ПРИКАЗ Росморфлота от 22.10.96 N 39 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "ПРАВИЛ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ В КОНТЕЙНЕРАХ МОРСКИМ ТРАНСПОРТОМ"
3.2. Технические требования к размещению и креплению грузов в открытых средствах укрупнения (открытых контейнерах, контейнерах - платформах, ролл - трейлерах)
Настоящие Технические требования определяют порядок размещения и крепления грузов на открытых средствах укрупнения: открытых контейнерах, контейнерах - платформах, ролл - трейлерах серии 1 стандарта ИСО 668 и по ГОСТ 25290 и являются обязательными при загрузке средств укрупнения, подлежащих перевозке морем.
Работы по размещению (укладке) и креплению грузов на открытых средствах укрупнения должны осуществляться с соблюдением требований настоящих Правил, правил безопасности морской перевозки соответствующего вида груза, "Правил по охране труда в морских портах" (ПОТ РО 152-31.82.03-96), РД 31.41.02-80 "Карты типовых и опытных технологических процессов погрузочно - разгрузочных работ на специализированных перегрузочных комплексах морских портов" и рабочей технологической документации, разработанной в установленном порядке.
3.2.1. Размещение и укладка грузов на открытых средствах укрупнения
3.2.1.1. Общие требования к подготовке открытых средств укрупнения для загрузки, к грузам, предназначенным для укладки на открытые средства укрупнения, а также к размещению грузов на них аналогичны требованиям, изложенным в разделе 3.1.
3.2.1.2. Загрузке подлежат исправные открытые средства укрупнения. Поверхности их настилов должны быть очищены от посторонних предметов, остатков сепарации, брусьев и других крепежных материалов.
Используемые для крепления груза гнезда, планки, рымы или кольца, если таковые предусмотрены, должны быть в исправном состоянии и надлежащим образом закреплены.
3.2.1.3. Открытые средства укрупнения с перемещающимися или съемными основными элементами должны быть правильно смонтированы. Необходимо следить за тем, чтобы неиспользуемые съемные части были уложены и закреплены внутри контейнера.
3.2.1.4. Размещение груза следует производить в соответствии со схемами допустимых нагрузок, установленных изготовителем средств укрупнения, с использованием всей площади средства укрупнения.
3.2.1.5. Груз не должен выступать за габариты средства укрупнения. В отдельных случаях допускается, когда груз на ролл - трейлерах выступает за габариты грузовой платформы по ширине до 400 мм, а по длине до 1000 мм в сторону колес.
Размещение на судне ролл - трейлеров с выступающим за габариты грузом должно быть особо оговорено в грузовом плане.
3.2.1.6. Укладку грузовых мест нужно производить в плотный устойчивый штабель, позволяющий выполнять крепление, в зависимости от рода груза и технологии загрузки, одновременно с погрузкой или после ее окончания.
3.2.1.7. Для достижения плотности и устойчивости штабеля допускается любая ориентация грузовых единиц в штабеле с учетом имеющейся маркировки при условии обеспечения сохранности груза и его тары.
3.2.1.8. Зазоры между отдельными местами грузов в случае некратности размеров средства укрупнения и груза необходимо устранять при помощи сепарации из досок, различных прокладок, брусьев, клиньев и т.п.
3.2.1.9. С целью создания устойчивого штабеля рекомендуется для грузов с малым коэффициентом трения f (при f < 0,3 - обязательно) между ярусами груза или грузом и средством укрупнения прокладывать материал с высокими фрикционными свойствами, например листы резины, бризол, или наносить покрытие, увеличивающее коэффициент трения.
3.2.1.10. Под размещаемые на средствах укрупнения грузы в необходимых случаях нужно укладывать прокладки для обеспечения беспрепятственного вывода грузозахватов и наложения найтовов.
3.2.1.11. Прокладки, размещаемые для распределения нагрузки, должны укладываться на ребра жесткости средства укрупнения.
3.2.1.12. Высота штабеля груза на ролл - трейлере зависит от рода груза, его погрузочного объема, прочности тары и не должна превышать габаритов проездов конкретного судна, подлежащего загрузке. Высота расположения центра тяжести загруженного ролл - трейлера от опорной поверхности не должна превышать величин, указанных в таблице 3.2.1.
Таблица 3.2.1
ДОПУСТИМАЯ ВЫСОТА РАСПОЛОЖЕНИЯ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ЗАГРУЖЕННОГО РОЛЛ - ТРЕЙЛЕРА, М
| Колея задних колес K, м | Длина ролл - трейлера, м (фут) | |
| 6.12 (20) | 12.25 (40) | |
| 1,28 | 2,40 (проект БЦПКБ) | |
| 1,30 | 1,85 (проект БЦПКБ) | 2,45 (PLAN) |
| 1,45 | 2,00 (MAFI) | 2,75 (MAFI) |
| 1,50 | 2,15 (MAFI) | 2,90 (MAFI) |
Центр тяжести загруженного средства укрупнения в плане должен располагаться в геометрическом центре грузовой платформы средства укрупнения, а по высоте не превышать половины его ширины.
В случае невозможности расположения центра тяжести груза (в плане) в геометрическом центре грузовой платформы средства укрупнения допускается его смещение в пределах десяти процентов ширины и длины. При этом допустимая высота расположения центра тяжести ролл - трейлера с грузом должна быть пропорционально уменьшена.
3.2.1.13. Фактическая высота расположения центра тяжести загруженного средства укрупнения может быть определена по формуле:
Z - высота расположения центра тяжести, м;
G - масса средства укрупнения, т;
Q - массы грузов на средствах укрупнения, т.
3.2.1.14. Высота штабеля груза на открытом контейнере или контейнере - платформе с учетом высоты их грузовой платформы не должна превышать 2400 мм.
В отдельных случаях, после специального согласования, допускается увеличение высоты штабеля на контейнере - платформе.
3.2.1.15. Груз, имеющий небольшие габариты и создающий сосредоточенную нагрузку, необходимо укладывать на брусья, обеспечивающие передачу усилий на ребра жесткости грузовой платформы. Однако при этом нагрузки не должны превышать допустимых для сосредоточенных нагрузок.
3.2.2. Крепление грузов на открытых средствах укрупнения
3.2.2.1. Крепление грузов следует выполнять съемными средствами крепления, имеющими заводской сертификат или другой документ, содержащий сведения о безопасной (максимальной) рабочей нагрузке (SWL).
3.2.2.2. Основными средствами крепления являются цепные, ленточные (стальные и синтетические), тросовые и проволочные найтовы, закрепляемые к точкам крепления на грузе и на средстве укрупнения и обеспечивающие создание предварительной нагрузки величиной, равной их SWL.
3.2.2.3. Необходимое количество поперечных найтовов на один борт определяется по формуле:
Q - масса груза, т;
SWL - безопасная (максимальная) рабочая нагрузка средства крепления (по сертификату), кН;
f - коэффициент трения груза по грузу, прокладкам или по основанию средства укрупнения.
В расчетах рекомендуется принимать величины коэффициентов трения, приведенные в таблице 3.2.2.
3.2.2.4. При креплении грузов так называемыми "поясами" <*>, когда один конец найтова крепится к основанию средства укрупнения, а другой охватывает штабель груза сверху и закрепляется к основанию средства укрупнения с другой его стороны, число поперечных "поясов" определяется путем удвоения числа найтовов, рассчитанного по формуле (3.2).
<*> "Пояс" - способ наложения найтова путем вертикального или горизонтального охвата штабеля груза, или его части, без присоединения к грузу.
3.2.2.5. При наложении "поясов" путем полного охвата всего штабеля груза или его некоторой верхней части, когда найтов охватывает штабель дважды сверху и один раз снизу, обе верхние ветви "пояса" должны быть после обтягивания соединены двумя тросовыми зажимами, устанавливаемыми как можно ближе к верхним точкам перегиба найтова на каждой боковой кромке поверхности штабеля.
3.2.2.6. Для распределения усилия от "поясов" на грузовые единицы и предохранения от повреждения груза или тары необходимо ограждать верхние кромки штабеля угольниками достаточной прочности.
Каждый угольник длиной более 1 м должен быть закреплен не менее чем в двух местах на расстоянии 300 - 600 мм от концов.
Не допускается наложение "поясов" в местах стыков грузовых мест.
3.2.2.7. При креплении крупногабаритных единичных грузов допускается использование коротких угольников под один "пояс" в тех случаях, когда тара груза недостаточно прочна и при натяжении найтова может быть повреждена. В этих случаях допускается делать упоры между стойками и грузом либо, в исключительных случаях, крепить упоры к настилу гвоздями.
3.2.2.8. При креплении единичных грузовых мест, не связанных между собой, необходимо обеспечить несмещаемость каждого места. Для этого нужно крепить каждое грузовое место не менее чем двумя найтовами.
3.2.2.9. При размещении грузов на контейнере - платформе с некоторым удалением от ее торцов крепление грузовых мест осуществляется распорками с упором их в торцевые стенки. В местах упора распорок укладываются брусья, доски, щиты. При этом следует максимально использовать ее конструктивные элементы (съемные стойки, решетчатые боковые стойки и др.).
3.2.2.10. Допускается выполнение крепления одного грузового места одним найтовом и упорами или распорками к стойкам, обеспечивающим горизонтальную несмещаемость грузового места, при условии, что на основании расчета, произведенного по формуле (3.2), требуется не более одного найтова.
3.2.2.11. Крепление различных грузов, погруженных совместно на одно средство укрупнения, нужно производить для каждого вида груза отдельно, выполнив для этого соответствующий расчет.
3.2.2.12. Допускается выполнение креплений увеличенным количеством найтовов против расчетного при необходимости использования их для промежуточного крепления грузов в штабеле.
3.2.2.13. Чтобы придать жесткость штабелю груза, рекомендуется ограждать его стойками. При этом противоположные стойки необходимо стянуть между собой цепными найтовами так, чтобы стойки были наклонены в сторону грузовой платформы.
3.2.2.14. При перевозке мягких, легко изменяющих свою конфигурацию грузовых мест, а также мелких штучных грузов необходимо ограждать штабель специальными щитами.
Щиты следует устанавливать между стойками и грузом. Каждый щит должен опираться не менее чем на 2 стойки или на стойку и соседний щит.
3.2.2.15. Для предотвращения выпадения отдельных мелких грузовых мест необходимо использовать сетки.
3.2.2.16. Рычаги натяжения найтовов предпочтительно располагать посередине цепи, чтобы обеспечить равномерное натяжение обеих ветвей цепного найтова.
3.2.2.17. При креплении штабеля груза, способного по его характеристикам к усадке, рычаги крепления нужно располагать на боковой стороне штабеля в месте, легкодоступном для дополнительного натяжения найтовов.
3.2.3. Размещение и крепление отдельных видов грузов на открытых средствах укрупнения
3.2.3.1. Грузы в обрешетке
Укладка грузов в обрешетке по вертикали должна производиться без перекосов. Несоблюдение этого правила может привести к повреждению грузовых мест.
Крепление грузов в обрешетке следует выполнять с повышенной осторожностью из-за недостаточной прочности обрешеток.
Под найтовы следует подкладывать угольники, распределяющие нагрузку не менее чем на 2 грузовых места.
3.2.3.2. Катно - бочковые грузы
Размещение бочек на средствах укрупнения нужно производить поярусно. К формированию второго яруса следует приступать после завершения укладки первого.
Между ярусами металлических бочек укладывается сепарация из досок.
Крайние ряды бочек (по длине открытого средства укрупнения) устанавливаются на предварительно уложенные полкой вверх угольники.
Образовавшиеся между грузом зазоры нужно прочно расклинивать досками, брусками. В каждом ярусе допускается не более одного зазора, расположенного от торца на расстоянии 1,5 - 2,0 м.
Зазоры в ярусах не должны располагаться в одной вертикальной плоскости.
В отдельных случаях допускается укладка верхнего яруса бочек, рулонов на образующую. В таком случае 2 крайних от торцов ряда должны подклиниваться.
3.2.3.3. Ящичные грузы
С целью исключения выпадения из штабеля отдельных картонных и небольших деревянных ящиков нужно применять щиты или обтягивать штабель груза сеткой.
3.2.3.4. Мешковые грузы
Мешковые грузы при укладке образуют неустойчивый штабель, малопригодный для перевозки на открытых средствах укрупнения.
Для придания штабелю груза устойчивости необходимо использовать ограждающие штабель стойки и щиты.
В случае перевозки мешков с пружинящим грузом (асбест, некоторые синтетические материалы и т.д.) необходимо уменьшать расчетную высоту штабеля на 20 - 30%.
На верхние ребра штабеля под заведенные "в обхват" найтовы необходимо укладывать угольники или другие прокладочные средства для предотвращения повреждения тары и для рассредоточения усилия найтова на несколько грузовых мест верхнего яруса.
При погрузке на средства укрупнения под пакеты в термоусадочной пленке необходимо устанавливать прокладки, повышающие устойчивость штабеля и обеспечивающие сохранность формы пазов для грузозахватов.