ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.04.2000 N 51-ФЗ "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"



Раздел IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕСУРСАМИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ


Подраздел 1. Обеспечение системы образования кадрами

Основные направления развития обеспечения системы образования кадрами:

разработка концептуальных основ кадровой политики в области образования;

развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических, руководящих и других работников системы образования, в том числе руководителей высшего звена;

создание механизма прогнозирования потребностей в педагогических и других работниках образовательных учреждений всех типов и видов и системы образования в целом;

разработка механизма межрегионального и межведомственного сотрудничества в подготовке и переподготовке педагогических и научно-педагогических работников;

разработка механизма целевой подготовки педагогических работников для образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, удаленных районах и для национальных школ;

разработка и реализация мер целевой финансовой и социальной поддержки сельских педагогических работников;

повышение эффективности системы аттестации педагогических, научно-педагогических работников, руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием всех уровней;

совершенствование правовой основы трудовых отношений в системе образования.

Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:

обеспечение образовательных учреждений всех видов и типов педагогическими работниками;

обеспечение занятости педагогических, научно-педагогических и других работников образовательных учреждений и других организаций системы образования;

создание нормативной правовой и научно-методической базы для проведения работы с кадрами;

мониторинг обеспечения кадрами системы образования;

предотвращение оттока педагогических, научно-педагогических и других работников образовательных учреждений из системы образования;

обновление системы аттестации педагогических работников;

повышение квалификации педагогических работников, в том числе через систему послевузовского образования;

реализация международных договоров Российской Федерации о сотрудничестве в области обмена педагогическими и научно-педагогическими кадрами;

расширение участия образовательных учреждений и других организаций системы образования в международных программах академической мобильности;

повышение профессионального мастерства и качества труда педагогических, научно-педагогических и других работников образовательных учреждений и других организаций системы образования.

Подраздел 2. Материально-техническое обеспечение образовательных учреждений

Поддержание и развитие материально-технической базы образовательных учреждений является одним из основных условий успешного осуществления учебного процесса. Образовательные учреждения испытывают большой дефицит в площадях. Высшим учебным заведениям по сравнению с нормативами не хватает 3,6 миллиона квадратных метров учебно-лабораторных площадей.

Здания и сооружения образовательных учреждений построены в разные периоды, более 30 процентов площадей в настоящее время приходится на здания, построенные до революции, плохо приспособленные для проведения учебного процесса и находящиеся в ветхом состоянии. Занятия ведутся в две и в три смены.

Необходимо осуществить их реконструкцию, заменить инженерные коммуникации, оборудование и мебель. На восстановление зданий и инженерных коммуникаций, находящихся в аварийном состоянии, требуется единовременно свыше 1,5 млрд. рублей. Но в последние годы средства на ремонтные работы образовательным учреждениям не выделялись.

В прошлые десятилетия естественная убыль учебных площадей компенсировалась за счет строительства новых учебно-лабораторных зданий. Но в связи с резким сокращением инвестиций, объем которых по сравнению с 1990 годом сократился более чем в 20 раз, указанный источник поддержания и развития материальной базы образовательных учреждений постепенно иссякает.

По состоянию на 1 января 1997 года в стадии строительства находилось около 300 объектов системы образования с остатком сметной стоимости 3,4 млрд. рублей. В последние годы удалось с помощью привлечения внебюджетных средств и средств спонсоров, инвесторов и других не запрещенных законом источников ввести часть объектов системы образования в эксплуатацию, сократить остаток сметной стоимости. На 1 января 1999 года незавершенными являются около 250 объектов системы образования, для полного завершения которых необходимо 2,8 млрд. рублей.

Основными направлениями развития являются:

сохранение и развитие материально-технической базы образовательных учреждений и других организаций системы образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, социальных норм и нормативов;

переход на новые нормативы и механизмы оснащения образовательных учреждений и других организаций системы образования средствами обучения, инвентарем, учебно-наглядными пособиями, станочным, лабораторным и научным оборудованием, приборами, вычислительной, информационной и множительной техникой, печатной учебно-методической продукцией с использованием современных форм хозяйствования в виде тендеров, конкурсов и торгов;

разработка и реализация комплекса мер по поддержке производителей учебно-лабораторного, научного и производственного оборудования учебного назначения, мягкого и жесткого инвентаря и иных средств оснащения образовательных учреждений и других организаций системы образования;

строительство, ремонт зданий и сооружений организаций системы образования;

оснащение образовательных учреждений защитными средствами, обеспечивающими защиту педагогических и других работников организаций системы образования, обучающихся в условиях чрезвычайных ситуаций и военного положения;

оптимизация номенклатуры средств обучения, учебно-лабораторного я научного оборудования;

разработка новых строительных норм и правил, норм проектирования всех видов и типов образовательных учреждений.

Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:

развитие материально-технической базы образовательных учреждений;

создание здоровых и безопасных условий труда и учебы;

увеличение числа подготовленных зданий и сооружений образовательных учреждений к осуществлению реализуемых ими задач;

разработка и производство перспективных моделей технических средств обучения, наглядных пособий, научных приборов и оборудования;

повышение уровня обеспечения образовательных учреждений и их научных организаций учебно-лабораторными и научными площадями, современной научной аппаратурой, приборами, вычислительной и информационной техникой;

обеспечение обучения преимущественно в одну смену;

укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе интернатов для детей-сирот;

развитие материально-технической базы предприятий системы образования, осуществляющих производство учебной, научной и технической продукции, мебели, строительных материалов, а также организаций, осуществляющих ремонт и строительство зданий и сооружений, принадлежащих организациям системы образования;

расширение возможностей финансирования образования, в особенности профессионального образования, за счет привлечения денежных средств из не запрещенных законом источников.

Подраздел 3. Социальная поддержка работников образовательных учреждений и других организаций системы образования

Основными направлениями развития являются:

разработка нормативных правовых актов о защите педагогических и иных работников организаций системы образования в целях обеспечения для них условий труда и социальных гарантий;

разработка и реализация мер по совершенствованию Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы в части оплаты труда работников образовательных учреждений;

установление видов материальной поддержки педагогических и других работников организаций системы образования, норм их оказания и льгот в указанной области;

разработка предложений о совершенствовании пенсионного обеспечения педагогических и других работников организаций системы образования;

разработка и реализация научно-организационных и инженерно-технических мероприятий по повышению устойчивости функционирования образовательных учреждений и системы образования в целом в чрезвычайных ситуациях.

Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:

повышение общественного престижа и востребованности труда педагогических и других работников организаций системы образования;

повышение государственного и социального статуса указанных работников;

реализация целевой социальной поддержки указанных работников;

совершенствование пенсионного обеспечения указанных работников;

развитие системы стимулов, обеспечивающих поддержку и совершенствование уровня профессионального мастерства педагогических, научно-педагогических и других работников организаций системы образования.