ПРИКАЗ Минздрава РФ от 26.11.96 N 391 "О ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ ПСИХОЛОГОВ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПСИХИАТРИЧЕСКУЮ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ"



4. Основные требования к дополнительной подготовке психолога по медицинской психологии


Медицинский психолог - специалист с высшим образованием по специальности "Психология", получивший подготовку по медицинской психологии, которая предполагает 3 уровня обучения: общегуманитарное, общепсихологическое и специализацию по медицинской психологии.

Продолжительность обучения - не менее 3540 часов, которое включает общепсихологическую специализацию - не менее 540 часов и по медицинской психологии - не менее 3000 часов.

Общепсихологическая специализация (объем не менее 540 часов) основывается на изучении общей психологии, сравнительной психологии и антропологии, психофизиологии, экспериментальной психологии, общей и частной тестологии, социальной, возрастной и дифференциальной психологии, психологии личности, истории психологии, кризисной психологии, юридической психологии и дефектологии.

Общий объем подготовки по медицинской психологии - не менее 3000 часов, включая часы, полученные в период вузовской специализации и в ходе последипломной подготовки. При этом на приобретение теоретических знаний по медицинской психологии - не менее 1000 часов, на получение практических навыков - не менее 1600 часов, на личностно- и профессионально-ориентированные тренинги - не менее 300 часов, на супервизию - не менее 100 часов.

Теоретические знания

Психология и ее значение для медицины: предмет, задачи и междисциплинарные связи медицинской психологии; история становления и развития медицинской психологии как области психологической науки; медицинская психология как профессия; основные разделы медицинской психологии.

Основные теоретико-методологические проблемы медицинской психологии: мозг и психика, психосоматические и соматопсихические соотношения, соотношение биологического и психосоциального, проблемы нормы и патологии, генетическое и приобретенное, наследственное и личностно-средовое, развитие и распад психики, органическое и функциональное, сознательное и бессознательное, адаптация и дезадаптация, дефицитарное и приспособительное.

Системный подход как теоретическая основа понимания психологической структуры болезни, восстановительного лечения и реабилитации больных.

Основные (фундаментальные) медицинские понятия: этиология, патогенез и саногенез, симптом, синдром, клинический диагноз, функциональный (многоосевой и многомерный) диагноз.

Смежные знания: основы общей и частной психиатрии, основы неврологии, учение о пограничных психических расстройствах, психосоматические расстройства, саморазрушающее поведение, основы психофизиологии и психофармакологии.

Психологические (психогенные) факторы в этиологии, патогенезе и патопластике психических и психосоматических нарушений, концепция предболезни, нарушения психической адаптации, социально-стрессовые расстройства.

Классификация методов медицинской психологии, психологическая диагностика как инструмент целенаправленного изучения личности, методы психологической диагностики в клинике, компьютерная психодиагностика, психологическая коррекция.

Понятие психологического диагноза, функциональный (многоосевой или многомерный) диагноз как интеграция клинического, психологического и социального аспектов болезни, понятие психологического контакта.

Основные психологические категории медицинской психологии: психическая активность, восприятие, понимание, память, мышление, интеллект, эмоции, воля, темперамент, характер, личность, мотивация, потребности, стресс, фрустрации, сознание и самосознание, самооценка, конфликт, кризис, психогенез, психологическая защита, копинг, алекситимия.

Теория эксперимента, понятия стандартизованных и нестандартизованных методик, теория и классификация тестов, основные психометрические понятия (валидность, надежность, стандартизация, норма и др.).

Основы клинической нейропсихологии: системные механизмы мозга в организации высших психических функций, процессов и состояний, функциональная специализация полушарий - основные концепции и практика, соотношение общемозгового и локального в нейропсихологической диагностике, нозологическая специфика нарушений высших психических функций, специфика нейропсихологического исследования в детском возрасте; основные нейропсихологические синдромы и методы их диагностики.

Понятие патопсихологии: соотношение качественного и количественного подходов в анализе психодиагностических данных, патопсихологическая феноменология, закономерности и структурные особенности нарушений познавательных процессов, свойств и состояний, вызванных болезнью, нозологическая и синдромологическая специфика патопсихологической феноменологии, дифференциально - диагностическое и экспертное значение патопсихологического эксперимента, патопсихологические исследования в оценке динамики лечения.

Возрастные аспекты психологических расстройств: возрастные особенности психологических нарушений при различных заболеваниях, психическое развитие аномального ребенка, детский аутизм, проблема дизонтогенеза и задержки психического развития, психологические аномалии подросткового возраста, особенности детских и подростковых патологических форм реагирования, психологические аспекты психического инфантилизма, психологические проблемы педиатрии и геронтологии.

Учение о характере: концепции, понятие акцентуации и психопатии, классификация акцентуаций характера, методы диагностики.

Учение о личности: основные концепции личности в отечественной и зарубежной психологии, методы диагностики, понятия защитных механизмов личности, личность и болезнь.

Основные концепции психосоматических соотношений, психосоматическое и соматопсихологическое, внутренняя картина болезни и отношение к болезни, методология и методы исследования, нозологическая специфика психологических феноменов и внутренней картины болезни. Теоретические, методологические аспекты, методы психологической диагностики в различных видах экспертизы.

Теоретические, методологические и методические подходы к решению задач психопрофилактики и психогигиены, понятия массовых исследований, психологического скрининга, факторов риска психической дезадаптации и болезни.

Реабилитационный подход в медицине: понятие, концепции, основные принципы, формы и методы.

Психология экстремальных и кризисных состояний, понятия травматического стресса, социальной фрустированности и социально - стрессовых расстройств.

Основные принципы психологического сопровождения лечебного процесса: организация психотерапевтической среды в лечебных подразделениях, взаимоотношения "врач - больной", "психолог - врач - лечебный кабинет" и др.

Психологические аспекты лекарственной и нелекарственной терапии, плацебо-эффект, психологические проблемы подготовки больных к операции, протезированию, психологические проблемы хронически больных, инвалидов и умирающих.

Медико-психологические аспекты социального поведения: общение, ролевое поведение, взаимодействие в группах, социальная нормативность и др.

Особенности работы медицинских психологов в стационарных, амбулаторных и профилактических учреждениях различного профиля, психологическое консультирование, профотбор, профориентация.

Психологические основы психотерапии, восстановительного обучения и реабилитации.

Базисные психотерапевтические теории: психодинамическая, поведенческая, экзистенциально-гуманистическая; личностно - ориентированная (реконструктивная) психотерапия; медицинская и психологическая модели психотерапии; основные формы психотерапии: индивидуальная, групповая, семейная, терапия средой, психотерапевтическое сообщество, социотерапия; механизмы лечебного действия психотерапии; нозологическая специфика и возрастные аспекты психотерапии и психологического консультирования; психологические проблемы невербальных методов психотерапии: музыкотерапия, хореотерапия, арттерапия и др.

Психотерапия и психологическое консультирования при кризисных состояниях.

Правовые аспекты деятельности медицинских психологов.

Деонтологические аспекты поведения медицинского работника.

Практические навыки

Практические навыки и умения медицинского психолога должны обеспечивать квалифицированное профессиональное решение задач в области психодиагностики (в том числе и экспертной), психокоррекции и психологического консультирования.

В области психодиагностики:

- умение проводить психологическое обследование с учетом нозологической и возрастной специфики, а также в связи с задачами медико-психологической экспертизы; создание необходимого психологического контакта и адекватный текущий контроль психологической дистанции; планирование и организация исследования; выбор адекватного методического аппарата; умение осуществлять количественный и качественный анализ результатов исследования в связи с различными целями: дифференциальная диагностика, анализ тяжести состояния, оценка эффективности проводимой терапии и др.; владение основными интерпретационными схемами и подходами; адекватное представление имеющихся данных в психодиагностическом заключении; владение основными клинико - психологическими методами (психологическая беседа, сбор психологического анамнеза, психологический анализ биографии, наблюдение, естественный эксперимент);

- владение основными экспериментально-психологическими методиками, направленными на исследование психических функций, процессов и состояний: восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, характера, личности, мотивационных характеристик и потребностей, самосознания и межличностных отношений;

- владение основными приемами нейропсихологического исследования (методы оценки состояния гнозиса, праксиса, речевых функций и др.);

- владение основами компьютерной психодиагностики.

В области психологического консультирования и применения психокоррекционных методов:

- использование основных методов психологической коррекции (индивидуальной, семейной, групповой) в работе с больными и психологического консультирования с учетом нозологической и возрастной специфики;

- владение методами индивидуального, группового и семейного консультирования здоровых с учетом возрастной специфики в связи с задачами психопрофилактики;

- владение основными приемами восстановительного обучения;

- владение подходами к организации психотерапевтической среды и психотерапевтического сообщества;

- владение навыками проведения личностно- и профессионально - ориентированных тренингов.

Личностно- и профессионально-ориентированные тренинги

- личностно-ориентированные тренинги преимущественно в групповых формах с целью проработки собственной проблематики медицинского психолога и обеспечение его личностного роста;

- профессионально-ориентированные тренинги (балинтовская группа).

Супервизия

- привлечение супервизора (по психодиагностике и по психологической коррекции - специалиста более высокой квалификации) с целью анализа, соответственно, диагностического и коррекционного процесса и уровня эффективности выполняемой работы;

- супервизия на основе анализа клинических и клинико - психологических материалов (история болезни, аудио- и видеозаписи).