ПРИКАЗ КФМ РФ от 16.06.2003 N 73 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ "О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КФМ РОССИИ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОТОРЫХ ОТСУТСТВУЮТ НАДЗОРНЫЕ ОРГАНЫ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА"



ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КФМ РОССИИ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОТОРЫХ ОТСУТСТВУЮТ НАДЗОРНЫЕ ОРГАНЫ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА


1. В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ч.I, ст.3418; 2002, N 30, ст.3029; N 44, ст.4296) (далее - Федеральный закон) и пунктом 6 раздела III Положения о Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 г. N 211 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 14, ст.1311; 2003, N 7, ст.640), Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России) осуществляет контроль за исполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2. Объектами контроля со стороны КФМ России и его межрегиональных управлений (МРУ КФМ России) за исполнением Федерального закона являются следующие организации и их филиалы, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (далее - организации):

- лизинговые компании;

- ломбарды;

- организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также проводящие лотереи и иные игры, в которых организатор разыгрывает призовой фонд между участниками, в том числе в электронной форме.

3. В целях контроля за выполнением организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма КФМ России или МРУ КФМ России в пределах своей компетенции, проводят проверки организаций.

4. Контроль за исполнением организацией предписаний об устранении нарушений, выявленных в результате проверки исполнения требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, может осуществляться путем проведения повторной проверки.

5. КФМ России или МРУ КФМ России проводят следующие виды проверок:

- проверки, которые осуществляются непосредственно в месте нахождения КФМ России или МРУ КФМ России на основании имеющихся в КФМ России или МРУ КФМ России документов и информации о проверяемой организации, а также на основании сводных сведений (приложение 1 к настоящему Положению), представляемых организацией по запросу КФМ России или МРУ КФМ России (приложение 2 к настоящему Положению);

- выездные проверки, которые осуществляются по месту нахождения проверяемой организации.

В отношении одной организации выездная проверка может быть проведена не более чем один раз в полгода.

6. Проверки проводятся на основании распоряжений (приказов), подписанных Председателем КФМ России, его заместителями, руководителями (заместителями руководителей) МРУ КФМ России и удостоверенных печатью КФМ России (МРУ КФМ России).

В распоряжении (приказе) о проведении проверки указываются:

- наименование государственного органа (КФМ России или МРУ КФМ России), проводящего проверку;

- номер и дата распоряжения (приказа) о проведении проверки;

- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного (ых) на проведение проверки;

- наименование организации, в отношении которой проводится проверка, ее местонахождение, место фактической деятельности и ее основной государственный регистрационный номер (ОГРН);

- цели, задачи и предмет проводимой проверки, а также проверяемый период;

- правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

- дата начала и окончания проверки.

7. Распоряжение (приказ) о проведении выездной проверки либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим проверку, руководителю или иному уполномоченному лицу организации одновременно со служебным удостоверением.

8. При проведении проверок по вопросам соблюдения требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проверяется:

- наличие в организации специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ осуществления внутреннего контроля;

- наличие в организации разработанных, утвержденных и согласованных в установленном порядке правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ осуществления указанного внутреннего контроля;

- внутренние документы организации, позволяющие оценить состояние внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- наличие в правилах внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, порядка документального фиксирования необходимой информации, порядка обеспечения конфиденциальности информации, квалификационных требований к подготовке и обучению кадров, критериев выявления и признаков необычных сделок с учетом особенностей деятельности организации;

- соблюдение требований об идентификации клиентов организации;

- соблюдение требований по фиксированию организацией сведений, по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю;

- соблюдение порядка направления в КФМ России сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю;

- соблюдение требований по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных Федеральным законом;

- соблюдение порядка хранения информации и документов.

9. По результатам проверки должностным (и) лицом (ами) КФМ России или МРУ КФМ России, проводящим (и) проверку, составляется акт в двух экземплярах.

В акте указываются:

- наименование государственного органа (КФМ России или МРУ КФМ России), проводившего проверку;

- дата, время и место составления акта;

- дата и номер распоряжения, на основании которого проведена проверка;

- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего (их) проверку;

- наименование проверяемой организации, ее местонахождение, место фактической деятельности, а также ее основной государственный регистрационный номер (ОГРН) и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

- данные об учредительных документах проверяемой организации;

- дата, время и место проведения проверки, а также проверяемый период;

- сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, об организации и ее должностных лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;

- сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом уполномоченного представителя организации, их подписи или отказ от подписи;

- подпись должностного лица (лиц), осуществившего (их) проверку.

Один экземпляр акта вручается руководителю организации под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в КФМ России или МРУ КФМ России.

10. В случае обнаружения в результате проверки организации должностными лицами КФМ России или МРУ КФМ России достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, и при наличии повода уполномоченное должностное лицо КФМ России или МРУ КФМ России возбуждает дело об административном правонарушении в соответствии со статьей 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.