"ТЕХНИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ НА ПРОИЗВОДСТВО И ПРИЕМКУ ОБЩЕСТРОИТЕЛЬНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ РАБОТ ПРИ КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ" (утв. Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 13.02.69 N 53)
1. Общие указания
XII.1.1. Лифты, в зависимости от назначения, разделяются на следующие типы:
а) пассажирские, предназначенные для транспортировки людей;
б) грузопассажирские, предназначенные для транспортировки грузов и людей;
в) больничные, предназначенные для транспортировки больных с персоналом;
г) грузовые, предназначенные для подъема и спуска грузов в сопровождении проводника и специально выделенных рабочих;
д) грузовые без проводника, предназначенные для транспортировки только грузов;
е) грузовые малые без проводника грузоподъемностью до 160 кгс включительно, у которых площадь пола кабины не превышает 0,9 кв. м, а высота кабины не более 1 м.
XII.1.2. Настоящие Технические указания составлены в соответствии с "Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов" Госгортехнадзора СССР (ПУБЭЛ-1971), с "Правилами устройства электроустановок" (ПУЭ-64), с "Положением о планово-предупредительном ремонте лифтов" (ППР-1969) и с "Временными техническими условиями на основные виды ремонта лифтов" (ВТУ-1969) и изучением передовой практики ремонта.
Эти Технические указания распространяются на производство и приемку работ по капитальному ремонту и монтажу пассажирских, больничных и грузовых лифтов общего назначения, установленных в жилых и общественных зданиях.
XII.1.3. Настоящие Технические указания не распространяются на лифты, находящиеся в помещениях взрывоопасных, пожароопасных, с едкими парами, с высокой температурой, в особо сырых условиях, а также на лифты специального назначения.
XII.1.4. Капитально отремонтированные лифты, изготовленные отечественными заводами в соответствии с ГОСТом, не должны иметь каких-либо отступлений от основных размеров, предусмотренных этими ГОСТами.
При ремонте старых лифтов, изготовленных до издания действующих стандартов, должны выполняться требования ПУБЭЛ и ПУЭ.
XII.1.5. Настоящие Технические указания распространяются на следующие основные виды работ:
а) полная или частичная замена электрооборудования и грузовых лебедок;
б) усиление, полная или частичная смена металлоконструкций и ограждающих сеток шахты;
в) полная или частичная смена электропроводки в шахтах;
г) демонтаж и монтаж части оборудования лифтов в связи с работами по улучшению звукоизоляции;
е) замена лифтов в случае невозможности восстановления первоначальных эксплуатационных качеств их или перехода на новую конструкцию лифта.
XII.1.6. Замена лифта производится в соответствии с технической документацией, составление которой допускается только при наличии акта, подтверждающего необходимость замены лифта.
XII.1.7. Разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт лифтов может производиться любой проектно-сметной организацией, имеющей право на выполнение проектных работ по лифтам. Проекты не могут выполняться работниками других организаций.
XII.1.8. Документы, необходимые для подготовки строительной части и установки лифта взамен пришедшего в негодность, должны быть те же, что и на установку нового лифта в домах старой застройки (где ранее лифта не было), т.е.:
а) установочный чертеж и электросхема лифта;
б) рабочие чертежи на реконструкцию элементов здания (в случае необходимости);
в) проект на перенос коммуникаций (в случае необходимости);
г) проект на электропитание лифта;
д) сметная документация на указанные работы.
XII.1.9. При переустройстве лестничной клетки и при замене или устройстве вновь лифта проект должен быть составлен в соответствии с ПУБЭЛ и ПУЭ и согласован с местными органами пожарной охраны, санэпидстанцией и утвержден владельцами лифта.
Устройство электропитания лифта и прокладка кабеля утверждаются и согласовываются в порядке, установленном местными органами.
XII.1.10. Для поддержания пассажирских, грузовых и больничных лифтов в работоспособном состоянии, предупреждения преждевременного износа деталей и аварий ремонт всех лифтов должен производиться по системе планово-предупредительного ремонта (ППР), разработанной Ленинградским научно-исследовательским институтом АКХ и утвержденной МКХ РСФСР 3 октября 1968 г. Приказом N 353.
Система ППР лифтов, помимо ежедневного и еженедельного осмотров, предусматривает обязательное выполнение в строго установленные сроки малого, среднего и большого капитальных ремонтов.
XII.1.11. Малым капитальным ремонтом называется такой вид ремонта, при котором производится неполная разборка узлов лифта с заменой или восстановлением изношенных деталей и узлов.
Работы по малому капитальному ремонту определяются примерным перечнем их (приведенным в приложении 3 ППР МКХ РСФСР), а также записями в журнале технических осмотров.
XII.1.12. Средним капитальным ремонтом называется такой, при котором производятся мелкий ремонт узлов лифта, замена износившихся частей, узлов и деталей, регулировка взаимодействия узлов и общие профилактические работы.
Работы по среднему капитальному ремонту определяются тем же примерным перечнем, на который имеется ссылка в предыдущем пункте, а также описью технического состояния лифта, которая составляется на основе записей в журнале технических осмотров.
XII.1.13. Большим капитальным ремонтом называется такой вид ремонта, при котором производится полная разборка лифта, ремонт базовых деталей, замена или восстановление изношенных частей, деталей, узлов и агрегатов.
Объем работ по большому капитальному ремонту определяется так же, как и при производстве среднего ремонта (п. XII.1.12).
XII.1.14. Все работы по большому капитальному ремонту, связанные с переносом лебедок: изменение конструкции узлов, влияющих на безопасность; повышение грузоподъемности или скорости, а также другие конструктивные изменения, вызывающие повышение нагрузок на рабочие элементы лифта или изменение электрической схемы управления, могут производиться только по проектам, разработанным специализированными организациями по лифтам.
XII.1.15. Реконструкция лифта: перенос лебедки, изменение конструкции узлов, влияющих на безопасность, повышение грузоподъемности или скорости, а также другие конструктивные изменения, вызывающие повышение нагрузок на рабочие элементы лифта или изменение электрической схемы управления, может производиться только по проекту, разработанному специализированной организацией по лифтам, на основании расчета и с учетом фактического состояния лифта.
XII.1.16. В системе ППР лифтов различают:
а) ремонтный цикл - время работы лифтов между двумя большими капитальными ремонтами или с момента ввода в эксплуатацию до первого большого капитального ремонта;
б) межремонтный период - время работы лифта между двумя очередными ремонтами;
в) структура ремонтного цикла - порядок чередования всех видов ремонта в период между большими капитальными ремонтами. За основу принимается структура ремонтных циклов, приведенная в табл. 26.
Таблица 26
СТРУКТУРА РЕМОНТНЫХ ЦИКЛОВ
Примечание. Первый вид ремонтов относится к новым, впервые пущенным в эксплуатацию лифтам.
XII.1.17. В табл. 27 приведены нормативы на ремонт лифтов, отражающие:
а) количество ремонтов в одном ремонтном цикле;
б) трудоемкость ремонтных работ, чел.-ч;
в) время нахождения лифта в ремонте, календарные сутки.
Таблица 27
НОРМАТИВЫ ПО РЕМОНТУ ЛИФТОВ
Примечания: 1. Нормы трудоемкостей различных видов ремонта включают в себя также затраты труда на подготовительные работы и организацию производства (оборудование рабочего места, изготовление необходимых деталей, подбор и комплектование материалов, оборудования и инструмента, приемка и проверка материала и оборудования на месте, оборудование временного освещения, перемещение материала и т.п.).
2. Нормы затрат труда на различные виды ремонта подсчитаны для лифтов на семь этажей и являются ориентировочными при планировании ремонтных работ.
XII.1.18. В зависимости от цикла ремонтируемых лифтов, от производственной мощности ремонтных организаций, наличия оборудования, квалификации персонала при ремонте лифтов могут применяться индивидуальный или агрегатный метод ремонта.
XII.1.19. Под индивидуальным методом ремонта понимается такой метод, при котором снятые с лифта детали ремонтируются и затем снова устанавливаются на тот же лифт. Для этого могут быть использованы стационарные и передвижные мастерские.
При индивидуальном методе ремонта требуется высокая квалификация ремонтников и наличие универсальных рабочих и измерительного инструмента.
XII.1.20. Агрегатный метод ремонта лифтов заключается в том, что некоторые детали, узлы, аппараты, требующие ремонта (Приложение 17), направляются на завод или в мастерские, откуда они после ремонта не устанавливаются на данный лифт, а отправляются на склад. На ремонтируемый лифт со склада поступают другие детали, узлы и аппаратура, заранее отремонтированные, приготовленные к сроку ремонта данного лифта и заранее доставленные на ремонтируемый объект.
Агрегатный метод ремонта может быть внедрен при наличии завода или мастерской, оснащенных необходимым оборудованием. Применение этого метода позволяет сократить сроки простоя лифтов при их ремонте.
XII.1.21. Для производства капитального ремонта лифта, обслуживаемого по системе ППР, необходимо составить следующую документацию:
а) определить вид ремонта, исходя из установленной цикличности;
б) определить стоимость ремонта по прейскуранту;
в) составить дефектную ведомость;
г) составить план мероприятий, необходимых при агрегатной замене крупных узлов (приводного механизма, панели и т.д.);
д) подобрать или составить чертежи на необходимые запчасти;
е) составить ведомости-требования на необходимые запчасти и материалы;
ж) выписать рабочий наряд.
XII.1.22. Дефектная ведомость, составленная по установленной форме за 1 - 2 месяца до ремонта, является основным документом для организации работ.
XII.1.23. Производство работ по ремонту лифтов должно контролироваться как в процессе выполнения, так и после их окончания ответственным лицом, в ведении которого непосредственно находится ремонтная бригада (мастер, производитель работ).
Особо ответственная или опасная работа (подъем тяжелых грузов и работа в неудобных условиях, пуск лебедки и др.) должна выполняться только в присутствии ответственного инженерно-технического работника (мастера, производителя работ).
XII.1.24. После окончания ремонтных работ производится проверка состояния сопротивления изоляции и заземляющего устройства и соответствие их установленным нормам.
XII.1.25. Для приемки отремонтированных лифтов создается комиссия, состоящая из производителя работ или мастера, контролера лифторемонтной организации и представителя владельца лифта.
XII.1.26. Разрешение на пуск в работу лифта после ремонта производится в соответствии с "Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов" Госгортехнадзора СССР.
XII.1.27. Перед осмотром, опробованием и сдачей отремонтированных лифтов производится их окраска. Окраска лифтов осуществляется после устранения всех обнаруженных службой контроля недостатков.
XII.1.28. Ремонтная организация несет ответственность за качество ремонта. Обнаруженные в течение гарантийного срока дефекты, происшедшие по вине ремонтной организации, устраняются без дополнительной оплаты.
XII.1.29. Испытание лифтов после ремонта производится в соответствии с "Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов" (Госгортехнадзор СССР).
XII.1.30. После капитального ремонта лифты должны подвергаться техническому освидетельствованию местными органами Госгортехнадзора или специализированными организациями.
XII.1.31. Грузовые малые лифты грузоподъемностью до 160 кг освидетельствуются силами владельцев лифтов и регистрации в Госгортехнадзоре не подлежат.