ПРИКАЗ Минтранса РФ от 29.12.2003 N 221 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ, КЛАССИФИКАЦИИ И УЧЕТУ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ПОЛОЖЕНИЕ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ, КЛАССИФИКАЦИИ И УЧЕТУ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Положение по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" <*> (далее - КВВТ).
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001.
2. Настоящее Положение определяет порядок расследования, классификации и учета транспортных происшествий на внутренних водных путях, открытых в установленном порядке для судоходства, за исключением устьевых участков рек с морским режимом с судами, подлежащими государственной регистрации в Государственном судовом реестре в соответствии со статьей 17 КВВТ, введенными в эксплуатацию, а также с судами, осуществляющими плавание на внутренних водных путях Российской Федерации.
Положение рассматривает вопросы классификации транспортных происшествий с судами, находящимися в эксплуатации, повлекших тяжкие телесные повреждения или гибель людей, затопление или конструктивные разрушения судов и повреждения судами гидросооружений, разливы нефти и нефтепродуктов, прекращение движения флота, посадки на мель.
3. Расследование и классификация транспортных происшествий с судами на внутренних водных путях в соответствии со статьей 36 КВВТ осуществляется Государственной речной судоходной инспекцией Российской Федерации (далее - ГРСИ России) с входящими в ее состав государственными речными судоходными инспекциями бассейнов (далее - ГРСИ бассейнов).
4. В Положении используются следующие термины и определения:
внутренние водные пути Российской Федерации (далее - внутренние водные пути) - естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства (статья 3 КВВТ);
маломерное судно - самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 лошадиных сил) или с подвесными моторами независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, а также иное несамоходное судно (гребная лодка грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарка грузоподъемностью 150 и более килограммов и надувное судно грузоподъемностью 225 и более килограммов) (Федеральный закон от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" <*> (далее - КоАП));
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, N 1 (часть I), 2002.
судоходство - деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защиты их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, санитарного и другого контроля, проведения научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей (статья 3 КВВТ);
судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряд, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода (статья 3 КВВТ);
судовладелец (владелец судна) - юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании (статья 3 КВВТ).
II. КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ5. Транспортные происшествия классифицируются на аварии и эксплуатационные происшествия.
6. К аварии следует относить:
транспортные происшествия, в результате которых погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди;
разрушение судна, которое невозможно и нецелесообразно устранять путем замены или ремонта (конструктивно погибшее судно);
затопление самоходных судов мощностью более 225 Вт (300 л.с.) и несамоходных судов порожним водоизмещением более 300 тонн;
посадку на мель или повреждение судном гидротехнического сооружения, затопление судна или груза, повлекшее за собой прекращение движения на данном участке пути или шлюзе на 72 часа и более;
разлив нефти, нефтепродуктов в количестве более 10 тонн.
7. К эксплуатационному происшествию следует относить:
все другие транспортные происшествия, связанные с движением судов, не относящиеся к аварии, за исключением происшедших во время производства экспериментальных рейсов и аварийно-спасательных работ;
посадки судов на мель с простоем свыше 24 часов.
8. Виды транспортных происшествий:
соприкосновение между собой судов, составов, находящихся на ходу (столкновение);
соприкосновение судна с другим стоящим у берега, причала или на якоре судном, берегом, гидротехническим сооружением, навигационным препятствием, подводным предметом, отдельным каменистым образованием, грунтом и др. (удар);
посадка на мель;
повреждение гидротехнических сооружений.
9. Причины транспортных происшествий:
невыполнение командным составом требований, установленных в нормативных документах по безопасности судоходства;
нарушение командным составом трудовой дисциплины;
выбор неудачного маневра, ошибки в ориентировке, отсутствие учета действия внешних факторов, влияющих на управляемость, неправильная оценка данных электрорадионавигационных приборов и др. (судоводительские ошибки);
неудовлетворительное содержание пути, гидротехнических сооружений, навигационного оборудования судового хода;
технические неисправности судовых устройств, механизмов, систем, конструктивные недостатки;
невыполнение судовладельцем, береговыми работниками требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства;
наступление обстоятельств, которые невозможно было заранее предвидеть и по которым невозможно предпринять заблаговременные меры по обеспечению безопасности плавания (стихийные бедствия, шторм, резкое падение и подъем уровней воды, резкое увеличение скорости течения, внезапный ветровой шквал, оползни, прорыв водой плотин, шлюзов, заторы льда, террористический акт и другие), - непреодолимые и непредвиденные обстоятельства.
III. РАССЛЕДОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ10. О случаях транспортного происшествия с судами, плотовыми составами, повреждениях гидротехнических сооружений на внутренних водных путях капитан, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда или другое должностное лицо обязаны известить в кратчайший срок ближайшее подразделение бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте (далее - БОГУ на ВВТ) и ГРСИ бассейна, судовладельца, а также диспетчера ближайшего порта и принять все возможные меры для ликвидации последствий транспортного происшествия. Примерный перечень сведений, передаваемых судовладельцу, ГРСИ бассейна, диспетчерскому аппарату БОГУ по транспортному происшествию, содержится в приложении N 1.
11. Диспетчер БОГУ на ВВТ, судовладелец, диспетчер порта, другой транспортной организации, района водных путей и судоходства (района гидросооружений), сотрудник линейного отдела ГРСИ бассейна, получившие информацию о транспортном происшествии, немедленно докладывают о случившемся своим руководителям по подчиненности.
12. Руководители БОГУ на ВВТ, ГРСИ бассейна об авариях информируют органы прокуратуры по месту происшествия.
13. Капитан (командир) судна или другое должностное лицо в случае транспортного происшествия:
принимает меры к ликвидации или уменьшению последствий транспортного происшествия;
при аварии поддерживает постоянную связь с судовладельцем, диспетчером, осуществляющим руководство движением флота на этом участке БОГУ, линейным отделом ГРСИ бассейна или районом водных путей и судоходства;
в течение суток составляет в 3 экземплярах акт транспортного происшествия с указанием сведений, содержащихся в приложении N 2. Первый экземпляр акта транспортного происшествия с документами согласно приложению N 2 направляется в линейный отдел ГРСИ бассейна, второй и третий - владельцам транспортных объектов, копии актов остаются у участников транспортного происшествия.
Акты о транспортных происшествиях с судами, при повреждениях гидротехнических сооружений и плотов оформляются с участием представителей их владельцев.
При двух и более участниках транспортного происшествия возможно составление совместного акта, в случаях разногласий акт составляется с каждым участником отдельно.
В случае когда транспортное происшествие связано с неудовлетворительным содержанием пути, акт составляется с участием работников пути.
14. До получения разрешения ГРСИ бассейна судам запрещается покидать место транспортного происшествия. В случае невозможности связаться с ГРСИ бассейна в связи с удаленностью места происшествия и отсутствием связи капитан обязан принять все меры по документированию факта и обстоятельств происшествия и продолжить движение судна до ближайшего пункта дислоцирования ГРСИ бассейна.
15. Судовладельцы и владельцы гидротехнических сооружений в случае транспортного происшествия должны:
сообщить в линейный отдел ГРСИ бассейна, в границах которой оно совершено, а об аварии дополнительно сообщить в прокуратуру;
указать в информации время и место, причины и обстоятельства транспортного происшествия, характер полученных повреждений и принятые меры по ликвидации его последствий;
установить капитану (командиру) судна конкретное время предоставления последующей информации;
выезжать при необходимости на место для руководства работами по ликвидации последствий транспортного происшествия.
16. Расследование транспортных происшествий проводится в следующие сроки:
с пассажирскими судами - до 10 суток;
с другими судами, толкаемыми или буксируемыми составами (в том числе плотовыми) и гидротехническими сооружениями - до 20 суток;
при выяснении сложных причин и необходимости дорасследования транспортных происшествий указанные сроки, по решению начальника ГРСИ бассейна, могут быть увеличены до 20 суток.
Время расследования исчисляется с момента получения акта о транспортном происшествии до вынесения постановления начальником линейного отдела ГРСИ бассейна. Транспортное происшествие, информация о котором поступила в ГРСИ России по истечении 10 суток (скрытое транспортное происшествие), расследуется с момента его обнаружения и сроками не ограничивается.
17. Расследование не должно задерживать ликвидацию последствий транспортного происшествия и работ по восстановлению движения на данном участке судоходного пути.
18. Решение о расследовании скрытого транспортного происшествия принимает начальник ГРСИ бассейна.
19. Работники ГРСИ бассейна в ходе расследования транспортного происшествия:
берут письменные показания и в письменной форме уточняют вопросы по существу дела у лиц, прямо или косвенно имеющих к нему отношение, производят, приобщают к материалам расследования магнитофонные записи береговых радиостанций, фотографии и видеоматериалы;
запрашивают у должностных лиц документы и материалы, необходимые для уточнения обстоятельств транспортного происшествия;
получают заключения работников Российского Речного Регистра, организаций, лабораторий, научных учреждений и специально создаваемых комиссий по вопросам уточнения или раскрытия обстоятельств и причин транспортного происшествия;
при необходимости, для уточнения обстоятельств происшествия, проводят эксперимент;
направляют в соответствии со статьей 27.12 КоАП на прохождение медицинского освидетельствования участников транспортного происшествия.
20. Расследование транспортного происшествия производится линейным отделом ГРСИ бассейна, в границах которого оно произошло.
При уходе судна, допустившего транспортное происшествие, с места происшествия, недостаточности полученных первичных документов сбор документов производится работниками линейного отдела ГРСИ бассейна по месту нахождения судна с последующим направлением документов в линейный отдел по месту происшествия для окончания расследования и подготовки заключения.
21. Задачи расследования транспортных происшествий:
оценка соответствия судна, экипажа, оборудования требованиям нормативных документов, регламентирующих безопасность плавания;
установление обстоятельств, причин и последствий аварии или эксплуатационного происшествия;
оценка действий причастных к транспортному происшествию должностных лиц;
выявление должностных лиц, действия которых привели или способствовали возникновению транспортного происшествия, с указанием невыполненных позиций нормативных документов;
классификация транспортного происшествия.
22. На основании представленных документов государственный инспектор линейного отдела ГРСИ бассейна готовит мотивированное заключение по транспортным происшествиям.
23. Выделение технических средств и возмещение затрат по проведению экспертиз, экспериментов, натурных исследований, медицинского освидетельствования осуществляются в установленном порядке.
IV. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ РАССЛЕДОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ24. Начальник линейного отдела ГРСИ бассейна по материалам расследования:
выносит решение о правомерности представленного заключения, определяет причину, вид, классификацию транспортного происшествия, владельца судна или гидросооружения;
направляет материалы расследования, заключение и постановление по авариям начальнику ГРСИ бассейна на рассмотрение и утверждение, а заключение и постановление по эксплуатационным происшествиям - владельцам судов, гидротехнических сооружений.
25. Начальник ГРСИ бассейна после получения материалов расследования аварии:
рассматривает материалы и в 5-дневный срок после их получения утверждает заключение линейного отдела ГРСИ бассейна или в случае несогласия с ним отменяет его и выносит свое мотивированное решение;
направляет заключение, постановление и решение по аварии владельцам судов и гидротехнических сооружений - участникам происшествия;
заключения по расследованным транспортным происшествиям по итогам за месяц направляются в ГРСИ России, а также в ГРСИ бассейнов по месту регистрации судов.
При необходимости начальник ГРСИ бассейна направляет материалы на дорасследование с продлением срока расследования до 20 суток. В этом случае ставятся конкретные вопросы, которые необходимо выяснить в ходе дополнительного расследования, и определяется, какими документами необходимо дополнять материалы расследования.
26. В случае несогласия с заключением, утвержденным начальником ГРСИ бассейна по аварии, владелец судна и (или) гидротехнического сооружения в течение 10 дней с момента получения заключения может направить обоснованный протест в ГРСИ России, а по заключению начальника линейного отдела на эксплуатационное происшествие - в ГРСИ бассейна.
27. ГРСИ бассейна направляет материалы расследования по авариям в прокуратуру.
Линейный отдел ГРСИ бассейна, расследующий транспортные происшествия по запросу судовладельца, направляет ему копии материалов расследования.
V. ОТЧЕТНОСТЬ И УЧЕТ28. Транспортные происшествия могут учитываться владельцами судна или гидротехнического сооружения. Отнесение транспортного происшествия на учет этих или иных организаций указывается в постановлении начальника линейного отдела ГРСИ бассейна в зависимости от степени ответственности.
29. Транспортные происшествия, последовавшие по причине неудовлетворительного содержания пути и гидротехнических сооружений, навигационного оборудования судового хода, сигнализации на гидротехнических сооружениях, относят на учет БОГУ и владельцев гидротехнических сооружений.
30. Поступившие сведения о транспортных происшествиях, а также выявленные сотрудниками ГРСИ бассейна транспортные происшествия регистрируются линейными отделами ГРСИ бассейна, в границах деятельности которых произошло транспортное происшествие.
31. Вопросы имущественной ответственности по результатам транспортных происшествий (спасательные операции, технические, коммерческие и другие) рассматриваются в установленном порядке.
32. Все аварии и эксплуатационные происшествия на внутренних водных путях Российской Федерации регистрируются в ГРСИ бассейна, а также владельцами судов и гидротехнических сооружений в специальных журналах.
33. ГРСИ бассейнов представляют ГРСИ России отчет об авариях за прошедший месяц по установленной форме.