ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 01.07.95 N 677 (ред. от 01.02.2005) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"
Постановление
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.02.97 N 179, от 23.12.2002 N 919, от 01.02.2005 N 49)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
2. Признать утратившим силу Постановление Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 г. N 119 "О временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР" в части утверждения Временного положения о дошкольном учреждении в РСФСР.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 июля 1995 г. N 677
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.02.97 N 179, от 23.12.2002 N 919, от 01.02.2005 N 49)
I. Общие положения1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.
2. Для негосударственных дошкольных образовательных учреждений настоящее Типовое положение выполняет функцию примерного.
3. Дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности.
Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет.
4. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:
охрана жизни и укрепление здоровья детей;
обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;
приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
5. Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды:
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.97 N 179)
детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
6. Дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, настоящим Типовым положением, своим уставом, договором между учреждением и родителями (законными представителями).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.97 N 179)
7. Язык (языки), на котором (которых) ведется обучение и воспитание в дошкольном образовательном учреждении, определяется учредителем.
8. Дошкольное образовательное учреждение в целях выполнения стоящих перед ним задач имеет право устанавливать прямые связи с предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе и иностранными.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.97 N 179)
9. Дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, определенных его уставом; реализацию не в полном объеме образовательных программ; качество реализуемых образовательных программ; соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей; жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время образовательного процесса.
10. В дошкольном образовательном учреждении не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций. В государственном, муниципальном дошкольном образовательном учреждении образование носит светский характер.
II. Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения11. Дошкольное образовательное учреждение создается учредителем (учредителями) и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
12. Статус учредителя (учредителей) определяет организационно-правовую форму дошкольного образовательного учреждения.
Учредителем (учредителями) государственного дошкольного учреждения могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Учредителем (учредителями) муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления.
Допускается совместное учредительство дошкольного образовательного учреждения.
13. Отношения между учредителем (учредителями) и дошкольным образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.
14. Права юридического лица у дошкольного образовательного учреждения в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента его регистрации.
Дошкольное образовательное учреждение как юридическое лицо имеет устав, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.
15. Право на ведение образовательной деятельности и на получение льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, возникает у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.97 N 179)
15.1. Дошкольное образовательное учреждение проходит аттестацию в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".
Аттестация дошкольного образовательного учреждения проводится по его заявлению соответствующим государственным органом управления образованием один раз в пять лет.
Целью и содержанием аттестации дошкольного образовательного учреждения является установление соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Для проведения аттестации дошкольное образовательное учреждение представляет в соответствующий государственный орган управления образованием перечень документов, определяемых Министерством образования и науки Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
Состав аттестационной комиссии, ее председатель утверждаются приказом проводящего аттестацию органа.
В состав комиссии не могут входить работники дошкольного образовательного учреждения, проходящего аттестацию.
Заключение аттестационной комиссии является основанием для принятия органом, осуществляющим аттестацию, решения о признании дошкольного образовательного учреждения аттестованным или неаттестованным.
Координация и контроль по проведению аттестации дошкольного образовательного учреждения возлагаются на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.02.97 N 179, от 01.02.2005 N 49)
16. Дошкольное образовательное учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании".
Свидетельство о государственной аккредитации, выдаваемое дошкольному образовательному учреждению, подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых им образовательных программ, категорию дошкольного образовательного учреждения. Требования, предъявляемые к дошкольному образовательному учреждению, и критерии их отнесения к соответствующему виду, категории устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.02.97 N 179, от 01.02.2005 N 49)
17. Дошкольное образовательное учреждение может быть реорганизовано, ликвидировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При реорганизации дошкольного образовательного учреждения его устав, лицензия, свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.
18. Передача государственного дошкольного образовательного учреждения в ведение органа местного самоуправления допускается только с согласия последнего.
19. Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется программой дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
20. В соответствии со своими уставными целями и задачами дошкольное образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные платные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учетом потребностей семьи на основе договора с родителями (законными представителями).
Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой учредителем.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.97 N 179)
21. Режим работы дошкольного образовательного учреждения и длительность пребывания в нем детей определяются уставом дошкольного образовательного учреждения, договором между дошкольным образовательным учреждением и учредителем.
Допускается функционирование дошкольного образовательного учреждения (группы) в дневное, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми дошкольного образовательного учреждения.
22. Организация питания в дошкольном образовательном учреждении возлагается органами местного самоуправления на дошкольное образовательное учреждение и организации общественного питания. В дошкольном образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания воспитанников.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.97 N 179)
23. Медицинское обслуживание детей обеспечивается штатным или специально закрепленным органами здравоохранения за дошкольным образовательным учреждением медицинским персоналом, который наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания.
Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений проходят периодическое бесплатное медицинское обследование, которое проводится за счет средств учредителя.
24. Дошкольное образовательное учреждение предоставляет помещение и соответствующие условия для работы медицинского персонала.
III. Комплектование дошкольного образовательного учреждения25. Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем. В дошкольное образовательное учреждение в первую очередь принимаются дети работающих одиноких родителей, учащихся матерей, инвалидов I и II групп; дети из многодетных семей; дети, находящиеся под опекой; дети, родители (один из родителей) которых находятся на военной службе; дети безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, студентов.
26. В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет на основании медицинского заключения.
27. Дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при наличии условий для коррекционной работы только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий".
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.97 N 179)
IV. Участники образовательного процесса28. Участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения являются воспитанники, родители (законные представители), педагогические работники.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.97 N 179)
29. При приеме детей дошкольное образовательное учреждение обязано ознакомить родителей (законных представителей) с уставом учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.97 N 179)
30. Взаимоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе обучения, воспитания, присмотра и ухода.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.97 N 179)
31. Взимание платы с родителей за содержание детей в дошкольном образовательном учреждении производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
32. Отношения воспитанника и персонала дошкольного образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.
33. Порядок комплектования персонала дошкольного образовательного учреждения регламентируется его уставом.
34. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.
К педагогической деятельности не допускаются лица, лишенные права этой деятельности приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имевшие судимость за определенные преступления.
35. Права, социальные гарантии и льготы работников дошкольного образовательного учреждения определяются законодательством Российской Федерации, уставом дошкольного образовательного учреждения, трудовым договором (контрактом).
36. Работники дошкольного образовательного учреждения имеют право:
на участие в управлении дошкольным образовательным учреждением в порядке, определяемом уставом учреждения;
на защиту профессиональной чести и достоинства.
37. Дошкольное образовательное учреждение устанавливает:
ставки заработной платы (должностные оклады) работникам на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и на основании решения аттестационной комиссии, а также определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах имеющихся средств, направляемых на оплату труда;
структуру управления дошкольным образовательным учреждением;
штатное расписание и должностные обязанности.
V. Управление дошкольным образовательным учреждением38. Управление дошкольным образовательным учреждением осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", настоящим Типовым положением и его уставом.
39. Управление дошкольным образовательным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления дошкольного образовательного учреждения являются: попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом дошкольного образовательного учреждения.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.97 N 179)
40. Непосредственное руководство дошкольным образовательным учреждением осуществляет заведующий.
Наем (прием) на работу заведующего государственным дошкольным образовательным учреждением осуществляется в порядке, определяемом его уставом, и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заведующий муниципальным дошкольным образовательным учреждением назначается решением органа местного самоуправления, если этим органом не предусмотрен иной порядок.
41. Заведующий дошкольным образовательным учреждением:
действует от имени дошкольного образовательного учреждения, представляет его во всех учреждениях и организациях;
распоряжается имуществом дошкольного образовательного учреждения в пределах прав, предоставленных ему договором между дошкольным образовательным учреждением и учредителем;
открывает счета в банках и других кредитных учреждениях;
в соответствии с законодательством о труде осуществляет прием на работу и расстановку кадров, поощряет работников дошкольного образовательного учреждения, налагает взыскания и увольняет с работы;
несет ответственность за деятельность дошкольного образовательного учреждения перед учредителем.
VI. Имущество и средства учреждения42. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет за дошкольным образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом объекты права собственности (землю, здания, сооружения, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.97 N 179)
Земельные участки закрепляются за государственным или муниципальным дошкольным образовательным учреждением в постоянное (бессрочное) пользование.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.02.97 N 179, от 23.12.2002 N 919)
Объекты собственности, закрепленные за дошкольным образовательным учреждением, находятся в его оперативном управлении.
Дошкольное образовательное учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с его назначением, своими уставными целями, законодательством Российской Федерации.
Дошкольное образовательное учреждение несет ответственность за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества.
43. Изъятие и (или) отчуждение имущества, закрепленного за дошкольным образовательным учреждением, допускается только в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
44. Дошкольное образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств и принадлежащей ему собственности.
45. Деятельность дошкольного образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов дошкольного образовательного учреждения являются:
собственные средства учредителя (учредителей);
бюджетные и внебюджетные средства;
имущество, закрепленное за дошкольным образовательным учреждением собственником (уполномоченным им органом);
средства родителей (законных представителей), добровольные пожертвования и целевые взносы других физических и юридических лиц, в том числе и иностранных;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.97 N 179)
кредиты банков и других кредиторов;
другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
46. Финансирование дошкольного образовательного учреждения осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов, определяемых из расчета на одного воспитанника в зависимости от вида и категории дошкольного образовательного учреждения.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.97 N 179)
47. Количество групп в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости, принятой при расчете норматива бюджетного финансирования.
В группах:
от 2 месяцев до 1 года - 10 детей;
от 1 года до 3 лет - 15 детей;
от 3 лет до 7 лет - 20 детей.
В разновозрастных группах:
при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) - 8 детей;
при наличии в группе детей любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) - 10 детей;
при наличии в группе детей любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) - 20 детей.
48. В дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида наполняемость групп устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3-х лет и старше 3-х лет) и составляет соответственно:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.97 N 179)
для детей с тяжелыми нарушениями речи - до 6 и до 10 детей;
для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3-х лет - до 12 детей;
для глухих детей - до 6 детей для обеих возрастных групп;
для слабослышащих детей - до 6 и до 8 детей;
для слепых детей - до 6 детей для обеих возрастных групп;
для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием - до 6 и до 10 детей;
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - до 6 и до 8 детей;
для детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) - до 6 и до 10 детей;
для детей с задержкой психического развития - до 6 и до 10 детей;
для детей с глубокой умственной отсталостью только в возрасте старше 3-х лет - до 8 детей;
для детей с туберкулезной интоксикацией - до 10 и до 15 детей;
для детей, часто болеющих - до 10 и до 15 детей;
для детей со сложными дефектами (2 и более дефекта) - до 5 для обеих возрастных групп;
для детей с иными отклонениями в развитии - до 10 и до 15 детей.
49. Для малокомплектных сельских дошкольных образовательных учреждений норматив финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества воспитанников.
50. Привлечение дошкольным образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования из бюджета учредителя.
51. Дошкольное образовательное учреждение имеет самостоятельный баланс и осуществляет финансово-хозяйственную деятельность в пределах бюджетных и внебюджетных средств.
52. Финансовые и материальные средства, закрепленные за дошкольным образовательным учреждением или являющиеся его собственностью, используются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
53. При ликвидации дошкольного образовательного учреждения денежные средства и иное имущество дошкольного образовательного учреждения, за вычетом платежей по покрытию его обязательств, используются в соответствии с законодательством Российской Федерации и его уставом.