ПРИКАЗ Минкультуры РФ от 24.09.2002 N 1388 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ СБОРА И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ДАННЫХ ДЛЯ ПАСПОРТИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ"
1. Введение
Политика, осуществляемая государством, направлена на достижение конкретных целей, устанавливаемых в целом на уровне бюджетного сектора.
Достижению этих целей служит деятельность организаций, находящихся в государственной собственности, и органов исполнительной власти Российской Федерации (министерств и ведомств), которым эти организации подведомственны.
Методы управления организациями, находящимися в государственной собственности, нуждаются в постоянном совершенствовании в соответствии с меняющимися (в том числе и в сторону усложнения) целями деятельности государственного сектора.
Для совершенствования методов управления государственными организациями Минэкономики России разработаны показатели экономической эффективности деятельности государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, находящихся в собственности государства. В свою очередь, Минимущество России осуществляет контроль и координацию использования государственного имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении у государственных предприятий и учреждений. Отраслевые министерства и ведомства, входящие в структуру исполнительной власти Российской Федерации, курируют деятельность подведомственных организаций как объектов с определенной отраслевой спецификой, которая должна быть учтена при формировании государственной политики.
Таким образом, организации, находящиеся в государственной собственности, могут рассматриваться как:
1. Единицы статистического учета, которые предоставляют некоторую информацию о своей деятельности в государственные и муниципальные органы статистического учета и наблюдения в форме обязательной статистической отчетности;
2. Субъекты экономической деятельности, оценивающие экономическую эффективность своей работы, финансовую устойчивость и ликвидность по утвержденным на федеральном уровне показателям;
3. Имущественные комплексы, включающие и использующие активы, переданные им в хозяйственное ведение (оперативное управление), а также анализирующие способы и результаты использования этих активов;
4. Организации с определенной отраслевой спецификой деятельности, курируемые отраслевыми министерствами и ведомствами.
Рассмотрение организаций как объектов управления с целью достижения комплексного результата, производится сегодня только в некоторых случаях, но и тогда не выявляются интегрированные показатели, по которым можно проанализировать все аспекты их деятельности, определить рациональные пути их модернизации.
Для создания информационной основы проведения комплексного анализа деятельности организаций, находящихся в собственности государства, с целью выбора наиболее эффективных путей модернизации их технического и технологического оснащения, Минкультуры России инициирует формирование базы данных паспортов технической оснащенности объектов культуры, содержащих основные сведения о различных аспектах работы подведомственных организаций.
Информация, представленная в существующих формах отчетности и внутреннего учета организаций культуры, позволяет в основном сделать выводы об эффективности деятельности подведомственных организаций и частично исследовать отдельные аспекты их работы. Однако развитие и распространение средств вычислительной техники на сегодня диктует необходимость внедрения новых методов доступа, хранения и обработки имеющейся информации, автоматизации процессов учета, оценки и выбора перспективных направлений развития, выбора путей эффективного вложения средств.
Паспортизация технической оснащенности объектов культуры представляет собой процесс сбора и систематизации данных, наполнения электронной базы, обеспечивающей автоматизированный поиск, обработку и анализ информации о деятельности и текущем состоянии подведомственных Минкультуры России организаций. Систематизация проводится по перечню первичных и расчетных показателей, составляющих паспорт технической оснащенности организаций культуры различных направлений деятельности. Автоматизированная обработка данных на новом уровне облегчает процесс принятия решений по технической и технологической модернизации объектов культуры, вложению средств в их развитие.
Мероприятия по проведению паспортизации позволят:
1. Сформировать электронную базу данных по основным показателям деятельности организаций культуры и их технической оснащенности, которая сможет служить основой для принятия решений как по первичной информации о деятельности организации, так и по производным комплексным показателям технического и финансово-экономического состояния объектов культуры и выбора направлений их развития;
2. Создать систему мониторинга показателей, заложенных в паспорта организаций культуры, и постоянного обновления базы данных;
3. Классифицировать показатели деятельности организаций культуры по степени значимости для оценки эффективности их работы;
4. Создать основу для внедрения новых методов оценки эффективности деятельности;
5. Получить заключения о финансово-экономическом положении и техническом оснащении предприятий и учреждений (представляются как сравнительный анализ по выбранным объектам и отдельно по каждому предприятию и учреждению).
6. Выработать решения по выбору наиболее рационального пути развития предприятий, бизнес-планированию, формированию направлений модернизации их технической и технологической оснащенности, рациональному вложению денежных средств.