"НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ. МЕНЕДЖМЕНТ ИНЦИДЕНТОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 18044-2007" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 513-ст)



8 Этап "Использование"


8.1 Введение

Менеджмент инцидентов ИБ в процессе эксплуатации состоит из двух главных этапов: "Использование" и "Анализ", за которыми следует этап "Улучшение", на котором проводят любые усовершенствования, идентифицированные в результате извлечения уроков из инцидентов ИБ. Эти этапы и связанные с ними процессы представлены в подразделе 4.2. В настоящем разделе рассматривается этап "Использование", в разделе 9 - этап "Анализ", а в разделе 10 - этап "Улучшение". Эти три этапа и соответствующие им процессы представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Блок-схема последовательности операций обработки событий и инцидентов ИБ (этап "Использование")

8.2 Обзор ключевых процессов

В этапе "Использование" ключевыми процессами являются:

- обнаружение события ИБ и оповещение о нем одним из сотрудников персонала/клиентом организации или автоматически (например, сигналом тревоги от межсетевого экрана);

- сбор информации о событии ИБ и проведение первичной оценки персоналом <*> группы обеспечения эксплуатации организации с целью определения, является ли событие инцидентом ИБ или ложным сигналом тревоги;


<*> Не следует ожидать, что персонал группы обеспечения эксплуатации будет иметь квалификацию экспертов в сфере безопасности.

- проведение второй оценки ГРИИБ с целью подтвердить, что событие является инцидентом ИБ и, в положительном случае, инициировать немедленное реагирование, а также необходимость правовой экспертизы и действий по передаче информации;

- анализ, проводимый ГРИИБ с целью определить, находится ли инцидент под контролем: в положительном случае инициируется дальнейшее необходимое реагирование и обеспечивается готовность всей информации для использования в процессе анализа последствий инцидента, при отрицательном ответе инициируются антикризисные действия с привлечением соответствующего персонала, например руководителя и группы обеспечения непрерывности бизнеса организации;

- расширение области действия дальнейших оценок и (или) принятия решений, проводимое в течение всего этапа по требованию;

- обеспечение надлежащей регистрации всеми причастными лицами, в особенности членами ГРИИБ, всей деятельности для дальнейшего анализа;

- обеспечение сбора и защищенного хранения свидетельств в электронном виде и постоянного мониторинга защищенного хранения этих свидетельств на случай их востребованности для судебного преследования или внутреннего дисциплинарного разбирательства;

- поддержка режима контроля изменений, включая отслеживание инцидентов ИБ и обновления отчетов по инцидентам с тем, чтобы база данных событий/инцидентов ИБ постоянно соответствовала действительности.

Вся собранная информация, касающаяся событий или инцидентов ИБ, должна храниться в базе данных событий/инцидентов ИБ, управляемой ГРИИБ. Информация, сообщаемая в течение каждого процесса, должна быть как можно более полной в любое время, чтобы обеспечить наиболее прочную основу для оценок и принятия решений, а также для предпринимаемых действий.

После обнаружения события ИБ и сообщения о нем целями последующих процессов являются:

- распределение ответственности за деятельность, связанную с менеджментом инцидентов, через соответствующую иерархию персонала вместе с оценкой и принятием решений, а также за действия с привлечением персонала как связанного, так и не связанного с обеспечением безопасности;

- обеспечение формальных процедур для каждого оповещенного лица, включая анализ и корректировку сделанного сообщения, оценку ущерба и уведомление соответствующего персонала (действия каждого лица зависят от типа и опасности инцидента);

- использование рекомендаций для тщательного документирования событий ИБ, а позднее, если событие будет отнесено к инциденту ИБ, то и для последующих действий в отношении инцидента ИБ и обновления базы данных событий/инцидентов ИБ.

Рекомендации приведены:

по обнаружению и оповещению о событиях ИБ - в 8.3, оценке и принятию решений (является ли событие инцидентом ИБ) - в 8.4, реагированию на инциденты ИБ - в 8.5 и включают в себя:

- немедленное реагирование,

- анализ с целью определения, находится ли инцидент ИБ под контролем,

- последующие реагирования,

- антикризисные действия,

- правовую экспертизу,

- передачу информации,

- комментарий по вопросам расширения сферы менеджмента инцидентов ИБ,

- регистрацию деятельности.

8.3 Обнаружение и оповещение о событиях информационной безопасности

События ИБ могут быть обнаружены непосредственно лицом или лицами, заметившими что-либо, вызывающее беспокойство и имеющее технический, физический или процедурный характер. Обнаружение может осуществляться, например, детекторами огня/дыма или с помощью охранной сигнализации путем передачи сигналов тревоги в заранее определенные места (для осуществления человеком определенных действий). Технические события ИБ могут обнаруживаться автоматически, например, это могут быть сигналы тревоги, производимые устройствами анализа записей аудита, межсетевыми экранами, системами обнаружения вторжений, антивирусными программами, в каждом случае стимулируемые заранее установленными параметрами этих устройств.

Независимо от причины обнаружения события ИБ, лицо, непосредственно обратившее внимание на нечто необычное или оповещенное автоматическими средствами, несет ответственность за инициирование процесса обнаружения и оповещения. Этим лицом может быть любой представитель персонала организации, работающий постоянно или по контракту. Этот представитель должен следовать процедурам и использовать форму отчета о событиях ИБ, определенную системой менеджмента инцидентов ИБ, с целью привлечения внимания, прежде всего, группы обеспечения эксплуатации и менеджмента. Следовательно, важно, чтобы весь персонал был ознакомлен с рекомендациями, относящимися к вопросу оповещения о возможных событиях ИБ, включая формы отчета, имел доступ к ним и знал сотрудников, которых необходимо оповещать о каждом случае появления события ИБ. Необходимо, чтобы весь персонал организации был, по крайней мере, осведомлен о форме отчета, что способствовало бы его пониманию системы менеджмента инцидентов ИБ.

Обработка конкретного события ИБ зависит от того, что оно собой представляет, а также от последствий и воздействий, к которым это событие может привести. Для многих людей принятие решения о способе обработки события выходит за пределы их компетентности. Поэтому сотрудник, информирующий о событии ИБ, должен заполнить форму отчета так, чтобы в ней было как можно больше информации, доступной ему на тот момент. При необходимости он связывается со своим руководителем.

Желательно, чтобы эта форма была в электронном виде (например, послана по электронной почте или представлена на веб-сайте), чтобы ее можно было передать безопасным способом в надлежащую группу обеспечения эксплуатации (работающую, по возможности, 24 ч в сутки по семь дней в неделю), а копию сообщения - руководителю ГРИИБ. Образец формы отчета сообщения о событии ИБ приведен в приложении А.

Следует подчеркнуть, что при заполнении формы отчета важна не только точность содержания, но и своевременность заполнения. Не следует задерживать представление формы отчета о событии ИБ по причине уточнения ее содержания. Если сообщающий сотрудник не уверен в данных какого-либо поля в форме отчета, то это поле должно быть помечено, а уточнение - послано позже. Также следует признать, что некоторые механизмы электронного оповещения (например электронная почта) сами являются очевидными целями атаки.

При наличии проблем или при существовании мнения о наличии проблем с установленными по умолчанию механизмами электронного оповещения (например электронной почтой), включая случаи атаки на систему и считывание формы отчета несанкционированными лицами, должны использоваться альтернативные средства связи. Альтернативными средствами связи могут быть нарочные, телефон, текстовые сообщения. Такие альтернативные средства должны использоваться на ранних стадиях расследования, когда становится очевидным, что событие ИБ будет переведено в категорию инцидента ИБ, особенно такого инцидента ИБ, который может считаться значительным.

Следует заметить, что, хотя в большинстве случаев группа обеспечения эксплуатации должна сообщать о событии ИБ с целью его дальнейшей обработки, могут быть случаи, когда событие ИБ может быть обработано на месте с помощью местного руководства. Событие ИБ можно быстро распознать как ложную тревогу или успешно разрешить. В этих случаях форму отчетов необходимо заполнить и отправить местному руководству, а также группе обеспечения эксплуатации и ГРИИБ с целью ее регистрации в базе данных событий/инцидентов ИБ. В этом случае лицо, сообщающее о закрытии события ИБ, может предоставить информацию, требуемую для заполнения формы отчета об инцидентах ИБ. В этом случае такая форма отчета об инциденте ИБ должна быть заполнена и отправлена по инстанции.

8.4 Оценка и принятие решений по событиям/инцидентам

8.4.1 Первая оценка и предварительное решение

В группе обеспечения эксплуатации системы менеджмента инцидентов ИБ принимающее лицо должно подтвердить получение заполненной формы отчета, ввести ее в базу данных событий/инцидентов ИБ и проанализировать данную форму отчета. Далее должностное лицо должно попытаться получить любые уточнения от сообщившего лица о событии ИБ и собрать требуемую дополнительную информацию, считающуюся доступной, как от сообщившего о событии лица, так и из любого другого места. Затем представитель группы обеспечения эксплуатации должен провести оценку для определения, подходит ли это событие под категорию инцидента ИБ или является ложным. Если событие ИБ определяется как ложное, необходимо заполнить форму отчета и передать в ГРИИБ для записи в базу данных и дальнейшего анализа, а также создать копии для сообщившего о событии лица и его/ее местного руководителя.

Информация и другие свидетельства, собранные на этом этапе, могут потребоваться в будущем для дисциплинарного или судебного разбирательства. Лицо или лица, выполняющие задачи сбора и оценки информации, должны хорошо знать требования по сбору и сохранению свидетельств.

Дополнительно к дате (датам) и времени выполнения действий необходимо полностью документировать:

- проведенные мероприятия (включая использованные средства) и их цели;

- место хранения свидетельства наличия события;

- способ архивирования свидетельства (если оно уместно);

- способ верификации свидетельства (если оно уместно);

- детали хранения материалов и последующего доступа к ним.

Если событие ИБ определено как вероятный инцидент ИБ, а сотрудник группы обеспечения эксплуатации имеет соответствующий уровень компетентности, то проводится дальнейшая оценка. В результате могут потребоваться корректирующие действия, например идентификация дополнительных "аварийных" защитных мер и обращение за помощью в их реализации к соответствующему лицу. Событие ИБ может быть определено как инцидент ИБ, причем значительный (по шкале серьезности, принятой в организации), в этом случае необходимо проинформировать непосредственно руководителя ГРИИБ. Может потребоваться объявление "кризисной ситуации" и, как следствие, уведомление руководителя обеспечения непрерывности бизнеса о возможной активизации плана обеспечения непрерывности бизнеса с одновременным информированием руководителя ГРИИБ и вышестоящего руководства. Однако наиболее вероятна ситуация передачи инцидента ИБ непосредственно в ГРИИБ для дальнейшей оценки и выполнения соответствующих действий.

Каким бы ни был следующий шаг, сотрудник группы обеспечения эксплуатации должен заполнить форму отчета по возможности наиболее подробно. Образец формы отчета по инциденту ИБ приведен в приложении А. Отчет должен содержать информацию в описательном виде и, насколько это возможно, характеризовать:

- что представляет собой инцидент ИБ;

- что явилось его причиной, чем или кем он был вызван;

- на что он влияет или может повлиять;

- реальное или потенциальное воздействие инцидента ИБ на бизнес организации;

- указание на вероятную значительность или незначительность инцидента ИБ (по шкале серьезности, принятой в организации);

- как инцидент ИБ обрабатывался до этого времени.

Если событие ИБ определено как вероятный инцидент ИБ, а сотрудник группы обеспечения эксплуатации имеет соответствующий уровень компетентности, то проводится дальнейшая оценка. В результате могут потребоваться корректирующие действия, например идентификация дополнительных "аварийных" защитных мер и обращение за помощью в их реализации к соответствующему лицу. Событие ИБ может быть определено как инцидент ИБ, причем значительный (по шкале серьезности, принятой в организации), в этом случае необходимо проинформировать непосредственно руководителя ГРИИБ. Может потребоваться объявление "кризисной ситуации" и, как следствие, уведомление руководителя обеспечения непрерывности бизнеса о возможной активизации плана обеспечения непрерывности бизнеса с одновременным информированием руководителя ГРИИБ и вышестоящего руководства. Однако наиболее вероятна ситуация передачи инцидента ИБ непосредственно в ГРИИБ для дальнейшей оценки и выполнения соответствующих действий.

Каким бы ни был следующий шаг, сотрудник группы обеспечения эксплуатации должен заполнить форму отчета по возможности наиболее подробно. Образец формы отчета по инциденту ИБ приведен в приложении А. Отчет должен содержать информацию в описательном виде и, насколько это возможно, характеризовать:

- что представляет собой инцидент ИБ;

- что явилось его причиной, чем или кем он был вызван;

- на что он влияет или может повлиять;

- реальное или потенциальное воздействие инцидента ИБ на бизнес организации;

- указание на вероятную значительность или незначительность инцидента ИБ (по шкале серьезности, принятой в организации);

- как инцидент ИБ обрабатывался до этого времени.

При рассмотрении потенциального или фактического негативного воздействия инцидента на бизнес организации в результате несанкционированного раскрытия информации, несанкционированной модификации информации, отказа от имеющейся информации, недоступности информации и(или) сервиса, уничтожения информации и(или) сервиса в первую очередь необходимо определить, какое из перечисленных ниже последствий будет иметь инцидент ИБ.

Примерами последствий ИБ являются:

- финансовые убытки/прерывание бизнес-операций;

- ущерб коммерческим и экономическим интересам;

- ущерб информации, содержащей персональные данные;

- нарушение правовых и нормативных обязательств;

- сбои операций по менеджменту и бизнес-операций;

- утрата престижа организации.

Для категорий, отнесенных к инциденту ИБ, должны использоваться соответствующие рекомендации по категорированию потенциальных или фактических воздействий для внесения их в отчет по инцидентам ИБ. Примеры рекомендаций приведены в приложении В.

Если инцидент ИБ был разрешен, то отчет должен содержать детали предпринятых защитных мер и извлеченных уроков (например защитные меры, которые должны быть приняты для предотвращения повторного появления подобных инцидентов ИБ).

После наиболее подробного, по мере возможности, заполнения форма отчета должна быть представлена в ГРИИБ для ввода в базу данных инцидентов и событий ИБ и анализа в будущем.

Если расследование проводится больше недели, то должен быть составлен промежуточный отчет.

Важно, чтобы сотрудник группы обеспечения эксплуатации, оценивающий инцидент ИБ, основываясь на руководстве, содержащемся в документации системы менеджмента инцидентов ИБ, был осведомлен о том:

- когда и кому необходимо направлять материалы об инциденте;

- что при осуществлении всех действий, выполняемых группой обеспечения эксплуатации, необходимо выполнять документированные процедуры контроля изменений.

При наличии проблем или мнения о том, что существуют проблемы с установленными по умолчанию механизмами электронного оповещения (например электронной почтой), включая случаи атаки на информационную систему и считывание несанкционированными лицами формы отчета об инцидентах ИБ, должны использоваться альтернативные средства связи. Альтернативными средствами связи могут быть: телефон, текстовые сообщения, а также курьеры. Такие альтернативные средства должны использоваться на ранних стадиях расследования, когда становится очевидным, что событие ИБ будет переведено в категорию инцидента ИБ, особенно такого инцидента ИБ, который может считаться "значительным".

8.4.2 Вторая оценка и подтверждение инцидента информационной безопасности

Вторая оценка и подтверждение инцидента ИБ или какое-либо другое решение относительно того, надо ли отнести событие ИБ к инциденту ИБ, должны входить в обязанности ГРИИБ. Принимающий отчеты сотрудник ГРИИБ должен:

- подтвердить получение формы отчета, заполненной по возможности наиболее подробно, группой обеспечения эксплуатации;

- ввести эту форму в базу данных событий/инцидентов ИБ;

- обратиться за уточнениями к группе обеспечения эксплуатации;

- проанализировать содержание отчетной формы;

- собрать дополнительную необходимую информацию о событии ИБ (если существует) от группы обеспечения эксплуатации, лица, заполнившего отчетную форму, или из какого-либо иного источника.

Если все еще остается какая-либо неопределенность относительно аутентичности инцидента ИБ или полноты полученной информации, то сотрудник ГРИИБ должен провести вторую оценку для определения реальности или ложности инцидента ИБ. Если инцидент ИБ определен как "ложный", необходимо заполнить отчет о событии ИБ, добавить его в базу данных событий/инцидентов ИБ и передать руководителю ГРИИБ. Копии отчета необходимо передать группе обеспечения эксплуатации, лицу, сообщившему о событии, и его/ее местному руководителю.

Если инцидент ИБ определяется как "реальный", то сотрудник ГРИИБ, при необходимости привлекая коллег, должен провести дальнейшую оценку. Целью оценки является максимально быстрое подтверждение:

- того, что представляет собой инцидент ИБ, что явилось его причиной, чем или кем был вызван, на что повлиял или мог повлиять, воздействие или потенциальное воздействие инцидента ИБ на бизнес организации, указание на вероятную значительность/незначительность инцидента (по шкале серьезности инцидентов, принятой в организации);

- предумышленной технической атаки нарушителя на некоторую информационную систему, сервис и (или) сеть, например:

глубины проникновения нарушителя в систему, сервис и (или) сеть и степень контроля, которой он обладает,

данных об информации, к которой получил доступ нарушитель, были ли они скопированы, изменены или удалены,

о том, какое программное обеспечение было скопировано, изменено или разрушено нарушителем;

в отношении предумышленной физической атаки нарушителя на любую информационную систему аппаратной части, сервиса и (или) на сеть, и (или) на физическое месторасположение, например:

масштаба прямых и косвенных последствий нанесенного физического ущерба (при отсутствии физической защиты доступа),

прямых и косвенных последствий в отношении инцидентов ИБ, косвенно созданных действиями нарушителя (например, стал ли физический доступ возможным по причине пожара, является ли уязвимость информационной системы следствием неправильного функционирования программного обеспечения, линии связи или ошибки оператора),

- используемого до настоящего времени способа обработки инцидента ИБ.

При анализе потенциального или реального негативного воздействия инцидента ИБ на бизнес

организации вследствие несанкционированного раскрытия информации, несанкционированной модификации

информации, отказа от имеющейся информации, недоступности информации и (или) сервиса,

разрушения информации и (или) сервиса необходимо подтвердить, какие последствия имели место

вследствие данного инцидента. Примерами категорий последствий являются:

- финансовые убытки/разрушение бизнес-операций;

- ущерб коммерческим и экономическим интересам;

- ущерб для информации, содержащей персональные данные;

- нарушение правовых и нормативных обязательств;

- ущерб для менеджмента и бизнес-операций;

- утрата престижа организации.

Для отнесения потенциальных или фактических воздействий к той или иной категории необходимо использовать соответствующие рекомендации, которые относили бы их к инциденту ИБ и вносились в отчет по инцидентам ИБ. Примеры рекомендаций приведены в приложении В.

8.5 Реагирование на инциденты

8.5.1 Немедленное реагирование

8.5.1.1 Обзор

В большинстве случаев после подтверждения инцидента член ГРИИБ выполняет действия по немедленному реагированию относительно инцидента ИБ, регистрации подробностей в форме отчета об инциденте ИБ, введению в базу данных событий/инцидентов ИБ и уведомлению сотрудников организации о требуемых действиях на инцидент ИБ. Результатом данных действий может быть принятие аварийных защитных мер (например отключение атакованной информационной системы, сервиса и (или) сети по предварительному соглашению с соответствующим руководством ИТ-подразделения и (или) бизнес-руководством) и (или) определение дополнительных постоянных защитных мер и уведомление сотрудников организации о принятии этих мер. Если аварийные защитные меры не применены, то нужно определить значительность инцидента ИБ по оценочной шкале, принятой в организации, и если инцидент ИБ достаточно "значителен", то об этом необходимо непосредственно уведомить соответствующее вышестоящее руководство. Если очевидна необходимость объявления "кризисной ситуации", руководитель, отвечающий за обеспечение непрерывности бизнеса, должен быть оповещен о возможной активизации плана обеспечения непрерывности бизнеса, причем необходимо проинформировать руководителя ГРИИБ и вышестоящее руководство.

8.5.1.2 Примерные действия по реагированию

Примером действий по немедленному реагированию в случае преднамеренной атаки на информационную систему, сервис и (или) сеть может быть то, что они остаются подключенными к Интернету и другим сетям с целью:

- обеспечения правильного функционирования критически важных бизнес-приложений;

- сбора наиболее полной информации о нарушителе при условии, если он не знает, что находится под наблюдением.

Однако при принятии решения по реагированию нужно учитывать следующие факторы:

- нарушитель может почувствовать, что находится под наблюдением, и предпринять действия, наносящие дальнейший ущерб атакованной системе, сервису и (или) сети и данным;

- нарушитель может разрушить информацию, которая способствует его отслеживанию.

Важно, чтобы при принятии соответствующего решения была техническая возможность быстро и надежно отключить атакованную информационную систему, сервис и (или) сеть. Однако для предотвращения такого отключения не имеющим на это право персоналом необходимо применять соответствующие средства аутентификации.

Предотвращение повторного проявления инцидента обычно является более приоритетной задачей.

В некоторых случаях необходимо учитывать то, что нарушитель выявил слабое место, которое должно быть устранено, а выгоды от выявления нарушителя не оправдывают затраченных на это усилий.

Это особенно справедливо, если нарушитель на самом деле не является злоумышленником и не нанес большого или вообще не причинил никакого ущерба.

Что касается других инцидентов ИБ, кроме преднамеренной атаки, то их источник должен быть идентифицирован. Может потребоваться отключение информационной системы, сервиса и (или) сети или изоляция соответствующих их частей после получения предварительного согласия соответствующего руководства ИТ и (или) бизнес-руководителя на время внедрения защитных мер. Для этого может потребоваться больше времени, если уязвимое место для информационной системы, сервиса и (или) для сети окажется существенным или критически важным.

Другим действием по реагированию может быть активизация методов наблюдения [4]. Это действие должно осуществляться на основе процедур, документированных для системы менеджмента инцидентов ИБ.

Информация, которая могла быть повреждена в результате инцидента ИБ, должна быть проверена членом ГРИИБ по резервным записям на предмет изменения, стирания или модификации информации.

Может возникнуть необходимость проверки целостности журналов регистрации, поскольку злонамеренный нарушитель может подделать их с целью сокрытия следов проникновения.

8.5.1.3 Обновление информации об инцидентах

Независимо от последующих действий, сотрудник ГРИИБ должен обновить отчет об инциденте ИБ с максимальной детализацией, добавить его в базу данных событий/инцидентов ИБ, оповестив об этом руководителя ГРИИБ и (при необходимости) других лиц. Обновляют следующую информацию:

- о том, что представляет собой инцидент ИБ;

- о том, что явилось причиной, чем или кем он был вызван;

- на что воздействует или мог воздействовать;

- о фактическом или потенциальном воздействии инцидента ИБ на бизнес организации;

- об изменениях в указании на вероятную значительность или незначительность инцидента ИБ (по шкале серьезности, принятой в организации);

- о том, как он обрабатывался до этого времени.

Если инцидент ИБ разрешен, то отчет должен содержать подробности предпринятых защитных мер и извлеченных уроков (например дополнительные защитные меры, которые следует предпринять для предотвращения повторного появления данного инцидента ИБ или подобных ему инцидентов ИБ).

Обновленный отчет следует добавлять в базу данных событий/инцидентов ИБ и уведомлять руководителя ГРИИБ и других лиц по их требованию.

ГРИИБ отвечает за обеспечение безопасного хранения информации, относящейся к данному инциденту ИБ, с целью возможного проведения дальнейшей экспертизы и возможного использования судом в качестве доказательства. Например, для инцидента ИБ, ориентированного на ИТ, после первоначального обнаружения инцидента ИБ все непостоянные данные должны быть собраны до отключения пораженной системы ИТ, сервиса и (или) сети до проведения судебного расследования.

Предназначенная для сбора информация содержит сведения о любых функционирующих процессах и хранится в памяти, кэше и регистрах. При этом необходимо:

- в зависимости от характера инцидента ИБ провести полное дублирование пораженной системы, сервиса и (или) сети на случай судебного разбирательства или резервное копирование журналов и важных файлов;

- собрать и проанализировать журналы соседних систем, сервисов и (или) сетей, например, маршрутизаторов и межсетевых экранов;

- всю собранную информацию хранить на носителях только для чтения;

- при выполнении дублирования на случай судебного разбирательства обеспечить присутствие не менее двух лиц для утверждения и подтверждения того, что все действия были выполнены согласно действующему нормативному законодательству;

- документировать и хранить вместе с исходными носителями спецификации и описания сервисных команд, которые используются для дублирования на случай судебного разбирательства.

Член ГРИИБ также является ответственным, если это возможно, во время обновления информации об инцидентах ИБ за возвращение в безопасное рабочее состояние пораженных устройств (имеющих или не имеющих отношение к ИТ) в интересах исключения атак на эти устройства.

8.5.1.4 Дополнительные действия

При определении членом ГРИИБ реальности инцидента ИБ его дополнительными действиями должны быть:

- проведение правовой экспертизы;

- информирование лиц, ответственных за передачу информации внутри организации и за ее пределами, о фактах и предложениях по информации, которую надо передать, в какой форме и кому.

После возможно наиболее подробного заполнения отчета об инциденте ИБ отчет вводится в базу данных событий/инцидентов ИБ и передается руководителю ГРИИБ.

Если время расследования превышает время, ранее согласованное внутри организации, то составляется промежуточный отчет.

Член ГРИИБ, оценивающий инцидент ИБ, на основании руководства, содержащегося в документации системы менеджмента инцидентов ИБ, должен знать:

- когда и кому необходимо направлять материалы;

- что при осуществлении любой деятельности ГРИИБ необходимо следовать документированным процедурам контроля за внесением изменений.

При наличии проблем или если считается, что существуют проблемы в отношении обычных средств связи (например, с электронной почтой), включая случаи, когда система, возможно, подвергается атаке и целесообразно сделать вывод, что инцидент ИБ является значительным и (или) была определена "кризисная ситуация", то следует, в первую очередь, сообщить об инциденте ИБ ответственным лицам лично, по телефону или текстовым сообщением.

При необходимости руководитель ГРИИБ совместно с руководителем обеспечения безопасности ИБ организации и соответствующим руководителем организации (членом совета директоров) правления должны связаться со всеми отделами, которые вовлечены в инцидент ИБ как внутри организации, так и за ее пределами (см. 7.5.3 и 7.5.4).

Для быстрой и эффективной организации связи необходимо заранее установить надежный метод передачи информации, не зависящий полностью от системы, сервиса или сети, на которые может воздействовать инцидент ИБ. Такие меры предосторожности могут включать в себя назначение резервных консультантов или представителей организации на случай отсутствия кого-либо из ее основных руководителей.

8.5.2 Контролируемость инцидента

После инициирования членом ГРИИБ немедленного реагирования соответствующей правовой экспертизы и действий по передаче информации необходимо срочно убедиться, находится ли инцидент ИБ под контролем. При необходимости член ГРИИБ может проконсультироваться с коллегами, руководителем ГРИИБ и (или) другими сотрудниками организации.

Если подтверждается, что инцидент ИБ находится под контролем, то член ГРИИБ должен перейти к другим дальнейшим необходимым действиям по реагированию, проведению правовой экспертизы и передаче информации (см. 8.5.3, 8.5.5 и 8.5.6) с целью ликвидации инцидента ИБ и восстановления нормальной работы пораженной информационной системы.

Если не подтверждается, что инцидент ИБ находится под контролем, член ГРИИБ должен инициировать "антикризисные" действия (см. 8.5.4).

8.5.3 Последующее реагирование

Определив, что инцидент ИБ находится под контролем и не является объектом "антикризисной ситуации", член ГРИИБ должен определить необходимость и вероятные способы дальнейшего реагирования в отношении данного инцидента. Реагирование может включать в себя восстановление пораженных информационных систем(ы), сервисов(а) и (или) сетей(и) до нормального рабочего состояния.

Затем член ГРИИБ должен занести детали в форму отчета об инциденте ИБ и базу данных событий/инцидентов ИБ, а также проинформировать об этом лиц, ответственных за завершение соответствующих действий. Подробности успешного завершения этих действий необходимо внести в форму отчета об инциденте ИБ и базу данных событий/инцидентов ИБ, а затем инцидент ИБ должен быть закрыт и соответствующий персонал должен быть проинформирован об этом.

Некоторые реагирования должны быть направлены на предотвращение повторения подобного ему инцидента ИБ. Например, если определено, что причиной инцидента ИБ является отказ аппаратурной части или программного обеспечения ИТ из-за отсутствия вставок в программу ("патчей"), то в этом случае необходимо немедленно связаться с поставщиком. Если причиной инцидента ИБ была известная уязвимость ИТ, то она должна быть устранена соответствующим обновлением защиты ИБ. Необходимо также решить любые проблемы, связанные с конфигурацией ИТ и выявленным инцидентом ИБ.

Другими мерами уменьшения возможности повторения или появления такого инцидента ИБ или подобного ему инцидента могут быть изменение системных паролей и отключение неиспользуемых сервисов.

Другая область деятельности по реагированию на инцидент ИБ может включать в себя мониторинг системы, сервиса и (или) сети ИТ. Следом за оценкой инцидента ИБ может оказаться целесообразным ввести дополнительные защитные меры мониторинга для содействия в обнаружении необычных или подозрительных событий, которые могут оказаться признаками инцидентов ИБ. Такой мониторинг поможет также глубже раскрыть инцидент ИБ и идентифицировать другие системы ИТ, которые подверглись компрометации.

Может возникнуть необходимость в активизации специальных реагирований, документированных в соответствующем плане обеспечения непрерывности бизнес-процесса, которые можно применить к инцидентам ИБ как связанным, так и не связанным с ИТ. Специальные реагирования должны быть предусмотрены для всех аспектов бизнеса, связанных не только непосредственно с ИТ, но также с поддержкой ключевых функций бизнеса и последующего восстановления с помощью речевой сети связи и физических устройств.

Еще одной областью реагирования является восстановление пораженных информационных систем(ы), сервисов(а) и (или) сетей(и) до нормального рабочего состояния. Восстановление пораженных систем(ы), сервисов(а) и (или) сетей(и) до безопасного рабочего состояния может быть осуществлено применением "патчей" для известных уязвимостей или отключением скомпрометированных элементов.

Если вследствие уничтожения журналов регистрации во время действия инцидента ИБ исчезает весь объем информации об инциденте ИБ, может потребоваться полная перестройка системы, сервиса и (или) сети. Также может потребоваться активизация части соответствующего плана непрерывности бизнеса.

Если инцидент ИБ, не связанный с ИТ, например, спровоцирован пожаром, наводнением или взрывом, то выполняются действия по восстановлению, документированные в соответствующем плане обеспечения непрерывности бизнеса.

8.5.4 "Антикризисные" действия

Может случиться так (см. 8.5.2), что при определении ГРИИБ контролируется ли инцидент ИБ, группа придет к выводу, что инцидент ИБ не находится под контролем и должен обрабатываться в режиме "антикризисных действий". В этом случае используется предварительно разработанный план (планы).

Лучшие варианты обработки всех возможных типов инцидентов ИБ, которые могут повлиять на доступность/разрушение и, в некоторой степени, на целостность информационной системы, должны быть определены в стратегии обеспечения непрерывности бизнеса организации. Эти варианты должны быть непосредственно связаны с приоритетами бизнеса организации и соответствующими временными рамками восстановления бизнес-процессов и, следовательно, с максимально приемлемым временем простоя ИТ, речевой связи, персонала и размещения. В плане необходимо определить:

- предупреждающие, поддерживающие меры обеспечения непрерывности бизнеса и устойчивости к внешним изменениям;

- организационную структуру и обязанности, связанные с управлением планирования непрерывности бизнеса;

- структуру и основные положения плана (планов) обеспечения непрерывности бизнеса.

План (планы) обеспечения непрерывности бизнеса и защитные меры для поддержки активизации этого (этих) плана (планов), протестированных и признанных удовлетворительными, должны создать основу для ведения наиболее "антикризисных" действий, для которых они предназначены.

Другие типы возможных "антикризисных действий" включают в себя (но не ограничиваются) активизацией:

- средств пожаротушения и процедур эвакуации;

- средств предотвращения наводнения и процедур эвакуации;

- средств предотвращения взрыва бомбы и соответствующих процедур эвакуации;

- работы специалистов по расследованию фактов мошенничества в информационных системах;

- работы специалистов по расследованию технических атак.

8.5.5 Правовая экспертиза

Если в ходе предыдущей оценки была определена необходимость правовой экспертизы в целях доказательства значительного инцидента ИБ, правовую экспертизу проводит ГРИИБ. В целях проведения более подробной экспертизы конкретного инцидента ИБ необходимо применять следственные методы и средства, основанные на ИТ и поддерживаемые документированными процедурами, не используемые ранее в процессе менеджмента инцидентов ИБ. Такую экспертизу проводят структурным методом и определяют, что может использоваться в качестве доказательства при внутренних дисциплинарных разбирательствах или в ходе судебных процессов.

Для проведения правовой экспертизы могут использоваться технические (например средства и методы аудита, средства восстановления свидетельств) и программные средства, защищенные служебные помещения, а также соответствующий персонал. Каждое действие правовой экспертизы должно быть полностью документировано, включая представление соответствующих фотографий, составление отчетов об анализе результатов аудита, проверку журналов восстановления данных. Квалификация лица или лиц, проводившего(их) правовую экспертизу, должна быть документирована так же, как результаты квалификационного тестирования. Необходимо также документировать любую другую информацию, способную продемонстрировать объективность и логический характер правовой экспертизы.

Все записи о самих инцидентах ИБ, деятельности, связанной с правовой экспертизой этих инцидентов, и т. д., а также соответствующие носители информации должны храниться в физически защищенной среде и контролироваться соответствующими процедурами для предотвращения доступа к ним неавторизованных лиц с целью модификации записей. Средства правовой экспертизы, основанные на применении ИТ, должны точно соответствовать правовым нормам с целью исключения возможности оспаривания этого соответствия в судебном порядке и, в то же время, в них должны учитываться все текущие изменения в технологиях. В физической среде ГРИИБ необходимо создавать необходимые условия, гарантирующие неоспоримость обработки свидетельств. В любое время для обеспечения реагирования на инцидент ИБ число персонала должно быть достаточным.

Со временем, несомненно, возникнет необходимость разработки требований к анализу свидетельств в контексте многообразия инцидентов ИБ, включая мошенничество, кражу и акты вандализма. Следовательно, для содействия ГРИИБ потребуется большее число средств, основанных на ИТ, и вспомогательных процедур для раскрытия информации, скрытой в информационной системе, сервисе и(или) сети, включая информацию, которая, на первый взгляд, кажется стертой, зашифрованной или поврежденной. Эти средства должны учитывать все аспекты, связанные с известными типами инцидентов ИБ (разумеется, они должны быть документированы в процедурах ГРИИБ).

В современных условиях в правовую экспертизу часто включают сложные среды с сетевой структурой, в которых расследование распространяется на всю операционную среду, включая множество серверов (файловый сервер, серверы печати, связи, электронной почты и т. д.), а также средства удаленного доступа. Существует много инструментальных средств, включая средства поиска текстов, программное обеспечение формирования изображений и пакеты программ для правовой экспертизы. Главной целью процедур правовой экспертизы является сохранение свидетельств в неприкосновенности, их проверка на предмет противостояния любым оспариваниям в суде и проведение правовой экспертизы на точной копии исходных данных с тем, чтобы избежать сомнений в целостности исходных носителей в ходе аналитической работы.

Общий процесс правовой экспертизы должен охватывать следующие виды деятельности:

- обеспечение защиты целевой системы, сервиса и (или) сети в процессе проведения правовой экспертизы от превращения их в недоступные, изменения или от иной компрометации, включая введение вирусов, и обеспечение защиты от воздействий или минимальных воздействий на их нормальную работу;

- назначение приоритетов сбора доказательств, то есть рассмотрение их от наиболее до наименее изменчивых (что в значительной степени зависит от характера инцидента ИБ);

- идентификация всех необходимых файлов в предметной системе, сервисе и (или) сети, включая нормальные файлы, файлы, кажущиеся уничтоженными, но не являющиеся таковыми, файлы, защищенные паролем или иным образом, и зашифрованные файлы;

- восстановление как можно большего числа стертых файлов и других данных;

- раскрытие IP-адресов, имен хостов, сетевых маршрутов и информации Web-сайтов;

- извлечение содержимого скрытых, временных файлов и файлов подкачки, используемых как программное обеспечение операционной системы, так и как прикладное программное обеспечение;

- доступ к содержимому программного обеспечения защищенных или зашифрованных файлов (если это не запрещено законодательством);

- анализ всех возможно значимых данных, найденных в специальных (обычно недоступных) областях памяти на дисках;

- анализ времени доступа к файлу, его создания и изменения;

- анализ журналов регистрации системы/сервиса/сети и приложений;

- определение деятельности пользователей и (или) приложений в системе/сервисе/сети;

- анализ электронной почты на наличие исходной информации и ее содержания;

- проведение проверок целостности файлов с целью обнаружения файлов, содержащих "Троянского коня", и файлов, изначально отсутствовавших в системе;

- по возможности, анализ физических доказательств ущерба имуществу, например отпечатков пальцев, результатов видеонаблюдения, журналов регистрации системы сигнализации, журналов регистрации доступа по пропускам и опроса свидетелей;

- обработка и хранение добытых потенциальных свидетельств так, чтобы избежать их повреждения, приведения в негодность и предотвращения просмотра конфиденциального материала несанкционированными лицами. Следует подчеркнуть, что сбор доказательств всегда должен проводиться в соответствии с правилами судопроизводства или слушания дела, для которых возможно представление данного доказательства;

- получение выводов о причинах инцидента ИБ, необходимых действиях и времени их выполнения с приведением свидетельств, включая список соответствующих файлов, включенных в приложение к главному отчету;

- обеспечение экспертной поддержки для любого дисциплинарного или правового действия (при необходимости).

Метод(ы) выполнения вышеуказанных действий должен(ны) документироваться в работе процедуры ГРИИБ.

ГРИИБ должна обладать разнообразными навыками в обширной области технических знаний (включая знание средств и методов, которые, возможно, будут использоваться нарушителем), опытом проведения анализа/расследования (с учетом защиты используемых свидетельств), знанием правовых и нормативных положений и постоянной осведомленностью о тенденциях, связанных с инцидентами ИБ.

8.5.6 Передача информации

Во многих случаях, когда ГРИИБ подтвердила реальность инцидента ИБ, возникает необходимость информирования конкретных лиц как внутри организации (вне обычных линий связи между ГРИИБ и руководством), так и за ее пределами, включая прессу. Для этого могут потребоваться несколько этапов, например: подтверждение реальности инцидента ИБ и его подконтрольности, определение инцидента ИБ как объекта "антикризисной деятельности", закрытие и завершение анализа инцидента ИБ и формирование вывода об инциденте ИБ. Для оказания содействия такой деятельности целесообразно заранее подготовить конкретную информацию с целью быстрой адаптации ее к обстоятельствам возникновения конкретного инцидента ИБ и предоставления этой информации прессе и (или) другим средствам массовой информации. Если прессе предоставляется неполная информация, относящаяся к инцидентам ИБ, то она должна быть предоставлена в соответствии с политикой распространения информации организации. Информация, подлежащая распространению среди общественности, должна быть проанализирована соответствующими лицами, например высшим руководством, координаторами по связям с общественностью и персоналом ИБ.

8.5.7 Расширение области принятия решений

Могут возникнуть обстоятельства, когда в решение об инциденте ИБ придется вовлекать высшее руководство, другую группу внутри организации или лицо/группу сторонней организации. Речь может идти о принятии решения относительно рекомендуемых действий, относящихся к инциденту ИБ, или дальнейшей оценке с целью определения требуемых действий. Расширение области принятия решений может потребоваться вслед за процессами оценки в соответствии с 8.4 или происходить в ходе процессов оценки, если проблема становится очевидной на ранней стадии ее обнаружения. Для тех, кому когда-либо придется принимать решение о расширении области принятия решений, то есть для группы обеспечения эксплуатации и членов ГРИИБ, необходимо иметь соответствующее описание в документации системы менеджмента инцидентов ИБ.

8.5.8 Регистрация деятельности и контроль за внесением изменений

Следует подчеркнуть, что все, кто причастен к оповещению (информированию) и менеджменту инцидентов ИБ, должны надлежащим образом регистрировать все свои действия на случай их дальнейшего анализа. Информацию об этих действиях вносят в форму отчета об инцидентах ИБ и в базу данных событий/инцидентов ИБ, непрерывно обновляемую в течение всего времени действия инцидента ИБ, от первой формы отчета до завершения анализа инцидента ИБ. Эта информация должна храниться по возможности с применением средств защиты и обеспечением соответствующего режима резервирования. Кроме того, изменения, вносимые в процессе отслеживания инцидента ИБ, обновления форм отчета и баз данных событий/инцидентов ИБ, должны вноситься в соответствии с формально принятой системой контроля за внесением изменений.