ПРИКАЗ Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ МАТЕРИАЛЬНО - ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ"
Приложения
Приложение 1
к Методическим указаниям
по бухгалтерскому учету
материально - производственных
запасов, утвержденным Приказом
Министерства финансов
Российской Федерации
от 28.12.2001 N 119н
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ - ПУТЕМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СРЕДНЕЙ СЕБЕСТОИМОСТИ (ВЗВЕШЕННАЯ ОЦЕНКА)
Примечания. 1. В пункте 9 расчета показана последовательность списания материала по способу ФИФО: сначала списывается остаток на начало месяца, затем поступления в отчетном месяце: сначала первая партия, затем вторая и т.д., пока не наберется общее количество, подлежащее списанию в данном месяце (в примере 22000 кг). Из поступлений третьей партии 20000 кг взято только 11000 кг - столько, сколько нужно для того, чтобы в итоге получилось 22000 кг.
Материалы по способу ЛИФО списываются в обратном порядке: сначала списывается последняя партия из числа поступивших в отчетном месяце, затем предыдущая партия и т.д.
2. Отпущенные в данном месяце материалы (на производство, продажу, обслуживающим производствам и хозяйствам и на другие цели) списываются в суммах, определенных исходя из средней цены, которая определяется путем деления общей списываемой в данном месяце суммы на списываемое количество материала.
В нашем примере средняя цена за январь составила:
По способу средней себестоимости -
513000 / 31000 = 16,55 (п. 5);
по способу ФИФО - 333000 : 22000 кг = 15 - 14 (п. 9, итог);
по способу ЛИФО - 424000 : 22000 кг = 19 - 27 (п. 11, итог).
Фактически списанные суммы имеют небольшие расхождения по сравнению с расчетными суммами за счет округления среднемесячной цены.
3. Остаток материала на начало следующего месяца по способу ФИФО определен (п. 10):
гр. 3 - из исходных данных (п. 4);
гр. 5 = п. 1 + п. 2 (итог) - п. 9 (итог);
гр. 4 = гр. 5 / гр. 3 (по тому же пункту).
Таким же путем определен остаток по способу ЛИФО (п. 13).
4. Стоимость отпущенных (списываемых) материалов по способам ФИФО и ЛИФО может определяться упрощенно, расчетным способом, когда вначале устанавливается стоимость материала, переходящая на следующий месяц, а остальная сумма списывается в отчетном месяце. В нашем примере это выглядит так:
Предусмотренный в первом варианте метод списания материалов по среднемесячным ценам может вызвать неудобства при практическом применении этого варианта в связи с тем, что цена, как правило, может определяться только в конце месяца, после подсчета месячных оборотов.
Организация может применять второй вариант оценки материала - путем определения цены исходя из состояния данного материала к моменту отпуска, не ожидая окончания месяца.
В этом случае пересчет средней цены материала может осуществляться исходя из выбранного в организации варианта (средней себестоимости, ФИФО, ЛИФО) на момент (по мере) каждого отпуска материала. При этом алгоритм расчета аналогичен порядку, изложенному в первом варианте.
Приложение 2
к Методическим указаниям
по бухгалтерскому учету
материально - производственных
запасов, утвержденным Приказом
Министерства финансов
Российской Федерации
от 28.12.2001 N 119н
Примечание к статье расхода 8. Если работники организации, указанные в статье расхода 8, занимаются не только заготовкой, приемкой и отпуском материалов, но и имущества, относящегося к внеоборотным активам, а также полуфабрикатов, комплектующих изделий собственного изготовления, готовой продукции и товаров, то допустимо отнесение затрат по содержанию заготовительно - складского аппарата непосредственно на затраты на производство (расходы на продажу) по соответствующим калькуляционным статьям расходов.
Приложение 3
к Методическим указаниям
по бухгалтерскому учету
материально - производственных
запасов, утвержденным Приказом
Министерства финансов
Российской Федерации
от 28.12.2001 N 119н
Распределению подлежит вся сумма отклонений или ТЗР, приходящихся на отпущенные в течение месяца (отчетного периода) материалы. При этом указанная сумма относится только на увеличение учетной стоимости материалов, списанных на нужды основного, вспомогательного производства и проданных, то есть:
(13000 х 8) / 100 = 1040 - расчет величины отклонений или ТЗР, приходящейся на отчетный месяц;
1040 / (6500 + 2000 + 800) = 11,18% - расчет процента отклонений или ТЗР.
Сумма отклонений или ТЗР, относящаяся на увеличение стоимости материалов отпущенных:
(6500 х 11,2) / 100 = 7270 - в основное производство;
(2000 х 11,2) / 100 = 224 - во вспомогательное производство;
(800 х 11,2) / 100 = 89 - на стоимость продаж.
Приложение 4
к Методическим указаниям
по бухгалтерскому учету
материально - производственных
запасов, утвержденным Приказом
Министерства финансов
Российской Федерации
от 28.12.2001 N 119н
Примечания. 1. Шифры причины отклонений от норм, состав лиц, определяющих причины отклонений, и виновных лиц, a также принимающих решение об отпуске материалов сверх норм, устанавливаются организацией.
2. Причины отклонений от норм, приведенные в настоящей примерной номенклатуре, организации могут изменять и дополнять.
Приложение 5
к Методическим указаниям
по бухгалтерскому учету
материально - производственных
запасов, утвержденным Приказом
Министерства финансов
Российской Федерации
от 28.12.2001 N 119н
Б. Движение наличных денежных средств
1. Ведомость движения готовой продукции и товаров на ___ листах.
2. Документы __ шт.
Номенклатурный номер | Наименование | Ед. изм. | Кол-во | По продажным ценам | По фактической себестоимости | ||
цена | сумма | цена | сумма | ||||
ПРИХОД | х | х | |||||
х | х | ||||||
х | х | ||||||
х | х | ||||||
Итого приход | х | х | |||||
РАСХОД | |||||||
Итого расход |
Пояснения по составлению товарного отчета
1. Товарный отчет по приведенной форме применяется в магазинах и иных торговых точках неторговых организаций. Он состоит из двух разделов. В разделе "А" отражается движение готовой продукции и товаров, в разделе "Б" - движение наличных денег.
2. Товарный отчет составляется заведующим магазином, продавцом или иным материально ответственным лицом в двух экземплярах.
Товарные отчеты могут составляться по секциям (отделам) магазина, если готовая продукция и товары и выручка от их продажи учитываются по каждой секции (отделу) отдельно.
3. Товарные отчеты составляются за периоды, установленные в данной организации. Такие периоды, как правило, не должны превышать один календарный месяц.
Составление товарных отчетов обязательно к концу квартала, года, при проведении переоценки готовой продукции и товаров, инвентаризации, смене материально ответственного лица и ликвидации неторговой организации.
4. В строке "Неторговая организация" указывается номер или наименование магазина либо иного торгового подразделения.
5. Материально ответственное лицо в разделе "А" товарного отчета отражает остатки и движение (приход, расход) готовой продукции и товаров в количественном выражении, с указанием наименований, номера и даты приходных и расходных документов, а также показатели "Расход" и "Остаток на конец месяца" в продажных ценах (включая налог на добавленную стоимость и другие налоги к цене товаров).
В свободных строках раздела "А" отражаются (при наличии операций):
а) в подразделе "Приход" - поступления со склада своей организации, от других организаций, готовой продукции и товаров;
б) в подразделе "Расход" - продажа готовой продукции, товаров за наличный расчет, в кредит (т.е. с рассрочкой платежа), по расчетным чекам кредитной организации и т.д.
В разделе "Б" отражаются источники поступления и выбытия наличных денег: выручка от продажи готовой продукции и товаров, сдача денег в кассу своей организации, инкассатору кредитной организации, недостачи и излишки наличных денег и т.д.
6. Товарный отчет с приходными и расходными товарными и денежными документами представляется бухгалтерской службе организации в установленные сроки. Бухгалтер проверяет и принимает отчет и делает об этом отметки на обоих экземплярах отчета. Первый экземпляр отчета с документами остается в бухгалтерской службе, второй экземпляр возвращается материально ответственному лицу.
При обнаружении ошибок в отчете бухгалтер вносит соответствующие исправления в оба экземпляра отчета. Материально ответственное лицо знакомится с исправлениями и при согласии с ними подтверждает его своей подписью с указанием исправленной суммы остатка готовой продукции, товаров и наличных денег на конец отчетного периода.
7. Бухгалтерская служба организации или отдел торговли в разделе "А" товарного отчета заполняет графы "По фактической себестоимости" - по готовой продукции и товарам, после чего данные товарного отчета проводятся по бухгалтерскому учету.
8. К товарному отчету прилагается "Ведомость движения готовой продукции и товаров".
В ведомости отражаются поступления (приход) и расход готовой продукции и товаров, с указанием их наименований, отличительных признаков и номенклатурных номеров (если они имеются), единицы измерения, количества, цены и суммы по продажным ценам (включая НДС). Если приход или расход готовой продукции и товаров оформлен документами с отражением вышеуказанных показателей, они в ведомости могут отражаться с указанием только общих (итоговых) сумм.
В ведомости указываются итоговые суммы отдельно по приходу и расходу.
Данные по фактической себестоимости и (или) покупным ценам заполняются отделом торговли или бухгалтерской службой.