"ТЕХНИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ НА ПРОИЗВОДСТВО И ПРИЕМКУ ОБЩЕСТРОИТЕЛЬНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ РАБОТ ПРИ КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ" (утв. Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 13.02.69 N 53)



4. Ремонт электродвигателя


XIII.4.1. Перед каждым ремонтом электродвигателя необходимо путем наружного осмотра проверить комплектность электродвигателя, исправность корпуса и щитков, наличие клеммового щитка, состояние выводных концов, общую исправность механической части, а также состояние обмоток, сопротивление изоляции обмоток относительно корпуса и между фазами, отсутствие обрыва в обмотках или на выводах, отсутствие межвиткового замыкания и общее состояние пазовой межвитковой изоляции.

При назначении соответствующего ремонта следует иметь в виду, что у электродвигателей с двухслойной обмоткой нецелесообразно производить частичный ремонт обмотки и в случае ее повреждения следует производить полную ее замену.

XIII.4.2. При снятии старой обмотки должны быть записаны все данные обмотки: число пазов на плюс и фазу, размеры нижних и верхних катушек и их вылет; расстояние лобовых частей обмоток от металлических частей машины, число витков в секции или катушке, число проводов в пазу; сечение проводов и род изоляции, материал пазовой и лобовой изоляции, толщина лобовой изоляции, количество оборотов.

Приведенные сведения следует сверить с таблицами и карточками обмоточных данных этой серии электродвигателей.

XIII.4.3. Удаление старой обмотки из статора или ротора электродвигателя должно производиться на специальном приспособлении после их подогрева до 105 °С. Обжигание обмотки не допускается.

XIII.4.4. Намотка отдельных катушек или катушечных групп должна производиться на намоточном приспособлении, оснащенном счетчиком.

XIII.4.5. Клинья для заклинивания обмотки в пазу должны изготовляться из сухого и твердого дерева влажностью до 12%; клин должен укладываться поверх пазовой прессшпановой изоляции.

XIII.4.6. Для соединения схемы обмотки статора, выполненной из проволоки диаметром от 0,8 мм и выше, следует применять электросварку. Провода с меньшим диаметром следует паять мягкими припоями.

XIII.4.7. В обмотке параллельное соединение проводов разных сечений не допускается. В катушке должно быть не более трех параллельных проводов одинакового сечения.

XIII.4.8. До сборки и пайки схемы отдельные катушки или катушечные группы проверяются на отсутствие замыканий между нитками. Проверка производится электромагнитом-дефектоскопом.

В собранной схеме обмотки статора до ее пайки проверяется наличие вращающегося магнитного поля.

XIII.4.9. Обмотки электродвигателей пропитываются подогретым до 90 °С лаком 321, 458 или 460 методом погружения и должны выдерживаться в нем до прекращения выделения пузырьков воздуха (20 - 40 мин., в зависимости от габаритов электродвигателя).

XIII.4.10. Перед пропиткой обмотки должны быть просушены при температуре 115 °С. Время предварительной сушки 5 - 10 ч, в зависимости от габаритов электродвигателей.

XIII.4.11. После пропитки и стекания лака обмотки подлежат сушке при температуре 115 °С в течение 6 - 10 ч, в зависимости от габаритов электродвигателей.

XIII.4.12. После пропитки и сушки обмоток должны измеряться сопротивления их изоляции. Измерения производятся мегомметром с рабочим напряжением до 1000 В.

XIII.4.13. Сопротивление изоляции обмоток электродвигателей с рабочим напряжением до 500 В должно быть:

а) после полной перемотки статора не ниже 3 МОм;

б) после частичной перемотки статора не ниже 1 МОм;

в) после полной перемотки ротора не ниже 2 МОм;

г) после частичной перемотки ротора не ниже 0,5 МОм.

XIII.4.14. Обмотки должны испытываться также и на электрическую прочность изоляции. Испытание должно производиться на испытательном стенде в условиях, обеспечивающих безопасность.

Испытание электрической прочности изоляции обмоток должно производиться при следующих напряжениях в зависимости от мощности электродвигателя:

а) электродвигатели мощностью до 1 кВт - 2 нОм + 500 В;

б) электродвигатели мощностью до 3 кВт - 2 нОм + 1000 В;

в) электродвигатели мощностью более 3 кВт - 2 нОм + 1000 В.

Испытание обмоток должно производиться начиная с 1/3 испытательного напряжения, а затем напряжение повышается плавно или ступенями, не превышающими 5% от полного испытательного напряжения.

XIII.4.15. После проведения испытания проводится пробный пуск. При пробном пуске проверяется правильность сборки электродвигателя, отсутствие вибрации и осевого перемещения вращающейся части. После 30-минутной работы не должно быть резкого повышения температуры подшипников и перегрева масла.

XIII.4.16. После всех испытаний и пробного пуска электродвигатель должен проверяться на нагрев при полной номинальной нагрузке. Длительность испытания определяется в зависимости от мощности электродвигателя и числа оборотов по данным табл. 29.

Таблица 29

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ИСПЫТАНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Длительность испытания, ч Число оборотов в 1 мин.
600 750 1000 1500 3000
Мощность электродвигателя (в кВт)
2 До 5 До 6 До 8,5 До 13 До 26
3 5 - 15,5 6 - 20 8,5 - 26 13 - 40 26 - 80
4 15,5 - 54 20 - 67 26 - 90

XIII.4.17. После испытания электродвигателя под нагрузкой должно измеряться сопротивление изоляции обмоток, которое не должно быть ниже установленной величины.

XIII.4.18. Все измерения должны производиться через каждые 30 мин. и записываться в протокол испытаний.

XIII.4.19. Для электродвигателей с повторно-кратковременным режимом работы при испытании под полной нагрузкой устанавливают режим, предусмотренный величиной их ПВ (продолжительность включения).

XIII.4.20. Поверхность шейки вала ротора обрабатывается с чистотой не менее 7 класса; овальность шеек допускается не более 0,002, а конусность - 0,003 диаметра.

Уменьшение диаметра шеек вала в результате обработки не должно превышать 5% от первоначального диаметра.

Свободный конец вала у отремонтированного электродвигателя должен быть покрыт антикоррозионным покрытием.

XIII.4.21. Осевой разбег ротора с подшипниками скольжения для мягкого соединения муфт должен быть 2 - 3 мм, а для жесткого соединения 3 - 5 мм.

XIII.4.22. Чистота обработки контактных колец ротора должна быть не менее 7 класса, толщина колец - не менее 6 мм. Радиальное биение колец в собранном виде допускается в пределах до 0,02 мм, а в осевом направлении - до 0,5 мм.

XIII.4.23. Медно-графитовые щетки устанавливаются в середине колец и прирабатываются по кольцам до полного сопряжения всей поверхности обоймы щеткодержателя. Щетки должны легко скользить по внутренней поверхности обоймы щеткодержателя; давление щеточных пружин на поверхности щеток должно быть 120 - 150 г/кв. см. Проверка осуществляется динамометром.

XIII.4.24. Клеммы электродвигателя должны быть снабжены гайками и контргайками и закрыты крышкой. Перемычки на клеммовом щитке электродвигателя выполняются из медных пластин.

XIII.4.25. Выводные концы обмоток электродвигателя должны иметь обозначения начала и конца каждой обмотки.

XIII.4.26. Величина воздушного зазора в диаметрально противоположных точках не должна отличаться друг от друга более чем на +/- 10% среднего значения зазора. Под средней величиной зазора понимается полусумма зазоров, замеренных в диаметрально противоположных точках.

XIII.4.27. Для снятия полумуфт и подшипников качения должны применяться съемники.

Заварка трещин на подшипниковых щитах не допускается; щиты с трещинами должны заменяться новыми.

XIII.4.28. Напрессовка подшипников качения должна производиться способом, исключающим удары. Предварительно подшипники качения нагреваются в масляной ванне до температуры 70 - 75 °С. Напрессовка подшипников качения ударами по верхней обойме не допускается.

XIII.4.29. Все резьбовые соединения должны быть нормально затянуты.

XIII.4.30. Окраска электродвигателей должна производиться после испытаний методом пульверизации с применением быстросохнущих красок, лаков и эмалей.

XIII.4.31. На каждый электродвигатель должен составляться протокол испытаний.

XIII.4.32. На каждый тип электродвигателя должна заполняться техническая карточка по установленной форме.

XIII.4.33. На каждый электродвигатель должна устанавливаться табличка с основными техническими данными.