ПРИКАЗ Минздрава РФ от 26.11.96 N 391 "О ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ ПСИХОЛОГОВ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПСИХИАТРИЧЕСКУЮ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ"



6. Типовые программы и примерные планы подготовки по медицинской психологии


Типовая программа и примерный план подготовки по медицинской психологии студентов факультетов медицинской психологии вузов

Объяснительная записка

Программа предназначена для студентов факультетов медицинской психологии.

Основные задачи:

подготовка по медицинской психологии с освоением ее теоретических, практических и организационных основ. Ознакомление с возможностями современной медицинской психологии, ее предметом, междисциплинарным характером основных ее направлений, методологией и методами, организацией медико-психологической помощи. Реализация учебного процесса с целью освоения основных разделов медицинской психологии - патопсихологии, нейропсихологии, психологических основ психосоматических соотношений, психологии личности и клинической психодиагностики, психологических основ психотерапии, психогигиены и психопрофилактики;

освоение практических навыков и умений для диагностики психических функций, состояний и личности в ходе лечебного процесса, профилактики, реабилитации и экспертизы, а также для непосредственного участия в психологической коррекции и создании психотерапевтической среды в лечебных коллективах;

подготовка медицинских психологов предполагает изучение истории развития медицинской психологии как прикладной области психологической науки, специфики становления медицинской психологии в нашей стране. Большое место отводится изучению экспериментальной психологии, теории тестов, конкретных методов современной психодиагностики;

значительное место в обучении уделяется теории личности, психологическим личностным механизмам и их роли в этиологии и патогенезе нервно-психических и соматических заболеваний, использованию этих знаний в практической работе с больными;

программа предполагает знакомство с теоретическими и практическими аспектами пограничных с медицинской психологией дисциплин - психиатрии, неврологии, психотерапии, медицинской этики и деонтологии;

значительное место в программе отводится навыкам коммуникативной деятельности медицинского психолога - его взаимоотношениям с больными и их родственниками, медицинским персоналом, активному участию в формировании социально - психологического климата и психологического обеспечения лечебного процесса;

важной составной частью программы является практическое освоение психодиагностических методов, позволяющих решать задачи дифференциальной диагностики и экспертизы, оценки структуры и степени выраженности нарушений познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, исследования личности и социальных позиций больного с целью получения данных для функционального (многоосевого или многомерного) диагноза, оценки динамики отмеченных нарушений и учета эффективности проводимой терапии. Практическое освоение навыков психокоррекционной и реабилитационной работы с различными контингентами больных и их окружения;

теоретически осваиваются психологические основы различных видов психотерапии; практически (путем наблюдения и участия в роли психотерапевтов) изучаются основные методы психотерапии, преимущественно личностно- и социоцентрированной направленности и психологические методы оценки их эффективности;

значительное время на занятиях принадлежит активным методам обучения (личностно- и профессионально-ориентированные тренинги, видеотрениниг и супервизия) с целью осознания и преодоления собственной внутриличностной проблематики и коррекции личностных особенностей, влияющих на эффективность профессиональной деятельности;

на заключительных этапах обучения проводится самостоятельная клиническая практика по специальности (производственная практика), что позволяет медицинскому психологу осуществлять психокоррекционную работу психопрофилактического и психогигиенического характера, а также участвовать в качестве котерапевта или совместно с врачом в психотерапии больных.

Обязательным условием подготовки по медицинской психологии является общепсихологическая подготовка, которая проводится в соответствии с указанным ниже перечнем основных дисциплин с продолжительностью обучения не менее 540 часов:

- общая психология - 100 часов (лекции - 80, семинары - 20);

- экспериментальная психология - 60 часов (лекции - 32, семинары - 12, практические занятия - 16);

- социальная психология - 60 часов (лекции - 40, семинары - 12, практические занятия - 8);

- сравнительная психология и антропология - 40 часов (лекции - 32, семинары - 8);

- юридическая психология - 40 часов (лекции - 32, семинары - 8);

- история психологии - 60 часов (лекции - 40, семинары - 20);

- возрастная психология - 40 часов (лекции - 32, семинары - 8);

- психология личности и дифференциальная психология - 80 часов (лекции - 52, семинары - 20, практические занятия - 8);

- дефектология - 60 часов (лекции - 32, семинары - 16, практические занятия - 12).

По программе медицинской психологии предусмотрено 1616 академических часов. Из них 546 - лекции, 246 - семинары, 378 - практические занятия, производственная практика - 200 часов, а также активные методы обучения: социально-психологический тренинг - 36 часов, участие в тренинговых психотерапевтических группах - 150 часов и балинтовских группах - 30 часов, супервизия - 30 часов.