РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 01.10.2003 N НА-291-р "О СОЗДАНИИ КОМИССИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ"
РЕГЛАМЕНТ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Настоящий регламент устанавливает порядок первоочередных действий при чрезвычайных ситуациях в гражданской авиации, связанных с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера на транспортных средствах и транспортных коммуникациях, в том числе при поиске и спасании людей и транспортных средств, терпящих или потерпевших бедствие, а также с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
1. Чрезвычайные ситуации (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. В зависимости от количества пострадавших людей, размера материального ущерба и границы зон распространения поражающих факторов ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
2. Чрезвычайные ситуации в гражданской авиации могут быть вызваны:
авиационными происшествиями;
авиационными катастрофами;
пожарами, разливами нефтепродуктов и химически опасных веществ;
взрывами (угрозой взрыва);
террористическими актами;
незаконным вмешательством в деятельность гражданской авиации;
наводнениями и затоплением территорий авиапредприятий;
радиоактивным загрязнением территорий и воздушных судов;
авариями на объектах обслуживания воздушного движения;
авариями на объектах инфраструктуры гражданской авиации;
стихийными бедствиями природного характера;
остановкой деятельности авиапредприятий или организаций, непосредственно влияющих на безопасность полетов, авиационную безопасность, поиск и спасание в ГА;
другими инцидентами и происшествиями.
3. Координирующим органом действий всех структурных подразделений Государственной службы гражданской авиации (ГСГА) и ее территориальных органов воздушного транспорта является Комиссия ГСГА Минтранса России по ЧС.
4. Координирующим органом действий подведомственных организаций и предприятий гражданской авиации является комиссия по чрезвычайным ситуациям соответствующего территориального органа воздушного транспорта Минтранса России.
5. Координирующим органом действий при чрезвычайных ситуациях в организациях и предприятиях гражданской авиации является объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям.
6. Оперативным органом по руководству и координации мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций в гражданской авиации и взаимодействию с другими федеральными органами исполнительной власти при ликвидации чрезвычайных ситуаций является Оперативный штаб по чрезвычайным ситуациям в гражданской авиации.
7. Оперативным органом по руководству, координации мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций подведомственных организаций и предприятий на территории территориального органа воздушного транспорта Минтранса России является оперативный штаб по чрезвычайным ситуациям в территориальном органе воздушного транспорта Минтранса России.
8. Оперативным органом по руководству мероприятиями по ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях и предприятиях гражданской авиации является оперативный штаб по чрезвычайным ситуациям в организации или авиапредприятии ГА.
9. Постоянно действующим органом управления системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на воздушном транспорте (СЧСВТ) являются:
в ГСГА Минтранса России - Департамент авиационной безопасности и специального обеспечения полетов;
в территориальных органах воздушного транспорта Минтранса России - отделы АБ и ПАСОП;
в подведомственных организациях - структурные подразделения (работники), специально уполномоченные на решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
10. Органами повседневного управления СЧСВТ являются:
ответственный дежурный ГСГА;
дежурная смена Главного координационного центра поиска и спасания гражданской авиации (ГКЦПС ГА) ДАБ и СОП;
дежурные смены Региональных координационных центров поиска и спасания гражданской авиации (РКЦПС ГА) территориальных органов ВТ Минтранса России с входящими в них вспомогательными центрами;
дежурно-диспетчерские службы в подведомственных авиапредприятиях и организациях гражданской авиации.
11. Руководители всех уровней организовывают незамедлительное оповещение о ЧС в гражданской авиации вышестоящих органов повседневного управления.
12. Силами и средствами постоянной готовности СЧСВТ являются:
Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации (СПАСОП ГА) с входящими в нее:
- ведомственной пожарной охраной (ВПО);
- службами ПАСОП территориальных органов ВТ;
- координационными и вспомогательными центрами поиска и спасания;
- региональными поисково-спасательными базами;
- службами ПАСОП авиапредприятий гражданской авиации;
- дежурными воздушными судами и их экипажами;
- подразделениями пожарной охраны авиапредприятий и организаций ГА, не входящими в ВПО;
- вспомогательными поисково-десантными группами;
Служба авиационной безопасности гражданской авиации (САБ ГА) с входящими в нее:
- САБ территориальных органов ВТ;
- САБ авиапредприятий и организаций ГА;
- ведомственной охраной гражданской авиации.
13. Оперативный дежурный (диспетчер) ГКЦПС ГА ДАБ и СОП, получив сообщение о чрезвычайной ситуации от ответственного дежурного ГСГА, дежурного РКЦПС, дежурного территориального органа ВТ, руководителя или дежурного подразделения подведомственного авиапредприятия, дежурно-диспетчерских служб МЧС России, оперативных служб Минобороны России, ФСБ и МВД России, немедленно докладывает о ней в соответствии с табелем сообщений при чрезвычайных ситуациях.
14. Руководитель Оперативного штаба по чрезвычайным ситуациям при получении сообщения о чрезвычайной ситуации в гражданской авиации срочно созывает членов этого штаба для выполнения всех возможных мероприятий для ликвидации ЧС.
15. Департамент авиационной безопасности и специального обеспечения полетов Минтранса России совместно с департаментами и управлениями ГСГА Минтранса России:
- обеспечивает Оперативный штаб по чрезвычайным ситуациям ГСГА Минтранса России всей необходимой информацией;
- организует учет чрезвычайных ситуаций;
- осуществляет координацию действий служб авиационной безопасности, поисковых и аварийно-спасательных служб на воздушном транспорте, находящихся в ведении министерства, и аналогичных служб, находящихся в ведении других федеральных органов исполнительной власти, в установленных случаях взаимодействует с такими службами иностранных государств при проведении работ (операций) по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе при поиске и спасании людей и воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие;
- проводит штабные тренировки по отработке действий при возникновении чрезвычайных ситуаций в гражданской авиации, в том числе связанных с актами незаконного вмешательства и проявлениями терроризма на воздушном транспорте.
16. Руководители структурных подразделений ГСГА Минтранса России, территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России, учреждений и предприятий гражданской авиации, получив сообщение об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций в отрасли:
- выясняют обстоятельства и причины возникновения чрезвычайной ситуации и, в возможно короткий срок, докладывают о ней вышестоящему руководителю и сообщают в соответствующий орган повседневного управления СЧСВТ;
- проводят необходимые организационно-распорядительные действия по изучению обстоятельств причин возникновения чрезвычайной ситуации и ликвидации ее последствий.
Приложение N 4
к распоряжению
Министерства транспорта
Российской Федерации
от 1 октября 2003 г. N НА-291-р