ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 03.06.98 N 565 (ред. от 08.12.2008) "О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ"



Постановление

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2005 N 847, от 08.12.2008 N 930)

Во исполнение Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы.

2. Организацию проведения государственной религиоведческой экспертизы при государственной регистрации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, возложить на Министерство юстиции Российской Федерации.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2005 N 847, от 08.12.2008 N 930)

3. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять необходимые меры по организации проведения на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации государственной религиоведческой экспертизы в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим постановлением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
С.КИРИЕНКО

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 июня 1998 г.
N 565

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2005 N 847, от 08.12.2008 N 930)

1. Настоящий Порядок регламентирует проведение государственной религиоведческой экспертизы при осуществлении Министерством юстиции Российской Федерации и его и ее территориальными органами (далее именуются - регистрирующие органы) государственной регистрации религиозных организаций.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2005 N 847, от 08.12.2008 N 930)

2. Государственная религиоведческая экспертиза (далее именуется - экспертиза) в соответствии с пунктом 8 статьи 11 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" проводится по решению регистрирующего органа при регистрации централизованной религиозной организации или местной религиозной организации, не имеющей подтверждения о вхождении в централизованную религиозную организацию того же вероисповедания, выданного централизованной организацией, в случае возникновения у регистрирующего органа необходимости проведения дополнительного исследования на предмет признания организации в качестве религиозной и проверки достоверности сведений относительно основ ее вероучения и соответствующей ему практики.

3. Основными задачами экспертизы являются:

определение религиозного характера регистрируемой организации на основании представленных учредительных документов, сведений об основах ее вероучения и соответствующей ему практики;

проверка и оценка достоверности сведений, содержащихся в представленных религиозной организацией материалах, относительно основ ее вероучения.

4. Экспертиза проводится образуемыми для этих целей экспертными советами.

При государственной регистрации централизованной религиозной организации в Министерстве юстиции Российской Федерации экспертизу проводит экспертный совет, образуемый Федеральной регистрационной службой.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2005 N 847, от 08.12.2008 N 930)

По запросам территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации экспертизу проводят экспертные советы, образуемые органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. В случае необходимости территориальный орган Федеральной регистрационной службы вправе обратиться за заключением в экспертный совет, образованный Федеральной регистрационной службой.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2005 N 847, от 08.12.2008 N 930)

5. В экспертные советы входят работники органов государственной власти, специалисты в области религиоведения, отношений государства и религиозных объединений. В качестве консультантов к работе экспертного совета могут привлекаться специалисты, не являющиеся его членами, а также представители религиозных организаций.

6. Запрос о проведении экспертизы направляется регистрирующим органом на рассмотрение соответствующего экспертного совета с приложением копий предусмотренных статьей 11 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" документов, представляемых религиозной организацией для государственной регистрации.

В своем запросе регистрирующий орган должен обосновать необходимость проведения экспертизы, а также определить вопросы, требующие экспертной оценки. Запрос регистрирующего органа, поданный в случаях, не предусмотренных пунктом 2 настоящего Порядка, не подлежит рассмотрению, о чем экспертный совет уведомляет регистрирующий орган.

7. Запросы регистрирующих органов, поступившие на экспертизу документы, иные материалы, используемые при ее проведении, подлежат учету. Датой представления документов является дата их фактического поступления в экспертный совет.

8. Экспертиза проводится в течение 3 месяцев с даты поступления запроса регистрирующего органа в экспертный совет. В случае необходимости получения разъяснений по представленным документам от религиозных организаций, а также дополнительных материалов и информации по линии дипломатических представительств Российской Федерации в иностранных государствах срок проведения экспертизы может быть продлен на месяц с уведомлением об этом регистрирующего органа.

9. Экспертный совет имеет право запрашивать от органов исполнительной власти, общественных и религиозных организаций информацию, необходимую для проведения экспертизы, по вопросам, находящимся в их ведении.

10. Рассмотрение запроса регистрирующего органа, касающегося конкретной религиозной организации, должно производиться, как правило, в присутствии ее полномочного представителя, заблаговременно приглашаемого на соответствующее заседание экспертного совета. В случае неявки представителя религиозной организации на заседание экспертного совета экспертное заключение может быть принято в его отсутствие.

11. По результатам проведения экспертизы представленных документов экспертный совет принимает экспертное заключение, содержащее обоснованные выводы в отношении возможности (невозможности) признания организации в качестве религиозной и достоверности сведений относительно основ ее вероучения и соответствующей ему практики. Экспертное заключение считается принятым, если оно одобрено большинством членов экспертного совета.

Экспертное заключение в письменной форме направляется регистрирующему органу, обратившемуся с запросом, с приложением копий материалов, использованных при проведении экспертизы, и протокола соответствующего заседания экспертного совета.