ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФКЦБ РФ от 14.03.97 N 12 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ТРЕБОВАНИЯХ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАЛЮТНЫХ И ТОВАРНЫХ БИРЖ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ И ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАЛЮТНЫХ И ТОВАРНЫХ БИРЖ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ"
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ТРЕБОВАНИЯХ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАЛЮТНЫХ И ТОВАРНЫХ БИРЖ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Временное положение о требованиях, предъявляемых к деятельности валютных и товарных бирж по организации торговли на рынке ценных бумаг (далее - Временное положение), устанавливает обязательные требования, предъявляемые к валютным и товарным биржам при осуществлении ими деятельности в качестве организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
2. Понятия, используемые во Временном положении2.1. В настоящем Временном положении использованы следующие понятия:
Федеральная комиссия - Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;
организатор торговли - валютная или товарная биржа, имеющая фондовый отдел и созданная в форме некоммерческой организации, осуществляющая деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг на основании лицензии Федеральной комиссии;
деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг - предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско - правовых сделок с ценными бумагами между профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
торговая система - совокупность вычислительных средств, программного обеспечения, баз данных, телекоммуникационных средств и другого оборудования, обеспечивающая возможность поддержания, хранения, обработки и раскрытия информации, необходимой для заключения и исполнения договоров купли - продажи ценных бумаг;
торговая сессия - промежуток времени в течение рабочего дня, в период которого осуществляется торговля ценными бумагами через организатора торговли;
правила организатора торговли - утвержденные уполномоченным органом управления организатора торговли и согласованные с Федеральной комиссией правила, регламентирующие порядок заключения, сверки, регистрации и исполнения договоров купли - продажи ценных бумаг в рамках одной торговой системы;
участник торговли - профессиональный участник рынка ценных бумаг, имеющий лицензию на осуществление брокерской и (или) дилерской деятельности, допущенный к торговле через организатора торговли;
маркет - мейкер - участник торговли, который в соответствии с правилами организатора торговли принимает на себя дополнительные обязательства, позволяющие в интересах участников торговли и клиентов повысить ликвидность рынка ценных бумаг и содействовать формированию справедливой рыночной стоимости ценных бумаг;
клиент - лицо, по поручению которого участник торговли заключает договор купли - продажи ценных бумаг, а также лицо, которое намерено заключить или заключило договор купли - продажи ценных бумаг с дилером - участником торговли.
3. Требования, предъявляемые к учредительным документам и правилам организатора торговли3.1. Валютная или товарная биржа как организатор торговли создается в форме некоммерческого партнерства.
3.2. Валютная биржа вправе сочетать деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг только с деятельностью по организации торговли иностранной валютой.
Валютная биржа должна иметь согласованные с Центральным банком Российской Федерации правила проведения валютных операций и правила управления рисками при проведении валютных операций.
Товарная биржа вправе осуществлять деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг только при наличии обособленного структурного подразделения (фондового отдела).
3.3. Организатор торговли должен принять правила организатора торговли. Правила организатора торговли должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и актов Федеральной комиссии и подлежат утверждению Федеральной комиссией.
Правила организатора торговли должны предусматривать:
перечень видов, категорий и типов ценных бумаг, являющихся предметом торговли через организатора торговли;
время начала и окончания торговой сессии;
требования к участникам торговли, предусматривающие равенство всех участников торговли при их допуске к участию в торговле и в процессе участия в торговле, с учетом особенностей регулирования деятельности маркет - мейкеров;
перечень типовых заявок на приобретение и продажу ценных бумаг, форма и содержание которых должны включать все существенные условия договора купли - продажи;
фиксацию всех заявок на приобретение и продажу ценных бумаг участниками торговли в реестре заявок на приобретение и продажу ценных бумаг, поддерживаемом торговой системой, с указанием времени подачи и данных каждой заявки;
обеспечение сохранности баз данных по каждой заявке в торговой системе не менее 3 лет;
обеспечение равных условий для всех участников торговли при вводе заявок на приобретение и продажу ценных бумаг;
обеспечение равных условий участников торговли в доступе к информации о ценах и объемах ценных бумаг, по которым заключаются договоры через организатора торговли, доведение до всех участников торговли информации о ценах и количестве ценных бумаг по каждому договору купли - продажи ценных бумаг в сроки не позднее 3 минут после его заключения;
функции и правила деятельности маркет - мейкеров, основные требования, предъявляемые к ним, в том числе требования, отличные от предъявляемых к другим участникам торговли (в случае, если правилами организатора торговли предусматривается использование маркет - мейкеров);
определение крупных лотов ценных бумаг и особенности правил торговли крупными лотами ценных бумаг (в случае, если правилами организатора торговли устанавливаются особенности торговли крупными лотами ценных бумаг);
процедуры, обеспечивающие составление торговой системой реестра всех договоров купли - продажи ценных бумаг, заключенных через данного организатора торговли, с указанием времени заключения и всех существенных условий заключенных договоров;
описание механизма образования цен договора (путем удовлетворения встречных заявок в ходе проведения аукциона или на основании котировок дилеров или иного порядка);
описание правил и процедур регистрации в торговой системе данных о заключенных договорах купли - продажи ценных бумаг и их сверки организатором торговли с данными участников торговли, процедур согласования выявляемых расхождений;
регистрацию организатором торговли договоров купли - продажи ценных бумаг, заключенных через данного организатора торговли;
заключение договоров купли - продажи ценных бумаг только в рамках единой торговой системы организатора торговли, ввод заявок в торговую систему исключительно уполномоченными лицами участников торговли;
требования к порядку исполнения участниками торговли поручений клиентов на приобретение и продажу ценных бумаг;
правила и порядок вмешательства должностных лиц организатора торговли в ход торговли, перечень условий, при которых предусматривается приостановление торговли, порядок приостановления и возобновления торговли, перечень должностных лиц организатора торговли, которые вправе принимать решение о приостановлении или возобновлении торговли ценными бумагами;
порядок совершения, оформления и расчетов по договорам купли - продажи ценных бумаг, описание содержания и стандартные сроки осуществления организатором торговли, участниками торговли и клиентами основных процедур, обеспечивающих совершение и расчеты по договорам купли - продажи ценных бумаг, а также меры ответственности, применяемые при их несоблюдении;
правовое положение участников торговли (указание на то, в каком качестве выступает участник торговли при заключении договоров купли - продажи ценных бумаг);
порядок и способы обеспечения исполнения обязательств по договорам купли - продажи ценных бумаг, а также правила возмещения убытков, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, в том числе по договорам участников торговли с клиентами;
перечень и содержание отчетов, предоставляемых организатором торговли участникам торговли при заключении договоров купли - продажи ценных бумаг;
описание механизма сверки договоров купли - продажи ценных бумаг между организатором торговли, участниками торговли, расчетной, депозитарной и клиринговой организациями;
процедуры рассмотрения и урегулирования споров между участниками торговли;
порядок дублирования, хранения и защиты организатором торговли информации о заключении, сверке и регистрации каждого договора купли - продажи ценных бумаг, позволяющий при необходимости в разумные сроки воспроизвести существенные условия каждого договора и действия сторон при его заключении, подтверждении и исполнении. При этом указанная информация должна храниться организатором торговли не менее 3 лет;
порядок доступа к текущей информации о ходе торговли через организатора торговли, должностных лиц и служащих организатора торговли, участников торговли и иных лиц;
описание систем контроля за соблюдением запрета на использование и передачу служащими организатора торговли информации, связанной с ценами договоров и количеством ценных бумаг по этим договорам, ценой покупки и продажи ценных бумаг и иной служебной информации, в том числе для целей личного инвестирования;
меры, предпринимаемые организатором торговли и участниками торговли в случае возникновения чрезвычайных непредвиденных обстоятельств, препятствующих продолжению торговли, таких, как сбои торговой системы, потери или нарушения баз данных о договорах купли - продажи ценных бумаг и других ситуаций;
ответственность организатора торговли за сбои и ошибки в работе торговой системы, а также ошибки и неправомерные действия его служащих;
описание систем защиты баз данных организатора торговли от ошибок и несанкционированного доступа;
права, обязанности и ответственность участников торговли за правильность и своевременность предоставляемой ими в торговую систему информации;
описание механизма контроля за соблюдением правил организатора торговли;
описание мер по предотвращению манипулирования ценами;
санкции и меры, применяемые к участникам торговли в случае нарушения ими правил организатора торговли, включая неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам купли - продажи ценных бумаг, заключенным через организатора торговли;
порядок принятия правил организатора торговли, порядок внесения изменений и дополнений в правила организатора торговли;
порядок доступа лиц, не являющихся участниками торговли, включая клиентов, к текущей информации о цене каждой ценной бумаги по договорам купли - продажи ценных бумаг и количестве ценных бумаг по этим договорам в процессе торговли;
обеспечение расчетов по договорам купли - продажи ценных бумаг, заключенным через организатора торговли только через депозитарии, клиринговые организации и организации, обеспечивающие расчеты по договорам купли - продажи ценных бумаг на рынке ценных бумаг и имеющие лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, выданную Федеральной комиссией;
детальное описание взаимодействия организатора торговли и участников торговли с действующими депозитарными и расчетными системами, обеспечивающего сверку данных о заключенных и исполненных договорах купли - продажи ценных бумаг;
обязательство организатора торговли обеспечивать раскрытие информации о ценных бумагах и эмитентах в порядке, предусмотренном настоящим Временным положением и правилами листинга и делистинга ценных бумаг, утвержденными организатором торговли.
- Правила организатора торговли и все изменения и дополнения к ним вступают в силу только после их утверждения Федеральной комиссией.
3.4. Организатор торговли обязан принять внутренние операционные процедуры, обеспечивающие выполнение организатором торговли, его служащими, участниками торговли и их служащими правил данного организатора торговли.
Организатор торговли обязан обеспечить осуществление постоянного внутреннего контроля со стороны специализированного подразделения организатора торговли за соблюдением внутренних операционных процедур.
Внутренние операционные процедуры представляются в Федеральную комиссию одновременно с представлением правил организатора торговли и подлежат утверждению Федеральной комиссией. Все изменения и дополнения внутренних операционных процедур должны направляться в Федеральную комиссию не позднее следующего дня после их утверждения уполномоченным органом организатора торговли.
Не реже одного раза в год организатор торговли должен подвергаться внешнему аудиту независимым аудитором на предмет соответствия правил организатора торговли требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, актов Федеральной комиссии, внутренних документов, целям и задачам организатора торговли, а также соблюдения внутренних операционных процедур.
Заключение независимого аудитора представляется в Федеральную комиссию вместе с представлением организатором торговли годового отчета о его деятельности.
3.5. Организатор торговли обязан организовать систему расчетов по договорам купли - продажи ценных бумаг между участниками биржевой торговли самостоятельно либо через специализированные расчетные, клиринговые и депозитарные организации, получившие в установленном порядке лицензию Федеральной комиссии на осуществление соответствующего вида деятельности на рынке ценных бумаг.
Товарная биржа как организатор торговли на рынке ценных бумаг обязана организовать обособленный учет всех заявок и операций с ценными бумагами, осуществляемых через фондовый отдел товарной биржи.
Товарная биржа как организатор торговли на рынке ценных бумаг обязана организовать систему расчетов по операциям с ценными бумагами, осуществляемую через фондовый отдел товарной биржи, обособленную от систем расчетов по операциям с другим биржевым товаром.
3.6. Все заключаемые договоры купли - продажи ценных бумаг через организатора торговли должны регистрироваться организатором торговли и только в течение установленного правилами организатора торговли времени.
В торговую систему вправе вводить заявки только уполномоченные лица участников торговли.
4. Требования, предъявляемые к организатору торговли4.1. Участниками торговли в системе валютной биржи как организатора торговли могут являться только члены организатора торговли (валютной биржи), создаваемого в форме некоммерческой организации. Организатор торговли должен иметь не менее 20 членов.
4.2. Собственный капитал валютной биржи как организатора торговли должен составлять не менее 1 млн. ЭКЮ.
Собственный капитал товарной биржи как организатора торговли должен составлять не менее 10 млн. ЭКЮ.
Расчет собственного капитала организатора торговли производится путем вычета из IV раздела баланса (капитал и резервы) следующих статей:
нематериальные активы по остаточной стоимости;
собственные акции, выкупленные у акционеров;
задолженность участников (учредителей) по вкладам в уставный капитал, платежи по которой ожидаются не более чем через 12 месяцев после отчетной даты;
инвестиции в дочерние и зависимые общества;
запасы;
векселя к получению, платежи по которым ожидаются не более чем через 12 месяцев после отчетной даты;
дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты;
непокрытые убытки прошлых лет;
убытки отчетного года.
4.3. Организатор торговли вправе устанавливать требования к размеру собственного капитала участников торговли в размере не ниже величины, установленной актами Федеральной комиссии или правилами саморегулируемых организаций для соответствующего вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Указанные требования должны быть едиными для всех участников торговли.
Участник торговли обязан немедленно уведомлять организатора торговли и Федеральную комиссию в случае невозможности соблюдения им требований, предъявляемых к размеру его собственного капитала.
В случае, если организатору торговли станет известно о неспособности какого-либо участника торговли соблюдать требования к размеру собственного капитала, организатор торговли вправе прекратить участие данного участника торговли в торговле через торговую систему этого организатора торговли.
4.4. Порядок определения размера вступительного взноса при принятии новых членов организатора торговли определяется его уставом. Размер вступительного взноса для конкретного заявителя не должен носить дискриминационного характера, препятствующего вступлению в члены лицензированных брокеров и дилеров, подавших заявки о вступлении в члены организатора торговли.
4.5. Организатор торговли обязан вести реестр всех уполномоченных лиц своих членов - участников торговли. Члены - участники торговли обязаны зарегистрировать у организатора торговли уполномоченных лиц, имеющих право торговать через данного организатора торговли.
4.6. Организатор торговли должен принять и утвердить в Федеральной комиссии компенсационную схему, обеспечивающую защиту интересов участников торговли и их клиентов и предусматривающую создание и участие в специальных гарантийных, страховых и компенсационных фондах в соответствии с актами Федеральной комиссии.
4.7. Должностные лица и служащие организатора торговли не могут быть акционерами (участниками) участников торговли.
Не допускается участие должностных лиц и служащих организатора торговли в органах управления участников торговли.
4.8. Участники торговли в системе товарной биржи как организатора торговли на рынке ценных бумаг не могут одновременно являться участниками биржевой торговли, определенными в соответствии с Федеральным законом от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле".
5. Заключительные положения5.1. Организатор торговли обязан руководствоваться требованиями к листингу и делистингу, требованиями к учету, хранению и раскрытию информации, предпринимать меры по обеспечению предотвращения манипулирования ценами ценных бумаг, использования служебной информации, несанкционированного доступа и ошибок в работе торговых систем, меры дисциплинарного воздействия при нарушении правил организатора торговли в порядке, установленном Временным положением о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, утвержденным Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 19 декабря 1996 г. N 23, применительно к фондовым биржам.
Утверждено
Постановлением
Федеральной комиссии
по рынку ценных бумаг
от 14 марта 1997 г. N 12