ПРИКАЗ Госкомрыболовства РФ от 27.05.99 N 134 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "НАСТАВЛЕНИЯ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ С СУДОВ ФЛОТА РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
1. Общие положения
1.1. Цель и назначение Наставления
1.1.1. Настоящее Наставление устанавливает эксплуатационные требования, организационные и технические мероприятия по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства морской среды нефтью, вредными веществами, перевозимыми наливом и в упаковке, сточными водами и мусором. Требования Наставления обязательны для экипажей судов государственных предприятий, акционерных обществ и рыболовецких колхозов, работающих в открытом море, исключительной экономической зоне, территориальных и внутренних морских водах Российской Федерации и других государств, а также учреждений и организаций Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, связанных с эксплуатацией, ремонтом и обслуживанием судов.
1.1.2. Настоящее Наставление разработано в соответствии с договором Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству N 82/93 от 05.01.93 "Разработка новой редакции Наставления по предотвращению загрязнения с судов". Замена действующего Наставления вызвана вступлением в силу после 1989 г. новых рекомендаций ИМО по охране морской среды от загрязнения и принятием изменений, поправок и дополнений к Конвенции МАРПОЛ 73/78 и одобрением Правительством Российской Федерации Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря.
1.1.3. Суда флота рыбного хозяйства, совершающие плавание за пределами внутренних и территориальных вод Российской Федерации, обязаны выполнять все применимые к ним положения действующих международных Конвенций по предотвращению загрязнения МАРПОЛ 73/78 и ХЕЛКОМ 92.
1.1.4. При нахождении во внутренних и территориальных водах Российской Федерации, а также в водах исключительной экономической зоны Российской Федерации все суда флота рыбного хозяйства должны выполнять требования Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды".
1.2. Термины, определения и сокращения1.2.1. АДМИНИСТРАЦИЯ - правительство государства, под юрисдикцией которого судну дано право плавать.
1.2.2. БПК5 - биохимическая потребность в кислороде.
1.2.3. БЛИЖАЙШИЙ БЕРЕГ - исходная линия, от которой согласно международному праву отсчитываются территориальные воды соответствующей территории.
1.2.4. БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ - все виды пищевых отходов и отходы, образующиеся в жилых помещениях на борту судна.
1.2.5. ВЗЛИВ - высота столба жидкости, заполняющей емкость; измеряется по вертикали в единицах длины от днища до поверхности жидкости.
1.2.6. ВРЕДНОЕ ВЕЩЕСТВО - любое вещество, которое при попадании в море способно создать опасность для здоровья людей, причинить вред живым ресурсам, морской фауне и флоре, нарушить природную привлекательность моря в качестве места отдыха или помешать другим видам правомерного использования моря, и включает любое вещество, подпадающее под действие Конвенции МАРПОЛ 73/78.
1.2.7. ВНУТРЕННИЕ МОРСКИЕ ВОДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
1) морские воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод (территориального моря) зоны Российской Федерации;
2) воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов;
3) воды заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили (далее - миля);
4) воды заливов, бухт, губ и лиманов морей и проливов, исторически принадлежащие Российской Федерации.
1.2.8. ВТОРОЙ ПОЯС ЗОНЫ САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ - примыкающая к первому поясу зоны санитарной охраны полоса водной акватории, ограниченная в сторону моря границей территориальных вод Российской Федерации.
1.2.9. ГРУЗОВЫЕ ОСТАТКИ - относительно небольшие остатки любого материала, составляющего судовой груз, который не может размещаться в должных грузовых трюмах (избыток груза и мусора) или который остается в грузовых трюмах или любых других местах после завершения разгрузочных работ (остаток после разгрузки и мусор).
1.2.10. ГРЯЗНЫЙ БАЛЛАСТ - нефтеводяная смесь, которая образуется в не очищенных от нефти судовых танках после приема в них водяного балласта.
1.2.11. ЖНО - журнал нефтяных операций.
1.2.12. ЖНО, часть I, - операции в машинном отделении (для всех судов).
1.2.13. ЖНО, часть II, - грузовые и балластные операции (для нефтяных танкеров).
1.2.14. ЗАГРЯЗНЕННАЯ ВЕТОШЬ - ветошь, пропитанная веществами, подпадающими под определение вредных веществ.
1.2.15. ЗОНА САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ - территория и акватория, на которых устанавливается особый санитарно-противоэпидемический режим для предотвращения ухудшения качества воды.
1.2.16. ИЗОЛИРОВАННЫЙ БАЛЛАСТ - означает водяной балласт, принятый в танк, который полностью отделен от нефтяной грузовой и нефтяной топливной систем и предназначен только для перевозки балласта либо балласта или грузов, не являющихся нефтью или вредными веществами, которые определены различным образом в приложении II к Конвенции МАРПОЛ 73/78.
1.2.17. ИМО - Международная морская организация.
1.2.18. ИНЦИДЕНТ - событие, которое повлекло или может повлечь за собой сброс в море вредного вещества или стоков, содержащих такое вещество.
1.2.19. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - морские районы, находящиеся за пределами территориальных вод (территориального моря) Российской Федерации и прилегающие к ним, включая районы вокруг принадлежащих Российской Федерации островов, внешняя граница которых находится на расстоянии 200 миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и граница территориальных вод (территориального моря) Российской Федерации.
1.2.20. КОЛИ-ИНДЕКС - количественный показатель фекального загрязнения воды или пищевых продуктов. Определяется числом микробов - нормальных обитателей кишечника человека в 1 л или 1 кг субстрата.
1.2.21. МАРПОЛ 73/78 - Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененная Протоколом 1978 г. к ней с учетом поправок, принятых ИМО.
1.2.22. МЛН в ст.-1 - миллионная (объемная) доля какого-либо вещества в смеси.
1.2.23. МГНОВЕННАЯ ИНТЕНСИВНОСТЬ СБРОСА НЕФТИ - интенсивность сброса нефти в литрах в час в любой момент, деленная на скорость судна в узлах в тот же момент.
1.2.24. МОПОГ - Правила морской перевозки опасных грузов.
1.2.25. МУСОР - все виды пищевых и бытовых отходов (исключая свежую рыбу и ее остатки), пластмасс, отходов, связанных с грузом, отходов, образующихся при техническом обслуживании, эксплуатационных отходов, масляных отстоев, масляной ветоши, остатков груза, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению, за исключением вредных веществ.
1.2.26. НЕФТЬ - нефть в любом виде, включая сырую нефть, жидкое топливо, нефтесодержащие осадки, нефтяные остатки и очищенные нефтепродукты (не являющиеся нефтехимическими веществами, которые подпадают под действие положений приложения II к Конвенции МАРПОЛ 73/78).
1.2.27. НЕФТЕСОДЕРЖАЩАЯ СМЕСЬ - смесь с любым содержанием нефти.
1.2.28. НЕФТЯНОЙ ОСТАТОК - любой остаток, содержащий нефть.
1.2.29. НЕФТЕСОДЕРЖАЩИЙ ОСАДОК - часть нефти, которая в силу своей консистенции не поддается обычной откачке и обработке и требует особых приемов или приспособлений для ее удаления с судна.
1.2.30. НЕФТЕОЧИСТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ - оборудование, предназначенное для разделения нефти и воды в нефтеводяной смеси, является общим наименованием для такого оборудования любого вида, включая оборудование для нефтеводяной сепарации и фильтрации нефти.
1.2.31. НОВОЕ СУДНО - новое судно или новый нефтяной танкер, характеризующиеся отличиями, оговоренными в Правиле 1(6) приложения I Конвенции МАРПОЛ 73/78.
1.2.32. НЕФТЕСОДЕРЖАЩАЯ ВЕТОШЬ - ветошь, которая пропитана нефтью.
1.2.33. НЕФТЯНОЙ ТАНКЕР - судно, построенное или приспособленное главным образом для перевозки нефти наливом в своих грузовых помещениях, а также комбинированное грузовое судно и любой "танкер-химовоз", который определен в приложении II к Конвенции МАРПОЛ 73/78, если он перевозит в качестве груза или части груза нефть наливом.
1.2.34. ОСОБЫЙ РАЙОН - морской район, где по признанным техническим причинам, относящимся к его океанографическим и экологическим условиям и специфике судоходства по нему, необходимо принятие особых обязательных методов предотвращения загрязнения моря нефтью. Особыми районами являются районы, перечисленные в Конвенции МАРПОЛ 73/78.
1.2.35. ОТВЕТСТВЕННОЕ ЛИЦО (ЛИЦА) - лицо (лица), отвечающее за проведение работ на судне и на берегу.
1.2.36. ОТКРЫТОЕ МОРЕ - акватория Мирового океана за пределами внутренних и территориальных вод государства.
1.2.37. ОТСТОЙНЫЙ ТАНК - любой танк, специально предназначенный для сбора остатков из танков, промывочной воды и других нефтесодержащих смесей.
1.2.38. ОТХОДЫ - бесполезное, ненужное или излишнее вещество, которое должно быть удалено с судна.
1.2.39. ОТХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОБСЛУЖИВАНИЕМ, - материалы, собираемые в машинном отделении и палубном пространстве в процессе обслуживания и эксплуатации судна, такие как копоть, машинные осадки, соскобленная краска, палубный сор, обтирочные отходы, ветошь и т.п.
1.2.40. ОТХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ГРУЗОМ, - все материалы, которые становятся отходами в результате использования на борту судна для хранения и обработки груза. Отходы, связанные с грузом, включают, но не ограничиваются этим, сепарационные переборки, поддоны, обшивочные и упаковочные материалы, фанеру, картон, проволоку и стальную обвязку.
1.2.41. ПЕРВЫЙ ПОЯС ЗОНЫ САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ - полоса водной акватории, отсчитываемая от района водопользования, шириной в сторону моря 5 миль.
1.2.42. ПИЩЕВЫЕ ОТХОДЫ - любые испорченные или неиспорченные пищевые продукты, такие как фрукты, овощи, молочные продукты, птица, мясные продукты, пищевые остатки, частицы пищевых продуктов, а также все другие материалы, загрязненные такими отходами и образуемые на борту судов, главным образом на камбузе и в местах приема пищи.
1.2.43. ПЛАСТМАССА - твердый материал, который содержит в качестве важного ингредиента один синтетический органический высокомолекулярный полимер или более и который образуется (получает определенную форму) во время изготовления полимера или внедрения в готовое изделие посредством нагревания и/или под давлением.
1.2.44. ПРИЕМНОЕ СООРУЖЕНИЕ - сооружение береговое, плавучее или их сочетание в единой технологической системе, предназначенное для приема с судов вредных веществ или содержащих такие вредные вещества смесей, которые накапливаются на судах в процессе нормальной эксплуатации, но не могут быть сброшены в море в соответствии с действующими международными конвенциями или национальными правилами государств, в водах которых суда совершают свое плавание.
1.2.45. РАЙОН ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ - акватория рекреационного, лечебно-оздоровительного и хозяйственно-питьевого водопользования населения шириной в сторону моря от береговой черты не менее 2 миль.
1.2.46. РЫБОЛОВНАЯ СНАСТЬ - любое физическое приспособление или его часть или комбинация предметов, которые могут размещаться в воде или на ее поверхности с целью лова или обеспечения последующего лова живых морских или пресноводных организмов.
1.2.47. САЗРИУС - система автоматического замера, регистрации и управления сбросом.
1.2.48. СБРОС - по отношению к вредным веществам или стокам, содержащим такие вещества, означает любой выброс с судна, какими бы причинами он не вызывался, и включает любую утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выбрасывание или опорожнение.
1.2.49. СБОРНЫЙ ТАНК - танк, используемый для сбора и хранения сточных вод.
1.2.50. СВИДЕТЕЛЬСТВО МЕЖДУНАРОДНОЕ - документ, удостоверяющий, что судно, его оборудование, устройства, приспособления и материалы отвечают требованиям Конвенции МАРПОЛ 73/78. Выдается Морским Регистром или другой (в иностранных государствах) уполномоченной администрацией организацией.
1.2.51. СЕРТИФИКАТ - документ, свидетельствующий о соответствии технических характеристик оборудования или устройства требованиям действующих правил по предотвращению загрязнения с судов, а также удостоверяющий, что такое оборудование или устройство изготовлено под надзором Морского Регистра или другой (в зарубежных государствах) признанной организации. Выдается соответственно Морским Регистром или другой организацией, признанной администрацией.
1.2.52. СИГНАЛИЗАТОР - прибор, сигнализирующий о превышении содержания нефти в сбросе более 15 млн в ст.-1.
1.2.53. СТЕНДЕР - устройство из шарнирно сочлененных труб, которое используется для соединения берегового и судового трубопроводов с целью подачи с берега на судно или приема с судна на берег жидких веществ.
1) стоки и прочие отходы из всех типов туалетов, писсуаров и унитазов;
2) стоки из медицинских помещений (амбулаторий, лазаретов и т.п.) через расположенные в таких помещениях раковины, ванны и шпигаты;
3) стоки из помещений, в которых содержатся живые животные;
4) прочие сточные воды, если они смешаны с перечисленными выше стоками.
1.2.55. СУДНО, ИМЕЮЩЕЕ НА БОРТУ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО НЕФТЯНОГО ТОПЛИВА, - судно, принимающее в процессе эксплуатации для обеспечения достаточной остойчивости и безопасных условий плавания водяной балласт в опорожненные топливные танки.
1.2.56. СУДНО-СБОРЩИК - любое самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для сбора и последующей очистки, захоронения или переработки вод, загрязненных нефтью и другими вредными веществами, а также мусора и сточных вод, и передачи их на береговые приемные сооружения.
1.2.57. СУЩЕСТВУЮЩЕЕ СУДНО - судно, не являющееся новым, определение которому дано в п. 1.2.31.
1.2.58. СЫРАЯ НЕФТЬ - любая жидкая смесь углеводородов, которая встречается в естественном виде в недрах земли и независимо от того, обработана она или нет с целью облегчения ее транспортировки, включает:
а) сырую нефть, из которой могли быть удалены некоторые фракции перегонки;
б) сырую нефть, в которую могли быть добавлены некоторые фракции перегонки.
1.2.59. ТАНК - закрытое помещение, оборудованное постоянными элементами конструкции судна и предназначенное для перевозки жидких грузов наливом.
1.2.60. ТАНКЕР - любое самоходное или несамоходное судно, специально построенное или приспособленное для перевозки жидких грузов наливом.
1.2.61. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ - прибрежные морские воды шириной 12 миль, отсчитываемых в сторону моря от ближайшего берега.
1.2.62. ТОПЛИВНО-БАЛЛАСТНАЯ ЦИСТЕРНА - топливная цистерна, которая может систематически использоваться для приема балласта.
1.2.63. ТОПЛИВО НЕФТЯНОЕ - любая нефть, используемая в качестве топлива для главных двигателей и вспомогательных механизмов судна, на борту которого такая нефть находится.
1.2.64. УСТАНОВКА ДЛЯ ОБРАБОТКИ СТОЧНЫХ ВОД - установка, в которой сточные воды подвергаются очистке и обеззараживанию.
1.2.65. УСТАНОВКА ДЛЯ СЖИГАНИЯ МУСОРА (ИНСИНЕРАТОР) - установка для уменьшения объема и массы мусора посредством сжигания.
1.2.66. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБРАБОТКИ МУСОРА - установка для измельчения и уменьшения объема мусора.
1.2.67. УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРА МУСОРА - емкости и другие устройства для сбора и хранения мусора.
1.2.68. ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫЕ ВОДЫ - стоки из умывальников, душевых, прачечных, ванн и шпигатов; стоки от моек и оборудования камбуза и других помещений пищеблока.
1.2.69. ЧИСЛО ЛЮДЕЙ - экипаж, пассажиры и специальный персонал по числу мест для размещения их на судне.
1.2.70. ЧИСТЫЙ БАЛЛАСТ - означает балласт в танке, который после последней перевозки в нем нефти был очищен таким образом, что сток из этого танка, сброшенный с неподвижного судна в чистую спокойную воду при ясной погоде, не вызывает появления видимых следов нефти на поверхности воды или на прилегающем побережье либо образования нефтесодержащих осадков или эмульсии под поверхностью воды или на прилегающем побережье. Если сброс балласта производится через одобренную администрацией систему автоматического замера, регистрации и управления сбросом нефти, то показания такой системы о том, что содержание нефти в сбрасываемом стоке не превышает 15 млн в ст.-1, принимаются как доказательство чистоты балласта независимо от наличия видимых следов.
1.2.71. ХЕЛКОМ 92 - Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря, 1992 г.
1.2.72. ШЛАНГ - гибкий трубопровод с устройством для присоединения к береговому или судовому трубопроводам.
1.2.73. ШЛАНГУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО - часть берегового сооружения, используемая для присоединения к приемному трубопроводу танкера, состоящая из передвижных подвесных трубопроводов и оборудования.
1.2.74. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОТХОДЫ - все отходы, связанные с грузом и обслуживанием, а также грузовые остатки, определяемые в п. 1.2.25 как мусор.
1.3. Ответственность, контроль и надзор за предотвращением загрязнения с судов1.3.1. Ответственность за выполнение на судне комплекса мероприятий по предотвращению загрязнения с судов возлагается на капитана судна.
1.3.2. Капитан судна должен воспитывать экипаж в духе ответственности за выполнение положений по обеспечению чистоты вод и постоянно заботиться о повышении знаний членов экипажа в этой области.
1.3.3. При обеспечении мер по предотвращению загрязнения с судов необходимо руководствоваться указаниями настоящего Наставления, в котором изложены требования законодательных актов Российской Федерации, правила контролирующих организаций по охране окружающей среды, международные договоры Российской Федерации, а также указаниями и требованиями правил технической эксплуатации, техники безопасности, приказов и инструкций Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, предписаний контролирующих организаций по охране морской среды от загрязнения.
При нахождении судна в водах, находящихся под юрисдикцией других государств, следует также выполнять требования национальных законов и действующих правил этих государств по охране вод от загрязнения.
1.3.4. Ответственность за техническое оснащение судов устройствами и приборами, обеспечивающими предотвращение загрязнения с судов нефтью, вредными веществами, не являющимися нефтью, сточными водами и мусором, несет судовладелец.
Судовладелец также отвечает за своевременную поставку запасных частей и расходных материалов, обеспечивающих нормальную работу указанных устройств.
1.3.5. На груз, перевозимый на судне, капитан обязан получить у грузоотправителя транспортные документы, свидетельствующие о том, что предъявляемый к перевозкам груз надлежащим образом упакован, маркирован, снабжен ярлыками и находится в пригодном к перевозке состоянии, обеспечивающим сведение к минимуму опасности для морской среды в соответствии с действующими Правилами перевозки грузов на судах флота рыбного хозяйства.
1.3.6. Государственный контроль за рациональным использованием и охраной вод осуществляют специально уполномоченные на то государственные органы Госкомэкологии, Минздрав РФ (в объеме и порядке, предусмотренном положением о них). По отношению к судам, следующим по трассе Северного морского пути и трассам смежных с ним районов, такой контроль осуществляет Администрация Северного морского пути через Гидрографическое предприятие Департамента морского транспорта.
1.3.7. Ведомственный контроль за выполнением судовыми экипажами флота рыбного хозяйства конвенционных требований возложен на Управление мореплавания, развития флота и портов Госкомрыболовства.
1.3.8. Функции государственного санитарного надзора судов в части предотвращения загрязнения с судов осуществляются на местах представителями бассейновых санэпидстанций.
1.3.9. Функции технического надзора в части предотвращения загрязнения морской среды с судов осуществляет Российский Морской Регистр Судоходства (далее - Регистр). Требования Регистра изложены в действующих Правилах по предотвращению загрязнения с судов изд. 1993 г.
1.3.10. В соответствии с общими положениями о надзорной деятельности в функции Регистра входят:
- надзор за проектированием, изготовлением, испытанием и эксплуатацией судового оборудования по предотвращению загрязнения моря;
- выдача на оборудование по предотвращению загрязнения моря сертификатов Регистра и свидетельств о типовом испытании, предусмотренных резолюциями ИМО и Комитета защиты морской среды ИМО;
- надзор за строительством и переоборудованием судов в соответствии с требованиями Конвенций МАРПОЛ 73/78 и ХЕЛКОМ 92;
- выдача судам международных свидетельств, предусмотренных Конвенциями МАРПОЛ 73/78, ХЕЛКОМ 92 и Правилами Регистра.
1.3.11. Надзору Регистра подлежат:
- фильтрующее оборудование;
- системы автоматического замера, регистрации и управления сбросом балластных и промывочных вод и сигнализатор;
- приборы для определения границы раздела "нефть - вода";
- стандартное сливное соединение для сдачи нефтесодержащих вод;
- система перекачки, сдачи и сброса нефтесодержащих вод, включая сборные емкости;
- система удаления остатков вредных жидких веществ;
- установки для обработки и обеззараживания сточных вод, включая сборные цистерны;
- стандартное сливное соединение для выдачи сточных вод;
- установки для обработки и сжигания мусора;
- устройства для сбора мусора.
1.3.12. Периодичность и порядок освидетельствования оборудования, систем, устройств и приборов, предназначенных для предотвращения загрязнения моря с судов, устанавливаются Регистром.
1.3.13. Администрация судна обязана:
1) соблюдать сроки освидетельствования и заблаговременно готовить к нему судно, оборудование, системы, устройства и приборы, предназначенные для предотвращения загрязнения с судов, а также заявить Регистру о всех имевших место в период между освидетельствованиями авариях и выходах из строя указанного оборудования, систем, устройств и приборов;
2) до предъявления Регистру предъявить органам Государственного санитарного надзора установку для обработки и обеззараживания сточных вод;
3) при подготовке к ежегодным и очередным освидетельствованиям судна Регистром обеспечить проведение испытаний нефтеочистного оборудования согласно Программе испытаний нефтеводяного сепарационного оборудования, сигнализаторов и систем контроля за сбросом трюмных вод на судах.
1.4. Судовая документация по предотвращению загрязнения с судов1.4.1. Суда должны быть укомплектованы следующей документацией по предотвращению загрязнения моря (Приложение 1):
2) поставляемой заводами - изготовителями оборудования, устройств и приборов, установленных на судне;
3) утверждаемой судовладельцем;
4) разрабатываемой судовыми специалистами и утвержденной капитаном.
Обеспечение судовых экипажей действующими нормативными и руководящими документами по международным и национальным требованиям, а также схемами, инструкциями, судовыми журналами и т.д., необходимыми для выполнения Правил по предотвращению загрязнения моря с судов, является обязанностью судовладельца.
1.4.2. Инструкции по грузовым и бункеровочным операциям, указанные в п. 4 Приложения 1, размещаются на видном месте вблизи рабочих мест проведения операций.
1.5. Порядок регистрации на судах операций с нефтью, сточными водами, мусором и другими вредными веществами1.5.1. Единый порядок регистрации в судовых документах операций с нефтью, нефтепродуктами, сточными водами, мусором и вредными веществами, перевозимыми на судах, установлен Правилами регистрации операций с нефтью, нефтепродуктами и другими веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, их смесями, производимыми на судах и других плавучих средствах.
1.5.2. Журналы регистрации операций с нефтью, вредными веществами, сточными водами и мусором являются судовыми документами и оформляются в соответствии с установленным для них (судовых документов) порядком: вносятся в реестр судовых документов, прошнуровываются и заверяются капитаном порта, в котором получен журнал. Каждая запись в журналах должна быть подписана ответственным за проведение операции лицом с указанием даты записи. Рядом с подписью в скобках указывается должность, фамилия и инициалы ответственного лица. Каждая заполненная страница журнала подписывается капитаном судна.
1.5.3. На каждом нефтяном танкере валовой вместимостью 150 и более и на каждом судне, не являющимся нефтяным танкером, валовой вместимостью 400 и более должен находиться журнал нефтяных операций (ЖНО), часть I. В ЖНО, часть I, представлен полный перечень операций машинного отделения, которые в надлежащих случаях подлежат регистрации в ЖНО в соответствии с Правилом 20 приложения I к Конвенции МАРПОЛ 73/78.
1.5.4. На каждом нефтяном танкере валовой вместимостью 150 и более наряду с ЖНО, часть I, должен находиться ЖНО, часть II, для записи соответствующих грузовых и балластных операций. В ЖНО, часть II, представлен полный перечень грузовых и балластных операций, которые в надлежащих случаях подлежат регистрации в ЖНО в соответствии с Правилом 20 приложения I к Конвенции МАРПОЛ 73/76.
1.5.5. Регистрация операций для судов, перевозящих вредные жидкие вещества наливом, производится в журнале грузовых операций для судов, перевозящих вредные жидкие вещества наливом.
1.5.6. Регистрация операций для судов, перевозящих вредные вещества в упаковке, грузовых контейнерах, съемных танках, насыпью и навалом или в автодорожных и железнодорожных цистернах, производится в журнале грузовых операций для судов, перевозящих вредные вещества в упаковке, грузовых контейнерах, съемных танках, насыпью и навалом или в автодорожных и железнодорожных цистернах.
1.5.7. Регистрация операций со сточными водами ведется на всех судах и плавучих средствах с числом людей 10 человек и более, а также независимо от числа людей на всех судах, оборудованных закрытыми фановыми системами или емкостями для накопления сточных вод, при нахождении их в пределах территориальных и внутренних морских вод Российской Федерации в журнале операций со сточными водами.
1.5.8. Регистрация операций с мусором на судах валовой вместимостью 400 и более и судах, предназначенных для перевозки 15 человек и более, производится в журнале операций с мусором.
1.5.9. На каждом судне валовой вместимостью менее 400 и предназначенном для перевозки менее 15 человек (кроме судов портофлота), должен находиться сводный журнал учета и сдачи на приемные устройства в портах отходов и веществ, вредных для здоровья людей или для живых ресурсов моря, в котором производится регистрация операций с нефтесодержащими отходами, сточными водами, мусором и иными вредными веществами.
1.5.10. Журналы хранятся на судне или другом плавучем средстве в течение трех лет (журнал операций с мусором - 2 года) после внесения в них последней записи, а по истечении этого срока должны быть сданы капитану порта приписки судна.
1.6. Эксплуатация шлангов1.6.1. На каждом шланге (в комплекте с соединениями), используемом для перекачки по нему нефти или других веществ, указанных в Конвенции МАРПОЛ 73/78 и Правилах охраны от загрязнения прибрежных вод морей, должна быть маркировка с указанием в ней:
1) вида жидкости, допускаемой для перекачки по шлангу;
3) срока годности шланга;
4) величины разрывного давления;
5) величины рабочего давления;
6) даты последнего испытания и значения давления при этом испытании;
7) даты следующего испытания.
1.6.2. Вышеуказанные данные должны быть нанесены на самом шланге или записаны в официальном документе (журнал регистрации технических характеристик шлангов, формуляр или сертификат). В последнем случае на каждом шланге должен стоять соответствующий номер документа, позволяющий установить характеристики по записям в таких документах.
1.6.3. Ответственность за состояние шлангов и их оснастку в период эксплуатации, проведение соответствующих профилактических осмотров и испытаний, подачу на судно, крепление к судовым трубопроводам и наблюдение во время работы несет та сторона, которая занимается непосредственной эксплуатацией шлангов. За судовые шланги несет ответственность судовая администрация.
1.6.4. Указанные в п. 1.6.3 положения не освобождают экипаж судна от необходимости наблюдения за исправностью используемых в судовых операциях шлангов, креплением и удержанием их в надлежащем положении во время проведения этих операций, и поэтому лицо, ответственное со стороны судна за операцию по приему на судно или сдачу с судна жидких вредных веществ, должно:
1) перед присоединением шлангов удостовериться, что они не имеют каких-либо видимых дефектов (следов износа, излома или течи, глубоких наружных порезов или потертостей с повреждением проволочной арматуры), имеют достаточную длину, которая позволяет избежать их разрыва при возможных перемещениях судна у причала и изменении осадки судна;
2) следить, чтобы шланги не получали заломов и значительного скручивания при их подаче на судно;
3) не допускать подачи на судно шлангов с незаглушенными фланцами с тем, чтобы предотвратить вылив из шлангов на причал, в воду или на палубу судна остатков вредных веществ от предыдущих операций, а также требовать, чтобы отдача заглушек производилась над поддонами;
4) удостовериться, что при креплении шлангов или патрубков береговых шлангующих устройств к судовому трубопроводу применены прочные, надежные уплотнения; при установке уплотняющие прокладки должны быть сухими и не покрыты инеем или снегом; при минусовой температуре наружного воздуха не допускать применения прокладок из влагопоглощающих материалов, так как при повышении температуры во время погрузки и выгрузки теплых жидкостей прокладки могут дать течь;
5) в случае присоединения шлангов к судовому трубопроводу с помощью фланцев международного образца с использованием болтов убедиться, что фланцы закреплены не менее чем шестью (нефтесодержащие воды) и четырьмя (сточные воды) болтами;
6) совместно с персоналом, ответственным за обеспечение операций с применением шлангов, принимать меры к недопущению заломов шлангов или их защемления между судном и причалом или между двумя судами, если перекачка производится с судна, ошвартованного лагом или днищем судна, а при осуществлении операций через шланги, поднимаемые на судно из воды, не допускать трения и ударов шлангов о корпус судна; шланги должны опираться на специальную постель либо поддерживаться на весу грузовой стрелой, краном или шланговой балкой судна или причала при помощи подвески, исключающей их повреждение; часть шланга, лежащая на причале, должна иметь защиту от повреждений при вибрации и перемещении по причалу;
7) перед подъемом шланга на борт судовыми средствами убедиться, что масса шланга, заполненного жидкостью, не превышает грузоподъемности стрел и кранов, с помощью которых будет осуществляться подъем и поддержание шланга в период грузовых или бункеровочных операций.
1.6.5. Любой шланг или его удлиняющая вставка внутренним диаметром более 75 мм (3 дюйма), используемые для перекачки нефти, грязного балласта, а также их соединительные устройства должны удовлетворять следующим требованиям:
1) минимальное разрывное давление шланга, определенное изготовителем, должно в 4 раза превышать давление, установленное на предохранительном клапане (или, если нет в системе предохранительного клапана, в 4 раза превышать давление, развиваемое насосами), суммированное со значением статического давления в системе перекачки нефти в точке соединения шланга;
2) минимальное значение разрывного давления определяется согласно принятым стандартам.
1.6.6. Если будет обнаружено, что береговые устройства для слива и налива не соответствуют своему назначению, находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, плохо обслуживаются береговым персоналом, что может привести к разливу вредного вещества, лицо, ответственное со стороны судна за выполнение операции, должно обратить на это внимание берегового персонала. Если береговым персоналом не принимаются меры по обеспечению безопасной работы шлангов, то капитан должен уведомить об этом представителя агентирующей фирмы (при операциях в загранпортах) или диспетчера порта (при операциях в российском порту). В любом случае эти факты должны быть зафиксированы в судовом журнале.
1.6.7. Если судну предстоит выполнить операции с использованием шлангов, которые входят в судовое снабжение, то капитан судна должен заблаговременно позаботиться, чтобы до выхода в рейс или до начала операции эти шланги прошли предусмотренные правилами осмотр и гидравлическое испытание. Факт проведения испытаний, время и пробное давление должны быть записаны в машинном журнале.
1.6.8. Проведение испытаний новых шлангов перед выдачей на судно входит в обязанности отдела снабжения судовладельца. Капитан вправе отказаться от приема шлангов, не имеющих сертификата о прохождении испытания, или шлангов, имеющих сертификат со сроком действия, истекающим до окончания предполагаемого срока применения таких шлангов или до прихода судна в порт, где можно провести соответствующие испытания шлангов.
1.7. Опломбирование запорной арматуры на судне1.7.1. Перед входом судна в зону, в которой запрещен сброс вредных веществ, все клапаны, клинкеты или другие запорные устройства, через которые сбрасываются вредные вещества за борт, необходимо закрыть и опломбировать.
1.7.2. Опломбирование производится капитаном судна или лицом, уполномоченным капитаном. Такими лицами могут быть лица командного состава, несущие персональную ответственность за техническую эксплуатацию судовых систем и устройств судна, через которые может произойти загрязнение моря.
1.7.3. Пломбиратор постоянно хранится у капитана (а при отсутствии капитана на борту судна - у лица командного состава, назначенного капитаном и оформленного приказом по судну) и выдается лицу, которому поручается произвести опломбирование. Сразу по окончании опломбирования пломбиратор возвращается ответственному хранителю.
1.7.4. Пломбиратор на пломбе должен воспроизводить четкое изображение строительного номера судна или другого отличительного знака, объявленного приказом по судну.
1.7.5. В каждом случае опломбирования, производимого с целью предотвращения загрязнения моря с судов, делается запись в судовом или машинном журнале (в зависимости от того, какой персонал производит опломбирование). Запись должна содержать сведения, по которым можно точно установить:
1) дату и время наложения пломбы;
2) местонахождение судна в момент наложения пломбы;
3) должность и фамилию лица, наложившего пломбу;
4) назначение клапана (иного запорного устройства), на который наложена пломба;
5) рабочее положение (открыто, закрыто, обжато и т.п.), в котором клапан зафиксирован пломбой;
6) отличительный знак пломбы.
1.7.6. В тех случаях, когда согласно требованиям портовых правил опломбирование определенных судовых клапанов производится представителем береговой службы, в судовой журнал, кроме сведений по п. 1.7.5, записываются фамилия, имя, отчество и должность лица, устанавливающего пломбу.
1.7.7. Клапан (запорное устройство), который подвергается опломбированию, должен быть специально приспособлен к такой операции.
1.7.8. После постановки пломбы должна исключаться всякая возможность без нарушения пломбы вывести клапан из зафиксированного пломбой положения. При этом также должна исключаться возможность обхода пломбы за счет отдачи резьбовых или любых других соединений на приводе клапана.
1.7.9. Если изменение рабочего положения клапана может осуществляться не только местным ручным приводом, но и дистанционно, то пломба ставится соответственно в двух местах: непосредственно на местном приводе и на постах дистанционного управления.
1.7.10. После опломбирования клапана необходимо на нем навесить табличку с текстом: "Пломба! Не открывать" или "Внимание! Опломбировано, не открывать" и т.п.
За правильность и своевременное опломбирование отвечает капитан судна.
1.7.11. Опломбированный клапан (иное запорное устройство) должен оставаться в том положении, в какое он был приведен в момент пломбирования, и любые манипуляции с таким клапаном, кроме обусловленных аварийными ситуациями, категорически запрещаются до тех пор, пока на снятие пломбы не будет получено разрешение от капитана судна или лица, его заменяющего в соответствии с положениями Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации.
1.7.12. На судне должны быть вывешены на видном месте схемы расположения клапанов (запорных устройств), которые надлежит держать в закрытом положении под пломбой в период плавания судна в районах моря или в период стоянки в порту, где сброс вредных веществ или их смесей запрещен. Каждому такому клапану (запорному устройству) рекомендуется присвоить отличительный индекс.
1.7.13. В тех случаях, когда управление клапанами может производиться дистанционно, на схемах должны быть показаны также места расположения пультов дистанционного управления такими клапанами.
Для каждой судовой системы, включая устройство для сброса мусора, с помощью которой на судне производится операция с вредными веществами, должна составляться своя отдельная схема расположения пломбируемых клапанов (запорных устройств). Один экземпляр таких схем должен храниться вместе с журналом регистрации вредных веществ.
1.7.14. Снимать пломбы разрешается после выхода судна за пределы запретных для сброса зон. При этом допустимый сброс вредных веществ следует производить по возможности дальше от границ этих зон.
Факт снятия пломбы также оформляется записью в судовом или машинном журнале, по которой можно точно установить:
1) дату и время снятия пломбы;
2) географические координаты или другие данные, точно определяющие местонахождение судна в момент снятия пломбы;
3) клапан или запорное устройство, с которого снята пломба;
4) должность и фамилию лица, снявшего пломбу.
1.7.15. Если пломба снимается до выхода судна за пределы запретных для сброса зон, то запись в Судовом журнале должна указывать причину снятия и должность лица, принявшего решение о снятии пломбы.
1.7.16. В случае непреднамеренного, случайного срыва пломбы необходимо сразу же поставить в известность капитана судна или вахтенного помощника (при отсутствии капитана) и клапан немедленно опломбировать. Если пломба была поставлена представителем береговой службы, то дальнейшие действия необходимо производить в соответствии с установленными для данного случая правилами порта.
1.7.17. О срыве и последующем восстановлении пломб делаются соответствующие записи в судовом или машинном журнале.
1.7.18. Клапаны на трубопроводах, заканчивающихся на открытой палубе и специально предназначенных для сдачи нефтесодержащих смесей, сточных вод и вредных веществ с судна на приемные сооружения, не пломбируются. На концевые фланцы таких трубопроводов ставятся заглушки, которые снимаются только в случаях, когда судовой трубопровод присоединяется к трубопроводу приемного сооружения.
1.8. Требования по предотвращению загрязнения акваторий морских портов Российской Федерации1.8.1. В период нахождения судна на акватории морских (торговых или рыбных) портов Российской Федерации его экипаж руководствуется требованиями по предотвращению загрязнения с судов, указанными в Общих правилах морских торговых и рыбных портов Российской Федерации и в обязательных постановлениях по данному порту.
1.8.2. Морские порты по степени оснащенности средствами предотвращения загрязнения моря и очистки акватории делятся на четыре типа:
- тип 1 - порты, имеющие достаточные средства для предотвращения загрязнения, обеспечивающие прием с судов и обработку загрязняющих веществ (очистные сооружения, сборщики льяльных вод, зачистные станции и т.п.), и средства для очистки акваторий;
- тип 2 - порты, имеющие только достаточные средства для предотвращения загрязнения, обеспечивающие прием с судов и обработку загрязняющих веществ;
- тип 3 - порты, имеющие средства только для очистки акваторий;
- тип 4 - порты, не имеющие достаточных средств для приема с судов загрязняющих веществ и очистки акваторий.
1.8.3. Капитан судна должен получить от судовладельца перечень портов Российской Федерации, в которых возможно обслуживание судов, с указанием типа порта.
1.8.4. Порт обязан обеспечить прием всех видов скопившихся на судне загрязненных вод и бытовых отходов. Заявка судна на плавучее средство для удаления загрязненных вод и бытовых отходов обычно подается заблаговременно диспетчеру порта.
Указанные работы выполняются портом за счет судна (судовладельца) в порядке, установленном обязательными постановлениями по данному порту.
1.8.5. Перед входом в порт капитан судна должен удостовериться, что вся отливная забортная арматура судовых систем, через которые может произойти сброс загрязняющих веществ, опломбирована в закрытом состоянии.
1.8.6. Каждое судно, перевозящее в виде груза более 2000 т нефти, должно иметь на борту свидетельство о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью.
Судну, не имеющему вышеуказанного свидетельства, не разрешается вход в порты Российской Федерации и выход из них.
1.8.7. Если часть судовых туалетов не подсоединена к судовой замкнутой системе сточных вод, то эти туалеты должны быть закрыты и опломбированы администрацией судна еще до входа его в порт и иные акватории, где запрещен сброс этих вод.
1.8.8. Судно может не получить разрешение на выход из порта в случае заполненных своих сборных емкостей нефтесодержащими, сточными водами и мусором при отсутствии на борту оборудования, требуемого Конвенцией МАРПОЛ 73/78, позволяющего произвести сброс, разрешенный указанной Конвенцией и национальными правилами.
1.8.9. Капитан судна, находящегося на акватории порта (у причала, на якорной стоянке), обеспечивает силами экипажа постоянное наблюдение за водной поверхностью вблизи своего судна. О всяком случае появления вблизи судна плавающих нефтяных пятен и мусора немедленно извещается портовый надзор и производится запись в судовом журнале.
1.8.10. В случае задержки судна в порту (инпорту) из-за недостаточности приемных сооружений капитан судна направляет информацию об этом судовладельцу по форме, установленной ИМО.
1.9. Требования к ответственным лицам1.9.1. Лицом, ответственным за проведение грузовых и балластных операций и мойку танков на танкере в соответствии с Уставом службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, является капитан.
1.9.2. Ответственное лицо и подчиненный ему персонал, принимающий участие в операциях, при проведении которых возможно загрязнение нефтью, должны быть обучены методам и приемам предотвращения загрязнения и борьбы с разливами нефти и других вредных веществ.
1.9.3. Капитан в процессе эксплуатации должен обеспечить строгое соблюдение графиков осмотров и ремонтов оборудования и систем, неисправность которых может привести к загрязнению моря нефтью.
1.9.4. В обязанность ответственного лица входит проверка готовности танкера, его оборудования, механизмов и систем, укомплектованности и подготовленности персонала к грузовым и балластным операциям и мойке танков.
Грузовые и балластные операции и мойка танков могут быть начаты только по распоряжению ответственного лица.
1.9.5. Заступающий на вахту или дежурство помощник капитана обязан получить от ответственного лица полную информацию о запланированной последовательности операций и ее фактическом выполнении, об имеющихся дополнительных указаниях и решениях по дальнейшему выполнению операции, о расстановке членов экипажа, принимающих участие в операции, и об объеме полученного ими инструктажа, о способах поддержания связи с ответственным лицом с судна (объекта), подающего или принимающего нефть (рыбий жир, растительное масло), с постами экстренной остановки операции и т.п.
1.9.6. Во время выполнения грузовых, балластных операций или мойки танков ответственное лицо должно принять меры к тому, чтобы под контролем у подчиненных ему членов экипажа, занятых непосредственным осуществлением указанных выше операций, находилось такое количество задействованного оборудования и устройств (открытых клапанов, клинкетов, задвижек, загружаемых танков, действующих измерительных приборов, моечных машинок, управляющих устройств, средств связи и т.п.), которое не превысило бы возможностей работающих осуществлять полноценное наблюдение за ходом операции и выполнять в случае необходимости соответствующие экстренные действия по ликвидации ситуаций, которые могут перерасти в аварийные.
1.9.7. В случае сброса нефти или другого вредного вещества с судна ответственное лицо обязано немедленно прекратить операции, в ходе которых произошел сброс, и сообщить о произведенном сбросе ответственному лицу берегового персонала, судовладельцу, капитану порта и агенту, обслуживающему судно. Операции могут быть возобновлены только после устранения причин, вызвавших сброс, и получения разрешения от уполномоченных на то властей.
Порядок сообщения о произведенном сбросе установлен судовым планом чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью.
1.10. Предупредительные надписи1.10.1. На каждом танкере в грузовом насосном отделении, у пульта дистанционного управления насосами, клапанами и устройствами замера уровня груза на видном месте должны быть закреплены плакаты и надписи, запрещающие сброс нефти (нефтесодержащих смесей) и других вредных веществ в море и предупреждающие о наказании за произведенный сброс в соответствии с действующим законодательством.
1.10.2. Если на танкере с изолированным балластом предусмотрен аварийный сброс изолированного балласта путем подсоединения балластного трубопровода к грузовому насосу с помощью съемного патрубка, то рядом с местом крепления в нерабочем состоянии этого съемного патрубка в грузовом насосном отделении должна быть прикреплена на видном месте табличка со следующей рекомендуемой надписью, указывающей его ограниченное применение: "Внимание! Соединение грузовой и балластной систем разрешается только по распоряжению капитана и служит для аварийной откачки изолированного балласта грузовыми насосами. После проведения данной операции соединение должно быть немедленно демонтировано, а на концы трубопроводов установлены глухие фланцы".
1.10.3. На танкере в местах управления операциями по бункеровке, погрузке, выгрузке, балластировке, мойке танков, перекачке вредных жидких веществ должны вывешиваться предупредительные надписи, содержание которых приведено далее при описании соответствующих операций.
1.11. Проверочные листы1.11.1. Проверочные листы должны быть подготовлены и применяться в каждой отдельной операции, включая:
- бункеровку;
- погрузку;
- сброс;
- перемещение нефтяного груза;
- балластировку / дебалластировку.
1.11.2. В случае, если используются готовые бланки проверочных листов, то необходимые отметки в них делаются до начала и в процессе отмеченных в них операций. Примерная форма листа приведена в Приложении 2.