ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.12.2004 N 787 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ТАРИФОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ"
Постановление
В целях упорядочения государственного регулирования на железнодорожном транспорте Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение об основах государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте;
Правила предоставления исключительных тарифов на железнодорожном транспорте.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 194 "Об утверждении Положения об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 13, ст. 1250; N 46, ст. 4366);
постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2002 г. N 917 "Об утверждении Правил предоставления исключительных тарифов на грузовые железнодорожные перевозки" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5223).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 декабря 2004 г.
N 787
1. Настоящее Положение определяет основы государственного регулирования тарифов на осуществляемые субъектами естественной монополии на железнодорожном транспорте на территории Российской Федерации железнодорожные перевозки и услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - тарифы на железнодорожном транспорте).
Исключительные тарифы на железнодорожном транспорте, предусматривающие особые условия тарификации, устанавливаются в соответствии с Правилами предоставления исключительных тарифов на железнодорожном транспорте, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
2. Формирование и реализация государственной политики в области регулирования тарифов на железнодорожном транспорте и рассмотрение предложений по ее совершенствованию осуществляются Федеральной службой по тарифам и Министерством транспорта Российской Федерации в пределах их компетенции.
3. Государственное регулирование тарифов на железнодорожном транспорте осуществляется в целях:
а) достижения баланса интересов субъектов естественной монополии на железнодорожном транспорте и потребителей их услуг;
б) защиты экономических интересов потребителей услуг субъектов естественной монополии на железнодорожном транспорте и обеспечения доступности услуг железнодорожного транспорта для потребителей;
в) развития конкурентной среды на рынке транспортных услуг;
г) обеспечения устойчивого и экономически эффективного функционирования субъектов естественной монополии на железнодорожном транспорте;
д) создания в отношении субъектов естественной монополии на железнодорожном транспорте экономических стимулов к снижению себестоимости перевозок и повышению качества транспортного обслуживания, а в отношении потребителей их услуг - стимулов к оптимизации транспортных связей.
4. Государственное регулирование тарифов на железнодорожном транспорте основывается на следующих принципах:
а) возмещение экономически обоснованных затрат субъектов естественной монополии на железнодорожном транспорте с учетом ежегодно устанавливаемых Правительством Российской Федерации уровней тарифов;
б) распределение эксплуатационных расходов по видам перевозок;
в) обеспечение равных условий доступа пользователей к услугам железнодорожного транспорта, в том числе к его инфраструктуре;
г) установление для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта единых правил, предусматривающих особые условия тарификации на железнодорожном транспорте;
д) обеспечение гласности принятия решений по вопросам государственного регулирования тарифов, в том числе по вопросам установления и изменения уровня тарифов и правил применения тарифов;
е) соответствие системы построения тарифов рыночным условиям хозяйствования (переход по мере развития рыночных отношений и конкуренции от тарифов, регулируемых государством, к тарифам, определяемым на договорной основе);
ж) ведение раздельного учета затрат в естественно монопольном и потенциально конкурентном секторах транспортных услуг;
з) ограничение перекрестного субсидирования одних видов деятельности за счет других.
5. Государственное регулирование тарифов на железнодорожном транспорте осуществляется путем утверждения и введения в действие тарифов или их предельного уровня, а также контроля за правильностью их применения.
6. Государственное регулирование тарифов осуществляют:
Федеральная служба по тарифам - на грузовые железнодорожные перевозки во внутригосударственном сообщении (в том числе на перевозки грузов по территории Российской Федерации в прямом железнодорожном сообщении, в прямом смешанном сообщении, в непрямом смешанном сообщении) и международном сообщении (в том числе на перевозки экспортно-импортных грузов по территории Российской Федерации в непрямом международном сообщении через российские порты, в прямом международном сообщении, в непрямом международном сообщении через пограничные передаточные станции Российской Федерации (за исключением международных транзитных железнодорожных перевозок по территории Российской Федерации), на перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа во внутригосударственном сообщении;
Министерство транспорта Российской Федерации - на международные транзитные железнодорожные перевозки по территории Российской Федерации.
7. Для определения (установления) тарифов на железнодорожном транспорте (кроме исключительных тарифов) в Федеральную службу по тарифам или Министерство транспорта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией представляются следующие материалы:
а) расчет предлагаемого уровня тарифов;
б) сводные бухгалтерские балансы субъектов естественной монополии на железнодорожном транспорте;
в) расчет изменения затрат по элементам расходов, включая их постатейное обоснование, исходя из следующих показателей:
состав затрат, установленный законодательством Российской Федерации;
прогнозируемое изменение цен на продукцию (услуги), потребляемую субъектами естественной монополии на железнодорожном транспорте;
мероприятий по сокращению издержек субъектов естественной монополии на железнодорожном транспорте;
мероприятий по повышению эффективности использования производственного персонала субъектов естественной монополии на железнодорожном транспорте;
г) расчеты (в том числе их обоснование) показателей деятельности и размера прибыли субъектов естественной монополии на железнодорожном транспорте, прогнозируемых на рассматриваемый период регулирования;
д) планы капитальных вложений;
е) сравнительные данные по элементам затрат, показателям деятельности и размеру прибыли за предыдущие 3 года;
ж) иные материалы по вопросам определения (установления) тарифов и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением тарифов.
8. Материалы, представленные в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения, рассматриваются в порядке, установленном соответственно Федеральной службой по тарифам или Министерством транспорта Российской Федерации, и при необходимости направляются для рассмотрения в другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и независимым экспертам.
9. Решение об определении (установлении) тарифов или их предельного уровня на железнодорожном транспорте (за исключением тарифов на международные транзитные железнодорожные перевозки по территории Российской Федерации) принимается с учетом анализа основных ценообразующих факторов, в том числе:
а) объемов перевозок и их особенностей;
б) расходов субъектов естественной монополии на железнодорожном транспорте, в том числе расходов на выплату заработной платы, оплату сырья и материалов, накладных расходов;
в) конъюнктуры товарных рынков и рынка транспортных услуг;
г) амортизационных отчислений;
д) потребности в средствах на обслуживание привлеченного капитала, развитие производства и финансирование за счет прибыли других обоснованных расходов;
е) объемов государственной поддержки, а также налогов и других платежей.
10. Тарифы на железнодорожном транспорте вводятся в действие актами Федеральной службы по тарифам или Министерства транспорта Российской Федерации в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
11. Федеральная служба по тарифам разрабатывает с участием Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и принимает в установленном порядке нормативно-методические документы по вопросам государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте.
12. Федеральная служба по тарифам и Министерство транспорта Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляют анализ практики применения тарифов и дают разъяснения по вопросам государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте.
УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 декабря 2004 г.
N 787
1. Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления исключительных тарифов, предусматривающих особые условия тарификации, на железнодорожные перевозки и услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее - исключительные тарифы).
2. Исключительные тарифы применяются на территории Российской Федерации с учетом условий перевозок, состояния рынков товаров и услуг, необходимости обеспечения конкурентоспособности транспортной системы, стимулирования развития новых технологий на железнодорожном транспорте и обеспечения равных условий предоставления услуг всем потребителям.
3. Рассмотрение предложений о предоставлении исключительных тарифов осуществляют:
Федеральная служба по тарифам - во внутригосударственном и международном сообщении;
Министерство транспорта Российской Федерации - при осуществлении международных транзитных железнодорожных перевозок по территории Российской Федерации.
4. Предложения о предоставлении исключительных тарифов содержат технико-экономическое обоснование необходимости их установления, а также материалы, перечень которых определяется соответственно Федеральной службой по тарифам или Министерством транспорта Российской Федерации.
Поступившие предложения о предоставлении исключительных тарифов направляются Федеральной службой по тарифам в Министерство транспорта Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации - в Федеральную службу по тарифам, а также при необходимости - субъекту естественной монополии на железнодорожном транспорте, в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и независимым экспертам для представления заключения.
Заключения в течение 14 дней с даты получения материалов представляются в Федеральную службу по тарифам или в Министерство транспорта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
5. Предложения о предоставлении исключительных тарифов, о сроках их предоставления и условиях возмещения понесенных железнодорожным транспортом расходов рассматриваются после получения всех необходимых материалов в порядке и в сроки, устанавливаемые Федеральной службой по тарифам или Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
При необходимости к такому рассмотрению привлекаются работники органов государственной власти, представители организаций - потребителей услуг железнодорожного транспорта и независимые эксперты.
6. Федеральная служба по тарифам или Министерство транспорта Российской Федерации по результатам рассмотрения предложений о предоставлении исключительных тарифов принимают соответствующее решение. Введение в действие исключительных тарифов осуществляется в установленном порядке актами Федеральной службы по тарифам или Министерства транспорта Российской Федерации.
7. Предоставление исключительных тарифов на железнодорожном транспорте в индивидуальном порядке не допускается.