"ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ РАССЛЕДОВАНИЯ АВАРИЙ МОРСКИХ СУДОВ" (утв. Приказом Минморфлота СССР от 12.02.57 N 143)



III. Органы расследования аварийных случаев


10. Аварии с судами вместимостью 500 и более брутто регистровых тонн или мощностью 500 л.с. и более, а по судам рыбной промышленности - с судами 80 л.с. и более, а также все кораблекрушения и аварийные случаи с человеческими жертвами, независимо от тоннажа и мощности судов, расследуются в соответствии с настоящим Положением капитанами портов и учитываются организациями, эксплуатирующими суда.

Общий надзор за расследованием таких аварийных случаев и их учет осуществляется министерствами и ведомствами по принадлежности судов.

11. Аварии с судами вместимостью менее 500 бр.р. тонн или мощностью двигателя менее 500 л.с., а по судам рыбной промышленности - менее 80 л.с., а также все аварийные происшествия расследуются и учитываются непосредственно организациями, эксплуатирующими эти суда.

Надзор за расследованием таких аварий и аварийных случаев осуществляется капитанами портов.

12. Все аварийные случаи, подлежащие расследованию в соответствии с настоящим Положением, независимо от размера и принадлежности судна, регистрируются, классифицируются и в надлежащих случаях расследуются капитаном порта в ближайшем или первом советском порту захода, за исключением случаев, указанных в п. 13 настоящего Положения.

Примечание. Под словами "капитан порта" понимается капитан морского торгового порта Министерства морского флота и капитан морского порта других министерств и ведомств.

13. Нижеперечисленные аварийные случаи расследуются в ближайшем или первом советском порту захода только капитаном порта Министерства морского флота с привлечением представителей владельца судна или заинтересованных ведомств: столкновения судов, принадлежащих двум разным министерствам или ведомствам, повреждения судами портовых сооружений или знаков навигационной обстановки, посадки на мель, удар о подводный предмет, пожар или взрыв, имевшие место в пределах акваторий портов, судоходных фарватеров и каналов Министерства морского флота.

Примечания: 1. Аварийные случаи с судами, происшедшие вследствие отсутствия штатного навигационного ограждения или вследствие изменения навигационного ограждения без опубликования в Извещениях мореплавателям, а также повреждения навигационной обстановки, расследуются капитаном порта Министерства морского флота (ближайшего или первого порта захода), с привлечением представителей гидрографической службы ВМФ, владельца судна или заинтересованных ведомств.

2. С целью правильного определения ответственности сторон аварийные происшествия, касающиеся двух или нескольких судов разных организаций, полностью расследуются капитанами портов и учитываются владельцами судна, которое виновно в происшествии в большей степени.

14. Все повреждения судов, касания грунта и посадки на мель, не являющиеся аварийными случаями (п. 8 настоящего Положения), расследуются и оформляются самостоятельно капитаном судна.

Надзор за расследованием и учетом таких повреждений, касаний грунта и посадок на мель осуществляется морскими инспекциями пароходств.