в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 24.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • ПИСЬМО Минобразования РФ от 29.03.2001 N 20-52-1350/20-5 (вместе с "ВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ ПО ОЦЕНКЕ КВАЛИФИКАЦИИ И УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ ПРИСВОЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ РУКОВОДИТЕЛЯМ, СПЕЦИАЛИСТАМ (ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ)")
действует Редакция от 29.03.2001 Подробная информация
ПИСЬМО Минобразования РФ от 29.03.2001 N 20-52-1350/20-5 (вместе с "ВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ ПО ОЦЕНКЕ КВАЛИФИКАЦИИ И УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ ПРИСВОЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ РУКОВОДИТЕЛЯМ, СПЕЦИАЛИСТАМ (ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ)")

3. Определение уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории

3.1. Уровень профессиональной компетентности при присвоении квалификационных категорий руководящим и педагогическим работникам образовательных учреждений определяется при их аттестации в порядке, установленном Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных образовательных учреждений, утвержденным Приказом Министерства образования Российской Федерации от 26.06.2000 N 1908, зарегистрированным в Минюсте России 24.07.2000, регистрационный N 2322 (далее - Положение о порядке аттестации).

3.2. Педагогические работники имеют право претендовать на любую (вторую, первую или высшую) квалификационную категорию и получить ее при успешном прохождении аттестации. Как правило, педагогические работники должны иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности, по которой они желают пройти аттестацию, не менее 1 года для II квалификационной категории, не менее 2 лет - для I квалификационной категории и не менее 3 лет - для высшей квалификационной категории, отвечать требованиям предыдущей квалификационной категории и раздела ТКХ "Должен знать".

3.3. В ходе аттестации при присвоении квалификационной категории определяется соответствие уровня профессиональной компетентности работников требованиям (показателям) к их квалификации, профессионализму и продуктивности (устойчивых результатов деятельности).

3.3.1. Уровень профессиональной компетентности педагогических работников для присвоения II квалификационной категории подтверждается показателями:

квалификация - знаниями и умениями, превышающими требования стандартов педагогического или другого профессионального образования, в области основ теории педагогики, психологии и возрастной физиологии; содержания базового компонента преподаваемого предмета; методик обучения и воспитания;

профессионализм - умением создавать комфортный микроклимат в образовательном процессе, применять в практической деятельности широкий набор методов, приемов и средств обучения (воспитания), обеспечивающих вариативность образовательного процесса; элементарные методы и средства педагогической диагностики; основные формы дифференциации контингента обучающихся (воспитанников); основные методы формирования и развития познавательной и коммуникативной культуры обучающихся (воспитанников);

продуктивность - практикой работы, способствующей сохранению контингента обучающихся (воспитанников), с которым непосредственно взаимодействует педагог; обеспечением уровня подготовки обучающихся (воспитанников) (кроме воспитанников дошкольных образовательных учреждений), соответствующего требованиям Государственных образовательных стандартов и рассматриваемого как высокий в данном образовательном учреждении.

3.3.2. Уровень профессиональной компетентности педагогических работников при присвоении I квалификационной категории подтверждается показателями:

квалификация - знаниями и умениями, превышающими требования стандартов педагогического или другого профессионального образования, в области технологий индивидуализации образовательного процесса, современных методов психолого - педагогической диагностики; владением в совершенстве базовым компонентом содержания преподаваемого предмета, знаниями по смежным дисциплинам; уровнем теоретических знаний, позволяющим педагогу вести преподавание на различных уровнях;

профессионализм - умением учитывать психологические особенности обучающихся (воспитанников) при отборе содержания, методов и форм учебно - воспитательного процесса; способностью решать педагогические задачи с различными по уровню развития, склонностей, способностей, интересов и состояния здоровья категориями обучающихся (воспитанников), в том числе путем применения профильных и разноуровневых программ; применением в практической деятельности современных педагогических технологий, элементов технологий педагогики развития личности, методик анализа учебно - методической работы по предмету;

продуктивность - обеспечением уровня подготовки обучающихся (воспитанников) (кроме дошкольных образовательных учреждений), являющегося высоким по профилю в муниципальной системе образования (районе, городе).

3.3.3. Уровень профессиональной компетентности педагогических работников при присвоении высшей квалификационной категории подтверждается показателями:

квалификация - освоением новейших достижений педагогической науки и практики, профильной области знаний; творческим решением практических задач;

профессионализм - умением осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания или (и) самостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять педагогические технологии или их элементы, которые могут быть рекомендованы к распространению; созданием условий для реализации креативных (творческих) возможностей обучающимися (воспитанниками); применением в практической деятельности исследовательских и опытно - экспериментальных методов обучения и воспитания, методик управления и прогнозирования педагогического процесса, приемов планирования и организации самообразования обучающихся (воспитанников);

продуктивность - обеспечением уровня подготовки обучающихся (воспитанников), являющегося высоким по профилю в системе образования субъекта Российской Федерации, федерального ведомственного органа управления образованием.

3.4. Руководящие работники образовательных учреждений (директора (начальники, заведующие), их заместители, руководители структурных подразделений, в т.ч. филиалов, старшие мастера) (далее - руководящие работники) вправе претендовать на первую или высшую квалификационные категории.

3.4.1. При аттестации руководящих работников на первую и высшую квалификационные категории соответствие уровня профессиональной компетентности работников требованиям (показателям) к их квалификации, профессионализму и продуктивности (устойчивых результатов деятельности) подтверждается следующими показателями, исчисляемыми в баллах:

Показатели для оценки уровня профессиональной компетентности Кол - во баллов Повышающий коэффициент Суммарная оценка проф. компетентн. в баллах
1 2 3 4
Показатели квалификации Знание:
- стратегии развития образования в России и принципов образовательной политики 1
- целей, содержания, форм, методов обучения и воспитания, современных концепций и технологий 1
- типов образовательных учреждений, их места и роли в системе непрерывного образования, требований к результатам их деятельности 1
- основ экономики образования 1
- нормативно - правовых основ функционирования и развития системы образования
- теоретических основ управления, ведущих управленческих школ и концепций, особенностей управления в сфере образования 1
- принципов анализа и построения образовательных систем и методов планирования их деятельности 1
- систем и методов материального и морального стимулирования работников 1
- стилей эффективного руководства коллективом 1
- современных методов контроля образовательной, финансово - хозяйственной деятельности и делопроизводства в учреждении 1
- требований к ведению делопроизводства в образовательном учреждении 1
Показатели профессионализма
Умение:
- анализировать деятельность образовательного учреждения, выявлять наиболее значимые проблемы и находить эффективные пути их решения 2
- разрабатывать нормативно - организационную документацию образовательного учреждения (договоры, уставы, правила, положения, должностные инструкции) 2
- разрабатывать программы развития образовательного учреждения 2
- строить организационную структуру управления образовательным учреждением 2
- планировать и организовывать контроль деятельности учреждения 2
- мотивировать исполнителей на достижение высоких результатов в трудовой деятельности и повышении квалификации 2
- предупреждать и разрешать конфликты в коллективе 2
- организовывать освоение новаций 2
- проводить деловые совещания, беседы, организовывать групповую работу 2
Показатели продуктивности деятельности
Образовательного учреждения (структурного подразделения):
- сохранение контингента обучающихся 3
- освоение обучающимися образовательных стандартов 3
- результаты инновационной образовательной деятельности 3
Руководителя:
- состояние нормативной правовой базы для функционирования и развития образовательного учреждения 3
- программа развития учреждения (структурного подразделения) 3
- состояние учебно - материальной (материально - технической) базы учреждения (наличие, использование, развитие) 3
- количественные и качественные характеристики движения кадрового состава 3
- социально - психологический климат в руководимом коллективе 3
- качество и уровень санитарно - гигиенических условий 3
- состояние делопроизводства 3

3.4.2. Для оценки профессиональной компетентности по каждому показателю устанавливается следующая шкала баллов:

0 баллов - знания, умения или результаты деятельности отсутствуют;

1 балл - наличие знаний, умений или результатов деятельности;

2 балла - высокий уровень знаний, умений или результатов деятельности.

3.4.3. Для каждой группы показателей профессиональной компетентности применяются следующие повышающие коэффициенты:

коэффициент 1 - для показателей квалификации (профессиональные знания);

коэффициент 2 - для показателей профессионализма (профессиональные умения);

коэффициент 3 - для показателей продуктивности деятельности (результаты деятельности).

3.4.4. Суммарная оценка профессиональной компетентности руководящих работников определяется следующим образом:

- оценивается каждый показатель уровня профессиональной компетентности руководящих работников в баллах, которые заносятся в графу 2 - "Количество баллов";

- количество баллов умножается на повышающий коэффициент для данной группы показателей и заносится в графу 3 - "Повышающий коэффициент";

- данные граф 2 и 3 суммируются и заносятся в графу 4 - "Суммарная оценка профессиональной компетентности".

3.4.5. Показатели оценки уровня профессиональной компетентности (квалификации, профессионализма, продуктивности деятельности) руководящих работников являются основными и могут дополняться, исключаться, конкретизироваться органами управления образованием субъектов Российской Федерации, федеральными ведомственными органами управления образованием в зависимости от должности руководящего работника, специфики его работы, особенностей контингента обучающихся (воспитанников), специфики деятельности образовательного учреждения (структурного подразделения) и отрасли хозяйства.

3.4.6. При суммарной оценке профессиональной компетентности в баллах, составляющих не менее 40% от максимального количества баллов, руководящим работникам присваивается первая квалификационная категория, а свыше 80% - высшая квалификационная категория.

3.5. Квалификация лиц, претендующих на руководящую должность и аттестуемых на первую квалификационную категорию, определяется всесторонней оценкой соответствия профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности, возможностей по управлению данным образовательным учреждением или структурным подразделением, опыта работы, знаний основ управленческой деятельности.

  • Главная
  • ПИСЬМО Минобразования РФ от 29.03.2001 N 20-52-1350/20-5 (вместе с "ВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ ПО ОЦЕНКЕ КВАЛИФИКАЦИИ И УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ ПРИСВОЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ РУКОВОДИТЕЛЯМ, СПЕЦИАЛИСТАМ (ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ)")