"СБОРНИК НОРМ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ ПРОДУКЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ И НОРМ БОЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ И ХРАНЕНИИ" (Извлечение) (утв. Минпромстроем СССР)
Введение
Во исполнение Постановления Госснаба СССР от 29 ноября 1982 г. N 81 "О совершенствовании организации работы по нормированию естественной убыли продукции и товаров при перевозках и хранении" и поручения Минпромстроя СССР Конструкторско-технологическим институтом составлен сборник норм естественной убыли продукции производственно-технического назначения.
Сборник включает действующие нормы естественной убыли продукции, утвержденные Госснабом СССР по состоянию на 01.08.1985.
Настоящий сборник предназначен для работников бухгалтерских, производственно-технических и снабженческих служб, занимающихся учетом материалов в организациях и на предприятиях Министерства промышленного строительства СССР.
Естественная убыль продукции представляет собой потери (уменьшение массы продукции при сохранении качества в пределах требования нормативных документов), являющиеся следствием физико-химических свойств, воздействия метеорологических факторов и несовершенства существующих в данное время средств защиты продукции от потерь при транспортировании и хранении.
К естественной убыли не относятся потери, вызванные нарушением требований стандартов, технических условий, правил перевозки грузов, а также потери вследствие повреждения тары и изменения качества продукции.
Нормы естественной убыли не устанавливаются на продукцию:
учет количества которой производится в единицах, отличной от массы;
транспортируемую или хранящуюся в герметической таре;
легко поглощающую влагу (при перевозках морским и речным транспортом).
Величина естественной убыли продукции при перевозке определяется разностью масс нетто груза, определяемых в начальном пункте до погрузки и конечном пункте транспортирования после выгрузки.
Нормы естественной убыли при хранении учитывают потери, возникающие в процессе хранения, а также при внутрискладских операциях (складирование, перевалка и т.д.).
Величина естественной убыли продукции при хранении определяется разностью масс нетто в начале и в конце срока хранения.
Продолжительность хранения продукции не должна превышать срока хранения, определяемого стандартами или техническими условиями.
Естественная убыль нефтепродуктов при хранении определяется умножением соответствующих норм на принятое количество в тоннах. Если прием нефтепродуктов производится в осенне-зимний период, а отпуск в весенне-летний период или наоборот, то в этом случае берется среднеарифметическая величина соответствующих норм.
Нормы естественной убыли могут применяться только в случае выявления фактических недостач и являются предельными.
Списание материальных ценностей в пределах норм убыли до установления факта недостачи запрещается.
При отсутствии утвержденных норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.
Постановлением Госснаба СССР от 29 июля 1983 г. N 81 отменены нормы естественной убыли на паркет и паркетные изделия, тару деревянную, гудрон каменноугольный в металлических бочках, изделия из пластмасс и синтетических смол, смолы синтетические и природные в бочках металлических, олифу натуральную в металлических бочках.
Постановлением Госснаба СССР от 13 декабря 1978 г. N 68 нормы естественной убыли не устанавливаются на лакокрасочные материалы, выпускаемые в герметически укупоренной таре, кислоту серную и азотную, соду каустическую, медный купорос.
1. НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ ЦЕМЕНТА (29)1.1. При транспортировании
| Наименование грузов по тарифной группе | Нормы естественной убыли в % от массы независимо от расстояния |
| 1.1.1. Железнодорожные перевозки | Постановление Госснаба СССР от 5 сентября 1985 г. N 97 |
| Цемент при перевозках: в крытых вагонах-хопперах цистернах-цементовозах насыпью | 0,4 |
| в крытых вагонах насыпью | 0,5 |
| в крытых вагонах в таре | отменяются |
| 1.1.2. Морские перевозки | Постановление Госснаба СССР от 30 декабря 1981 г. N 123 |
| Цемент в таре | 0,65 |
| 1.1.3. Речные перевозки | Постановление Госснаба СССР от 18 мая 1976 г. N 51 |
2.1. При транспортировании
2.1.1. Железнодорожные и автомобильные перевозки
| Наименование грузов по тарифной группе | Нормы естественной убыли в % от массы при перевозках | |
| железнодорожным транспортом | автомобильным транспортом | |
| Постановление Госснаба СССР от 15 июля 1984 г. N 72 | ||
| Щебень | 1,28 | 1,4 |
| Песок строительный | 1,35 | 2,1 |
| Песчаногравийная смесь | 1,35 | 2,1 |
| Гравий | 1,29 | 1,5 |
| Отсевы дробления | 1,34 | 2,1 |
| Постановление Госснаба СССР от 4 мая 1982 г. N 39 | ||
Примечание. Нормы естественной убыли нерудных строительных материалов даны с учетом потерь при операциях погрузки и выгрузки.
2.1.2. Речные перевозки
Постановление Госснаба СССР от 18 мая 1976 г. N 51
Постановление Госснаба СССР от 4 мая 1982 г. N 39
2.2. При хранении
Постановление Госснаба СССР от 15 июня 1984 г. N 72
3. НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ ГРАНУЛИРОВАННЫХ ШЛАКОВ (ГРУППА 28)3.1. Речные перевозки
Постановление Госснаба СССР от 27 марта 1984 г. N 33
| Наименование груза по тарифной группе | Нормы естественной убыли в % от массы | ||
| при перевозке | перевалка с речного на ж/д транспорт и обратно | перегрузка с судна в судно | |
| Гранулированный шлак | 1,2 | 0,4 | 0,8 |
4.1. При хранении
Постановление Госснаба СССР от 24 октября 1978 г. N 56
| Наименование сырья | Нормы естественной убыли в % от массы | |
| на период | на период | |
| май - сентябрь | октябрь - апрель | |
| Тряпье | 0,67 | 0,22 |
| Пакля | 1,55 | 1,10 |
| Макулатура | 0,8 | 0,25 |
| Стеклобой | 0,3 | 0,3 |
Примечание. Естественная убыль вторичных полимерных материалов при хранении не установлена.
5. НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ МИНЕРАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ (ГРУППА 35 - ЩЕБЕНЬ, ГРАВИЙ, ПЕСОК, АСБЕСТ В КУСКАХ И ПОРОШКЕ, ПЕМЗА В КУСКАХ)5.1. Морские перевозки
Постановление Госснаба СССР от 30 декабря 1981 г. N 123
| Наименование грузов по тарифной группе | Нормы естественной убыли в % от массы |
| Все грузы этой группы в кусках | 0,41 |
| Все грузы этой группы в измельченном | 1,5 |
| состоянии навалом | |
| в таре | 0,3 |
6.1. При транспортировании
6.1.1. Железнодорожные перевозки
Постановление Госснаба СССР от 10 декабря 1979 г. N 81
1. В нормы включена естественная убыль только при транспортировании.
2. Распределение нефтепродуктов по группам приведено в таблице 1.
6.1.2. Водные перевозки
Постановление Госснаба СССР от 8 июня 1977 г. N 30
6.2. При хранении
6.2.1. Прием, отпуск и хранение автомобильных бензинов до одного месяца
Постановление Госснаба СССР от 8 июня 1977 г. N 30
6.2.2. Прием, отпуск и хранение нефтепродуктов до одного месяца
Постановление Госснаба СССР от 8 июня 1977 г. N 30
6.2.3. Хранение нефтепродуктов свыше одного месяца и до одного года включительно
Постановление Госснаба СССР от 8 июня 1977 г. N 30
6.2.4. Хранение нефтепродуктов свыше одного года
Постановление Госснаба СССР от 8 июня 1977 г. N 30
6.2.5. Прием, отпуск и хранение нефтепродуктов в первый год длительного хранения
Постановление Госснаба СССР от 8 июня 1977 г. N 30
6.2.6. Отпуск и хранение мазутов в открытых земляных амбарах
Постановление Госснаба СССР от 8 июня 1977 г. N 30
6.2.7. Хранение твердых нефтепродуктов
Постановление Госснаба СССР от 8 июня 1977 г. N 30
7. ВРЕМЕННЫЕ НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ КАМЕННЫХ УГЛЕЙ (ГРУППА 16)7.1. Железнодорожные перевозки
Постановление Госснаба СССР от 4 ноября 1977 года N 57
Постановление Госснаба СССР от 27 марта 1984 года N 33
8.1. Речные перевозки
Постановление Госснаба СССР от 4 мая 1982 г. N 39
9. НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ ТОПЛИВНОЙ ПРОДУКЦИИ ПРИ ХРАНЕНИИ, СКЛАДСКИХ ОПЕРАЦИЯХ И ПЕРЕВОЗКАХ СО СКЛАДА НА СКЛАДПостановление Госснаба СССР от 12 августа 1981 г. N 73
<*> Норма исчисляется от объема в куб. м.
Примечания: 1. Нормы естественной убыли топливной продукции при хранении, складских операциях и перевозках со склада на склад обязательны для применения всеми организациями, хранящими эту продукцию, независимо от ведомственной принадлежности, за исключением электростанций.
Указанные нормы являются предельными и применяются в случае фактической недостачи топлива, выявленной при инвентаризации, при условии надлежащего его хранения и взвешивания как при поступлении на базы и склады, так и при отпуске потребителям.
2. Нормы естественной убыли при операциях на складе учитывают все виды складских операций: разгрузку из вагонов, укладку в штабеля, перевалки, подачу со склада и хранение до года включительно.
3. Потери топлива, вызванные стихийными бедствиями, оформляют в установленном порядке без применения норм естественной убыли.
Таблица 1 к Порядку применения норм естественной убыли нефти и нефтепродуктов, введенному в действие Постановлением Госснаба СССР от 8 июня 1977 г. N 30
Таблица 2 к Порядку применения норм естественной убыли нефти и нефтепродуктов, введенному в действие Постановлением Госснаба СССР от 8 июня 1977 г. N 30
Таблица 3 к Порядку применения норм естественной убыли нефти и нефтепродуктов, введенному в действие Постановлением Госснаба СССР от 8 июня 1977 г. N 30
10. НОРМЫ БОЯ КИРПИЧА СТРОИТЕЛЬНОГО ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ10.1. Нормы боя кирпича красного при транспортировании
Утверждены Минпромстройматериалов СССР от 10 мая 1982 г.
| Вид транспорта | При поступлении на место назначения, % |
| Железнодорожный и водный транспорт | 3,5 |
| Автотранспорт: | |
| пакетами | 4,9 |
| на поддонах | 4,8 |
10.2. Нормы боя кирпича силикатного
Утверждены Минпромстройматериалов СССР от 10 марта 1983 г.
| Вид транспорта | При поступлении на место назначения, % |
| Автотранспорт: | |
| пакеты | 1,0 |
| Железнодорожный транспорт: | |
| пакеты | 1,3 |
Примечание. При перевозке кирпича и камней в смешанном сообщении нормы боя, в пределах которых грузоотправитель не несет ответственности, увеличиваются против указанных в таблице на 50% по сравнению с максимальной нормой.
11. НОРМЫ БОЯ ИЗДЕЛИЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ КЕРАМИКИ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ И ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМУтверждены Минпромстройматериалов СССР от 22 апреля 1974 г.
Примечание. В случае следования грузов в смешанном железнодорожно-водном сообщении нормы боя, в пределах которых грузоотправитель не несет ответственности, увеличиваются на 50%.
12. НОРМЫ БОЯ СТЕКЛА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ, ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ ИЛИ СМЕШАННОМ СООБЩЕНИИУтверждены Минпромстройматериалов СССР от 21 октября 1982 г.
Утверждены Минпромстройматериалов СССР от 10 сентября 1980 г.