"ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. СИСТЕМНАЯ И ПРОГРАММНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ. ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.11.2010 N 631-ст)



4 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

4.1 приобретающая сторона (acquirer): Правообладатель, который приобретает или получает продукт или услугу от поставщика

Примечание - Приобретающей стороной может быть: покупатель, заказчик, владелец, оптовый покупатель.

4.2 приобретение (acquisition): Процесс получения системы, программного продукта или программной услуги

4.3 деятельность (activity): Совокупность согласованных задач процесса

4.4 соглашение (agreement): Взаимное признание сроков и условий, в соответствии с которыми осуществляются рабочие отношения

4.5 аудит (audit): Независимая оценка программных продуктов и процессов, проводимая уполномоченным лицом с целью оценить их соответствие требованиям

4.6 базовая линия (baseline): Спецификация или продукт, которые были официально рассмотрены и согласованы с тем, чтобы впоследствии служить основой для дальнейшего развития, и которые могут быть изменены только посредством официальных и контролируемых процедур изменения

4.7 составная часть конфигурации (configuration item): Объект в пределах конфигурации, который удовлетворяет некоторой функции целевого применения и может быть однозначно идентифицирован в данный момент времени

4.8 контракт (contract): Обязательное соглашение между двумя сторонами, главным образом опирающиеся на юридические нормы, или подобное внутреннее соглашение в рамках организации

4.9 заказчик (customer): Организация или лицо, получающие продукт или услугу

Примечание 1 - Заказчик может быть внутренним или внешним по отношению к организации.

Примечание 2 - Адаптировано из ИСО 9000:2005.

Примечание 3 - Другие термины, используемые для термина "заказчик": "приобретающая сторона", "розничный покупатель", "оптовый покупатель".

4.10 разработчик (developer): Организация, которая выполняет разработку задач (в том числе анализ требований, проектирование, приемочные испытания) в процессе жизненного цикла

Примечание - В настоящем стандарте термины "разработчик" и "исполнитель" являются синонимами.

4.11 обеспечивающая система (enabling system): Система, которая служит дополнением к рассматриваемой системе на протяжении стадий ее жизненного цикла, но не обязательно вносит непосредственный вклад в ее функционирование

Примечание 1 - Например, если рассматриваемая система вступает в стадию производства, то требуется обеспечивающая производственная система.

Примечание 2 - Каждая обеспечивающая система имеет собственный жизненный цикл. Настоящий стандарт может применяться для любой обеспечивающей системы, если она представлена как рассматриваемая система.

4.12 оценивание (evaluation): Систематическое определение степени, с которой некоторый объект удовлетворяет установленным критериям

4.13 основные средства (facility): Физические устройства или оборудование, способствующие выполнению действий, например, здания, инструменты, принадлежности

4.14 фирменное средство (firmware): Сочетание технического средства и компьютерных команд или данных, встроенных в это техническое средство в качестве предназначенного только для чтения программного средства

Примечание - Фирменное программное средство не может быть легко модифицировано под управлением какой-либо программы.

4.15 исполнитель (implementer): Организация, которая выполняет реализацию задач

Примечание - В настоящем стандарте, термины "разработчик" и "исполнитель" являются синонимами.

4.16 жизненный цикл (life cycle): Развитие системы, продукта, услуги, проекта или других изготовленных человеком объектов, начиная со стадии разработки концепции и заканчивая прекращением применения

4.17 модель жизненного цикла (life cycle model): Структура процессов и действий, связанных с жизненным циклом, организуемых в стадии, которые также служат в качестве общей ссылки для установления связей и взаимопонимания сторон

4.18 сопровождающая сторона (maintainer): Организация, которая осуществляет деятельность по сопровождению

4.19 мониторинг (monitoring): Текущий контроль состояния деятельности поставщика и результатов этой деятельности, проводимый приобретающей или третьей стороной

4.20 непоставляемая составная часть (non-deliverable item): Техническое средство или программный продукт, который не требуется поставлять по условиям контракта, но который может использоваться в разработке программного продукта

4.21 готовый (off-the-shelf): Уже разработанный и имеющийся в наличии

4.22 оператор (operator): Какой-либо объект, осуществляющий работу системы

Примечание 1 - Роль оператора и роль пользователя могут возлагаться одновременно или последовательно на одно и то же лицо или организацию.

Примечание 2 - В контексте данного конкретного определения термин "объект" означает лицо или организацию.

4.23 организация (organization): Лицо или группа лиц и необходимых средств с распределением обязанностей, полномочий и взаимоотношений

Примечание 1 - Адаптировано из ИСО 9000:2005.

Примечание 2 - Объединение лиц, организованных для некоторой конкретной цели, такое как клуб, союз, корпорация или общество, являются организацией.

Примечание 3 - Определенная часть организации (даже такая небольшая, как конкретное лицо) или определенная группа организаций может рассматриваться как организация, если она имеет обязанности, полномочия и определенные отношения.

Примечание 4 - Отдельная форма организационного объекта часто называется "предприятием", поэтому организационные аспекты настоящего стандарта следует применять также и к "предприятию".

4.24 сторона (party): Организация, участвующая в контракте

Примечание - В настоящем стандарте стороны, входящие в соглашение, называются "приобретающей стороной" и "поставщиком".

4.25 процесс (process): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы [ИСО 9000:2005]

4.26 цель процесса (process purpose): Цель высокого уровня выполнения процесса и вероятные выходы эффективной реализации процесса

Примечание - Необходимо, чтобы реализация процесса обеспечивала ощутимую пользу правообладателям.

4.27 выход процесса (process outcome): Наблюдаемый результат успешного достижения цели процесса

Примечание - Формулировка выхода процесса описывает один из следующих результатов:

- изготовление какого-либо артефакта;

- существенное изменение состояния;

- удовлетворение заданных ограничений, например требований, конечных целей и т.п.

4.28 продукт (product): Результат процесса [ИСО 9000:2005]

4.29 проект (project): Попытка действий с определенными начальными и конечными сроками, предпринимаемая для создания продукта или услуги в соответствии с заданными ресурсами и требованиями

Примечание 1 - Адаптировано из ИСО 9000:2005.

Примечание 2 - Проект может рассматриваться как уникальный процесс, включающий в себя скоординированные и управляемые виды деятельности, а также может быть комбинацией видов деятельности из процессов проекта и технических процессов, определенных в настоящем стандарте.

4.30 портфель проектов (project portfolio): Совокупность проектов, направленных на достижение стратегических целей организации

4.31 квалификация (qualification): Процесс демонстрации, определяющий, способен ли какой-либо объект полностью удовлетворять заданным требованиям

4.32 квалификационное требование (qualification requirement): Совокупность критериев или условий, которые должны быть удовлетворены для того, чтобы квалифицировать программный продукт как соответствующий спецификациям и готовый для применения в заданном окружении или интеграции с системой, для которой он предназначен

4.33 квалификационное тестирование (qualification testing): Тестирование, проводимое разработчиком и санкционированное приобретающей стороной (при необходимости) с целью демонстрации того, что программный продукт удовлетворяет спецификациям и готов для применения в заданном окружении или интеграции с системой, для которой он предназначен

4.34 гарантия качества (quality assurance): Все запланированные и систематические действия, выполняемые в рамках системы качества и продемонстрированные надлежащим образом для обеспечения соответствующей уверенности в том, что объект полностью удовлетворяет требованиям к качеству

Примечание 1 - Существуют как внутренние, так и внешние цели гарантии качества:

a) внутренняя гарантия качества: в пределах организации гарантия качества обеспечивает уверенность руководству организации;

b) внешняя гарантия качества: в контрактных ситуациях гарантия качества обеспечивает уверенность заказчику или другим сторонам.

Примечание 2 - Некоторые действия по управлению качеством и гарантии качества взаимосвязаны.

Примечание 3 - До тех пор, пока требования к качеству полностью не удовлетворяют потребностям пользователя, гарантия качества не может обеспечить необходимой уверенности.

4.35 выпуск (release): Конкретная версия элемента конфигурации, которая становится доступной для специфической цели (например, выпуск теста)

4.36 заявка на участие в предложенном тендере (request for proposal tender): Документ, используемый приобретающей стороной как средство для объявления своего намерения стать потенциальным покупателем и приобрести конкретную систему, программный продукт или программную услугу

4.37 ресурс (resource): Актив, который используется или потребляется в ходе выполнения процесса

4.38 снятие с эксплуатации (retirement): Прекращение активной поддержки эксплуатирующей и сопровождающей организацией, частичная или полная замена новой системой или инсталляция обновленной системы

4.39 защита (защищенность) (security): Предохранение информации и данных с тем, чтобы неуполномоченные лица или системы не могли их читать или изменять, а уполномоченным лицам или системам не было отказано в доступе к ним

4.40 услуга (service): Выполнение действий, работы или обязанностей, связанных с продуктом

4.41 программная составная часть (software item): Исходный код, объектный код, контрольный код, контрольные данные или совокупность этих составных частей

Примечание - Программная составная часть может рассматриваться как системный элемент в [18].

4.42 программный продукт (software product): Совокупность компьютерных программ, процедур и, возможно, связанных с ними документации и данных

4.43 программный блок (software unit): Отдельная компилируемая часть кода

4.44 стадия (stage): Период в пределах жизненного цикла некоторого объекта, который относится к состоянию его описания или реализации

Примечание 1 - В настоящем стандарте принято, что стадии относятся к основному развитию и достижению контрольных точек этим объектом в течение его жизненного цикла.

Примечание 2 - Стадии могут быть взаимно перекрывающимися.

4.45 правообладатель (stakeholder): Лицо или организация, имеющие право, долю, требование или интерес в системе или в обладании ее характеристиками, удовлетворяющими ее потребности и ожидания

4.46 задание на выполнение работы (statement of work): Документ, используемый приобретающей стороной как средство для описания и конкретизации задач, которые должны быть выполнены по условиям контракта

4.47 поставщик (supplier): Организация или лицо, которое вступает в соглашение с приобретающей стороной на поставку продукта или услуги

Примечание 1 - "Поставщиком" может быть подрядчик, производитель, торговец или продавец.

Примечание 2 - Иногда приобретающая сторона и поставщик являются частью одной и той же организации.

4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей

Примечание 1 - Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги.

Примечание 2 - На практике интерпретация данного термина зачастую уточняется с помощью ассоциативного существительного, например, "система самолета". В некоторых случаях слово "система" может заменяться контекстно-зависимым синонимом, например, "самолет", хотя это может впоследствии затруднить восприятие системных принципов.

4.49 системный элемент (system element): Представитель совокупности элементов, образующих систему

Примечание - Системный элемент является отдельной частью системы, которая может быть создана для полного выполнения заданных требований. Системный элемент может представлять собой технические и программные средства, данные, людей, процессы (например, процессы для обеспечения услуг пользователям), процедуры (например, инструкции оператору), средства, материалы и природные объекты (например, вода, живые организмы, минералы) или любые их сочетания.

4.50 задача (task): Требование, рекомендация или разрешенное действие, предназначенное для содействия достижению одного или более выходов процесса

4.51 тестовое покрытие (test coverage): Степень, с которой данный тест проверяет требования для системы или программного продукта

4.52 тестируемость (testability): Степень, с которой объективный и физически реализуемый тест может быть спроектирован для определения того, что требование выполняется

4.53 пользователь (user): Лицо или группа лиц, извлекающих пользу из системы в процессе ее применения

Примечание - Роль пользователя и роль оператора могут выполняться одновременно или последовательно одним и тем же человеком или организацией.

4.54 валидация (validation): Подтверждение (на основе представления объективных свидетельств) того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены [3]

Примечание - Валидация в контексте жизненного цикла представляет собой совокупность действий, гарантирующих и обеспечивающих уверенность в том, что система способна реализовать свое предназначение, текущие и перспективные цели.

4.55 верификация (verification): Подтверждение (на основе представления объективных свидетельств) того, что заданные требования полностью выполнены [3]

Примечание - Верификация в контексте жизненного цикла представляет собой совокупность действий по сравнению полученного результата жизненного цикла с требуемыми характеристиками для этого результата. Результатами жизненного цикла могут являться (но не ограничиваться ими): заданные требования, описание проекта и непосредственно система.

4.56 версия (version): Идентифицированный экземпляр составной части

Примечание - Модификация какой-либо версии программного продукта, воплощенная в новой версии, требует действий менеджмента конфигурации.