ЗАКОН ВС РФ от 28.05.92 N 2859-I "О ПОСТАВКАХ ПРОДУКЦИИ И ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД"
Настоящий Закон устанавливает общие правовые и экономические принципы и положения формирования, размещения и исполнения на контрактной (договорной) основе заказов на закупку и поставку продукции (товаров, работ и услуг) <1> для государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности, расположенными на территории Российской Федерации.
Статья 1. Поставка продукции для государственных нужд
1. Государственные нужды - это потребность Российской Федерации в продукции, необходимой для решения общенациональных проблем, реализации социально-экономических, оборонных и научно-технических, природоохранных и других целевых программ, а также иных задач. Государственные нужды обеспечиваются за счет бюджетных средств и внебюджетных источников, привлекаемых для решения этих задач.
2. Поставки продукции для государственных нужд осуществляются в целях обеспечения:
федеральных целевых программ (включая комплексные программы федерального значения, в том числе фундаментальных научных исследований, опытно-конструкторских работ) развития Российской Федерации;
межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация;
экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации;
поставок, необходимых для создания и поддержания государственных материальных резервов Российской Федерации;
поддержания необходимого уровня обороноспособности и государственной безопасности.
3. В соответствии со структурой органов государственного управления и бюджетным устройством Российской Федерации устанавливаются два уровня формирования и размещения заказов на закупку и поставку продукции:
для федеральных государственных нужд;
для региональных государственных нужд республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Статья 2. Основные принципы разработки и реализации целевых программ1. Разработка федеральных и межгосударственных целевых программ (в которых участвует Российская Федерация) организуется органами государственного управления Российской Федерации, определяемыми Правительством Российской Федерации, а региональных целевых программ - Советами Министров (Правительствами) республик в составе Российской Федерации и органами государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Целевые программы разрабатываются с учетом формирования соответствующих бюджетов.
При разработке целевых программ необходимо обеспечивать:
приоритет в решении социально-экономических, оборонных, научно-технических, природоохранных и других важнейших задач;
достижение конкретного конечного результата и получение необходимого экономического эффекта в период от одного до пяти лет;
увязку финансовых, материальных и трудовых ресурсов;
согласованность и комплексность решения отраслевых и региональных задач.
2. Порядок разработки и реализации федеральных и межгосударственных целевых программ, а также перечень других федеральных государственных нужд, указанных в статье 1 настоящего Закона, устанавливается Правительством Российской Федерации, а региональных целевых программ и перечень других региональных государственных нужд - Советами Министров (Правительствами) республик в составе Российской Федерации, органами государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Федеральные и межгосударственные целевые программы и перечень других федеральных государственных нужд утверждаются Верховным Советом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации и финансируются за счет государственного бюджета Российской Федерации и внебюджетных источников, привлекаемых для выполнения этих программ и обеспечения нужд под государственные гарантии.
Региональные целевые программы и перечень других региональных государственных нужд утверждаются Верховными Советами республик в составе Российской Федерации, Советами народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга по представлению их органами государственного управления и финансируются за счет соответствующих бюджетов, а также внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей.
Все целевые программы должны обеспечиваться соответствующими условиями экономического стимулирования.
3. В целях организации работы по выполнению федеральных и межгосударственных целевых программ Правительство Российской Федерации определяет государственных заказчиков, обеспечивающих реализацию указанных программ, и представляет их на утверждение Верховного Совета Российской Федерации.
4. При утверждении федеральных и межгосударственных целевых программ, а также перечня других государственных нужд, государственным заказчикам выделяются необходимые финансовые средства, включая валютные, и они являются ответственными за выполнение этих программ и обеспечение государственных нужд.
Статья 3. Формирование и размещение объемов поставок продукции для государственных нужд1. Заказы на закупку и поставку продукции формируются и размещаются на предприятиях, в организациях, учреждениях (поставщиках) посредством заключения государственных контрактов:
для обеспечения федеральных и межгосударственных целевых программ - государственными заказчиками этих программ;
для обеспечения других федеральных государственных нужд - государственными заказчиками, определяемыми Правительством Российской Федерации;
для обеспечения региональных целевых программ и других региональных государственных нужд - государственными заказчиками, определяемыми Советами Министров (Правительствами) республик в составе Российской Федерации и соответствующими органами государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
2. Государственный контракт является основным документом, определяющем права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению государственных нужд. Он регулирует экономические, правовые и организационно-технические отношения поставщика с государственным заказчиком, выступающим в качестве покупателя.
Изменение или расторжение государственного контракта осуществляется по согласованию сторон и оформляется дополнительным соглашением.
Государственные заказчики обеспечивают поставщиков финансовыми ресурсами для реализации государственных контрактов.
Поставщики самостоятельно приобретают материальные ресурсы, необходимые для исполнения государственных контрактов.
3. Продукция, поставляемая государственным контрактам, должна соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов и особым условиям, устанавливаемым этими контрактами.
К обязательным относятся требования к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность для жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции.
4. Государственные заказчики:
осуществляют, исходя из интересов государства, возможный выбор поставщиков продукции для заключения с ними государственных контрактов путем проведения конкурсного отбора, организации федеральных, региональных торгов и других мероприятий;
заблаговременно, в согласованные с поставщиком сроки, указывают конкретных получателей продукции, поставляемой в соответствии с государственным контрактом;
согласовывают с получателями номенклатуру, объемы и сроки поставляемой им продукции для государственных нужд;
гарантируют поставщикам оплату третьими лицами продукции, поставляемой для государственных нужд, по ценам, определенным государственным контрактом. Порядок расчетов за поставленную продукцию определяется государственным контрактом.
5. Государственные заказчики могут на контрактной (договорной) основе передавать органам государственного управления, предприятиям, организациям и учреждениям выполнение части своих функций, в том числе по формированию и размещению заказов на закупку и поставку продукции для государственных нужд.
6. Порядок закупки и поставки продукции для государственных нужд устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом.
Статья 4. Стимулирование выполнения поставок продукции для государственных нужд1. В целях экономического стимулирования поставщиков продукции для государственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации им могут предоставляться:
льготы по налогу на прибыль (доход), целевые дотации и субсидии;
текущие и долгосрочные кредиты на льготных условиях;
валютные средства, оставляемые на льготных условиях в их распоряжении при реализации продукции на экспорт;
ассигнования из государственного бюджета Российской Федерации, необходимые для обеспечения прироста объемов поставок продукции для государственных нужд.
Виды, размеры и порядок предоставления экономических и других льгот устанавливаются Верховным Советом Российской Федерации, Верховными Советами республик в составе Российской Федерации, Советами народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга при утверждении конкретной целевой программы, а также перечня других государственных нужд или по предложению соответствующих органов государственного управления.
2. В государственном контракте могут предусматриваться конкретные льготы, перечисленные в пункте 1 статьи 4 настоящего Закона, а также условия, направленные на стимулирование поставщиков продукции для государственных нужд.
Статья 5. Ответственность за невыполнение поставок продукции для государственных нужд1. В случае невыполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон обязательств, предусмотренных государственным контрактом, эта сторона:
возмещает другой стороне причиненные в результате этого убытки;
лишается права на получение льгот, перечисленных в пункте 1 статьи 4 настоящего Закона и предусмотренных заключенным государственным контрактом;
несет иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и государственным контрактом.
2. Поставщики, занимающие доминирующее положение на товарном рынке по продаже определенных видов продукции или обладающие технологической монополией на производство отдельных видов продукции, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов в случае, если размещение заказа не влечет за собой убытков от ее производства.
При необоснованном уклонении поставщика от заключения государственного контракта на поставку продукции для государственных нужд в случаях, когда обязанность заключения контракта установлена настоящим Законом, поставщик уплачивает покупателю штраф в размере стоимости продукции, определенной в проекте контракта.
3. В случае невыполнения государственного контракта по объему продукции в установленный срок поставщик уплачивает покупателю неустойку в размере 50 процентов от стоимости недопоставленной продукции. Неустойка взыскивается до фактического исполнения обязательств с учетом недопоставленного количества продукции в предыдущем периоде поставки. При невыполнении обязательств по государственному контракту кроме уплаты неустойки поставщики возмещают также понесенные покупателем убытки.
Продукция, не соответствующая требованиям, указанным в пункте 3 статьи 3 настоящего Закона, а также некомплектная, считается непоставленной.
4. Государственный заказчик вправе отказаться (полностью или частично):
от продукции, произведенной по государственному контракту, при условии полного возмещения им поставщику понесенных убытков в соответствии с действующим законодательством;
от оплаты продукции, не соответствующей требованиям нормативно-технической документации, установленной законодательством для определения качества продукции.
5. Споры, возникающие между поставщиком и государственным заказчиком при заключении, изменении, расторжении и исполнении государственных контрактов на поставку продукции для государственных нужд, а также о возмещении понесенных убытков, рассматриваются в установленном законодательством порядке судом или арбитражным судом.