"ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799-2005"(утв. Приказом Ростехрегулирования от 29.12.2005 N 447-ст)
6. Вопросы безопасности, связанные с персоналом
6.1. Учет вопросов безопасности в должностных обязанностях и при найме персонала
Цель: минимизация рисков от ошибок, связанных с человеческим фактором, воровства, мошенничества, кражи или неправильного использования средств обработки информации.
Обязанности по соблюдению требований безопасности следует распределять на стадии подбора персонала, включать в трудовые договоры и проводить их мониторинг в течение всего периода работы сотрудника.
Следует осуществлять соответствующую проверку кандидатов на работу (6.1.2), особенно это касается должностей, предполагающих доступ к важной информации. Все сотрудники и представители третьей стороны, использующие средства обработки информации организации, должны подписывать соглашение о конфиденциальности (неразглашении).
6.1.1. Включение вопросов информационной безопасности в должностные обязанности Функции (роли) и ответственность в области информационной безопасности, как установлено в политике информационной безопасности организации (3.1), следует документировать. В должностные инструкции следует включать как общие обязанности по внедрению или соблюдению политики безопасности, так и специфические особенности по защите определенных активов или действий, касающихся безопасности.
6.1.2. Проверка персонала при найме и соответствующая политика
Проверки сотрудников, принимаемых в постоянный штат, следует выполнять по мере подачи заявлений о приеме на работу. В них необходимо включать следующее:
- наличие положительных рекомендаций, в частности в отношении деловых и личных качеств претендента;
- проверка (на предмет полноты и точности) резюме претендента;
- подтверждение заявляемого образования и профессиональных квалификаций;
- независимая проверка подлинности документов, удостоверяющих личность (паспорта или заменяющего его документа).
В случаях, когда новому сотруднику непосредственно после приема на работу или в ее процессе предстоит доступ к средствам обработки важной информации, например финансовой или совершенно секретной информации организации, следует выполнить специальную "проверку на доверие". В отношении сотрудников, имеющих значительные полномочия, эта проверка должна проводиться периодически.
Аналогичный процесс проверки следует осуществлять для подрядчиков и временного персонала. В тех случаях, когда прием сотрудников осуществляется через кадровое агентство, контракт с агентством должен четко определять обязанности агентства по проверке претендентов и процедурам уведомления, которым оно должно следовать, если проверка не была закончена или если результаты дают основания для сомнения или беспокойства.
Руководству организации следует оценить необходимый уровень наблюдения за новыми и неопытными сотрудниками, обладающими правом доступа к важным системам. Необходимо внедрить процедуры по периодическому контролю и утверждению действий всех сотрудников со стороны вышестоящих руководителей.
Руководителям следует учитывать, что личные проблемы сотрудников могут сказываться на их работе. Личные или финансовые проблемы сотрудников, изменения в их поведении или образе жизни, периодическая рассеянность и признаки стресса или депрессии могут быть причинами мошенничества, воровства, ошибок или других нарушений безопасности. Эту информацию следует рассматривать в соответствии с действующим законодательством.
6.1.3. Соглашения о конфиденциальности
Соглашения о конфиденциальности или соглашения о неразглашении используются для уведомления сотрудников о том, что информация является конфиденциальной или секретной. Сотрудники обычно должны подписывать такое соглашение как неотъемлемую часть условий трудового договора.
Временные сотрудники и представители третьих сторон, не попадающие под стандартный трудовой договор (содержащий соглашение о соблюдении конфиденциальности), должны подписывать отдельно соглашение о соблюдении конфиденциальности до того, как им будет предоставлен доступ к средствам обработки информации.
Соглашения о соблюдении конфиденциальности следует пересматривать при изменении условий трудового договора, особенно в случае изменения обязанностей сотрудника или истечении сроков трудовых договоров.
6.1.4. Условия трудового соглашения
Условия трудового договора должны определять ответственность служащего в отношении информационной безопасности. Там, где необходимо, эта ответственность должна сохраняться и в течение определенного срока после увольнения с работы. Необходимо указать меры дисциплинарного воздействия, которые будут применимы в случае нарушения сотрудником требований безопасности.
Ответственность и права сотрудников, вытекающие из действующего законодательства, например в части законов об авторском праве или законодательства о защите персональных данных, должны быть разъяснены персоналу и включены в условия трудового договора. Также должна быть указана ответственность в отношении категорирования и управления данными организации-работодателя. Всякий раз, при необходимости, в условиях трудового договора следует указывать, что эта ответственность распространяется и на работу вне помещений организации, и внерабочее время, например, в случае исполнения работы на дому (7.2.5 и 9.8.1).
6.2. Обучение пользователейЦель: обеспечение уверенности в осведомленности пользователей об угрозах и проблемах, связанных с информационной безопасностью, и их оснащенности всем необходимым для соблюдения требований политики безопасности организации при выполнении служебных обязанностей.
Пользователей необходимо обучать процедурам безопасности и правильному использованию средств обработки информации, чтобы свести к минимуму возможные риски безопасности.
6.2.1. Обучение и подготовка в области информационной безопасности
Все сотрудники организации и, при необходимости, пользователи третьей стороны должны пройти соответствующее обучение и получать на регулярной основе обновленные варианты политик и процедур информационной безопасности, принятых в организации. Обучение сотрудников должно обеспечить знание ими требований безопасности, ответственности в соответствии с законодательством, мероприятий по управлению информационной безопасностью, а также знание правильного использования средств обработки информации, например процедур регистрации в системах, использования пакетов программ, прежде чем им будет предоставлен доступ к информации или услугам.
6.3. Реагирование на инциденты нарушения информационной безопасности и сбоиЦель: сведение к минимуму ущерба от инцидентов нарушения информационной безопасности и сбоев, а также осуществление мониторинга и реагирование по случаям инцидентов.
Об инцидентах нарушения информационной безопасности следует информировать руководство в соответствии с установленным порядком, по возможности, незамедлительно.
Все сотрудники и подрядчики должны быть осведомлены о процедурах информирования о различных типах инцидентов нарушения информационной безопасности (нарушение безопасности, угроза, уязвимость системы или сбой), которые могли бы оказать негативное влияние на безопасность активов организации. Сотрудники и подрядчики должны немедленно сообщать о любых наблюдаемых или предполагаемых инцидентах определенному контактному лицу или администратору безопасности. В организации должны быть установлены меры дисциплинарной ответственности сотрудников, нарушающих требования безопасности. Для того чтобы иметь возможность реагировать на инциденты нарушения информационной безопасности должным образом, необходимо собирать свидетельства и доказательства возможно быстрее после обнаружения инцидента (12.1.7).
6.3.1. Информирование об инцидентах нарушения информационной безопасности
Об инцидентах нарушения информационной безопасности следует информировать руководство в соответствии с установленным порядком, по возможности, незамедлительно.
Необходимо внедрить формализованную процедуру информирования об инцидентах, а также процедуру реагирования на инциденты, устанавливающие действия, которые должны быть предприняты после получения сообщения об инциденте. Все сотрудники и подрядчики должны быть ознакомлены с процедурой информирования об инцидентах нарушения информационной безопасности, а также проинформированы о необходимости незамедлительного сообщения об инцидентах. Необходимо также предусмотреть процедуры обратной связи по результатам реагирования на инциденты нарушения информационной безопасности. Информация об инцидентах может использоваться с целью повышения осведомленности пользователей (6.2), поскольку позволяет демонстрировать на конкретных примерах возможные последствия инцидентов, реагирование на них, а также способы их исключения в будущем (12.1.7).
6.3.2. Информирование о проблемах безопасности
От пользователей информационных сервисов необходимо требовать, чтобы они обращали внимание и сообщали о любых замеченных или предполагаемых недостатках и угрозах в области безопасности в системах или сервисах. Они должны немедленно сообщать об этих причинах для принятия решений своему руководству или непосредственно поставщику услуг. Необходимо информировать пользователей, что они не должны ни при каких обстоятельствах самостоятельно искать подтверждения подозреваемому недостатку в системе безопасности. Это требование предъявляется в интересах самих пользователей, поскольку тестирование слабых мест защиты может быть интерпретировано как неправомочное использование системы.
6.3.3. Информирование о сбоях программного обеспечения
Для информирования о сбоях программного обеспечения необходимы соответствующие процедуры. При этом должны предусматриваться следующие действия:
- симптомы проблемы и любые сообщения, появляющиеся на экране, должны фиксироваться;
- по возможности, компьютер необходимо изолировать и пользование им прекратить. О проблеме следует немедленно известить соответствующее контактное лицо или администратора. В случае необходимости провести исследования оборудования, которое должно быть отсоединено от всех сетей организации. Дискеты не следует передавать для использования в других компьютерах;
- о факте сбоя программного обеспечения следует немедленно извещать руководителя службы информационной безопасности.
Пользователи не должны пытаться самостоятельно удалить подозрительное программное обеспечение, если они не уполномочены на это. Ликвидировать последствия сбоев должен соответственно обученный персонал.
6.3.4. Извлечение уроков из инцидентов нарушения информационной безопасности
Необходимо установить порядок мониторинга и регистрации инцидентов и сбоев в отношении их числа, типов, параметров, а также связанных с этим затрат. Эту информацию следует использовать для идентификации повторяющихся или значительных инцидентов или сбоев. Данная информация может указывать на необходимость в совершенствовании существующих или внедрении дополнительных мероприятий по управлению информационной безопасностью с целью минимизации вероятности появления инцидентов нарушения информационной безопасности, снижения возможного ущерба и расходов в будущем, кроме того, данную информацию следует учитывать при пересмотре политики информационной безопасности (3.1.2).
6.3.5. Процесс установления дисциплинарной ответственности
Должны существовать формализованные процедуры, устанавливающие дисциплинарную ответственность сотрудников, нарушивших политику и процедуры безопасности организации (6.1.4 и, в отношении свидетельств, 12.1.7). Такие процедуры могут оказывать сдерживающее воздействие на сотрудников, которые склонны к игнорированию процедур обеспечения информационной безопасности. Кроме того, подобные процедуры призваны обеспечить корректное и справедливое рассмотрение дел сотрудников, которые подозреваются в серьезных или регулярных нарушениях требований безопасности.