РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 17.07.2006 N 1024-р (ред. от 10.03.2009)



РАСПОРЯЖЕНИЕ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 219)

1. Одобрить прилагаемую Концепцию региональной информатизации до 2010 года (далее - Концепция).

2. Возложить на Минкомсвязи России управление реализацией Концепции.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 219)

3. Минкомсвязи России совместно с Минэкономразвития России обеспечить в рамках реализации Концепции определение мероприятий, связанных с административным реформированием.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 219)

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать положения Концепции при подготовке и реализации проектов региональной информатизации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ

ОДОБРЕНА
Распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 17 июля 2006 г. N 1024-р

КОНЦЕПЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ДО 2010 ГОДА
Введение

Настоящая Концепция разработана во исполнение пункта 11 плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2004 году положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 января 2004 г. N 1-р.

1. Цели и задачи Концепции

Настоящая Концепция направлена на реализацию государственной политики в сфере региональной информатизации в соответствии с задачами модернизации государственного управления и социально-экономического развития регионов Российской Федерации.

Основными целями региональной информатизации являются:

повышение эффективности управления социально-экономическим развитием субъектов Российской Федерации;

обеспечение доступа населения и организаций к информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их участия в процессе общественной экспертизы проектов решений в сфере региональной информатизации и эффективности их реализации;

улучшение качества государственного управления в органах государственной власти субъектов Российской Федерации;

создание условий для развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, отвечающей современным требованиям и обеспечивающей потребности населения в информации, а также потребности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информации и информационном взаимодействии;

обеспечение информационной безопасности региональных и муниципальных информационных систем, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на территории субъектов Российской Федерации.

2. Основные направления реализации государственной политики в сфере региональной информатизации

Государственная политика в сфере региональной информатизации, направленная на обеспечение выравнивания темпов и уровня региональной информатизации, основывается на следующих принципах:

использование информационных технологий для решения приоритетных задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, совершенствование системы управления субъектов Российской Федерации, обеспечение прав и свобод граждан;

концентрация ресурсов на решении важнейших задач региональной информатизации, управление региональной информатизацией на основе программно-целевого метода;

информационная открытость программ и проектов региональной информатизации для общества, обеспечение участия всех заинтересованных сторон в их разработке и оценке результатов реализации;

реализация комплексного подхода к региональной информатизации, обеспечение последовательности и согласованности реализации проектов и программ региональной информатизации;

стандартизация, унификация и обеспечение совместимости отдельных решений в рамках региональной информатизации;

гармонизация нормативной правовой и методической базы, регламентирующей процессы региональной информатизации, с федеральным законодательством;

обеспечение безопасности информационных систем, их защиты, сохранности, целостности и достоверности;

обеспечение прав граждан и организаций на доступ к создаваемой информации;

обеспечение государственного и общественного контроля за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации по сбору и хранению информации, а также по организации доступа к ней.

Региональная информатизация осуществляется по следующим основным направлениям:

создание комплекса государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также объединяющих их на основе общей информационно-технологической инфраструктуры региона (далее - электронное правительство региона);

интеграция информационно-технологической инфраструктуры региона с информационно - технологической инфраструктурой федерального уровня;

реализация комплекса мероприятий, направленных на обеспечение управления региональной информатизацией, включая совершенствование ее нормативной правовой базы, разработку стандартов, создание типовых решений в сфере региональной информатизации и их сертификацию, разработку программ и проектов региональной информатизации, формирование совета региональной информатизации и соответствующих органов управления, обеспечение мониторинга, организацию финансирования и софинансирования программ и проектов региональной информатизации.

Основные принципы функциональных подсистем и элементов инфраструктуры электронного правительства региона приведены в приложении.

3. Управление региональной информатизацией

Важнейшим условием развития региональной информатизации является наличие региональной законодательной базы в сфере информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающей эффективное функционирование электронного правительства региона.

4. Механизм реализации Концепции

Реализация настоящей Концепции осуществляется посредством выполнения планов, разрабатываемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере информационных технологий, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вносят в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере информационных технологий, предложения по формированию планов региональной информатизации и принятию соответствующих решений на федеральном уровне.

5. Этапы реализации Концепции

Реализация настоящей Концепции осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе (2006 год):

на федеральном уровне в рамках реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" должна быть разработана и согласована общая методика проектирования электронного правительства региона, модель его общей концептуальной, функциональной, информационной и технической структур, образован совет региональной информатизации;

на уровне субъектов Российской Федерации должен быть проведен детальный и комплексный анализ уровня использования информационных технологий в социально-экономической сфере, государственном управлении и местном самоуправлении, а также потребностей населения в информации и услугах. В отдельных регионах, выбираемых по результатам проведения конкурса, должны быть разработаны и утверждены концептуальная, функциональная, информационная и техническая структуры электронного правительства региона и программы по его реализации, сформированы соответствующие органы управления.

На втором этапе (2008 год):

на федеральном уровне в рамках реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" должны быть разработаны и апробированы типовые решения в сфере региональной информатизации, сформирована система добровольной сертификации решений в сфере региональной информатизации;

на уровне субъектов Российской Федерации должны быть разработаны и утверждены структура электронного правительства региона и программы по его реализации, сформированы основные органы управления. В отдельных регионах, выбираемых по результатам конкурса, должны быть реализованы и введены в эксплуатацию типовые решения в сфере региональной информатизации.

На третьем этапе (2010 год):

на федеральном уровне в рамках реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" должны быть разработаны и апробированы предложения по развитию решений в сфере региональной информатизации;

на уровне субъектов Российской Федерации должны быть реализованы и введены в эксплуатацию региональные информационные системы.

Приложение

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Концепции региональной информатизации
до 2010 года

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОДСИСТЕМ И ЭЛЕМЕНТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕГИОНА
1. Электронное правительство региона

Одним из основных направлений реализации государственной политики в сфере региональной информатизации является создание в регионе комплекса государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также объединяющих их на основе общей информационно-технологической инфраструктуры региона (далее - электронное правительство региона).

Электронное правительство региона должно включать следующие основные элементы:

информационно-аналитическая подсистема, обеспечивающая возможность мониторинга, анализа, прогнозирования и планирования деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по достижению целей социально-экономического развития региона;

функциональные подсистемы, обеспечивающие потребности населения и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информационном обмене, а также контроль и надзор;

интеграционные подсистемы, обеспечивающие возможность организации и обеспечения электронного информационного взаимодействия подсистем электронного правительства региона как между собой, так и с государственными информационными системами федерального значения;

общая информационно-технологическая инфраструктура, обеспечивающая возможность совместного функционирования отдельных подсистем электронного правительства региона.

Подсистемы электронного правительства региона должны создаваться на основе общих требований.

2. Информационно-аналитическая подсистема электронного правительства региона

Информационно-аналитическая подсистема электронного правительства региона должна обеспечивать возможность анализа и прогнозирования уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, моделирование возможных путей повышения эффективности государственного регулирования в регионе. Кроме того, подсистема должна обеспечить доступ населения и органов государственной власти к информации о показателях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Информационно-аналитическая подсистема должна обеспечивать сбор, обработку и анализ информации в электронном виде, необходимой для поддержки принятия решений на всех уровнях управления регионом.

Сбор и хранение первичной информации о показателях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации осуществляется в муниципальных базах данных.

Формирование региональных баз данных, содержащих обобщенные сведения о муниципальных образованиях по отдельным направлениям социально-экономического развития, осуществляется на уровне органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Информационно-аналитическая подсистема электронного правительства региона должна обеспечить информационное взаимодействие с базами государственных статистических данных, формируемыми на региональном уровне территориальными подразделениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере государственной статистики.

Для обеспечения функционирования информационно-аналитической подсистемы электронного правительства региона могут быть созданы региональные центры обработки данных.

Органы местного самоуправления должны иметь возможность использовать региональные центры обработки данных для формирования и размещения информационных баз данных муниципального уровня.

3. Функциональные подсистемы электронного правительства региона

Функциональные подсистемы электронного правительства региона включают в себя:

подсистемы оформления и учета выданных гражданам и юридическим лицам лицензий на осуществление определенного вида деятельности и контроля соблюдения лицензиатами условий лицензионных соглашений;

подсистемы оформления и учета выданных гражданам и юридическим лицам разрешений на осуществление конкретных действий;

подсистемы регистрации и постановки на учет актов, документов, прав и объектов, а также ведения соответствующих реестров, регистров и кадастров;

подсистемы учета предоставленных лицам, имеющим право на получение социальной поддержки, льгот, пособий, дотаций, субсидий и произведенных по ним выплат.

В рамках электронного правительства региона для обеспечения деятельности учреждений и предприятий бюджетной сферы создаются:

в сфере образования - подсистемы информационно-аналитической и нормативно-методической поддержки образовательного процесса;

в сфере здравоохранения и медицины - подсистемы мониторинга в области здравоохранения, а также государственные информационные системы, включающие справочную информацию о применении лекарственных средств и их наличии в аптечных учреждениях;

в сфере культуры - подсистемы учета культурных ценностей и библиотечных фондов, ведения баз данных, содержащих информацию о них, а также подсистемы информационно-справочного обслуживания населения;

в сфере социального обслуживания населения - подсистемы учета лиц, нуждающихся в социальной помощи со стороны государства, а также информационные системы предоставления социальных услуг, оказываемых учреждениями и предприятиями социального обслуживания;

в сфере транспорта - подсистемы оформления проездных документов, учета объемов перевозок пассажиров и контроля оплаты ими проезда, ведения расписаний и информационно-справочного обслуживания населения;

в сфере потребительского рынка и услуг - информационно-маркетинговые центры, подсистемы учета товаропроизводителей и поставщиков, а также проведения электронных закупок и торговли;

в сфере физической культуры и спорта - подсистемы информационно-справочной поддержки пропаганды спорта и здорового образа жизни;

в сфере жилищно-коммунального хозяйства - подсистемы технической инвентаризации и учета технического состояния жилищного фонда (учета объемов потребления населением предоставляемых коммунальных услуг, их себестоимости, а также произведенных расчетов и существующей задолженности), оформления счетов за предоставленные коммунальные услуги и приема платежей.

Также могут быть созданы:

в сфере промышленности - подсистемы управления корпоративными ресурсами и производством;

в сфере малого и среднего бизнеса - подсистемы информационно-справочной поддержки деятельности малого и среднего бизнеса.

В целях обеспечения информационной открытости деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также информирования населения о результатах социально-экономического развития региона и отдельных муниципальных образований в рамках электронного правительства региона предусматривается создание в сети Интернет сайтов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления должны иметь возможность использования в сети Интернет сайтов и порталов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения доступности информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации для широких слоев населения формируется соответствующая инфраструктура коллективного доступа.

В целях повышения эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации должны быть созданы следующие подсистемы:

управление материально-техническими ресурсами;

управление финансами и составление бухгалтерской отчетности;

управление кадрами и профессиональным развитием сотрудников;

управление делопроизводством и документооборотом;

обработка обращений и запросов граждан и организаций;

учет договоров органов государственной власти с гражданами и организациями;

управление реализацией программ и проектов;

проведение закупок органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления для государственных и муниципальных нужд.

Для создания функциональных подсистем могут использоваться типовые решения в сфере региональной информатизации, создаваемые в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)".

4. Интеграционные подсистемы и подсистемы обеспечения информационного взаимодействия электронного правительства региона

В рамках региональной информационно-технологической инфраструктуры создаются региональные и муниципальные уровни:

государственного регистра населения, обеспечивающего информационный автоматизированный обмен персональными данными между различными системами учета населения в рамках устанавливаемых регламентов, а также возможность однозначной идентификации личности в них;

государственного кадастра объектов недвижимости, обеспечивающего учет их размещения и технического состояния;

государственного реестра прав на объекты недвижимости, обеспечивающего их учет в рамках государственной регистрации;

единой государственной геоинформационной системы, обеспечивающей инфраструктуру хранения пространственных данных;

регистра лиц, имеющих право на получение социальной поддержки;

государственного кадастра природных ресурсов;

государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

системы государственной статистики;

информационной системы обеспечения охраны правопорядка, общественной безопасности, защиты населения и объектов инфраструктуры от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических действий;

основных государственных классификаторов и справочников, обеспечивающих унификацию используемых названий, терминов и др.

5. Подсистемы обеспечения информационной безопасности электронного правительства региона

В целях обеспечения защиты электронного правительства региона, его отдельных подсистем, региональных информационных систем и информационного обмена от несанкционированного доступа, изменения и хищения, а также в целях борьбы с компьютерными вирусами и предотвращения утечек информации должна быть сформирована единая политика обеспечения информационной безопасности и реализована соответствующая подсистема.

Политика обеспечения информационной безопасности должна устанавливать:

общую модель угроз в сфере информационной безопасности электронного правительства региона;

классификацию объектов электронного правительства региона по необходимому уровню обеспечения защиты информации и общие требования к ним;

критерии отнесения объектов системы электронного правительства региона к системам, требующим защиты, и перечень необходимых мер по обеспечению их защиты;

порядок согласования требований к отдельным подсистемам электронного правительства региона, а также аттестации объектов электронного правительства региона;

порядок доступа к подсистемам электронного правительства региона.

Подсистема обеспечения информационной безопасности электронного правительства региона должна включать функции осуществления доступа к подсистемам, регистрации и учета действий пользователей при работе с системой, мониторинга нарушений в области информационной безопасности, обеспечения антивирусной защиты, а также обеспечения защиты информации при ее передаче и обработке с использованием сертифицированных средств.

6. Общие инфраструктурные элементы электронного правительства региона

В состав электронного правительства региона включаются следующие общие инфраструктурные элементы обеспечения его эффективного функционирования:

единая информационно-технологическая инфраструктура, реализуемая на основе аренды существующих магистральных каналов связи, создания сетей доступа и узлов подключения к ним бюджетных организаций, обеспечивающая возможность электронного информационного обмена между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями и учреждениями, находящимися в их ведении, территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, гражданами и организациями, а также доступа к сети Интернет;

система функционирования электронной подписи, обеспечивающая возможность безопасной передачи и однозначного установления авторства и целостности электронных документов и сообщений;

региональный центр управления, обеспечивающий общую инфраструктуру размещения и обслуживания подсистем электронного правительства региона, предоставление услуг по поддержке и администрированию региональных и муниципальных информационных систем;

единая система мониторинга состояния и администрирования общих инфраструктурных элементов и сервисов электронного правительства региона;

инфраструктура общественного доступа к открытой информации электронного правительства региона в сети Интернет, включающая создание соответствующих центров доступа.

В рамках создания электронного правительства региона должна быть обеспечена интеграция информационно-технологической инфраструктуры региона с общей информационно-технологической инфраструктурой федерального уровня.