"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГРАНИЦ И ОБЪЕМОВ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ" (Утв. Приказом ГКАП РФ от 26.10.93 N 112)
ПРИМЕР РАСЧЕТА ДОЛИ ХС НА КОНКРЕТНОМ ТОВАРНОМ РЫНКЕ
Объект исследования: рынок теплоизоляционных материалов.
Субъект исследования: завод "Стройперлит" г. Мытищи.
Цель исследования: определение доли Мытищинского завода "Стройперлит" на рынке теплоизоляционных материалов.
I. Определение продуктовых границ товарного рынка1.1 Определение товара и товаров - заменителей.
Мытищинский завод "Стройперлит" производит продукцию производственно-технического назначения - перлитофосфогелевые плиты (код ОКП - 576523) и перлитопластобетонные плиты (код ОКП - 576525).
К числу теплоизоляционных материалов, используемых в строительных конструкциях, относятся также производимые на других заводах минераловатные плиты (код ОКП - 576203), перлитоцементные плиты (код ОКП - 576522), пенополистирольные плиты (код ОКП - 576860).
По своему назначению и потребительским свойствам все перечисленные материалы относятся к взаимозаменяемым товарам: они применяются в строительных конструкциях для теплоизоляции. Физические параметры, технические и эксплуатационные свойства указаны для:
перлитопластобетонных плит - в ТУ 480-1-145-91,
перлитофосфогелевых плит - в ТУ 180-1-15-92,
минераловатных плит - в ГОСТ 9575,
перлитоцементных плит - в ГОСТ 18109,
пенополистирольных плит - в ГОСТ 15588.
Взаимозаменяемость перечисленных теплоизоляционных материалов подтверждена экспертным заключением Центрального научно-исследовательского и проектно-экспериментального института комплексных проблем строительных конструкций и сооружений им. В.А. Кучеренко. С целью проверки результатов экспертизы проводится опрос покупателей продукции завода "Стройперлит" (приложение 1п - Анкета опроса покупателей теплоизоляционных материалов).
На основании этого заключения все вышеперечисленные теплоизоляционные плиты можно отнести к одной товарной группе теплоизоляционных материалов.
II. Определение субъектов рынка2.1. Группы покупателей перлитофосфогелевых и перлитопластобетонных плит, выпускаемых Мытищинским комбинатом "Стройперлит":
Доля ХС должна определяться на каждом рынке. В данном случае, поскольку доля розничных покупателей в объеме реализации завода "Стройперлит" незначительна, ограничимся оценкой доли рассматриваемого ХС лишь на рынке оптовых покупок перлитофосфогелевых и перлитопластобетонных плит и их заменителей.
2.2. Предприятия - продавцы перлитофосфогелевых и перлитопластобетонных плит и их заменителей.
Перечень продавцов определяется на основе опроса покупателей завода "Стройперлит" (приложение 1п - Таблица 1).
В результате опроса покупателей продукции завода "Стройперлит" было выявлено 4 продавца:
Географические границы рынка - это районы Московской области, в которых функционируют выявленные продавцы теплоизоляционных материалов.
Общий объем рынка теплоизоляционных материалов, на которых функционирует Мытищинский завод, составил 106686 м.
Соответственно доля данного ХС составила 26,2%.
III. Географические границы товарного рынкаС целью определения географических границ товарного рынка проводится опрос покупателей завода "Стройперлит" (приложение 1п. - Таблица 1, Анкета опроса покупателей теплоизоляционных материалов).