ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.04.2002 N 245 (ред. от 27.12.2010) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СЛУЖБУ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ"
Постановление
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.01.2003 N 25, от 25.10.2004 N 578, от 03.11.2007 N 743, от 25.04.2008 N 307, от 04.03.2010 N 123, от 27.12.2010 N 1149, от 23.04.2012 N 375)
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.10.2004 N 578)
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 апреля 2002 г.
N 245
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.01.2003 N 25, от 25.10.2004 N 578, от 03.11.2007 N 743, от 25.04.2008 N 307, от 04.03.2010 N 123, от 27.12.2010 N 1149, от 23.04.2012 N 375)
1. Настоящее Положение регулирует порядок представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма".
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.01.2003 N 25, от 25.10.2004 N 578)
2. Информация представляется организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (далее - организации). К ним относятся:
кредитные организации;
профессиональные участники рынка ценных бумаг;
страховые организации и лизинговые компании;
организации федеральной почтовой связи;
ломбарды;
организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;
организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
операторы по приему платежей;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.03.2010 N 123)
коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.04.2008 N 307)
кредитные потребительские кооперативы;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.03.2010 N 123)
микрофинансовые организации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2010 N 1149)
Кредитные организации представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу соответствующую информацию в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.11.2007 N 743, от 23.04.2012 N 375)
Кредитные организации представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу по ее письменным запросам дополнительную информацию об операциях клиентов, а также в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу, информацию о движении средств по счетам (вкладам) таких клиентов.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.04.2012 N 375)
3. Информация по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, представляется организациями в течение 3 рабочих дней с даты совершения соответствующей операции (сделки).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.04.2012 N 375)
4. Информация по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, представляется организациями в течение 3 рабочих дней с даты выявления соответствующей операции (сделки).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.04.2012 N 375)
5. Информация, указанная в пунктах 3 и 4 настоящего Положения, представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу в электронном виде по каналам связи или на магнитном носителе.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.10.2004 N 578)
По согласованию с Службой указанная информация может представляться на бумажном носителе.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.10.2004 N 578)
Защиту информации при ее передаче в Службу обеспечивает владелец информационных ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.10.2004 N 578)
6. Единый формат представления информации, указанной в пунктах 3 и 4 настоящего Положения, форма кодирования и перечни (справочники) кодов, подлежащие использованию при ее представлении, а также каналы связи для передачи информации определяются Федеральной службой по финансовому мониторингу.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.10.2004 N 578)
7. Контроль подлинности получаемой информации, включая идентификацию отправителя информации и проверку идентичности (неизменности) содержания информационного сообщения, осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральной службой по финансовому мониторингу.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.10.2004 N 578)
8. В целях проверки достоверности получаемой информации и выявления операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, организации представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу по ее письменным запросам в запрашиваемом объеме имеющуюся у них дополнительную информацию об операциях своих клиентов (включая подтверждающие эту информацию документы или заверенные в установленном порядке копии документов), а кредитные организации - также информацию о движении средств по счетам (вкладам) таких клиентов.
При этом организации (за исключением кредитных организаций) представляют дополнительную информацию обо всех известных им гражданско-правовых договорах клиентов, сведения о которых запрашиваются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а также обо всех операциях с денежными средствами и иным имуществом, осуществлявшихся запрашиваемой организацией по поручению указанных клиентов.
Кредитная организация представляет по запросу Федеральной службы по финансовому мониторингу следующую дополнительную информацию об операциях клиентов:
заверенные копии гражданско-правовых договоров;
заверенные копии паспортов сделок;
ведомости банковского контроля;
справки о подтверждающих документах;
заверенные копии карточек с образцами подписей и оттисками печатей;
выписки за определенный в запросе период времени по операциям на счетах клиентов, в том числе содержащие банковскую тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности;
сведения о входящем остатке по счетам клиентов по состоянию на дату, указанную в запросе;
сведения о движении денежных средств по банковским картам, эмитированным к счетам физического лица за период времени, определенный в запросе;
сведения обо всех операциях, совершенных физическим лицом без открытия счета;
копии заявлений на открытие (закрытие) счетов;
копии анкет (досье) клиентов банка;
копии паспортов лиц, имеющих право на проведение финансовых операций по счетам (в случае управления счетом на основании доверенности - копия такой доверенности);
сведения об операциях клиентов с векселями и о гражданско-правовых договорах клиентов, перечень которых определяется Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.04.2012 N 375)
9. В целях обеспечения взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, Федеральная служба по финансовому мониторингу вправе направлять в установленном порядке в организации письменные запросы о представлении информации и документов, необходимых для выполнения обязательств по соответствующим международным договорам Российской Федерации.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.01.2003 N 25, от 25.10.2004 N 578)
10. Основанием для направления Федеральной службой по финансовому мониторингу письменного запроса по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным имуществом, совершенным до 1 февраля 2002 г., является наличие международного поручения или письменного запроса о проверке законности проведенных операций (сделок), поступившего в Службу на основании соответствующего международного договора Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.10.2004 N 578)
11. Форма письменного запроса и перечень должностных лиц, имеющих право направлять запрос в организации (кроме кредитных организаций), определяются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а в кредитные организации - Службой по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.10.2004 N 578)
12. Организации обязаны представлять информацию и документы в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящего Положения в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса. Организации, не располагающие запрашиваемой информацией, обязаны сообщить об этом в Федеральную службу по финансовому мониторингу в тот же срок.
С учетом объема, характера и содержания запрашиваемых информации и документов Служба может определить иной срок их представления.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.04.2012 N 375)
12(1). Информация, указанная в пунктах 8 и 9 настоящего Положения, представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу в электронном виде по каналам связи или на магнитном носителе. Формат представления информации, а также каналы связи для передачи информации определяются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу.
В отдельных случаях указанная информация по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу может представляться на бумажном носителе.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.04.2012 N 375)
13. Организации могут представлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу документы и справочные материалы, не указанные в письменном запросе, но необходимые, по мнению организации, для эффективной реализации Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма и финансированию терроризма".
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.01.2003 N 25, от 25.10.2004 N 578)
13(1). Организации не вправе информировать клиентов и иных лиц о получении запросов Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также о содержании представленной ими информации по данным запросам.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.04.2012 N 375)
14. Нарушение организациями, действующими на основании лицензий, требований настоящего Положения может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
15. Лица, нарушившие порядок представления информации, установленный настоящим Положением, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
16. Работники Федеральной службы по финансовому мониторингу обеспечивают сохранность ставших им известными сведений, связанных с деятельностью Службы, составляющих служебную, банковскую, налоговую коммерческую тайну или тайну связи, и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение этих сведений.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.01.2003 N 25, от 25.10.2004 N 578)