МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО И МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ РАСХОДНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ И ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ



7. Особенности и основные направления межрегионального сотрудничества


В настоящее время межрегиональное сотрудничество в Российской Федерации имеет достаточно высокий уровень развития. Все субъекты Российской Федерации вовлечены в деятельность межрегиональных ассоциаций и объединений, между ними установлены экономические, культурные и другие связи на основе заключения двусторонних и многосторонних соглашений. При этом регионы отмечают положительный экономический и социальный эффект от реализации этих соглашений: формирование единого экономического пространства, активизация торговых операций и устойчивый рост объемов межрегионального товарооборота, выравнивание цен и развитие здоровой конкуренции, освоение новых рыночных механизмов, стабилизацию рынка труда и т.д.

В условиях экономического кризиса межрегиональное сотрудничество стало эффективным инструментом преодоления его негативных последствий, связанным с развитием внутреннего рынка товаров и увеличения внутреннего спроса на продукцию, устранением территориальных барьеров для перемещения производственных, инвестиционных и трудовых ресурсов между регионами.

Законодательная база в области межрегионального сотрудничества складывается в основном в сфере социально-экономического развития. На сегодняшний день вопросы межрегиональных взаимоотношений в указанной области регулирует Федеральный закон от 17 декабря 1999 года N 211-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации" <1>.


<1> Федеральный закон от 17 декабря 1999 года N 211-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 20.12.1999. - N 51. - Ст. 6286.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 названного Федерального закона ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ - это некоммерческая организация, учредителями которой являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и которая создается на добровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов РФ. Имущество ассоциации состоит из средств, источниками которых являются денежные и материальные взносы учредителей ассоциации и другие установленные федеральным законом источники. При этом суммы ежегодных целевых взносов учредителей ассоциации утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Указанный Федеральный закон содержит положения об основных принципах, целях, направлениях и о порядке деятельности ассоциаций экономического взаимодействия.

Еще одним документом, заложившим возможности сотрудничества субъектов Российской Федерации в области социально-экономического развития, являются Основные положения региональной политики в Российской Федерации <1>.


<1> Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года N 803 "Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 03.06.1996. - N 23. - Ст. 2756.

Кроме того, основы взаимодействия субъектов Российской Федерации заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. <1> Указанная Концепция закрепила приоритеты социально-экономического развития России, включая различные направления сотрудничества субъектов Российской Федерации: повышение эффективности государственного управления путем обеспечения межведомственного и межрегионального информационного обмена; участие субъектов Федерации в высокотехнологичных проектах по развитию транспортных магистралей и транспортных узлов, обеспечивающих связи между регионами; развитие промышленности на базе межрегиональной кооперации с опорой на мировые технологические новации и отраслевую научно-исследовательскую базу ведущих индустриальных центров регионов и др.


<1> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" // Собрание законодательства РФ. - 24.11.2008. - N 47. - Ст. 5489.

Анализ законодательства субъектов Российской Федерации позволяет сделать вывод об основных формах взаимодействия регионов в социально-экономической сфере:

1) участие в ассоциациях экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации (совместное финансирование деятельности ассоциаций, утверждение решений собраний учредителей и мер по их реализации); в настоящее время действует ряд таких ассоциаций: "Центрально-Черноземная", "Сибирское соглашение", межпарламентская ассоциация "Дальний Восток и Забайкалье" и другие;

2) осуществление программ социально-экономического развития в таких направлениях, как участие в разработке и реализации федеральных целевых программ, в том числе за счет региональных бюджетов, согласование межрегиональных целевых программ, координация деятельности по их реализации, взаимоувязка региональных подпрограмм;

3) реализация инвестиционных программ, в том числе совместная инициация формирования госзаказа на их выполнение, заключение соглашений о привлечении внебюджетных инвестиций, разработка инвестиционных проектов.

Кроме того, в ряде субъектов Российской Федерации утверждены региональные концепции межрегиональных связей и направления политики экономического развития, предусматривающие взаимное предоставление информации о показателях развития субъектов, обмен наукоемкими технологиями и средствами производства, содействие развитию малого бизнеса (снижение административных барьеров, предоставление льгот, создание условий для взаимного продвижения продукции малых предприятий на региональные рынки) <1>.


<1> Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 августа 2009 года N 341 "Об утверждении Концепции межрегиональных связей Республики Саха (Якутия)" // КонсультантПлюс: Сводное региональное законодательство; Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 10 октября 2006 года N 1123-р "Об утверждении Концепции развития внешнеэкономической и межрегиональной деятельности Кемеровской области" // КонсультантПлюс: Сводное региональное законодательство.

Необходимо отметить, что наиболее распространенной формой межрегионального сотрудничества на сегодня остаются межрегиональные соглашения между субъектами Российской Федерации. Вместе с тем обобщение существующего опыта межрегионального сотрудничества позволяет выявить наиболее перспективные направления такого взаимодействия:

- правовое обеспечение межрегионального сотрудничества (принятие нормативных правовых актов, утверждение стратегий и целевых программ развития, заключение соглашений (меморандумов, протоколов, планов мероприятий) по отдельным направлениям сотрудничества;

- создание координирующих органов (комиссий, отделов, комитетов и советов по развитию и координации сотрудничества, операторов межрегиональных связей, дирекций и т.д.);

- развитие инфраструктуры межрегионального сотрудничества (строительство межрегиональных выставочно-конгрессных комплексов, культурных центров и т.д.);

- информационное обеспечение межрегионального сотрудничества (создание межрегиональных информационно-аналитических систем, маркетинговых центров и т.д.);

- продвижение продукции и услуг на рынки других регионов (осуществление выставочно-ярмарочной деятельности, проведение презентационных мероприятий, распространение рекламно-информационной продукции, продвижение региональных брендов и торговых марок товаропроизводителей и т.д.);

- осуществление совместных проектов (организация предприятий на основе различных форм кооперации, межрегиональных зон опережающего развития, производственно-территориальных кластеров), создание межрегиональных институтов развития инвестиционной направленности (инвестиционных, страховых, венчурных фондов, бизнес-альянсов, совместных инжиниринговых центров, межрегиональных банков развития, клиринговых и расчетных центров), научных центров при ВУЗах по разработке ноу-хау и т.д.;

- научно-методическое обеспечение межрегионального сотрудничества (проведение научных исследований, разработка методических материалов по развитию межрегиональных связей и т.д.);

- налаживание деловых и культурных контактов и связей с другими регионами (участие в межрегиональных форумах, выставках, фестивалях, конкурсах, проведение визитов делегаций с торгово-экономическими и культурными миссиями и т.д.).

При подготовке настоящих Методических рекомендаций был изучен опыт осуществления межрегионального взаимодействия, который представлен ниже.

Опыт осуществления межрегионального сотрудничества субъектов Российской Федерации

Субъекты Российской ФедерацииОпыт осуществления межрегионального сотрудничества
Алтайский край - участие в межрегиональных выставках;
- презентация экономического потенциала в субъектах Федерации;
- поддержка торгово-экономической деятельности алтайских производителей;
- создание единых инновационных проектов с соседними субъектами Федерации.
Амурская область - развитие торгово-экономических связей;
- обмен базами данных о продукции и услугах, производимых в Амурской области;
- содействие в обмене опытом с регионами по вопросам привлечения иностранных инвестиций;
- обмен информацией о планах проведения на территории Амурской области межрегиональных и международных торгово-промышленных, инновационных и инвестиционных выставок, ярмарок;
- участие в разработке единых программ развития региона.
Брянская область - создание межрегионального выставочно-культурно-делового центра;
- создание совместных предприятий агропромышленного комплекса.
Город Москва - продвижение продукции и услуг на рынки других регионов (осуществление выставочно-ярмарочной деятельности);
- развитие гуманитарных связей: научно-технического, культурного, образовательного взаимодействия и молодежного сотрудничества;
- реализация потенциала глубокой межрегиональной экономической интеграции, разработка совместных проектов;
- интенсификация информационной работы.
Город Санкт-Петербург - торгово-экономическое, научно-техническое, социальное и культурное сотрудничество;
- подготовка специалистов.
Республика Дагестан - создание торговых представительств республики в регионах, а также торговых представительств регионов в республике.
Калининградская область - укрепление и развитие взаимовыгодных прямых, в том числе кооперационных, связей между предприятиями (организациями), находящимися на территориях сторон;
- подготовка предложений по созданию совместных производств;
- обмен информацией об инвестиционных и инновационных проектах с учетом возможного совместного участия в их реализации;
- осуществление обмена информацией о продукции, выпускаемой предприятиями, находящимися на территориях Калининградской области и субъектов Российской Федерации. Содействие в продвижении произведенной продукции;
- содействие в открытии представительств организаций и предприятий субъектов Российской Федерации в Калининградской области, работающих в сфере туризма.
Калужская область - развитие межрегиональной кооперации субъектов экономической деятельности путем проведения выставок и ярмарок, обмена информацией между организациями инфраструктуры предпринимательства;
- проведение инвестиционных форумов, презентаций, выставок инвестиционных проектов.
Камчатский край - проведение совместных мероприятий в области туризма, культуры, образования, здравоохранения, спорта;
- продвижение продукции и услуг на рынки других регионов (осуществление выставочно-ярмарочной деятельности, проведение презентационных мероприятий);
- информационный обмен;
- создание координирующих органов.
Магаданская область - содействие участию предприятий в выставках и ярмарках, проводимых на территории сторон, заключению прямых договоров между предприятиями-производителями и торгующими организациями сторон;
- заключение долгосрочных Соглашений.
Псковская область - создание совместных межрегиональных рабочих групп, ответственных за реализацию подписанных соглашений межрегионального сотрудничества и утвержденных планов к ним;
- сотрудничество в сфере выработки решений по вопросам реформирования бюджетной и налоговой политики, бюджетного процесса, совершенствования межбюджетных отношений.
Республика Мордовия - участие товаропроизводителей Мордовии в международных выставочно-конгрессных и презентационных мероприятиях.
Республика Коми - участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях, семинарах и других мероприятиях межрегионального характера;
- реализация совместных инвестиционных проектов.
Республика Марий Эл - использование инструментов государственно-частного партнерства на основе договорных отношений с привлечением средств российских и международных институтов развития.
Ханты-Мансийск Автономный округ - обсуждение проблем по реализации полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
- выставка продукции российских производителей;
- всероссийский фестиваль художественного творчества коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Внимание к межрегиональному сотрудничеству как одному из ключевых направлений региональной политики, а также эффективному механизму развития интегративных связей между субъектами Российской Федерации уделяется в разрабатываемых в настоящее время стратегиях развития регионов России <1>.


<1> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года N 22094-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года"; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года N 1120-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года".

В заключение необходимо отметить, что межрегиональное сотрудничество обладает широкими возможностями для обеспечения поступательного и сбалансированного социально-экономического развития регионов на основе налаживания между ними долгосрочных, равноправных и взаимовыгодных отношений. При этом ключевым направлением в развитии межрегионального взаимодействия может стать изучение имеющегося опыта и основных форм межрегионального сотрудничества, реализуемых в настоящее время субъектами Российской Федерации.