ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 28.01.2005 N 43 "О ПОРЯДКЕ РАБОТЫ С ПРОЕКТАМИ, РЕАЛИЗУЕМЫМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ ПРИ УЧАСТИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ"
Постановление
В целях повышения эффективности сотрудничества Российской Федерации с международными финансовыми организациями Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о работе с проектами, реализуемыми Российской Федерацией при участии международных финансовых организаций.
2. Установить, что контроль за подготовкой и реализацией проектов, осуществляемых Российской Федерацией при участии международных финансовых организаций, осуществляется Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации в установленной сфере деятельности.
3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации до 1 марта 2005 г. разработать и утвердить в установленном порядке нормативные правовые акты, необходимые для реализации настоящего постановления.
4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. N 395 "Об утверждении Порядка работы с проектами, финансируемыми за счет займов МБРР" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 15, ст. 1633).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 января 2005 г.
N 43
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок отбора, подготовки и реализации проектов, осуществляемых Российской Федерацией при участии международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, в том числе Международного банка реконструкции и развития, Европейского банка реконструкции и развития, Европейского инвестиционного банка, Северного инвестиционного банка и других банков развития (далее - международная финансовая организация).
2. В целях настоящего Положения под термином "проект" понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач, соответствующих приоритетам программ социально-экономического развития Российской Федерации, принятых на федеральном уровне, объединенных общими целями, источниками финансирования, исполнителями и сроками реализации.
II. Отбор проекта3. Инициирование проекта осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - инициатор проекта) путем представления в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации заявки по утвержденной ими форме и концепции проекта.
4. Концепция проекта, подготавливаемая инициатором проекта совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, включает в себя:
б) краткое описание проекта;
в) цели и задачи проекта;
г) структуру проекта (с разбивкой по компонентам);
д) тип проекта (инвестиционный, поддержка структурных преобразований и другие);
е) схему финансирования проекта;
ж) объем инвестиций, необходимых для подготовки и реализации проекта (включая средства, запрашиваемые у международных финансовых организаций, с указанием направлений их расходования);
з) срок подготовки проекта и объем средств, направляемых на его подготовку;
и) обоснование необходимости привлечения международных финансовых организаций для реализации проекта;
к) предварительную оценку социально-экономической эффективности проекта и последствий его реализации;
л) предложения по ответственному исполнителю проекта - федеральному органу исполнительной власти (далее - исполнитель проекта) и соисполнителю (соисполнителям) проекта - федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления и (или) организации (далее - соисполнитель проекта).
5. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации в пределах своих полномочий рассматривают представленную инициатором проекта концепцию проекта, обращая при этом внимание на:
а) соответствие проекта программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, решениям Правительства Российской Федерации по вопросам государственного долга Российской Федерации и по вопросам основных направлений сотрудничества Российской Федерации с международными финансовыми организациями;
б) целесообразность привлечения ресурсов (в том числе заемных средств, гарантий от некоммерческих рисков) международных финансовых организаций для реализации проекта с учетом возможности его финансирования за счет средств федерального бюджета;
в) схему финансирования проекта;
г) социально-экономическую эффективность проекта и ожидаемые конечные результаты его реализации.
6. По итогам рассмотрения концепции проекта Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации в месячный срок с даты ее поступления подготавливают свои заключения по вопросам, предусмотренным в пункте 5 настоящего Положения, и направляют их инициатору проекта.
7. Правительство Российской Федерации на основе предложений, представленных инициатором проекта в установленном порядке, и заключений Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации рассматривает и одобряет предложения по подготовке проекта, источникам его финансирования (включая расходы на подготовку проекта), срокам начала реализации проекта и исполнителю/соисполнителю проекта.
Исполнитель проекта отвечает за своевременную и качественную подготовку и реализацию проекта и за достижение целей проекта, обеспечивает целевое и эффективное расходование средств, привлекаемых для подготовки и реализации проекта.
III. Подготовка проекта8. Исполнитель проекта совместно с участвующими в реализации проекта заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями и соответствующей международной финансовой организацией осуществляет разработку основной документации по подготовке и реализации проекта, а также подготовку соглашений с международной финансовой организацией, необходимых для реализации проекта. Указанная документация включает в себя:
а) план подготовки проекта с определением объемов финансирования этой подготовки;
б) план и структуру реализации проекта с детальным описанием компонентов проекта;
в) заключение о технической, экономической, финансовой и экологической экспертизе проекта, а также о рисках проекта (финансовых и некоммерческих);
г) систему показателей для контроля за ходом реализации проекта;
д) схему управления и схему финансирования проекта, финансовые условия реализации проекта (условия предоставления средств международной финансовой организации получателям, порядок и источники погашения и обслуживания займа);
е) бюджет проекта, в том числе его компонентов, план закупок и техническую документацию по закупкам товаров, работ и услуг на первый год реализации проекта;
ж) другую необходимую документацию, предусмотренную правилами международной финансовой организации и соглашениями, подписываемыми от имени Российской Федерации с международной финансовой организацией.
9. Документы, указанные в пункте 8 настоящего Положения, согласовываются с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации в установленном порядке.
10. В случае привлечения исполнителем проекта для финансирования подготовки и реализации проекта безвозмездной финансовой помощи (гранта) Правительство Российской Федерации принимает соответствующее решение, проект которого исполнитель проекта вносит в установленном порядке.
11. Исполнитель проекта совместно с соисполнителем проекта вправе поручить осуществление функций по подготовке проекта группе по подготовке проекта - организации, отобранной ими на конкурсной основе по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации. Указанная группа осуществляет свою работу на основании договора, заключаемого ею с Министерством финансов Российской Федерации и исполнителем проекта.
По согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации исполнитель проекта для осуществления указанных функций может привлечь консультантов, отобранных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
12. В случае необходимости привлечения займа международной финансовой организации или гарантии от некоммерческих рисков Министерство финансов Российской Федерации в установленном порядке включает проект (с учетом его готовности) в проект программы государственных внешних заимствований Российской Федерации на соответствующий финансовый год.
IV. Проведение переговоров и подписание соглашения с международной финансовой организацией от имени Российской Федерации13. После завершения подготовки проекта и его включения в проект программы государственных внешних заимствований исполнитель проекта по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации извещает международную финансовую организацию о готовности начать переговоры с целью подписания от имени Российской Федерации соответствующего соглашения с международной финансовой организацией (далее - соглашение с международной финансовой организацией).
14. После получения от международной финансовой организации извещения о ее согласии на участие в переговорах Правительство Российской Федерации принимает решение о проведении переговоров с международной финансовой организацией, утверждает состав делегации и директивы на эти переговоры, в которых определяются структура проекта, схема реализации проекта, основные условия участия международной финансовой организации в реализации проекта и другие положения.
15. В ходе переговоров согласовываются условия соглашения с международной финансовой организацией.
16. Отчет о достигнутых в процессе переговоров результатах, согласованный с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации, представляется исполнителем проекта в установленном порядке в Правительство Российской Федерации, которое в случае приемлемости этих результатов для Российской Федерации информирует международную финансовую организацию об одобрении этого отчета.
17. После одобрения результатов переговоров и проекта соглашения с международной финансовой организацией Правительство Российской Федерации в установленном порядке принимает решение о подписании соглашения между Российской Федерацией и международной финансовой организацией, в котором определяются органы и организации, ответственные за реализацию проекта, порядок и источники погашения и обслуживания займа и другие необходимые положения.
18. После подписания соглашения с международной финансовой организацией, если это предусмотрено таким соглашением, Министерство юстиции Российской Федерации составляет и направляет в эту международную финансовую организацию юридическое заключение о том, что соглашение с международной финансовой организацией надлежащим образом одобрено и санкционировано Российской Федерацией, а также подлежит исполнению в соответствии с предусмотренными им условиями.
V. Реализация проекта19. Реализация проекта осуществляется исполнителем проекта в соответствии с соглашением с международной финансовой организацией, решениями Правительства Российской Федерации, а также договорами, заключение которых предусмотрено соглашением с международной финансовой организацией.
20. Исполнитель проекта вправе поручить осуществление функций по реализации проекта группе по реализации проекта или консультантам, отобранным в порядке, установленном пунктом 11 настоящего Положения.
По согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации исполнитель проекта вправе поручить осуществление указанных функций группе по подготовке проекта.
21. План реализации проекта и план закупок товаров, работ и услуг в рамках проекта, а также отчеты об их выполнении утверждаются уполномоченным лицом исполнителя проекта по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации в пределах их полномочий.
Бюджет проекта утверждается уполномоченным лицом исполнителя проекта ежегодно после утверждения федерального бюджета на соответствующий финансовый год по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
VI. Контроль за подготовкой и реализацией проекта, оценка эффективности реализации проекта22. Контроль за подготовкой и реализацией проекта осуществляется Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации в порядке, утверждаемом указанными федеральными органами исполнительной власти, с учетом требований законодательства Российской Федерации и условий, определенных в соглашениях с международной финансовой организацией.
23. Исполнитель проекта представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации отчеты о ходе выполнения плана подготовки проекта и мероприятий по реализации проекта по форме и в сроки, устанавливаемые Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
24. Исполнитель проекта не позднее 3 месяцев после даты завершения реализации проекта проводит оценку его эффективности и представляет соответствующий отчет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.
Оценка эффективности реализации проекта проводится в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
25. Исполнитель проекта по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации не позднее даты завершения реализации проекта, установленной соглашением с международной финансовой организацией, направляет этой организации материалы, необходимые для подготовки доклада о завершении реализации проекта.
26. Исполнитель проекта в установленном порядке представляет в Правительство Российской Федерации доклад об итогах реализации проекта, включая оценку эффективности его реализации.
VII. Внесение изменений в соглашение с международной финансовой организацией27. Решение о продлении срока реализации проекта и (или) сокращении (перераспределении) средств займа принимается Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и международной финансовой организацией на основании обращения исполнителя проекта.
28. Внесение в соглашение с международной финансовой организацией изменений, в том числе связанных с продлением сроков реализации проекта и (или) сокращением (перераспределением) средств займа, осуществляется в соответствии с условиями этого соглашения.
VIII. Урегулирование разногласий в процессе подготовки и реализации проекта29. В целях оперативного согласования вопросов и урегулирования разногласий, возникающих в процессе подготовки и реализации проекта и требующих межведомственной координации, исполнителем проекта в установленном порядке могут быть образованы межведомственная комиссия или совет в составе представителей исполнителя проекта, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций.