"ОБЩИЕ ПРАВИЛА МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ, ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА" (утв. Минморфлотом СССР 20.06.72 N 107)



V. Перевозка в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении с участием других видов транспорта.


81. Пароходства обязаны осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа в тесном взаимодействии с другими видами транспорта - железнодорожным, речным, автомобильным и воздушным, организуя систему прямых смешанных сообщений (железнодорожно-водных, железнодорожно-водно-автомобильных, водно-автомобильных, а в необходимых случаях - водно-воздушных сообщений) и прямого водного сообщения (с участием пароходств Министерства морского флота и Министерства речного флота). Грузы в прямом смешанном сообщении принимаются к перевозке по плану, утвержденному в установленном порядке.

Перевозка в прямом смешанном сообщении производится по единому транспортному документу, составленному на весь путь следования. Формы перевозочных и передаточных документов и правила их составления устанавливаются совместно Министерствам морского флота, Министерством путей сообщения и Министерством речного флота.

82. Перевозка грузов в прямом смешанном и прямом водном сообщении производится на основании настоящих Общих правил, Устава железных дорог СССР (раздел V), Устава внутреннего водного транспорта СССР (раздел VIII) и правил, издаваемых в их развитие совместно Министерством морского флота, Министерством речного флота, Министерством путей сообщения при участии в соответствующих случаях Министерства автомобильного транспорта, а по перевозкам в прямом водном сообщении - Министерством морского флота и Министерством речного флота.

В части, не предусмотренной настоящим разделом Общих правил, и изданными в его развитие специальными правилами, при перевозке грузов в прямом смешанном и прямом водном сообщении на морском, железнодорожном, речном, автомобильном и воздушном транспорте применяются нормы кодексов, уставов, правил и тарифов, действующих на соответствующем виде транспорта.

Перевозка пассажиров и багажа в прямом смешанном сообщении производится на основании особых соглашений Министерства морского флота с соответствующими транспортными министерствами и ведомствами.

83. В прямое смешанное грузовое сообщение включаются:

а) все железнодорожные станции, открытые для операций по грузовым перевозкам;

б) морские речные порты и пристани по списку, устанавливаемому Министерством морского флота и Министерством речного флота;

в) транспортно-экспедиционные конторы железных дорог и пароходств;

г) автохозяйства, действующие на основании соглашений Министерства автомобильного транспорта с Министерством путей сообщения, Министерством морского флота и Министерством речного флота.

В прямое водное сообщение включаются морские порты, речные порты, пристани и транспортно-экспедиционные конторы пароходств по списку, устанавливаемому Министерством морского флота и Министерством речного флота.

Порты, пристани, транспортно-экспедиционные конторы железных дорог и пароходств и автохозяйства Министерства автомобильного транспорта считаются включенными в прямое смешанное и прямое водное сообщение после опубликования об этом в Сборниках правил перевозок и тарифов, издаваемых соответственно Министерством путей сообщения, Министерством морского флота, Министерством речного флота и Министерством автомобильного транспорта.

84. Министерство путей сообщения, Министерство морского флота, Министерство речного флота и Министерство автомобильного транспорта могут по согласованию между собой принимать грузы к перевозке в прямом смешанном железнодорожно-водно-автомобильном сообщении сверх плана.

85. В пунктах перевалки транспортные предприятия обязаны обеспечивать бесперебойную и равномерную подачу вагонов, судов и автомобилей под погрузку перевалочных грузов, широко развивая перевалку грузов по прямому варианту ( без выгрузки в склад).

Железные дороги обязаны восполнять неподачу вагонов, а речные или морские пароходства - недопредъявление грузов или недогруз их в отдельные дни первой или соответственно второй половины месяца в последующие дни данной половины месяца. Железные дороги, станции и пароходства, порты, пристани в случае неподачи по их вине перевозочных средств для выполнения месячного плана перевалки грузов обязаны по требованию соответственно пароходства, порта, пристани и железной дороги, станции (при наличии груза) выделять перевозочные средства для восполнения невыполненной части плана (нормы) в течение следующего месяца.

Порядок выделения перевозочных средств для восполнения недогруза устанавливается по согласованию между соответствующими транспортными организациями.

86. Грузоотправители обязаны предъявлять груз к перевозке в прямом водном и прямом смешанном железнодорожно-водно-автомобильном сообщении в таре, обеспечивающей его сохранность при перевалке и следовании в подвижном составе железных дорог, автомобильного транспорта и в судах пароходства.

Условия упаковки грузов, перевозимых в прямом смешанном железнодорожно-водно-автомобильном сообщении, предусматриваются в государственных стандартах.

87. Грузы, следующие в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении и в прямом водном сообщении взвешиваются в пунктах перевалки при передаче их с железнодорожного на водный транспорт и обратно или с морского на речной транспорт и обратно по требованию стороны, принимающей груз:

на вагонных весах - средствами железных дорог;

на товарных весах - средствами портов или пристаней, производящих перевалку.

Тарные и штучные грузы, принятые к перевозке по стандартному весу или весу, указанному грузоотправителем на каждом грузовом месте и прибывшие в пункт перевалки в исправной таре, передаются с одного вида транспорта на другой без взвешивания, по счету мест, и в таком порядке сдаются грузополучателю в пункте назначения.

88. Грузы лесные, тяжеловесные, машины, станки, оборудование и другие штучные грузы, перевозимые железными дорогами на открытом подвижном составе, а также иные грузы в соответствии со специальными правилами допускаются к перевозке на палубах морских судов без согласования с грузоотправителем.

89. Груза, перевозимые наливом в цистернах, живность, грузы, сопровождаемые проводниками, лес, следующий по водным путям в плотах, а также взрывчатые и сильнодействующие ядовитые вещества к перевозке в прямом смешанном железнодорожно-водно-автомобильном сообщении не принимаются.

Перечень скоропортящихся, огнеопасных и легкогорючих грузов, принимаемых к перевозке в прямом смешанном и прямом водном сообщении, и особые условия их перевозки устанавливаются правилами, издаваемыми совместно Министерством морского флота, Министерством речного флота и Министерством путей сообщения.

90. Перевозка грузов в контейнерах Министерства путей сообщения СССР, Министерства морского флота СССР, Министерства речного флота РСФСР в прямом смешанном железнодорожно-водно-автомобильном сообщении и прямом водном сообщении осуществляется между пунктами, открытыми для производства операций с контейнерами.

91. Сроки начала приема грузов портами и пристанями от железных дорог и морских пароходств и морскими пароходствами от речных пароходств и железных дорог в пунктах перевалки при открытии навигации и сроки окончания приема грузов перед закрытием навигации сообщаются речным пароходствами по телеграфу управлениям железных дорог и морских пароходств перевалки, а морскими пароходствами - речным пароходствам и железным дорогам перевалки.

Эти сроки публикуются в Сборниках правил перевозок и тарифов морского транспорта и речного транспорта.

92. Грузы, принятые станцией отправления до объявленного срока окончания приема их к перевозке водным транспортом, и доставленные в пункты перевалки с соблюдением сроков доставки, принимаются портами и пристанями перевалки от железной дороги беспрепятственно.

В тех случаях, когда в связи с прекращением навигации прибывшие без просрочки в пункт перевалки грузы не могут быть доставлены в пункт назначения речным или морским транспортом, порты и пристани обязаны принять груз от железной дороги и потребовать от грузоотправителя указания о переадресовке груза по новому назначению.

Грузы, принятые железной дорогой после объявленного срока окончания приема грузов к перевозке водным транспортом или доставленные с просрочкой в пункт перевалки после закрытия навигации, могут сдаваться порту или пристани, с их согласия, на хранение.

93. Грузы, следовавшие в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении и оставшиеся в портах и на пристанях после закрытия навигации должны быть погружены портом (пристанью) и отправлены железной дорогой по назначению.

В таком же порядке железные дороги обязаны принять к перевозке грузы внутреннего и прямого водного сообщения, зазимовавшие в пути и направляемые грузовладельцам на железнодорожные станции назначения.

Сроки доставки этих грузов соответственно удлиняются на время задержки груза в портах и на пристанях.

94. При перевозке грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном или в прямом смешанном водно-автомобильном сообщении перевалочные работы в пунктах перевалки производятся средствами портов или пристаней.

При перевозке грузов в прямом водном сообщении перевалочные работы производятся: на причалах и рейдах морских портов - средствами морских портов; на причалах и рейдах речных портов или пристаней - средствами речных портов или пристаней.

В пунктах перевалки, где имеются причалы и рейды морских и речных портов, распределение между ними обязанностей по перевалке грузов производится по согласованию между Министерством морского флота и Министерством речного флота.

95. Вагоны, подаваемые в порт, должны быть чистыми и исправными в техническом и коммерческом отношениях.

Оборудование вагонов и судов для перевалки и перевозки в несколько ярусов тяжеловесных, громоздких и длинномерных грузов, а также крепление грузов на железнодорожном подвижном составе и на судах производится портом или пристанью.

Оборудование судов при перевалке в морских или речных портах производится силами морских и речных портов, осуществляющих перевалочные работы.

Необходимые материалы для оборудования и крепления предоставляются грузоотправителем.

Оборудование печами вагонов для перевозки овощей и фруктов, а также овощных и фруктовых консервов производится железной дорогой.

Стоимость произведенных портом или пристанью работ и сборы за оборудование станций вагонов печами включаются в накладную для взыскания их с грузополучателя.

96. Железнодорожные пути в морских и речных портах или пристанях, предназначенные для перевозки грузов, следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, принадлежат железной дороге.

Строительство и реконструкция этих путей производится железными дорогами по проектам, согласованным с портом или пристанью.

Строительство и реконструкция складов, предназначенных для приема и отправления грузов, следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, производятся морскими и речными портами или пристанями по проектам, согласованным с Управлением железной дороги.

Содержание и ремонт весов (кроме вагонных) на перевалочных пунктах производятся речными пароходствами и портами. Содержание и ремонт вагонных весов производятся железными дорогами.

97. Ответственность за целость и сохранность груза до момента фактической передачи лежит на сдающей стороне, а после фактической передачи - на принимающей стороне.

Снятие пломб с груженых вагонов, подаваемых в порты или на пристани под выгрузку, а равно пломбирование вагонов, загруженных в портах или на пристанях грузами, перевозимыми в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, производятся железной дорогой.

98. Условия работы перевалочных пунктов определяются узловыми соглашениями, заключаемыми сроком на 3 года соответственно между железной дорогой и пароходством (портом), автохозяйством, а при прямом водном сообщении - между морскими и речными пароходствами.

99. Начальник станции и начальник порта (пристани) или автостанции (агентства, автохозяйства) по взаимному соглашению могут сгущать подачу вагонов и автомобилей и предъявлять грузы в размерах, превышающих суточную норму перевалки.

100. Учет выполнения плановой нормы перевалки производится по специальным учетным карточкам, отдельно по грузам, передаваемым с водного на железнодорожный транспорт, с железнодорожного на водный транспорт, с морского на речной транспорт и обратно.

Форма учетной карточки и порядок ее составления устанавливаются Министерством путей сообщения, Министерством морского флота, Министерством речного флота и Министерством автомобильного транспорта.

101. Сроки доставки грузов определяются по совокупности перевозок их железнодорожным, водным и автомобильным транспортом и исчисляются на основании правил, действующих на железнодорожном, водном и автомобильном транспорте.

102. За невыполнение плана перевалки грузов, следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, железные дороги и пароходства несут материальную ответственность.

Железные дороги несут ответственность в случаях неподачи порожних или груженых вагонов по среднесуточной или сгущенной на данные сутки норме.

Пароходства несут ответственность в случаях невыполнения среднесуточной или сгущенной на данные сутки нормы погрузки или нормы выгрузки вагонов за каждые сутки.

Железные дороги и пароходства освобождаются от ответственности за невыполнение в отдельные дни среднесуточной нормы предъявления груза к перевалке:

а) при невыполнении норм перевалки данных суток в результате сгущения перевалки в предыдущие дни месяца;

б) при восполнении железной дорогой, портом или пристанью в течение первой или соответственно второй половины месяца недодачи вагонов или недогрузов, допущенных в отдельные дни данной половины месяца.

103. За невыполнение среднесуточной плановой или согласованной сгущенной нормы перевалки грузов, следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, виновная сторона уплачивает штраф в установленном размере.

104. Морские и речные пароходства несут ответственность за невыполнение месячной нормы перевалки, уплачивая штраф в установленном размере за каждую тонну непредъявленного к перевалке или непринятого груза.

105. Ответственность железных дорог и пароходств за сохранность принятых к перевозке грузов определяется уставами, действующими на железнодорожном и водном транспорте.

При установлении виновности железной дороги и пароходств в недостаче груза ответственность несут соответственно железные дороги и пароходства.

Претензии и иски, вытекающие из перевозок в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, предъявляются железной дороге или пароходству, когда конечным пунктом является порт.

106. Плата за перевозку грузов в смешанном сообщении взыскивается в следующем порядке:

а) по отправкам с железной дороги: на станции отправления - за протяжение железнодорожного пути всех железных дорог, участвующих в перевозке, и в пункте назначения - за протяжение всего водного пути;

б) по отправкам из портов или пристаней: в пункте отправления - за протяжение водного пути всех речных или соответственно морских пароходств, участвующих в перевозке, и в пункте назначения - за протяжение железнодорожного пути;

в) по отправкам из морских портов при перевозке в прямом водном сообщении: в морском порту отправления - за протяжение морского пути и в пункте назначения - за протяжение внутреннего водного пути;

г) по отправкам из речных портов или пристаней в прямом водном сообщении: в речном порту или пристани отправления - за все протяжение внутреннего водного пути и в морском порту назначения - за все протяжение морского пути.

При отправлении груза из портов или пристаней в пунктах отправления, кроме провозной платы, взыскиваются также сборы за перевалку.

По отправкам с водных пунктов, где не имеется портово-пристанского аппарата, плата взыскивается за протяжение всего водного пути на станции, в порту или пристани назначения.

Причитающиеся автохозяйствам Министерства автомобильного транспорта провозные платежи и другие сборы в перевозочные документы не включаются и взыскиваются с грузоотправителя или грузополучателя непосредственно по счетам автохозяйства.

Сборы за перевозку перевалочных грузов автотранспортом из порта или пристани на станцию или обратно включаются станцией в сумму платежей, причитающихся железной дороге, а расчеты с автотранспортной организацией за эти перевозки производятся железной дорогой.

107. Расчеты между железными дорогами и пароходствами по платежам и сборам за перевозку грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении осуществляются в безакцептном порядке.

108. Перевалка грузов прямого водного сообщения в пунктах передачи производится при наличии порожних морских и речных судов с борта на борт.

При отсутствии свободного тоннажа порт или пристань передачи, на обязанности которых лежит перевалка грузов, должны выгрузить их из судов в свои склады.