ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.11.2001 N 815 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ (2002-2010 ГОДЫ)"



VIII. Социально-экономическая эффективность


Реализация Программы позволит получить многосторонний социально-экономический эффект и будет иметь позитивные последствия во многих сферах жизни страны.

Программа обеспечивает не только сохранение, но и восстановление уникальных памятников истории и культуры, градостроительных ансамблей и окружающего их исторического ландшафта, расположенных в каждом третьем городе России.

Программой предусматривается существенное развитие в городах туристических и рекреационных функций, позволяющих многократно расширить масштабы посещений и пребывания как отечественных, так и зарубежных граждан (прирост составит до 1500 тыс. человекодней в год). Это особенно важно в условиях, когда многие традиционные центры отдыха, туризма и санаторного лечения оказались за пределами России и стали недоступны большинству ее населения.

Создание и развитие объектов туристической и рекреационной базы и сферы услуг позволит получить прямой экономический эффект в связи с тем, что окупаемость большинства объектов, особенно туристической инфраструктуры, составляет от 2 до 6 лет.

В связи с реализацией программных мероприятий значительно улучшится не вполне благополучная экологическая обстановка, характерная в настоящее время для крупных исторических городов.

Реализация Программы позволит также заметно повысить уровень социально-экономического развития каждого города, в том числе усилить социальную направленность экономики, обеспечить общий рост занятости населения.

Важным результатом реализации Программы станет повышение экономической самостоятельности преобладающей части исторических городов, переход их на самофинансирование. Это позволит существенно снизить в перспективе финансовую нагрузку на федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Программа создает условия для дополнительной капитализации реконструированных, отреставрированных и новых зданий жилого, социально-культурного и административно-делового назначения в объеме 180-210 млн. рублей.

Ожидается рост притока инвестиций в объеме 150-170 млн. рублей.

Экологические мероприятия по оздоровлению городской среды позволят предотвратить экономический ущерб в размере около 17 млн. рублей.

Появление в дальнейшем возможности значительного увеличения затрат на достижение целей сохранения и развития архитектуры исторических городов обещает получение еще более внушительных экономических и социальных результатов. Согласно данным бизнес-плана, превышение дополнительных поступлений над затратами в этом случае может составить 4-6 млрд. рублей.

Программа заложит основы устойчивого развития городов. Повышению устойчивости будет способствовать расширение сферы приложения труда, улучшение социально-демографической структуры населения, совершенствование планировочной организации территории и снижение экологической напряженности.

Таблица 3

Основные направления НИОКР, финансируемых из федерального бюджета

Стоимость - всего (млн. рублей) В том числе на I этапе
1. Разработка научных основ и методов возрождения исторических центров и реконструкции исторической застройки городов с активизацией их общественной и культурной значимости 2,5 0,8
2. Разработка методических рекомендаций по организации привлечения инвесторов для участия в возрождении исторических городов 2,2 0,7
3. Разработка методики сравнительного анализа экономического потенциала различных городов в целях формирования устойчивого механизма их саморазвития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности 2,3 0,7
4. Разработка опытных эталонных образцов реконструкции и модернизации городских ансамблей, отдельных зданий и сооружений 3,8 1,2
5. Научное обоснование (уточнение) критериев выделения исторических населенных мест и их ареалов с определением уровня ценности историко-культурного наследия 1,9 0,6
6. Методика анализа и научного обоснования оптимальных архитектурно-художественных, инженерно-конструкторских, транспортных решений по градостроительным преобразованиям и социально-культурным изменениям в разных исторических городах 3,2 1
7. Научные основы типологии жилых и общественных зданий в исторической застройке 2,3 0,8
8. Методические основы выявления мнения населения, субъектов собственности и хозяйственной деятельности и их привлечение к участию в реконструкции исторических городов 2,2 0,6
Итого 20,4 6,4
По подпрограмме "Сохранение и развитие исторического центра г. Санкт-Петербурга" 15 15
По подпрограмме "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России в условиях экономической реформы" 20,4 6,4
Всего 55,8 27,8

Таблица 4

ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБЩЕПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ (2002-2010 ГОДЫ)"

(млн. рублей, в ценах 2001 года)

Источники и направления финансирования 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год Общий объем финансирования Программы - всего
Всего 70,5 81,7 82,2 82 81,9 81,7 82,2 83,2 83,6 729
в том числе:
федеральный бюджет 9,6 9,6 9,2 8,3 8,3 8,3 8,3 8,4 70
бюджеты субъектов Российской Федерации 20,7 21,4 21,4 21,4 21,4 21,3 21,3 21,3 21 191,2
местные бюджеты 23,2 23,4 23,9 24 23,8 23,7 23,7 23,7 24,2 213,6
внебюджетные источники 26,6 27,3 27,3 27,4 28,4 28,4 28,9 29,9 30 254,2
Государственные капитальные вложения - всего 67,4 76,4 76,9 76,4 75,6 75,6 76,1 77,1 77,5 679
в том числе:
федеральный бюджет 7,5 7,5 7 5,5 5,5 5,5 5,5 5,6 49,6
бюджеты субъектов Российской Федерации 19,2 19,8 19,8 19,7 19,6 19,6 19,6 19,6 19,3 176,2
местные бюджеты 21,6 21,8 22,3 22,3 22,1 22,1 22,1 22,1 22,6 199
внебюджетные источники 26,6 27,3 27,3 27,4 28,4 28,4 28,9 29,9 30 254,2
НИОКР - всего 3,1 5,3 5,3 5,6 6,3 6,1 6,1 6,1 6,1 50
в том числе:
федеральный бюджет 2,1 2,1 2,2 2,8 2,8 2,8 2,8 2,8 20,4
бюджеты субъектов Российской Федерации 1,5 1,6 1,6 1,7 1,8 1,7 1,7 1,7 1,7 15
местные бюджеты 1,6 1,6 1,6 1,7 1,7 1,6 1,6 1,6 1,6 14,6
внебюджетные источники
Прочие нужды - всего
в том числе:
федеральный бюджет
бюджеты субъектов Российской Федерации
местные бюджеты
внебюджетные источники

Таблица 5

ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ (2002-2010 ГОДЫ)"

(млн. рублей, в ценах 2001 года)

Источники и направления финансирования 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год Общий объем финансирования Программы - всего
Всего 5149,2 4652,2 4634,3 4235,9 3741,1 3571,5 3408,7 3481,7 3396,4 36271
в том числе:
федеральный бюджет 513,9 280,2 173 160,6 155 154 152,5 151,5 139,7 1880,4
бюджеты субъектов Российской Федерации 2517,2 2214,6 2211,4 2018,3 1453,4 1385,4 1310,1 1371 1333,7 15813,6
местные бюджеты 36,9 38,1 40,7 40,3 43,2 41,9 41,9 41,9 40,9 365,8
внебюджетные источники 2081,2 2119,3 2209,2 2016,7 2089,5 1990,2 1904,2 1917,3 1882,1 18209,7
Государственные капитальные вложения - всего 4405 3653,5 3882,9 3552,2 3694,5 3522,6 3374,8 3462,8 3387,5 32935,8
в том числе:
федеральный бюджет 511,9 24 163,9 152,9 149,4 148,4 146,9 145,9 134,1 1577,4
бюджеты субъектов Российской Федерации 1776,6 1473,7 1470,7 1344 1414,1 1343,7 1283,4 1359,3 1332 12797,5
местные бюджеты 35,3 36,5 39,1 38,6 41,5 40,3 40,3 40,3 39,3 351,5
внебюджетные источники 2081,2 2119,3 2209,2 2016,7 2089,5 1990,2 1904,2 1917,3 1882,1 18209,4
НИОКР - всего 5,1 12,2 12,3 11,1 46,6 48,9 33,9 18,9 8,9 197,9
в том числе:
федеральный бюджет 2 9 9,1 7,7 5,6 5,6 5,6 5,6 5,6 55,8
бюджеты субъектов Российской Федерации 1,5 1,6 1,6 1,7 39,3 41,7 26,7 11,7 1,7 127,5
местные бюджеты 1,6 1,6 1,6 1,7 1,7 1,6 1,6 1,6 1,6 14,6
внебюджетные источники
Прочие нужды - всего 739,1 986,5 739,1 672,6 3137,3
в том числе:
федеральный бюджет 247,2 247,2
бюджеты субъектов Российской Федерации 739,1 739,3 739,1 672,6 2890,1
местные бюджеты
внебюджетные источники

Приложение N 1
к федеральной целевой программе
"Сохранение и развитие архитектуры
исторических городов (2002-2010 годы)"