о каком-либо механизме, обеспечивающем соответствие применяемых на практике моделей контрольно-кассовой техники их аналогам, заявленным в Государственном реестре.

В настоящее время создана и функционирует весьма разветвленная инфраструктура, обеспечивающая успешное применение контрольно-кассовых машин. В ее состав входят более 70 производителей контрольно-кассовых машин, свыше 2,5 тыс. центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин, расположенных по всей территории России, около 1,1 млн. пользователей контрольно-кассовых машин. При осуществлении денежных расчетов с населением применяются более 2,2 млн. контрольно-кассовых машин, зарегистрированных налоговыми органами. Таким образом, существует целая отрасль, которая нуждается в непрерывном государственном управлении. Ежегодно бюджет Российской Федерации теряет более 100 млрд.руб. в результате нарушений в применении контрольно-кассовых машин. Трудно представить, какими будут потери для экономики страны, если государственное управление и контроль за применением контрольно-кассовой техники прекратят осуществляться хотя бы на короткое время.

Учитывая изложенное, а также то, что для создания новой нормативной базы требуется достаточно длительное время, представляется необходимым поручить МНС России совместно с Минфином России, ФСБ России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовить нормативные документы, указанные с третьего по четырнадцатый абзацы настоящего письма, предварительно представив график их направления в Правительство Российской Федерации, имея в виду, что Закон должен быть реализован в полном объеме в возможно короткие сроки - реально не позднее 2004 г. Также целесообразно просить Банк России подготовить правовые акты, указанные с шестнадцатого по восемнадцатый абзацы настоящего письма. На период подготовки нормативной базы следует в основном сохранить сложившийся порядок внесения моделей контрольно-кассовых машин в Государственный реестр, поручив при этом МНС России проводить утверждение конкретных моделей контрольно-кассовых машин, отобранных Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, для включения их в Государственный реестр. При этом представляется необходимым сохранить действие нормативных актов Правительства Российской Федерации и иных решений в части, не противоречащей вновь принятому Федеральному закону.

Г.И.БУКАЕВ

\r\n