"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. МДС 80-17.2001" (утв. Госстроем РФ)
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации разработано в целях приведения нормативно-методической документации по организации и проведению подрядных конкурсов в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве в соответствие с действующей законодательной базой.
2. Методические рекомендации определяют порядок и условия организации и проведения конкурса на размещение заказов на выполнение работ‚ оказание услуг в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве независимо от отраслевой или ведомственной принадлежности и назначения объектов. Методические рекомендации предусматривают организацию согласованных действий, защиту прав и законных интересов всех лиц при подготовке и проведении конкурсов, а также содержит требования, предъявляемые к формированию конкурсной документации, критериям оценки конкурсных предложений и содержание необходимых документов.
3. Методические рекомендации применимы при размещении заказов на выполнение работ, оказание услуг в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве на уровне федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации‚ муниципальных образований‚ а также любыми юридическими лицами вне зависимости от формы собственности и источников финансирования с учетом требований Гражданского Кодекса Российской Федерации.
4. Конкурсы проводятся при размещении заказов на:
строительство предприятий, зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе на условиях "под ключ"‚ расширение‚ реконструкцию‚ реставрацию‚ техническое перевооружение‚ капитальный ремонт действующих предприятий‚ зданий‚ сооружений;
выполнение проектно-изыскательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ‚ оказание инжиниринговых услуг в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве;
поставку технологического и инженерного оборудования, в том числе на условиях "под ключ";
управление жилищным фондом‚ выполнение работ по эксплуатации и ремонту жилищного фонда‚ объектов коммунального хозяйства.
5. Термины и определения‚ применяемые в данных Методических рекомендациях.
государственные нужды- потребности Российской Федерации в работах, услугах, обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета‚ бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников финансирования‚ включая государственные внебюджетные фонды Российской Федерации или субъектов Российской Федерации;
муниципальные нужды - потребности муниципального образования в работах и услугах, обеспечиваемые за счет средств муниципального бюджета, внебюджетных фондов и заимствований;
контракт на выполнение подрядных работ (далее "контракт") -контракт, заключаемый между заказчиком, либо заказчиком-застройщиком, либо службой заказчика в жилищно-коммунальном хозяйстве, которым заказчик на договорной основе передал часть своих функций по осуществлению организации и финансированию строительства, или обслуживанию объектов жилищно-коммунального хозяйства, и победителем конкурса в соответствии с законодательством Российской Федерации;
конкурс - способ выявления исполнителя работ, услуг в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, обеспечивающего лучшие условия исполнения контракта ;
организатор конкурса - заказчик (инвестор) - держатель инвестиционных ресурсов, ответственный за проведение конкурса; юридическое лицо‚ которому заказчик на договорной основе передал часть своих функций по проведению конкурса;
конкурсная комиссия- коллегиальный рабочий орган, формируемый организатором конкурса для проведения предварительного отбора, утверждения конкурсной документации‚ осуществления конкурсных процедур‚ включая оценку и сопоставление заявок‚ определение победителя конкурса;
участник конкурса- исполнитель работ, услуг‚ подавший заявку на участие в конкурсе;
исполнитель - юридическое лицо‚ осуществляющее предпринимательскую деятельность по выполнению работ‚ оказанию услуг в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве;
предмет конкурса - конкретные виды работ и услуг, по которым проводится конкурс;
объект конкурса- объект‚ совокупность объектов‚ пусковой комплекс‚ к которому относится предмет конкурса;
предварительный отбор - процедура оценки финансового положения и квалификации исполнителей с целью отбора из их числа участников конкурса;
документация о предварительном отборе - комплект документов, содержащих требования и критерии оценки исполнителей по их финансовому положению и квалификации‚ краткую информацию о предмете конкурса;
конкурсная документация - комплект документов, содержащих требования и критерии оценки исполнителей по их финансовому положению и квалификации; исходную информацию о технических, коммерческих, организационных и иных характеристиках объекта и предмета конкурса, условиях и процедурах конкурса;
заявка на участие в конкурсе - комплект документов, составленных с соблюдением условий конкурсной документации, содержащих предложение участника конкурса заключить контракт в отношении конкретного предмета конкурса;
альтернативное предложение - предложение участника‚ основанное на отличающихся от принятых в конкурсной документации условий по качеству строительной продукции‚ работ‚ услуг‚ срокам исполнения контракта‚ условиям авансирования и срокам платежей и другим параметрам;
обеспечение заявки - банковская гарантия, поручительство или залог‚ представляемые участником конкурса вместе с заявкой‚ содержащей обязательство участника конкурса заключить контракт в случае признания его победителем конкурса.
6. В случае, когда это целесообразно в силу разнохарактерности работ и услуг при большом объеме заказа, организатор конкурса может разделить заказ по количеству, виду работ на отдельные предметы конкурса с тем, чтобы в соревновании за получение заказа мог бы участвовать широкий круг конкурирующих между собою исполнителей‚ в том числе субъекты малого предпринимательства.
Решения относительно деления заказа на отдельные предметы конкурса должны содержаться в извещении о конкурсе.
7. Размещение заказов на выполнение работ, оказание услуг в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве осуществляется посредством открытых конкурсов (в том числе двухэтапных конкурсов) и закрытых конкурсов (в том числе двухэтапных конкурсов). Наиболее предпочтительным видом конкурса является открытый конкурс. В установленных случаях заказы на выполнение работ, оказание услуг могут быть размещены способом запроса котировок или у единственного источника (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти‚ уполномоченным осуществлять контроль за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ‚ услуг) для государственных нужд и координацию этой деятельности (далее "уполномоченным федеральным органом").
8. Конкурсы могут быть внутренними и с привлечением иностранных организаций.
Иностранные исполнители работ и услуг могут принимать участие в конкурсе в случае‚ если производство соответствующих работ и услуг в Российской Федерации отсутствует или экономически нецелесообразно‚ то есть имеются основания полагать‚ что предложение иностранного исполнителя работ‚ услуг по цене предмета конкурса (интегральному стоимостному показателю) будет существенно (не менее‚ чем в 1‚25 раза) выгоднее‚ чем предложение отечественных исполнителей. Для реализации этого требования в случае привлечения к участию в конкурсе иностранных организаций к предложениям российских участников применяется преференция в размере 25 процентов.
Данный пункт действует до выхода методических рекомендаций Госстроя России и уполномоченного федерального органа по количественной оценке экономической нецелесообразности производства работ и услуг для государственных нужд в Российской Федерации на основании сопоставления единовременных убытков от приобретения более дорогих, по сравнению с иностранной продукцией, отечественных товаров (работ, услуг) и доходов от их производства в Российской Федерации.
9. Решение о назначении и времени проведения конкурсов на размещение заказов на выполнение работ и оказание услуг в строительстве принимается заказчиком после утверждения в установленном порядке проектно-сметной и планово-финансовой документации.
Решение о назначении и времени проведения конкурсов на размещение заказов на выполнение работ‚ оказание услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве принимается службой заказчика или организацией, выполняющей функции заказчика в муниципальном образовании в следующих случаях:
- при формировании конкурсного участка на жилищном фонде‚ созданном в результате нового строительства‚ либо приемки бывшего ведомственного фонда в муниципальную собственность;
- при отсутствии договора на управление‚ эксплуатацию‚ ремонт имеющегося жилого фонда или истечении срока действия договора с организацией на выполнение указанных работ‚ услуг.
10. При проведении конкурсов документация по предварительному отбору, конкурсная документация, предложения и обосновывающие документы, представляемые участниками конкурсов, составляются на русском языке.
11. Обмен документами, уведомлениями,решениями и другими материалами, направляемыми организатором конкурса исполнителю‚ участнику конкурса, или исполнителем‚ участником конкурса организатору конкурса, должен осуществляться в форме, обеспечивающей запись содержания сообщения (заказное письмо с описью вложения‚ телеграф, телекс, факс).
Обмен документами между организатором конкурса и участниками (исполнителями) может также осуществляться с помощью средств связи, которые не обеспечивают запись содержания сообщения, при условии, что сразу после этого получателю сообщения высылается подтверждение в форме, обеспечивающей запись его содержания.
Организатор конкурса не вправе допускать дискриминации в отношении участников конкурса (исполнителей) на основании формы, в которой они передают или получают документацию, уведомления, решения или другие материалы, если эта форма соответствует требованиям настоящего пункта.