ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ГАЗОПРОВОДОВ ИЗ ПОЛИЭТИЛЕНОВЫХ ТРУБ ДИАМЕТРОМ ДО 300 ММ. СП 42-101-96
Переходы газопроводов через естественные и искусственные препятствия
4.12. Переходы газопроводов через железные дороги общей сети и автомобильные дороги I-II категорий, под скоростными дорогами, магистральными улицами и дорогами общегородского значения, а также через водные преграды шириной более 25 м при меженном горизонте и болота III типа должны выполняться из стальных труб.
При пересечении железных дорог переход на стальные трубы должен осуществляться на расстоянии не менее 60 м до и после земляного полотна насыпи, бровки выемки или крайнего рельса на нулевых отметках.
Пересечение газопроводов с железными и автомобильными дорогами следует предусматривать, как правило, под углом 90°.
Характеристики дорог по категориям приведены в Приложении 11.
Подразделение болот на типы приведено в Приложении 12.
4.13. Пересечение болот I и II типов и водных преград шириной до 25 м при меженном горизонте и отсутствии эрозии дна и берегов допускается осуществлять из полиэтиленовых труб. Проектную отметку верха забалластированного газопровода следует принимать на 0,5 м ниже прогнозируемого профиля дна, а на судоходных и сплавных реках - на 1 м, определяемого с учетом возможного размыва русла реки в течение 25 лет эксплуатации.

a) – надземное, с использованием неразъемного соединения "полиэтилен-сталь" усиленного типа; б) – надземное, с использованием разъемного фланцевого соединения; в) - надземное, с использованием колодца; г) – подземное в колодце с использованием разъемного фланцевого соединения и П-образного компенсатора; д) – крышка колодца для надземного размещения запорной арматуры.
Рис. 4. Варианты размещения запорной арматуры
4.14. Переходы газопроводов через подъездные железные дороги промышленных предприятий, автомобильные дороги всех категорий (за исключением оговоренных в п. 4.12), трамвайные пути, под магистральными улицами и дорогами районного и местного значения в черте населенного пункта, а также пересечения с коллекторами, тоннелями и каналами, силовыми и телефонными кабелями, водостоками, водо- и газопроводами, канализацией и тепловыми сетями и места прохода газопроводов через стенки колодцев должны предусматриваться в защитных футлярах в соответствии с требованиями настоящего СП.
Допускается предусматривать на переходах через автомобильные дороги I и II категорий и дороги другого назначения, перечисленные в п. 4.12, полиэтиленовые трубы в стальных футлярах при условии применения длинномерных труб из ПЭ 80 (ПCП) без сварных и других соединений на участках перехода.
4.16. При пересечении полиэтиленовыми газопроводами автомобильных дорог, не имеющих специально устроенного земляного полотна и дорожной одежды (бескатегорийных грунтовых дорог), а также автодорог на территории сельских поселений, включая дороги, имеющие дорожную одежду, допускается прокладывать полиэтиленовые трубы в футлярах из полиэтиленовых или асбестоцементных труб большего диаметра, а также и без защитного футляра (вопрос защиты решается проектной организацией). В последнем случае глубина заложения газопровода в месте пересечения с автомобильными дорогами должна быть не менее 1,5 м до верха трубы. Длина углубленного участка траншеи в месте пересечения должна предусматриваться не менее 5 м в обе стороны от края проезжей части.