ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 14.10.96 N 1205 (ред. от 01.02.2005) "О КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ"
Постановление
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
В целях совершенствования учета, контроля и обеспечения сохранности ядерных материалов в Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить представленную Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности и согласованную с Министерством Российской Федерации по атомной энергии, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством оборонной промышленности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации Концепцию системы государственного учета и контроля ядерных материалов (прилагается).
2. Федеральным органам исполнительной власти и организациям при разработке нормативных документов и осуществлении деятельности, связанной с использованием ядерных материалов в мирных и оборонных целях, учитывать положения Концепции системы государственного учета и контроля ядерных материалов.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
ОДОБРЕНА
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 октября 1996 г. N 1205
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
1. ВведениеНеобходимость создания системы государственного учета и контроля ядерных материалов обусловлена их потенциальной ядерной и радиационной опасностью, высокой ценностью, а также существенным влиянием, оказываемым на государственную и международную безопасность, экономическое и политическое положение страны.
Настоящая Концепция определяет назначение, цели и принципы учета и контроля ядерных материалов и основные требования к их учету и контролю.
Настоящая Концепция разработана на основе законодательства Российской Федерации в области обращения с ядерными материалами, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в этой области и с учетом:
существующих в Российской Федерации ведомственных (отраслевых) систем учета и контроля ядерных материалов;
рекомендаций МАГАТЭ для национальных систем учета и контроля ядерных материалов;
существующих международных и национальных систем учета и контроля ядерных материалов;
международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения ядерного оружия.
2. Основные понятияПонятия, используемые в настоящей Концепции, означают следующее:
"ядерные материалы" - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества;
"специальные неядерные материалы" - материалы, не содержащие или не способные воспроизвести ядерные материалы, но которые могут быть использованы в устройствах, предназначенных для осуществления взрывного выделения внутриядерной энергии (ядерного взрыва);
"ядерные установки" - сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы и полигоны с размещенными на них ядерными зарядами, ядерными боеприпасами; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки и транспортирования ядерных материалов;
"ядерное оружие" - ядерные заряды, ядерные боеприпасы, а также оснащенные ими носители ядерных боеприпасов, комплексы ядерного оружия и носители ядерного оружия;
"пункты хранения ядерных материалов" - не относящиеся к ядерным установкам объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов;
"эксплуатирующая организация" - организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и признанная соответствующим органом управления использованием атомной энергии пригодной эксплуатировать ядерную установку или пункт хранения ядерных материалов;
"федеральные нормы и правила учета и контроля ядерных материалов" - нормы и правила, устанавливающие требования к учету и контролю ядерных материалов и входящие в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации;
"учет ядерных материалов" - определение количества ядерных материалов, составление, регистрация и ведение учетных и отчетных документов;
"учетная единица" - поддающийся идентификации предмет, содержащий ядерные материалы (имеющий индивидуальный номер или другой идентификатор), целостность которого остается неизменной в течение установленного периода времени;
"балк" - форма" - ядерный материал в виде газа, жидкости, порошка или большого количества твердых предметов, не имеющих индивидуальных номеров или других идентификаторов;
"контроль ядерных материалов" - административный контроль за наличием и перемещением ядерных материалов с целью предотвращения их несанкционированного использования;
"надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов" - проверка соблюдения норм и правил уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении государственного учета и контроля ядерных материалов;
"зона баланса материалов" - территориально и административно установленная в пределах ядерной установки или пункта хранения ядерных материалов зона для учета и контроля ядерных материалов, в которой на основании измерений определено количество ядерных материалов при каждом их перемещении в зону и из нее и подведен баланс ядерных материалов за установленный период времени;
"физическая инвентаризация" - определение фактического количества ядерных материалов, имеющихся в наличии в зоне баланса материалов;
"баланс ядерных материалов" - сравнительный итог зарегистрированного и имеющегося в наличии количества ядерных материалов;
"инвентаризационная разница" - разница между зарегистрированным и имеющимся в наличии количеством ядерных материалов.
3. Задачи системы государственного учета и контроля ядерных материаловСистема государственного учета и контроля ядерных материалов является элементом системы государственного управления использованием атомной энергии в мирных и оборонных целях и предназначена для выполнения следующих задач:
определение имеющегося в наличии количества ядерных материалов в местах их нахождения;
составление, регистрация и ведение учетных и отчетных документов;
предупреждение и предотвращение потерь, несанкционированного использования и хищения ядерных материалов;
предоставление федеральным органам исполнительной власти информации о наличии и перемещении ядерных материалов, а также об их экспорте и импорте;
обеспечение контроля за соблюдением международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения ядерного оружия.
4. Законодательная и нормативная основа системы государственного учета и контроля ядерных материаловЗаконодательной и нормативной основой системы государственного учета и контроля ядерных материалов являются:
федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области обращения с ядерными материалами;
федеральные нормы и правила учета и контроля ядерных материалов;
отраслевые (ведомственные) нормы и правила учета и контроля ядерных материалов.
5. Структура и функции системы государственного учета и контроля ядерных материаловСистема государственного учета и контроля ядерных материалов имеет два уровня: федеральный и ведомственный.
Основными функциями системы государственного учета и контроля ядерных материалов являются разработка и внедрение обоснованных норм и правил учета и контроля ядерных материалов, учет и контроль ядерных материалов, надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов.
На федеральном уровне:
государственный учет и контроль ядерных материалов, предназначенных для использования в мирных целях, осуществляет Федеральное агентство по атомной энергии;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
государственный учет и контроль ядерных материалов, предназначенных для использования в оборонных целях, осуществляют Федеральное агентство по атомной энергии и Министерство обороны Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
На ведомственном уровне государственный учет и контроль ядерных материалов, предназначенных для использования в мирных и оборонных целях, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в распоряжении которых находятся ядерные материалы.
На уровне эксплуатирующей организации, деятельность которой связана с производством, хранением или использованием ядерных материалов, учет и контроль ядерных материалов осуществляет ее администрация.
Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном уровне осуществляют:
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - в части ядерных материалов, предназначенных для использования в мирных целях;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
Министерство обороны Российской Федерации - в части ядерных материалов, предназначенных для ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.
Контроль за перемещением ядерных материалов через таможенную границу Российской Федерации на федеральном уровне осуществляет Федеральная таможенная служба.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
6. Основные принципы функционирования системы государственного учета и контроля ядерных материаловУчету и контролю в Российской Федерации подлежат ядерные и специальные неядерные материалы согласно Приложению.
Система государственного учета и контроля ядерных материалов предусматривает:
осуществление постановки на учет, ведение учета и снятие с учета ядерных материалов независимо от их химического состава, физического и радиационного состояния (свежие или облученные);
осуществление учета и контроля ядерных материалов по зонам баланса материалов в форме учетных единиц или в "балк" - форме;
разделение ядерных материалов и зон баланса материалов, в которых они находятся, на типы и категории;
ведение учетной документации, периодическую отчетность и анализ отчетных данных;
возможность исправления учетных данных только путем внесения новой записи в учетную документацию;
возможность исправления отчетных данных только путем представления новых отчетных документов;
осуществление учета и контроля ядерных материалов на основе результатов измерений состава и количества ядерных материалов, кроме случаев, когда допускается применение расчетных методов (методик) определения их параметров;
регулярное проведение в зонах баланса материалов физической инвентаризации и подведение по ее результатам баланса ядерных материалов;
оценку итогов баланса ядерных материалов путем сравнения величины инвентаризационной разницы с ее допустимой величиной для каждой зоны баланса материалов;
проверки организации и ведения учета и контроля ядерных материалов федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне, управление использованием атомной энергии, государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью в соответствии с их полномочиями;
проведение проверки получателем ядерных материалов сведений о них, представляемых отправителем.
Федеральные нормы и правила учета и контроля ядерных материалов устанавливают:
минимальное количество ядерных материалов, начиная с которого они подлежат государственному учету и контролю;
порядок постановки на учет, ведения учета, контроля и снятия с учета ядерных материалов;
категории ядерных материалов и меры по их учету и контролю в зависимости от состава и количества ядерных материалов, находящихся в зоне баланса материалов;
требования к ведению учетной документации, периодичность представления и объем информации, содержащейся в отчетной документации;
порядок и требования к проведению измерений состава и количества ядерных материалов или применению расчетных методов (методик) для определения состава и количества этих материалов;
порядок организации и проведения физической инвентаризации, периодичность и объем ее проведения;
порядок подведения баланса ядерных материалов и методику определения величины допустимой инвентаризационной разницы;
допустимые значения расхождений данных отправителя и получателя о наличии ядерных материалов и мероприятия при обнаружении превышения этих значений;
требования к учету и контролю ядерных материалов при их экспорте и импорте;
периодичность, объем и вид проверок, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне, управление использованием атомной энергии, государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью.
7. Техническое обеспечение системы государственного учета и контроля ядерных материаловВ рамках системы государственного учета и контроля ядерных материалов на базе современных технических средств создаются соответствующие информационные системы.
Доступ к информации, содержащейся на различных уровнях системы государственного учета и контроля ядерных материалов, и режим обращения с ней определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
Техническая поддержка разработки, внедрения, функционирования и развития системы государственного учета и контроля ядерных материалов осуществляется соответствующими
федеральными органами исполнительной власти.
ПриложениеПриложение
к Концепции системы
государственного учета и
контроля ядерных материалов
Плутоний
Уран (за исключением урана, содержащегося в руде)
Торий (за исключением тория, содержащегося в руде)
Нуклид Нептуний-237
Нуклид Америций-241
Нуклид Америций-243
Специальные неядерные материалы
Дейтерий
Тритий
Нуклид Литий-6
Примечание. Материалы, указанные в настоящем Приложении, подлежат государственному учету и контролю независимо от химического соединения, в которое они входят, и их физического состояния.