ПИСЬМО Минтранса РФ от 17.09.93 N ДВ 1.50-51 "О ДОГОВОРАХ НА ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ"



3. Категории договоров на техническое обслуживание воздушных судов


3.1. В соответствии с характером работ, выполняемых по договору на техническое обслуживание и ремонт воздушных судов, рассматриваются договоры четырех основных категорий:

категория А - на полный комплекс работ по ТО ВС с управлением их использованием, ведением необходимой документации и выполнением других работ и услуг по обеспечению технической эксплуатации и ремонта ВС (включая создание объединенного фонда запасных авиадвигателей и комплектующих изделий, подготовку ВС к ремонту, передачу на АРЗ и приемку после ремонта и др.);

категория Б - на все формы периодического ТО ВС или их часть (формы большой трудоемкости) в соответствии с согласованными графиками отхода ВС на ТО или по отдельным заказам;

категория В - на ремонтно-восстановительные работы и/или продление ресурсов ВС;

категория Г - только на оперативное ТО ВС при инженерно-авиационном обеспечении полетов как транзитных ВС (обслуживание в транзитных и оборотных аэропортах), так и ВС, принадлежащих Заказчику, который дислоцируется на том же аэродроме, что и Подрядчик (если между ними не заключен договор категории А).

Договоры различных категорий имеют определенные особенности, отражаемые в тексте договоров и приложениях к ним.

3.2. Договоры категории А.

Договор категории А является всеобъемлющим договором на обеспечение комплекса работ по технической эксплуатации ВС, предусмотренных действующей руководящей и нормативно-технической документацией.

Договор заключается между эксплуатантом ВС (авиаперевозчиком), являющимся Заказчиком работ по договору, и Организацией по ТО (или предприятием, в структуру которого входит Организация по ТО), являющейся Исполнителем работ (Подрядчиком). При этом аэропорт дислокации Организации по ТО, как правило, является базовым аэропортом для эксплуатанта ВС. В противном случае должны быть оговорены виды работ, исключаемых из общего комплекса и выполняемых в базовом аэропорту эксплуатантом или другим Подрядчиком, а также особенности материально-технического, документационного, информационного и прочего обеспечения ТЭ ВС либо договор относится к категории Б.

При использовании договора категории А все работы по техническому обслуживанию ВС выполняются Подрядчиком в соответствии с принятой у него документацией по ТОиР, методами, правилами и стандартами. В целях полной реализации программы технического обслуживания (включая перечни и периодичность работ, технологию их выполнения, контроль надежности и другие элементы) съемное оборудование ВС, принадлежащее эксплуатанту, считается частью соответствующих фондов Подрядчика.

Изменения, вносимые в содержание документации по ТОиР (в том числе по периодичности работ) при передаче ВС на обслуживание Подрядчику в соответствии с договором категории А, не требуют дополнительного согласования ДВТ. При этом в случае перехода на регламент ТО с увеличенной периодичностью должно быть обеспечено непревышение на ВС Заказчика сроков проведения работ, установленных принятым у него ранее регламентом ТО, по всем системам, элементам конструкции и комплектующим изделиям. Для соблюдения данного условия может потребоваться внеочередное выполнение максимальной формы периодического ТО по "старому" регламенту.

Об указанных изменениях документации по ТОиР ВС и принятых мерах по обеспечению перехода на повышенную периодичность выполнения работ эксплуатант обязан информировать ДВТ (или соответствующий региональный орган).

При желании эксплуатанта использовать принятую у него ранее документацию по ТОиР ВС (если у Подрядчика действует другая документация) может возникнуть необходимость в выполнении специальных требований, которые должны быть внесены в текст договора.

3.3. Договоры категории Б.

Предметом договоров категории Б является выполнение трудоемких работ по ТО ВС - периодических форм регламента ТО по всей их номенклатуре либо по части форм периодического ТО (большой периодичности).

Договор заключается между эксплуатантом ВС (авиаперевозчиком), являющегося Заказчиком работ по договору, и Организацией по ТО (или предприятием, в структуру которого входит Организация), являющейся Исполнителем работ (Подрядчиком). При этом Организация по ТО может быть расположена как в аэропорте, являющимся базовым для эксплуатанта ВС, так и в любом другом аэропорте. В последнем случае должны быть специально оговорены вопросы оперативного взаимодействия Заказчика и Подрядчика.

Номенклатура форм периодического ТО, передаваемых по договору для выполнения Подрядчиком, указывается в тексте договора. Дополнительно к договору прикладывается годовой график отхода ВС на ТО и согласованная процедура его последующего уточнения (при квартальном и месячном планировании) и оперативной корректировки.

При заключении договора категории Б эксплуатант представляет в ДВТ (в региональный орган) информацию об обоснованных изменениях в документации по ТОиР (включая изменения периодичности обслуживания), достаточным основанием для которых является опыт Подрядчика (см. примечание к п.3.2).

Обеспечение технической эксплуатации каждого экземпляра ВС (при распределении комплекса работ между несколькими Организациями по ТО) должно осуществляться на основе единой документации по ТОиР.

Использование самим эксплуатантом методов, процедур и стандартов Подрядчика допускается при наличии у эксплуатанта соответствующим образом оформленных Сертификатов, Свидетельств и т.п. документов. В противном случае эксплуатант обязан заключить договор категории А (или несколько договоров различных категорий с разными Подрядчиками) на весь необходимый комплекс работ по ТО ВС.

Во всех случаях при реализации договоров категории Б для обеспечения контроля надежности АТ эксплуатант ВС должен использовать собственную программу.

3.4. Договоры категории В.

Предметом договоров категории В является выполнение на ВС ремонтно-восстановительных работ, работ по продлению ресурса, переоборудованию ВС и т.п.

Договор заключается между эксплуатантом ВС (авиаперевозчиком), являющегося Заказчиком работ по договору, и Организацией по ТО (или предприятием, в структуру которого входит Организация по ТО), являющейся Исполнителем работ (Подрядчиком).

Договор категории В может иметь две формы:

общего договора (соглашения) на выполнение в течение определенного периода работ рассматриваемого вида на некотором парке ВС эксплуатанта

или разового договора на выполнение данных работ на конкретном изделии авиационной техники.

В первом случае общие условия заключения договора (соглашения) соответствуют аналогичным условиям для договоров категорий А или Б (в зависимости от уровня комплексности предоставляемых работ и услуг). При этом в рамках общего договора могут заключаться дополнительные соглашения, конкретизирующие условия договора применительно к обеспечению работ на конкретном изделии АТ и оформляемые непосредственно перед поступлением ВС на обслуживание либо после выполнения начального этапа работ (анализ технического состояния, предварительная дефектация и т.п.).

Во втором случае договор заключается на выполнение работ непосредственно на конкретном изделии АТ с отражением в договоре всех условий, включая необходимость подготовки производства.

Использование договоров категории В предусматривает применение технических условий и процедур Подрядчика (Организации по ТО) с учетом:

отличий ВС одного типа по сериям и модификациям,

взаимосвязи комплекса планируемых к выполнению работ с используемой на данном изделии АТ документацией по ТОиР в части объемов, периодичности и методов проведения периодического ТО,

фактического технического состояния ВС и съемного оборудования, в том числе данных, полученных в процессе эксплуатации при контроле технического состояния и выполнении регламентных работ.

3.5. Договоры категории Г.

Предметом договора категории Г является выполнение оперативного ТО ВС при обеспечении полетов, как правило, в аэропортах, являющихся транзитными или конечными (оборотными) для данного авиаперевозчика.

Договоры категории Г могут заключаться:

эксплуатантом ВС (авиаперевозчиком) непосредственно с Организацией_ по ТО (или предприятием, в структуру которого входит данная Организация)

либо предприятием (аэропортом), имеющим договоры с эксплуатантами ВС (авиаперевозчиками) на предоставление комплексных услуг по обеспечению рейсов, - с Организацией по ТО, дислоцированной в данном аэропорте. В последнем случае договор категории Г заключается на весь объем работ по оперативному ТО ВС, связанному с обеспечением полетов, без его дифференциации по отдельным эксплуатантам ВС (авиаперевозчикам).

Стандартные договоры категории Г предусматривают выполнение на ВС обязательного объема работ по формам оперативного ТО, выполняемого при обеспечении рейсов. При необходимости в договоры может включаться выполнение дополнительных работ и услуг, предоставляемых Подрядчиком в плановом или разовом (при возникновении соответствующих потребностей) порядке.

Договором категории Г в обязательном порядке устанавливаются общие правила и обязанности сторон:

по организации работ, в том числе при установлении очередности подготовки рейсов в особых условиях (при возникновении сбойных ситуаций),

по устранению отказов и неисправностей авиационной техники, в том числе связанных с необходимостью комплектации и содержания возвратно-обменного фонда запасных частей и агрегатов, выполнения лабораторной проверки съемных изделий АТ и т.п.

Для указанных и других случаев, которые могут быть отнесены к форсмажорным обстоятельствам, оговариваются также особенности предъявления и удовлетворения претензий Заказчика по выполнению Подрядчиком договорных обязательств.

3.6. По договорам всех категорий Подрядчиками могут заключаться дополнительные (контрагентские) договоры с третьей стороной в случае отсутствия технической возможности или при экономической нецелесообразности выполнения всего комплекса работ основного договора собственными силами. В этом случае принципиальная возможность передачи части работ по договору другому Подрядчику должна быть согласована с эксплуатантом ВС (авиаперевозчиком), что должно найти отражение в соответствующем пункте общего договора.

Указанные контрагентские договоры, в зависимости от их характера, могут быть отнесены к одной из рассмотренных категорий либо рассматриваться в качестве договоров на работы и услуги общего характера. В последнем случае в тексте договоров должны быть отражены необходимые особенности, связанные со спецификой эксплуатации АТ, обеспечения ее надежности и безопасности полетов.

В качестве субъектов таких договоров выступают две Организации по ТО (или предприятия, в структуру которых они входят). На данные договоры распространяются все требования и ограничения, перечисленные в разд. 2 и в пп. 3.2-3.5.