ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 19.04.2000 N 70-О "ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ОБЩЕСТВА ВОЕННЫХ ПЕНСИОНЕРОВ НА НАРУШЕНИЕ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 12 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЕТЕРАНАХ"



Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы Общества военных пенсионеров требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",

1. Общество военных пенсионеров ( Латвийская Республика) неоднократно обращалось в Конституционный Суд Российской Федерации с требованием проверить конституционность положения статьи 12 Федерального закона от 12 января 1995 года "О ветеранах" (в редакции от 2 января 2000 года), согласно которому названный Закон распространяется только на граждан Российской Федерации, проживающих постоянно на территории Российской Федерации.

По мнению заявителя, это положение не соответствует статьям 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку лишает граждан Российской Федерации - ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов военной службы и ветеранов боевых действий на территориях других государств, в силу разных причин постоянно проживающих в других государствах, права пользоваться дополнительными льготами и компенсациями, установленными этим Законом.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" уведомлял заявителя о несоответствии его жалоб требованиям названного Закона. Однако в очередной жалобе, поступившей 1 февраля 2000 года, Общество военных пенсионеров требует принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленному им вопросу.

2. В соответствии со статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой статьи 3, частью первой статьи 96 и пунктом 1 статьи 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации принимает к своему рассмотрению жалобы граждан на нарушение конституционных прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле; при этом жалоба признается допустимой лишь в том случае, если закон затрагивает конституционные права и свободы граждан.

Федеральный закон "О ветеранах", как следует из его содержания, не устанавливает каких-либо прав и свобод, а предусматривает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, которая осуществляется путем предоставления им компенсаций и льгот. В соответствии с этим Законом к мерам социальной защиты ветеранов относится предоставление им льгот по налогообложению, по получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений, по оплате коммунально-бытовых услуг и торговому обслуживанию, медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения, по обеспечению транспортными средствами и оплате проезда, пользованию услугами учреждений связи, трудоустройству, переподготовке и условиям труда и др.

Распространение норм, устанавливающих такого рода льготы и компенсации, только на ветеранов, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее конституционный принцип равенства граждан перед законом, равенство прав и свобод человека и гражданина, гарантированных статьей 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, и не означает умаления или ограничения каких-либо конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, относящихся к числу ветеранов, постоянно проживающих на территориях других государств. Следовательно, жалоба Общества военных пенсионеров не отвечает установленным Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" критериям допустимости обращений.

Следует также учитывать, что между Правительствами Российской Федерации и Латвийской Республики и их ведомствами заключен ряд соглашений по вопросам социальной защищенности военных пенсионеров Российской Федерации и членов их семей, проживающих на территории Латвийской Республики. К ним относится Соглашение от 30 апреля 1994 года (ратифицировано Федеральным законом от 25 ноября 1994 года) по вопросам социальной защищенности военных пенсионеров Российской Федерации и членов их семей, проживающих на территории Латвийской Республики, Соглашение от 15 декабря 1995 года между Министерством обороны Российской Федерации и Министерством благосостояния Латвийской Республики о порядке возмещения Российской Федерацией расходов на медицинское обслуживание военных пенсионеров Российской Федерации, проживающих на территории Латвийской Республики. Кроме того, Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 1996 г. N 1006 "О возмещении расходов по оплате жилья и коммунальных услуг пенсионерам из числа военнослужащих и членов их семей, проживающим в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике" предусматривает возмещение расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за счет средств Министерства обороны Российской Федерации пенсионерам из числа военнослужащих и членам их семей, проживающим в названных государствах и получающим пенсии по Закону Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей".

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Общества военных пенсионеров ( Латвийская Республика) как не отвечающей критерию допустимости обращений в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В.БАГЛАЙ
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Н.В.СЕЛЕЗНЕВ

\r\n