ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 29.12.2001 N 931 "ОБ УРЕГУЛИРОВАНИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ БЫВШЕГО СССР ПЕРЕД ИНОСТРАННЫМИ КОММЕРЧЕСКИМИ КРЕДИТОРАМИ"
Постановление
В целях урегулирования коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими кредиторами в соответствии с Заявлением Правительства Российской Федерации о переоформлении коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами, одобренным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 1994 г. N 1107 "Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 24, ст. 2636), Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Согласиться с предложением Министерства финансов Российской Федерации об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими кредиторами (далее именуется - задолженность) путем переоформления этой задолженности в облигации внешних облигационных займов Российской Федерации, выпускаемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2000 г. N 478 "Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 28, ст. 2976) (далее именуется - обмен задолженности), при условии получения от иностранных кредиторов отказа от требований по соответствующим коммерческим контрактам, в том числе от права предъявлять эти требования к урегулированию задолженности иным способом, а также с учетом того, что:
а) импорт товаров и услуг был осуществлен в соответствии с постановлениями и распоряжениями правительств бывшего СССР или бывшей РСФСР на основании соответствующих валютных планов и планов импорта (за исключением случаев, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего постановления, требования по которым принимаются к обмену вне зависимости от источника финансирования);
б) факты поставки товара, предоставления услуг или выполнения иных обязательств по контрактам и соглашениям, пересечения товарами границы бывшего СССР подтверждены документально;
в) суммы долговых требований соответствуют контрактным ценам поставленных и неоплаченных товаров/предоставленных услуг.
2. Установить, что в качестве подлежащей обмену задолженности рассматривается задолженность, возникшая в результате заключения сделок и связанных с этим обязательств, указанных в Заявлении Правительства Российской Федерации о переоформлении коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами, а также:
а) контрактов с расчетами по отзывным и безотзывным аккредитивам, открытым Внешэкономбанком, включая аккредитивы с рассрочкой платежа;
б) контрактов, в обеспечение обязательств по которым были предоставлены гарантии Внешэкономбанка;
в) контрактов по компенсационно-фрахтовым операциям после утверждения Правительством Российской Федерации порядка выверки и критериев принятия к обмену требований иностранных кредиторов по компенсационно-фрахтовым операциям.
3. Не подлежат переоформлению:
обязательства организаций, возникшие по коммерческим контрактам на поставку товаров и/или предоставление услуг, заключенным без соответствующих поручений правительств бывшего СССР или бывшей РСФСР и включавшим условие оплаты в счет собственных валютных средств организаций (за исключением случаев, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего постановления), включая обязательства, которые были урегулированы посредством выдачи облигаций внутреннего государственного валютного займа по валютным счетам организаций во Внешэкономбанке, заблокированным в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 13 января 1992 г. N 2172-I "О Банке внешнеэкономической деятельности СССР" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 5, ст. 199);
обязательства, урегулированные или подлежащие урегулированию по заключенным или будущим соглашениям в рамках Парижского и Лондонского клубов кредиторов, а также обязательства перед другими кредиторами бывшего СССР, включая обязательства, расчеты по которым во исполнение соответствующих межправительственных соглашений предусматривались в клиринговой форме либо с использованием клиринговых, расчетных или замкнутых валют.
4. Установить, что к обмену задолженности принимаются требования кредиторов, выверенные в установленном порядке и зафиксированные в документах, подписанных уполномоченными представителями Внешэкономбанка и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, включая также требования, выверенные Внешэкономбанком и федеральными органами исполнительной власти, осуществлявшими координацию и регулирование внешнеторговой деятельности до вступления в силу настоящего постановления при соблюдении следующих условий:
по коммерческим кредитам, траттам, векселям, аккредитивам, гарантиям и инкассо, если выверка сумм задолженности осуществлялась Внешэкономбанком и подтверждалась федеральными органами исполнительной власти, осуществлявшими координацию и регулирование внешнеторговой деятельности, путем подписания последними результатов выверки на основании документов, свидетельствующих о возможности признания конкретного требования в качестве коммерческой задолженности бывшего СССР;
по открытым счетам, если выверка сумм задолженности осуществлялась федеральными органами исполнительной власти, осуществлявшими координацию и регулирование внешнеторговой деятельности, и подтверждалась Внешэкономбанком путем подписания последним результатов выверки на основании документов, свидетельствующих о возможности признания конкретного требования в качестве коммерческой задолженности бывшего СССР.
5. Ответственность за достоверность представленных к выверке данных о задолженности и источниках финансирования контрактов несет организация, заключившая контракт, или ее правопреемник (далее именуется - импортер). Представление импортером сведений о наличии задолженности по заключенным им контрактам, должным образом подписанных и заверенных печатью организации, для целей настоящего постановления рассматривается как согласие импортера на урегулирование долга в соответствии с настоящим постановлением.
6. Установить, что обмен задолженности проводится Министерством финансов Российской Федерации после выверки требований кредиторов, проведенной в установленном порядке Внешэкономбанком и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации с учетом пункта 4 настоящего постановления.
7. Министерству финансов Российской Федерации для проведения обмена выверенной задолженности осуществить от имени Российской Федерации эмиссию облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации, указанных в пункте 1 настоящего постановления, в общем объеме не более 2 млрд. долларов США.
8. Утвердить прилагаемые Финансовые условия обмена коммерческой задолженности бывшего СССР.
9. Министерству финансов Российской Федерации с участием Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Внешэкономбанка разработать и утвердить порядок расчетов с федеральным бюджетом российских импортеров, задолженность по контрактам которых подлежит урегулированию в соответствии с настоящим постановлением.
10. Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Внешэкономбанком в срок до 1 апреля 2002 г. представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации порядок выверки и критерии принятия к обмену требований иностранных кредиторов по компенсационно-фрахтовым операциям.
11. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 декабря 2001 г.
N 931
Настоящие Финансовые условия определяют, что:
1. Кредиторы - держатели коммерческих обязательств, в отношении которых осуществлена процедура выверки, зарегистрированные в качестве таковых в книгах Внешэкономбанка и согласившиеся на переоформление этих обязательств на условиях, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 931 "Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими кредиторами" и настоящими Финансовыми условиями, рассматриваются как кредиторы, участвующие в обмене задолженности в соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации на условиях, как если бы они были позднее присоединившимися кредиторами Лондонского клуба кредиторов.
2. Коммерческие обязательства по неоплаченному основному долгу по состоянию на 2 декабря 1997 г. условно считаются кредитами, реструктуризированными в соответствии с Договором о реструктуризации от 6 октября 1997 г. (далее именуются - условные реструктуризированные кредиты).
3. Суммами процентов, в отношении которых условно выпущены процентные облигации в соответствии с Договором об обмене обязательств от 6 октября 1997 г. и Договором о реструктуризации от 6 октября 1997 г. (далее именуются - условные процентные облигации), считаются:
1) сто процентов от сумм процентов, начисленных по коммерческим обязательствам, указанным в пункте 2 настоящих Финансовых условий, от оригинального срока оплаты включительно и до 2 декабря 1997 г. , исключая эту дату;
2) сто процентов от сумм процентов, начисленных по условным реструктуризированным кредитам, указанным в пункте 2 настоящих Финансовых условий, и условным процентным облигациям, указанным в подпункте 1 пункта 3 настоящих Финансовых условий, за период со 2 декабря 1997 г. включительно и до 2 июня 1998 г., исключая эту дату;
3) пятьдесят процентов от сумм процентов, начисленных по условным реструктуризированным кредитам, указанным в пункте 2 настоящих Финансовых условий, а также сто процентов от сумм процентов, начисленных по условным процентным облигациям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 3 настоящих Финансовых условий, за период со 2 июня 1998 г. включительно и до 2 декабря 1998 г., исключая эту дату;
4) проценты на обязательства по коммерческой задолженности, указанной в пункте 2 настоящих Финансовых условий и подлежащей обмену в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 931 "Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими кредиторами", начисляются без промежуточной капитализации по предъявляемым кредиторами требованиям с даты оригинальных сроков платежей по обязательствам включительно и до 2 декабря 1997 г., исключая эту дату. При этом применяется ставка для каждого календарного года, рассчитанная как средняя на базе соответствующих межбанковских ставок ЛИБОР для трехмесячных депозитов плюс маржа 1/4 процента годовых (для 1997 календарного года годовая ставка рассчитывается за период до 2 декабря 1997 г., исключая эту дату) в соответствующей валюте из расчета: фактическое количество календарных дней в процентном периоде, деленное на 365 дней;
5) расчет суммы условных процентных облигаций производится без применения дефолтной (штрафной) маржи.
4. Обязательства по условным реструктуризированным кредитам, указанным в пункте 2 настоящих Финансовых условий, и условным процентным облигациям, указанным в пункте 3 настоящих Финансовых условий, подлежат обмену на облигации внешнего облигационного займа Российской Федерации с окончательными датами погашения в 2030 году (далее именуются - облигации 2030) на следующих условиях:
номинальная сумма условных реструктуризированных кредитов обменивается на облигации 2030 с дисконтом тридцать семь с половиной процентов (сто единиц номинальной стоимости условных реструктуризированных кредитов обменивается на шестьдесят две с половиной единицы номинальной стоимости облигаций 2030);
номинальная сумма условных процентных облигаций обменивается на облигации 2030 с дисконтом тридцать три процента (сто единиц номинальной стоимости условных процентных облигаций обменивается на шестьдесят семь единиц номинальной стоимости облигаций).
5. Просроченными процентами по условным реструктуризированным кредитам и условным процентным облигациям считаются:
пятьдесят процентов от сумм процентов, которые были бы начислены на условные реструктуризированные кредиты за период со 2 июня 1998 г. включительно и до 2 декабря 1998 г., исключая эту дату;
сто процентов от сумм процентов, которые были бы начислены на условные реструктуризированные кредиты за период со 2 декабря 1998 г. включительно и до 2 июня 1999 г., исключая эту дату, и за период со 2 июня 1999 г. включительно до 2 декабря 1999 г., исключая эту дату;
сто процентов от сумм процентов, которые были бы начислены на условные реструктуризированные кредиты за период со 2 декабря 1999 г. включительно и до 31 марта 2000 г., исключая эту дату;
сто процентов от сумм процентов, которые были бы начислены на условные процентные облигации за период со 2 декабря 1998 г. включительно и до 2 июня 1999 г., исключая эту дату, и за период со 2 июня 1999 г. включительно и до 2 декабря 1999 г., исключая эту дату;
сто процентов от сумм процентов, которые были бы начислены на условные процентные облигации за период со 2 декабря 1999 г. включительно и до 31 марта 2000 г., исключая эту дату.
6. Просроченные проценты подлежат урегулированию следующим образом:
1) девяносто с половиной процентов от сумм просроченных процентов, указанных в пункте 5 настоящих Финансовых условий, обмениваются по номинальной стоимости на облигации внешнего облигационного займа Российской Федерации с окончательными датами погашения в 2010 году (далее именуются - облигации 2010);
2) девяносто с половиной процентов от сумм просроченных процентов, указанных в пункте 5 настоящих Финансовых условий, вместе с начисленными на указанную сумму процентами по соответствующим межбанковским ставкам ЛИБОР для трехмесячных депозитов в долларах США за период с 31 марта 2000 г. включительно до даты закрытия сделки, исключая ее, подлежат выплате денежными средствами на дату закрытия сделки;
3) для участия в обмене задолженности на условиях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 931 "Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими кредиторами", кредиторы должны подтвердить свой отказ от права на получение выплаты в размере девять с половиной процентов основного долга и начисленных на него процентов, предусмотренной графиком погашения по облигациям 2010, которая в противном случае полагалась бы им на дату закрытия сделки.
7. На дату закрытия сделки подлежат выплате денежными средствами сто процентов от сумм процентов, начисленных по облигациям 2010 и облигациям 2030 за период с 31 марта 2000 г. включительно и до даты закрытия сделки, исключая ее, предусмотренных условиями внешних облигационных займов Российской Федерации с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 годах.
8. При определении сумм условных реструктуризированных кредитов, указанных в пункте 2 настоящих Финансовых условий, и условных процентных облигаций, указанных в пункте 3 настоящих Финансовых условий, применяется следующий порядок конверсии валют:
1) обязательства, указанные в пункте 2 и подпункте 1 пункта 3 настоящих Финансовых условий, выраженные в долларах США, считаются обмененными по состоянию на 2 декабря 1997 г. по номинальной стоимости на условные реструктуризированные кредиты и условные процентные облигации соответственно;
2) обязательства, указанные в пункте 2 настоящих Финансовых условий, выраженные в валютах, отличных от долларов США, считаются обмененными по состоянию на 2 декабря 1997 г. на условные реструктуризированные кредиты с использованием действовавших на 29 марта 2000 г. курсов пересчета этих валют в доллары США;
3) суммы процентов, начисленные в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 настоящих Финансовых условий и выраженные в валютах, отличных от долларов США, считаются обмененными по состоянию на 2 декабря 1997 г. на условные процентные облигации с использованием курсов пересчета этих валют в доллары США, примененных при закрытии сделки по Договору об обмене обязательств от 6 октября 1997 г.
9. Технический порядок обмена задолженности будет определен подготовленным Министерством финансов Российской Федерации циркуляром с предложением об обмене, рассылаемым держателям требований по задолженности или их официальным представителям.