ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ FIFA 2018 ГОДА, КУБКА КОНФЕДЕРАЦИЙ FIFA 2017 ГОДА И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"



Глава 12. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, ЗЕМЕЛЬНЫХ, ЖИЛИЩНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАЩИТНЫХ ЛЕСОВ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ МЕРОПРИЯТИЙ


Статья 27. Особенности подготовки и утверждения документации по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры, проведения государственной экспертизы проектной документации указанных объектов, выдачи разрешений на строительство объектов инфраструктуры

1. Подготовка документации по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируется размещение объектов инфраструктуры.

2. Проект планировки территории для размещения объектов инфраструктуры, финансирование строительства которых предусмотрено полностью или частично за счет средств федерального бюджета либо полностью за счет средств юридических лиц (далее - объекты инфраструктуры федерального значения), утверждается Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. Юридические лица, финансирующие полностью за счет своих средств строительство объектов инфраструктуры федерального значения, определяются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Проекты межевания территорий для размещения объектов инфраструктуры, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в течение трех месяцев с даты получения им проектов планировки территорий, утвержденных в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

4. Размещение объектов инфраструктуры, не указанных в части 2 настоящей статьи, может быть предусмотрено документацией по планировке территории или решениями о предварительном согласовании мест их размещения.

5. Документация по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры, не указанных в части 2 настоящей статьи, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. В случае, если документацией по планировке территории размещение объектов инфраструктуры, не указанных в части 2 настоящей статьи, предусмотрено на земельных участках из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, утверждение этой документации осуществляется по согласованию соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обороны, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области безопасности.

7. Согласование документации по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры, не указанных в части 2 настоящей статьи, в соответствии с требованиями части 6 настоящей статьи должно быть осуществлено уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в срок, не превышающий одного месяца со дня получения ими этой документации.

8. В случае, если в течение установленного частью 7 настоящей статьи срока не осуществлено предусмотренное частью 6 настоящей статьи согласование документации по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры, не указанных в части 2 настоящей статьи, или не представлены замечания к этой документации, она считается согласованной.

9. Документация по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры утверждается без проведения публичных слушаний.

10. В случае, если размещение объекта инфраструктуры предусмотрено принятым в соответствии с земельным законодательством решением о предварительном согласовании места его размещения, подготовка и утверждение документации по планировке территории для размещения объекта инфраструктуры не осуществляются.

11. В случае, если размещение объектов инфраструктуры в соответствии с документацией по планировке территории не соответствует ранее утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утвержденная документация по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры является основанием для внесения изменений в соответствующие документы территориального планирования.

12. Вид разрешенного использования земельных участков, которые предназначены для размещения объектов инфраструктуры в соответствии с документацией по планировке территории или решением о предварительном согласовании мест их размещения, определяется в соответствии с указанными документацией или решением. Вид разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов инфраструктуры, считается установленным или измененным со дня утверждения документации по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры или принятия решения о предварительном согласовании мест их размещения либо образования земельного участка в соответствии с указанной документацией.

13. Государственная экспертиза проектной документации объектов инфраструктуры, не указанных в пункте 51 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки этой проектной документации, наряду с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением могут проводиться иными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными им государственными (бюджетными или автономными) учреждениями. Проверка достоверности сметной стоимости объектов инфраструктуры, финансирование строительства, реконструкции которых планируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или иными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, либо подведомственными им государственными (бюджетными или автономными) учреждениями. Порядок представления проектной документации таких объектов инфраструктуры и (или) результатов инженерных изысканий для проведения данных государственных экспертиз устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства.

14. Срок проведения государственной экспертизы проектной документации объектов инфраструктуры, а также государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки указанной проектной документации, определяется сложностью конкретного объекта, но не должен превышать шестьдесят дней.

15. В случаях, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" проектная документация объектов инфраструктуры подлежит государственной экологической экспертизе, данная проектная документация может быть представлена для проведения ее государственной экспертизы по истечении тридцати дней со дня представления на государственную экологическую экспертизу соответствующих материалов и документов.

16. В случаях, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" проектная документация объектов инфраструктуры подлежит государственной экологической экспертизе, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации объектов инфраструктуры, не указанных в части 2 настоящей статьи, выдается при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы данной проектной документации.

17. До выдачи разрешений на строительство объектов инфраструктуры подготовительные работы могут выполняться со дня представления проектной документации объектов инфраструктуры для проведения государственной экспертизы данной проектной документации. Перечень видов подготовительных работ устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

18. Разрешения на строительство объектов инфраструктуры, указанных в части 2 настоящей статьи, и на их ввод в эксплуатацию выдаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

19. Для получения разрешений на строительство линейных объектов инфраструктуры и на ввод таких объектов в эксплуатацию предоставление градостроительных планов земельных участков не требуется. При этом правила, установленные пунктом 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не применяются и уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы государственной власти или орган местного самоуправления проводят проверку соответствия проектной документации объектов инфраструктуры проектам планировки территории и проектам межевания территории.

Статья 28. Осуществление строительного контроля в процессе строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта объектов инфраструктуры

1. Строительный контроль в процессе строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта объектов спорта, предназначенных для подготовки и проведения спортивных соревнований, проводится в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности Оргкомитетом "Россия-2018" или его дочерней организацией на основании соглашений, заключенных с застройщиками или техническими заказчиками.

2. Строительный контроль в процессе строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта объектов спорта, предназначенных для подготовки и проведения спортивных соревнований, проводится в целях:

1) проверки соответствия выполняемых проектных работ заданию на проектирование и требованиям FIFA к мероприятиям по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу FIFA и Кубка конфедераций FIFA, соглашению о проведении спортивных соревнований и заявочной книге;

2) проверки соответствия выполняемых работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов спорта, предназначенных для подготовки и проведения спортивных соревнований, требованиям проектной документации, технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка и требованиям FIFA к мероприятиям по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу FIFA и Кубка конфедераций FIFA, соглашению о проведении спортивных соревнований, заявочной книге;

3) проверки наличия и комплектности исполнительной документации на выполняемые работы;

4) контроля за соблюдением сроков выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов спорта, предназначенных для подготовки и проведения спортивных соревнований.

3. В целях проведения строительного контроля представители Оргкомитета "Россия-2018" или его дочерней организации вправе посещать беспрепятственно строящиеся, реконструируемые или капитально ремонтируемые объекты спорта для подготовки и проведения спортивных соревнований и запрашивать любую документацию, связанную с проектированием, со строительством, с реконструкцией и (или) капитальным ремонтом указанных объектов.

4. Строительный контроль в процессе строительства объектов инфраструктуры, не относящихся к объектам спорта, предназначенным для подготовки и проведения спортивных соревнований, проводят организации, уполномоченные федеральными органами исполнительной власти, являющимися ответственными исполнителями Программы в соответствии с соглашениями, заключенными с застройщиками или техническими заказчиками.

5. Соглашения, указанные в частях 1 и 4 настоящей статьи, заключаются по форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 29. Особенности проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов инфраструктуры

1. Государственная экологическая экспертиза, в том числе повторная, проектной документации объектов инфраструктуры, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и Градостроительным кодексом Российской Федерации необходимо проведение такой экспертизы, проводится при условии соответствия требованиям Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" формы и содержания материалов и документов, представляемых заказчиком непосредственно для ее проведения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственной экологической экспертизы, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на проведение государственной экологической экспертизы.

2. Срок проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов инфраструктуры, указанных в части 1 настоящей статьи, не может превышать сорок пять дней и исчисляется со дня представления в полном объеме материалов и документов, необходимых для проведения такой экспертизы.

Статья 30. Особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры

1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31 декабря 2017 года на территориях субъектов Российской Федерации, в которых будут проводиться матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, допускается изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры.

2. В случае, если земельные участки, предназначенные в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры, находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам либо юридическим лицам, за исключением государственных или муниципальных унитарных предприятий и государственных или муниципальных учреждений, на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования, аренды, изъятие указанных земельных участков для размещения объектов инфраструктуры осуществляется путем прекращения этих прав с возмещением в порядке, установленном земельным законодательством, правообладателям указанных земельных участков убытков, связанных с прекращением этих прав.

3. В случае, если земельные участки, предназначенные в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры, находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены государственным или муниципальным унитарным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям на основании договоров аренды или договоров безвозмездного срочного пользования, таким предприятиям или учреждениям направляются уведомления о досрочном прекращении договоров аренды или договоров безвозмездного срочного пользования в одностороннем порядке.

4. В случае, если земельные участки, предназначенные в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры, находятся в собственности граждан или юридических лиц и обременены правами третьих лиц, изъятие указанных земельных участков для размещения объектов инфраструктуры (за исключением случаев, если права третьих лиц не препятствуют использованию указанных земельных участков для размещения объектов инфраструктуры) является основанием одновременного прекращения прав третьих лиц на изымаемые земельные участки с возмещением третьим лицам убытков в размере и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

5. Изъятие в соответствии с настоящей статьей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, которые находятся в собственности граждан или юридических лиц, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в собственность:

1) Российской Федерации при изъятии для размещения объектов инфраструктуры федерального значения;

2) субъектов Российской Федерации при изъятии для размещения объектов инфраструктуры, финансирование строительства которых предусмотрено полностью или частично за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением объектов инфраструктуры федерального значения (далее - объекты инфраструктуры регионального значения);

3) муниципальных образований при изъятии для размещения объектов инфраструктуры, финансирование строительства которых предусмотрено полностью или частично за счет средств местных бюджетов, за исключением объектов инфраструктуры федерального значения и объектов инфраструктуры регионального значения (далее - объекты инфраструктуры местного значения).

6. Для размещения объектов инфраструктуры федерального значения уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти осуществляет следующие полномочия:

1) подготовка и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для федеральных нужд;

2) уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, иного имущества для федеральных нужд;

3) подготовка и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для федеральных нужд;

4) обращение в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для федеральных нужд;

5) обращение в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлениями о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, иного имущества для федеральных нужд.

7. В случае, если в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры или решением о предварительном согласовании мест их размещения предусмотрено образование земельных участков путем раздела, объединения, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры может быть принято в отношении образуемых земельных участков. В этом случае решение об указанном изъятии принимается до образования земельных участков.

8. Земельные участки, образуемые из земельных участков сельскохозяйственного назначения или состава земель сельскохозяйственного назначения и в соответствии с документацией по планировке территории предназначаемые для размещения объектов инфраструктуры федерального значения, относятся к категории земель промышленности или иного специального назначения, за исключением случаев, если эти образуемые земельные участки предназначены для размещения дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов. При выполнении в отношении этих образуемых земельных участков в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этих образуемых земельных участках, в соответствующем межевом плане указываются принадлежность к категории земель промышленности или иного специального назначения этих образуемых земельных участков и реквизиты соответствующей документации по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры федерального значения. При государственном кадастровом учете земельных участков, осуществляемом в связи с их образованием (далее - постановка на кадастровый учет), в государственный кадастр недвижимости в отношении образованных земельных участков одновременно вносятся сведения о категории земель промышленности или иного специального назначения. При этом категория земель, к которой отнесены образованные земельные участки, считается установленной со дня завершения их постановки на кадастровый учет.

9. Образование земельного участка в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры или решениями о предварительном согласовании мест их размещения допускается с согласия в письменной форме:

1) собственника земельного участка, из которого образуется указанный земельный участок;

2) землепользователя или землевладельца, за исключением землепользователя или землевладельца - государственного или муниципального унитарного предприятия и государственного или муниципального учреждения.

10. В случае отказа лиц, предусмотренных частью 9 настоящей статьи, от образования земельных участков в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры или решениями о предварительном согласовании мест их размещения указанные земельные участки на основании решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти подлежат изъятию для размещения объектов инфраструктуры.

11. Установленное пунктом 1 части 12 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" правило не применяется к случаям выдачи кадастровых паспортов земельных участков, в отношении которых приняты решения об изъятии для размещения объектов инфраструктуры. Кадастровые паспорта указанных земельных участков предоставляются в порядке, установленном статьей 14 указанного Федерального закона. К запросам о предоставлении содержащихся в государственном кадастре недвижимости сведений (далее - кадастровые сведения) об указанных земельных участках в виде кадастровых паспортов должны быть приложены копии соответствующих решений об изъятии.

12. В случае отсутствия кадастровых сведений о земельном участке, в отношении которого принято решение об изъятии для размещения объектов инфраструктуры, или отсутствия таких сведений в полном объеме выступать заказчиками кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка, участвовать в согласовании местоположения его границ от имени его правообладателей без доверенности, а также обращаться с заявлением о государственном кадастровом учете указанного земельного участка вправе:

1) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в отношении земельных участков, подлежащих изъятию для размещения объектов инфраструктуры федерального значения;

2) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении земельных участков, подлежащих изъятию для размещения объектов инфраструктуры регионального значения;

3) органы местного самоуправления в отношении земельных участков, подлежащих изъятию для размещения объектов инфраструктуры местного значения.

13. Отсутствие кадастровых сведений о координатах характерных точек границ земельного участка, в отношении которого принято решение об изъятии для размещения объектов инфраструктуры, не может являться основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на указанный земельный участок в связи с его изъятием или для отказа в осуществлении государственной регистрации прав на указанный земельный участок.

14. О принятых решениях об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственники земельных участков уведомляются в письменной форме в течение семи дней со дня принятия таких решений. Копии таких решений направляются также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. Изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры до истечения трех месяцев со дня получения такого уведомления допускается только с согласия указанных в настоящей части правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества.

15. В течение семи дней со дня принятия решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры эти решения должны быть опубликованы в печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов соответствующего субъекта Российской Федерации, и размещены на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае, если решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры приняты в отношении находящихся в долевой собственности земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, такие решения должны быть опубликованы в средствах массовой информации, определенных законом соответствующего субъекта Российской Федерации для опубликования сообщений в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

16. В уведомлениях о решениях об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры и при опубликовании таких решений указываются:

1) место и время приема уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления граждан и юридических лиц по вопросам изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества;

2) место и время ознакомления лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, иное имущество, с проектами соглашений, заключаемых в связи с этим изъятием.

17. Оценка рыночной стоимости земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, изымаемых для размещения объектов инфраструктуры, и убытков, причиненных этим изъятием, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

18. Соглашение, заключаемое в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры, должно содержать:

1) выкупную цену земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества в случае, если они находятся в собственности граждан или юридических лиц;

2) размер убытков, подлежащих возмещению землепользователям, землевладельцам или арендаторам земельных участков в связи с их изъятием;

3) рыночную стоимость предоставляемых земельных участков взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества (если указанное предоставление предусмотрено данным соглашением);

4) иные существенные условия.

19. В случае, если соглашением, заключенным в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры, предусмотрено предоставление земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, оценка предоставляемого недвижимого имущества проводится в соответствии с частью 17 настоящей статьи.

20. Проект указанного в части 18 настоящей статьи соглашения должен быть предоставлен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, принявшими решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры, лицам, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, иное имущество, в течение пяти дней со дня получения отчета об указанной в части 17 настоящей статьи оценке.

21. При проведении оценки рыночной стоимости права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком юридического лица, которое прекращается в связи с изъятием указанного земельного участка для размещения объектов инфраструктуры, такое право оценивается как право арендатора земельного участка, переданного в аренду на срок сорок девять лет. При проведении оценки рыночной стоимости права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком гражданина, которое прекращается в связи с изъятием указанного земельного участка для размещения объектов инфраструктуры, данное право оценивается как право собственности на указанный земельный участок.

22. В случаях изъятия земельных участков для размещения объектов инфраструктуры путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельные участки взамен изымаемых земельных участков предоставляются на праве собственности гражданам, имеющим право на бесплатное переоформление изымаемых земельных участков в собственность, без проведения торгов и предварительного согласования мест размещения объектов инфраструктуры.

23. В случае, если соглашение, предусмотренное частью 18 настоящей статьи, не заключено в течение трех месяцев со дня предоставления лицу, у которого в соответствии с настоящей статьей изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, иное имущество для размещения объектов инфраструктуры, возможности ознакомления с проектом соглашения, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества.

24. В случаях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры федерального значения, финансирование строительства которых предусмотрено полностью за счет средств юридических лиц, выплата выкупной цены собственникам изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, а также возмещение убытков иным правообладателям изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества осуществляется этими юридическими лицами. В таких случаях соглашение, предусмотренное частью 18 настоящей статьи, заключается с участием этих юридических лиц и должно содержать их обязанности по осуществлению соответствующих выплаты и возмещения убытков.

25. Апелляционные жалоба, представление на решение суда об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры, о выплате выкупной цены, возмещении убытков, предоставлении земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, иного имущества взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества могут быть поданы в течение десяти дней после дня принятия судом первой инстанции данного решения. Решение суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия в случае, если не подана апелляционная жалоба.

26. Апелляционные жалоба, представление на решение суда об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры, о выплате выкупной цены, возмещении убытков, предоставлении земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, иного имущества взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества подлежат рассмотрению судом апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня истечения срока апелляционного обжалования данного решения.

27. В случае, если земельные участки, предназначенные в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры, предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, такое право прекращается без согласия этих предприятий, учреждений и независимо от предусмотренных пунктом 2 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации оснований по решению:

1) уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти - в отношении земельных участков, предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, организациям, созданным государственными академиями наук;

2) уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в отношении земельных участков, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и предоставленных государственным унитарным предприятиям, государственным учреждениям;

3) органа местного самоуправления - в отношении земельных участков, расположенных на территории соответствующего муниципального образования и предоставленных муниципальным унитарным предприятиям, муниципальным учреждениям.

28. В случае, если земельные участки, предназначенные в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры, предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, подведомственным федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области обороны, или федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области безопасности, решение, указанное в пункте 1 части 27 настоящей статьи, принимается по согласованию с такими федеральными органами исполнительной власти.

29. В случае, если на земельных участках, предназначенных в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры, расположены объекты недвижимого имущества, иное имущество, которые закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями, такие объекты недвижимого имущества, иное имущество подлежат изъятию без согласия этих предприятий, учреждений и независимо от предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований по решению:

1) уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти - в отношении объектов недвижимого имущества, иного имущества, закрепленных за федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, организациями, созданными государственными академиями наук;

2) уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в отношении объектов недвижимого имущества, иного имущества, закрепленных за государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями;

3) органа местного самоуправления - в отношении объектов недвижимого имущества, иного имущества, закрепленных за муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями.

30. В случае, если на земельных участках, предназначенных в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры, расположены объекты недвижимого имущества, иное имущество, которые закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области обороны, или федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области безопасности, решение, указанное в пункте 1 части 29 настоящей статьи, принимается по согласованию с такими федеральными органами исполнительной власти.

31. В случае, если находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры земельные участки либо расположенные на таких земельных участках и закрепленные на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями, организациями, созданными государственными академиями наук, объекты недвижимого имущества, иное имущество переданы по договорам аренды или договорам безвозмездного срочного пользования арендаторам или пользователям, им направляются уведомления о досрочном прекращении в одностороннем порядке договоров аренды или договоров безвозмездного срочного пользования.

32. С заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для размещения объектов инфраструктуры, в органы государственного кадастрового учета, органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации вправе обращаться:

1) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти - в отношении объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для размещения объектов инфраструктуры федерального значения;

2) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в отношении объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для размещения объектов инфраструктуры регионального значения;

3) орган местного самоуправления - в отношении объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для размещения объектов инфраструктуры местного значения.

33. С заявлениями о государственной регистрации прав граждан, юридических лиц на объекты недвижимого имущества, подлежащие изъятию для размещения объектов инфраструктуры, в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, вправе обращаться:

1) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти - в отношении объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для размещения объектов инфраструктуры федерального значения;

2) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в отношении объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для размещения объектов инфраструктуры регионального значения;

3) орган местного самоуправления - в отношении объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для размещения объектов инфраструктуры местного значения.

34. Изъятие земельных участков для размещения объектов инфраструктуры допускается при отсутствии документов территориального планирования.

Статья 31. Особенности предоставления жилых помещений гражданам, выселяемым из занимаемых по договору социального найма жилых помещений в связи со сносом домов для размещения объектов инфраструктуры

1. Переселение граждан, выселяемых из занимаемых по договору социального найма жилых помещений или жилых помещений в общежитиях, к которым применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма, в связи со сносом домов для размещения объектов инфраструктуры, осуществляется в порядке, установленном жилищным законодательством:

1) уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении жилищного фонда, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;

2) органом местного самоуправления - в отношении жилищного фонда, находящегося в муниципальной собственности.

2. Финансирование расходов, связанных с предоставлением в соответствии с частью 1 настоящей статьи уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления гражданам жилых помещений, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти за счет средств федерального бюджета.

3. Предоставление гражданам жилых помещений по договору социального найма в соответствии с частью 1 настоящей статьи осуществляется вне очереди.

Статья 32. Особенности установления сервитутов в отношении земельных участков, предназначенных для размещения и (или) эксплуатации объектов инфраструктуры

1. До 31 декабря 2018 года на территориях субъектов Российской Федерации, в которых пройдут матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, допускается установление сервитутов в отношении земельных участков, предназначенных в соответствии с документацией по планировке территории для размещения и (или) эксплуатации объектов инфраструктуры (далее - сервитут), в целях, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, с учетом установленных настоящей статьей особенностей.

2. Сервитуты могут устанавливаться в следующих целях:

1) строительство, реконструкция, капитальный ремонт и эксплуатация линейных сооружений (в том числе линий электропередачи, линий и сооружений связи, трубопроводов, водопроводов, коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, стационарно установленных канатных дорог);

2) проход, проезд через земельный участок, провоз через него строительных и иных материалов для строительства и (или) эксплуатации объектов инфраструктуры;

3) строительство временных или вспомогательных сооружений (в том числе ограждений, бытовок, навесов), складирование строительных и иных материалов для строительства и (или) эксплуатации объектов инфраструктуры;

4) размещение на земельном участке информационных щитов, указателей, предупредительных надписей, геодезических знаков для строительства и (или) эксплуатации объектов инфраструктуры;

5) проведение изыскательских, исследовательских и других работ для строительства и (или) эксплуатации объектов инфраструктуры;

6) проведение работ по защите территорий, предназначенных в соответствии с документацией по планировке территории для строительства и (или) эксплуатации объектов инфраструктуры, от затопления и подтопления.

3. В случае, если установление сервитута приводит к невозможности использования земельного участка или его части, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, за исключением государственного или муниципального унитарного предприятия либо государственного или муниципального учреждения, вправе требовать изъятия земельного участка или его части для государственных или муниципальных нужд, а арендатор такого земельного участка вправе требовать в одностороннем порядке расторжения договора аренды.

4. Не допускается установление сервитутов в отношении земельных участков, использование которых для целей установления сервитутов в соответствии с законодательством Российской Федерации запрещается.

5. Соглашения об установлении сервитутов заключаются лицами, в интересах которых устанавливаются сервитуты. К указанным лицам относятся организации, осуществляющие строительство и (или) эксплуатацию объектов инфраструктуры.

6. Соглашения об установлении сервитутов заключаются между лицами, в интересах которых устанавливаются сервитуты, и собственниками земельных участков. В случае, если земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение или аренду, такие соглашения заключаются землепользователями, землевладельцами или арендаторами земельных участков, в отношении которых устанавливаются сервитуты.

7. Соглашением об установлении сервитута может предусматриваться установление срочного или постоянного сервитута.

8. Срок установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного в аренду, не может превышать срок договора аренды такого земельного участка.

9. Соглашение об установлении сервитута должно содержать:

1) кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить сервитут;

2) сведения о сторонах соглашения;

3) цели и основания установления сервитута;

4) срок действия сервитута;

5) размер платы за сервитут;

6) право лица, в интересах которого установлен сервитут, на осуществление деятельности, в целях обеспечения которой установлен сервитут, в том числе право на вход на земельный участок, доставку на него строительных и иных материалов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов инфраструктуры, выполнение соответствующих инженерных изысканий, осуществление рубок древесно-кустарниковой растительности, выполнение земляных работ;

7) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, по внесению платы за сервитут и полному возмещению убытков, причиненных в связи с установлением сервитута;

8) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, по приведению земельного участка в состояние, пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением, после прекращения действия сервитута.

10. Соглашение об установлении сервитута заключается на основании решения о его установлении.

11. Решения об установлении сервитутов принимаются:

1) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в целях строительства и (или) эксплуатации объектов инфраструктуры федерального значения;

2) уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целях строительства и (или) эксплуатации объектов инфраструктуры регионального значения;

3) органом местного самоуправления в целях строительства и (или) эксплуатации объектов инфраструктуры местного значения.

12. Решение об установлении сервитута принимается на основании заявления организации, осуществляющей строительство и (или) эксплуатацию объектов инфраструктуры.

13. К заявлению, указанному в части 12 настоящей статьи, прилагаются следующие документы:

1) кадастровый паспорт земельного участка, обремененного сервитутом, или кадастровая выписка об указанном земельном участке либо в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, кадастровый план соответствующей территории с обозначением планируемых границ сервитута;

2) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, в отношении которого предполагается установить сервитут, или копии иных документов, устанавливающих или удостоверяющих права на такой земельный участок, либо в случае отсутствия документов, устанавливающих или удостоверяющих права на такой земельный участок, обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений или уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений;

3) копия утвержденной документации по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры или копия решения о предварительном согласовании мест их размещения с указанием предполагаемых границ сервитута в случае установления сервитута в целях, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 2 настоящей статьи;

4) обоснование установления сервитута.

14. В случае, если документы, указанные в пункте 2 части 13 настоящей статьи, не представлены заявителем в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации принимать решение об установлении сервитута, по межведомственному запросу этого уполномоченного органа федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставляет сведения о правах на земельный участок, в отношении которого предполагается установить сервитут, или сообщает об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированном праве на такой земельный участок.

15. Установление сервитутов осуществляется без проведения общественных слушаний.

16. Решение об установлении сервитута должно содержать:

1) сведения о лицах, в интересах которых устанавливается сервитут;

2) цели установления сервитута;

3) кадастровые номера земельных участков, в отношении которых устанавливается сервитут.

17. В течение семи дней со дня принятия решения об установлении сервитута данное решение должно быть опубликовано в печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов соответствующего субъекта Российской Федерации, и размещено на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае, если решение об установлении сервитута принято в отношении находящегося в долевой собственности земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения, данное решение должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных законом соответствующего субъекта Российской Федерации для опубликования сообщений в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

18. В целях подготовки проекта соглашения об установлении сервитута лица, в интересах которых устанавливается сервитут, обеспечивают заключение между ними и оценщиком договора об оценке размера платы за постоянный сервитут, а также планируемой выкупной цены земельного участка в случае его изъятия для государственных или муниципальных нужд. Допускается проведение такой оценки оценщиками, отобранными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Договор об оценке должен содержать обязанность лица, в интересах которого устанавливается сервитут, по оплате стоимости работ по проведению такой оценки.

19. Размер платы за постоянный сервитут определяется исходя из уменьшения рыночной стоимости земельного участка вследствие его обременения сервитутом, если меньший размер платы за постоянный сервитут не предусмотрен соглашением о его установлении. Ежегодная плата за срочный сервитут определяется в размере, равном трем процентам кадастровой стоимости земельного участка, в отношении которого установлен срочный сервитут, если меньший размер платы за срочный сервитут не предусмотрен соглашением о его установлении.

20. После принятия решения об установлении сервитута лица, в интересах которых устанавливается сервитут, осуществляют подготовку проекта соглашения о его установлении и направляют этот проект лицам, указанным в части 6 настоящей статьи.

21. В случае, если соглашение об установлении сервитута не заключено по истечении тридцати дней со дня получения лицами, указанными в части 6 настоящей статьи, проекта этого соглашения, лица, в интересах которых устанавливается сервитут, вправе обратиться в суд с иском о понуждении заключить это соглашение.

22. В случае, если установление сервитута в соответствии с решением суда приводит к невозможности использования земельного участка или его части, осуществляется изъятие указанного земельного участка в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Принятие решения об изъятии указанного земельного участка уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления не требуется.

23. Внесение платы за сервитут и возмещение убытков в связи с установлением сервитута лицам, указанным в части 6 настоящей статьи, осуществляются за счет средств лиц, в интересах которых установлен сервитут.

24. Лица, указанные в части 6 настоящей статьи, не вправе осуществлять действия, исключающие или затрудняющие осуществление лицами, в интересах которых установлен сервитут, деятельности, связанной со строительством и (или) с эксплуатацией объектов инфраструктуры.

25. Сервитут может быть прекращен по решению суда по следующему основанию:

1) лицо, в интересах которого установлен сервитут, не осуществляет деятельность, для обеспечения которой установлен сервитут, в течение одного года, если иное не оговорено решением об установлении сервитута и (или) соглашением об установлении сервитута;

2) вследствие изменения обстоятельств установленный сервитут становится излишним.

26. Сервитуты, установленные в соответствии с настоящей статьей, за исключением сервитутов, установленных на срок менее чем один год, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗгосударственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственная регистрация сервитутов, установленных в соответствии с настоящей статьей, осуществляется на основании заявлений лиц, в интересах которых установлены сервитуты, без предъявления нотариально удостоверенной доверенности, выданной правообладателем обремененного сервитутом земельного участка.

27. В случае, если право собственности на земельные участки, в отношении которых установлены сервитуты, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения такими земельными участками не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, лица, в интересах которых установлены сервитуты, вправе обратиться с заявлениями о государственной регистрации права собственности на земельные участки, в отношении которых установлены сервитуты, права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения такими земельными участками. Выдача собственниками земельных участков, в отношении которых установлены сервитуты, землепользователями, землевладельцами таких земельных участков доверенностей на совершение этих действий не требуется. Одновременно с государственной регистрацией указанных прав на земельные участки осуществляется государственная регистрация сервитутов, установленных в соответствии с настоящей статьей.

28. Финансирование кадастровых работ, необходимых для установления сервитутов, осуществляется за счет средств лиц, в интересах которых установлены сервитуты.

Статья 33. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения объектов инфраструктуры

1. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры, финансирование строительства которых предусмотрено за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, предоставляются в безвозмездное срочное пользование организациям, осуществляющим строительство объектов инфраструктуры, без предварительного согласования мест их размещения и без проведения торгов.

2. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные для размещения объектов инфраструктуры федерального значения, финансирование строительства которых предусмотрено полностью за счет средств юридических лиц, предоставляются указанным юридическим лицам в аренду на срок сорок девять лет без предварительного согласования мест размещения данных объектов инфраструктуры, без проведения торгов и с правом передачи организациям, осуществляющим их строительство, своих прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков, а также с правом передачи арендованных земельных участков этим организациям в субаренду.

3. Размер арендной платы за земельные участки, указанные в части 2 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. Для определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов инфраструктуры, может применяться кадастровая стоимость таких земельных участков.

4. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти осуществляет следующие полномочия в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности и предназначенных для размещения объектов инфраструктуры федерального значения:

1) образование земельных участков, уточнение границ земельных участков в целях их предоставления, включая обращение с заявлениями о кадастровом учете образуемых земельных участков и о государственной регистрации прав на образуемые земельные участки;

2) образование земельных участков, уточнение границ земельных участков в целях их предоставления взамен изымаемых для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, включая обращение с заявлениями о кадастровом учете образуемых земельных участков и о государственной регистрации прав на образуемые земельные участки;

3) принятие решений о предоставлении земельных участков;

4) заключение договоров аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования земельными участками;

5) принятие решений о предоставлении земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества.

5. Финансирование кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков, описания местоположения границ земельных участков, уточнения границ земельных участков, предназначенных для строительства объектов инфраструктуры федерального значения полностью за счет средств юридических лиц, осуществляется указанными юридическими лицами.

6. Со дня утверждения документации по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры или решения о предварительном согласовании мест их размещения до 31 декабря 2018 года земельные участки, предназначенные в соответствии с такой документацией для размещения объектов инфраструктуры, не подлежат отчуждению из государственной или муниципальной собственности.

Статья 34. Право государственной или муниципальной собственности на земельные участки, предназначенные для размещения объектов инфраструктуры

1. Земельные участки, предназначенные в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры федерального значения, относятся к федеральной собственности.

2. Земельные участки, предназначенные в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры регионального значения, относятся к собственности субъектов Российской Федерации.

3. Земельные участки, предназначенные в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры местного значения, относятся к собственности муниципальных образований.

Статья 35. Особенности использования лесов для размещения объектов инфраструктуры

1. Для размещения объектов инфраструктуры допускается использование лесов, за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, и особо защитных участков лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации соответствующих объектов.

2. Для размещения объектов инфраструктуры в лесах, за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, и особо защитных участков лесов, допускается осуществление рубок лесных насаждений без ограничений, предусмотренных лесным законодательством.