ПИСЬМО МНС РФ от 22.07.2003 N ВГ-6-03/807 "СВОД ПИСЕМ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 2003 ГОДА" (извлечения)



В целях применения подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ:


В силу пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах, которое согласно пункту 1 статьи 1 Кодекса состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

При этом статьей 2 Кодекса установлено, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Изложенное подтверждается пунктом 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которому принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения, применяются до момента введения в действие соответствующих глав части второй Кодекса.

Главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса не предусмотрено освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость безвозмездной передачи угледобывающими организациями угля на личные нужды лицам, перечисленным в абзацах 2-7 пункта 4 статьи 21 Федерального закона от 20.06.96 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности".

Учитывая вышеизложенное, реализация угля на личные нужды пенсионерам, пенсии которым назначены в связи с работой в организациях по добыче (переработке) угля; инвалидам труда, инвалидам по общему заболеванию, если они пользовались этим правом до получения инвалидности; семьям работников, погибших (умерших) в организациях по добыче (переработке) угля, если жена (муж), родители, дети и (или) другие нетрудоспособные члены семьи получают пенсии по случаю потери кормильца; вдовам работников организаций по добыче (переработке) угля; работникам организаций по добыче (переработке) угля, проработавшим в таких организациях не менее десяти лет и уволенным в связи с сокращением штатов или ликвидацией таких организаций вне зависимости от места последующей работы, облагается налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. (Письмо МНС России от 16.12.2002 N 03-1-09/3193/14-АР891).

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 822 Гражданского кодекса Российской Федерации сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита).

В соответствии со статьей 823 Гражданского кодекса Российской Федерации договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.

При этом объектом товарного кредита могут являться только вещи, предоставляемые на возвратной возмездной основе, в то время как по договору коммерческого кредита возникает обязанность одной из сторон оплатить поставленные товары.

В связи с тем, что в рассматриваемой ситуации имеет место реализация товаров, расчеты за которые проводятся с отсрочкой платежа, такая форма кредитования является коммерческим, а не товарным кредитом.

Товаром для целей Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

В связи с изложенным реализация товаров, признаваемая объектом налогообложения, на территории Российской Федерации на основании договора коммерческого кредита подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость у стороны, их передающей.

Согласно пункту 1 статьи 167 Кодекса момент определения налоговой базы зависит от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения. (Письмо МНС России от 17.12.2002 N 03-2-09/3195/27-АР893).

Статьями 146 и 162 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что с 1 января 2001 года налогом на добавленную стоимость облагаются операции по реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), а также полученные налогоплательщиком денежные средства, иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

В статье 39 части первой Налогового кодекса Российской Федерации дано определение реализации товаров, работ или услуг. В частности, реализацией является возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

При этом согласно статье 38 части первой Налогового кодекса Российской Федерации под услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Учитывая изложенное, с введением в действие главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость" деятельность застройщика по выполнению возложенных на него функций, в том числе технического надзора, следует рассматривать как возмездное оказание услуг, стоимость которых подлежит обложению налогом на добавленную стоимость на общих основаниях.

Налогооблагаемая база по налогу на добавленную стоимость определяется исходя из стоимости оказанных застройщиком услуг, определенных в смете на строительство объекта.

Суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления деятельности застройщика, принимаются к вычету в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации в общеустановленном порядке. (Письмо МНС России от 23.12.2002 N 03-1-09/3274/14-АС711).

Статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации. При этом под организациями согласно статье 11 Кодекса понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Таким образом, все организации, вне зависимости от форм собственности, ведомственной принадлежности и видов деятельности, при осуществлении операций, подлежащих налогообложению, обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость.

Главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса не предусмотрен особый порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость организациями системы Росрезерва. Поэтому суммы налога, полученные организациями Росрезерва при реализации материальных ценностей, должны уплачиваться в бюджет в общеустановленном порядке. (Письмо МНС России от 23.12.2002 N 03-1-09/3272/14-АС712).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1041 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

Согласно пункту 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями.

В связи с тем, что при заключении договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) не образуется самостоятельного субъекта предпринимательской деятельности, положения главы 26.2 Кодекса "Упрощенная система налогообложения" на простое товарищество не распространяются.

Таким образом, деятельность в рамках договора о совместной деятельности не может подпадать под действие упрощенной системы налогообложения.

Учитывая изложенное, реализация товаров (работ, услуг) в рамках простого товарищества (договора о совместной деятельности) подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. (Письмо МНС России от 30.01.2003 N 03-1-08/347/13-Г733).

В соответствии со статьей 822 Гражданского кодекса Российской Федерации сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита). К такому договору применяются правила для отношений по кредитному договору (параграф 2 главы 42 "Заем и кредит" ГК РФ), если иное не предусмотрено таким договором и не вытекает из существа обязательства.

Как следует из пункта 2 статьи 819 ГК РФ, к отношениям по кредитному договору применяются правила, предусмотренные для отношений по договору займа.

Согласно статье 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Условия о количестве, ассортименте, комплектности, качестве, таре и (или) упаковке предоставляемых по товарному кредиту вещей должны исполняться в соответствии с правилами о договоре купли-продажи товаров, если иное не предусмотрено договором товарного кредита, поскольку речь при этом также идет об отчуждении этих вещей в собственность заемщика.

К существенным условиям договора купли-продажи (наименование и количество товара), предусмотренным статьей 455 ГК РФ, добавлены существенные условия кредитного договора: предоставление кредита заемщику на оговоренных условиях и обязанность заемщика возвратить полученный кредит и уплатить проценты за его использование, предусмотренные статьей 819 ГК РФ. Как следует из пункта 3 статьи 809 ГК РФ, договор займа может быть беспроцентным, если заемщику передаются не деньги, а другие вещи, определенные родовыми признаками.

Таким образом, договор товарного кредита является смешанным договором, т. к. одновременно содержит признаки двух видов правоотношений: отношения по купле-продаже товаров и кредитные отношения. В этом случае согласно статье 421 ГК РФ применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

В соответствии со статьей 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - и на безвозмездной основе.

Согласно статье 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Следовательно, продавец товара (кредитор), исходя из стоимости передаваемого товара, определенной условиями договора займа, должен исчислить и внести в бюджет налог на добавленную стоимость.

При возврате товаров продавец (кредитор) производит вычет сумм налога, ранее уплаченных им в бюджет.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153-158 Кодекса, увеличивается на суммы процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшими в периодах, за которые производится расчет процента. Суммы процента по товарному кредиту в части, не превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования Центрального банка РФ, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость. (Письмо МНС России от 30.01.2003 N 03-1-08/360/11-Г691).

Статьей 13 Патентного закона Российской Федерации установлено, что любое лицо, не являющееся патентообладателем, вправе использовать изобретение, полезную модель, промышленный образец, защищенные патентом, лишь с разрешения патентообладателя (на основе лицензионного договора). По лицензионному договору патентообладатель (лицензиар) обязуется предоставить право на использование охраняемого объекта промышленной собственности в объеме, предусмотренном договором, другому лицу (лицензиату), а последний принимает на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные договором платежи и осуществлять другие действия, предусмотренные договором.

Лицензионный договор подлежит регистрации в Патентном ведомстве и без регистрации считается недействительным.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), а также передача имущественных прав.

При этом исчерпывающий перечень операций не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость предусмотрен статьей 149 Кодекса.

Освобождение от налогообложения патентно-лицензионных операций указанной статьей Кодекса не предусмотрено.

В связи с изложенным, операции по передаче, в установленном порядке, патентообладателем (лицензиаром) права на использование изобретения являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Поэтому, на основании статьи 168 Кодекса, патентообладатель (лицензиар) при осуществлении операции по передаче права на использование изобретения обязан предъявить к оплате его приобретателю соответствующую сумму налога. (Письмо МПС России от 05.02.2003 N 03-2-09/422/22-Д502).

Статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации. При этом под организациями согласно статье 11 Кодекса понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость согласно подпункту 1 пункта 1статьи 146 Кодекса признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Следовательно, все организации, вне зависимости от форм собственности, ведомственной принадлежности и видов деятельности, при осуществлении операций, подлежащих налогообложению, обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год" от 27.12.2000 N 150-ФЗ и со статьей 24 Федерального закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2002 год" от 30.12.2001 N 194-ФЗ доходы, получаемые системой государственного материального резерва от взимания в соответствии с Федеральным законом от 29.12.94 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" платы за заимствование материальных ценностей из государственного материального резерва, перечисляются Российским агентством по государственным резервам в доходы федерального бюджета в установленной законами сумме. Плата, получаемая сверх этих сумм, а также прочие доходы, получаемые системой государственного резерва от проведения операций с государственным резервом, зачисляются на счета Российского агентства по государственным резервам и его территориальных органов по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и в установленном порядке используются ими исключительно для формирования государственного материального резерва и содержания системы государственного материального резерва.

Учитывая изложенное, налог на добавленную стоимость по операциям, являющимся объектом налогообложения в соответствии со статьей 146 Кодекса, должен быть исчислен и уплачен в бюджет в общеустановленном порядке организациями, входящими в систему Российского агентства по государственным резервам, так как указанными федеральными законами не предусмотрено его зачисление на счета Российского агентства по государственным резервам и его территориальных органов. (Письмо МНС России от 07.02.2003 N 03-1-08/452/14-Д911).

Согласно статье 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

организации;

индивидуальные предприниматели;

лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

При этом статьей 11 Кодекса установлено, что организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, плательщиками налога на добавленную стоимость признаются все организации, имеющие статус юридических лиц, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, за исключением операций, не подлежащих налогообложению согласно статье 149 Кодекса, и операций, не признаваемых объектом налогообложения согласно пункту 2 статьи 146 Кодекса.

Согласно статье 39 Кодекса в целях налогообложения реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Земельные участки согласно статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации относятся к недвижимому имуществу.

В соответствии с вышеуказанными нормами Кодекса операции по реализации земельных участков не освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Следовательно, операции по передаче (продаже) земельных участков, в том числе выкупаемых в процессе приватизации земель, находящихся в государственной собственности, являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

При этом плательщиком налога является лицо, выступающее в договоре купли-продажи земли продавцом.

В соответствии со статьей 154 Кодекса налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них налога и налога с продаж.

Согласно статье 166 Кодекса сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Пунктом 1 статьи 168 Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.

Таким образом, при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности, продавец дополнительно к стоимости (цене) выкупаемого земельного участка должен предъявить покупателю сумму НДС, исчисленную по налоговой ставке 20 процентов.

Следует учитывать, что в соответствии с пунктом 3 статьи 169 Кодекса при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения, налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.

Таким образом, при продаже земельного участка, находящегося в государственной собственности, продавец должен выставить не позднее пяти дней, считая со дня продажи земельного участка, счет-фактуру в двух экземплярах, первый экземпляр которого передается покупателю данного участка.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 174 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по операциям, признаваемым объектом налогообложения, отражается в декларации по налогу на добавленную стоимость, представляемой в налоговый орган в установленные данной статьей сроки, и уплачивается в бюджет по месту учета налогоплательщика в налоговых органах. (Письмо МНС России от 07.02.2003 N 03-1-08/453/16-Д915).

Статьей 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации как на возмездной, так и на безвозмездной основе, за исключением операций, не подлежащих налогообложению в соответствии со статьей 149 Кодекса.

Таким образом, в соответствии с указанной нормой Кодекса плательщиком налога на добавленную стоимость является поставщик товаров (работ, услуг), т.е. сторона, передающая товары, выполняющая работы, оказывающая услуги.

Кредиторская задолженность представляет собой вид обязательств, характеризующих сумму долгов, причитающихся к уплате организацией в пользу других юридических и физических лиц в результате хозяйственных взаимоотношений с ними. Наиболее распространенный вид кредиторской задолженности - задолженность поставщикам и подрядчикам за поставленные ими товары, материалы, услуги, выполненные и не оплаченные в срок работы.

В связи с изложенным, суммы невостребованной кредиторской задолженности, возникшей у покупателя товаров (работ, услуг), а также в результате осуществления налогоплательщиком операций, не признаваемых операциями по реализации товаров, работ, услуг (невостребованные дивиденды, средства, выведенные из уставного капитала по заявлению его участника и не истребованные им), и невостребованные расходы по долговым обязательствам банка, списываемые по истечении сроков исковой давности на финансовые результаты в составе внереализационных доходов, налогом на добавленную стоимость не облагаются. (Письмо МНС России от 20.02.2003 N 03-2-09/621/22-Ж615).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе также признается реализацией товаров (работ, услуг).

Пунктом 1 статьи 39 Кодекса определено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Таким образом, безвозмездное распространение части тиража журнала, так же, как распространение журнала по подписке, признается реализацией товаров и является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Что касается раздельного учета, то в соответствии с пунктом 4 статьи 149 Кодекса налогоплательщик обязан вести раздельный учет операций в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).

В связи с тем, что реализация всего тиража журнала, включая тираж журнала, который распространяется по подписке, и тираж, который распространяется безвозмездно, подлежит налогообложению, то ведение раздельного учета в данном случае налоговым законодательством не предусмотрено. (Письмо МНС России от 03.03.2003 N 03-1-08/714/12-И052).

Статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации. При этом под организациями, согласно статье 11 Кодекса, понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав как на возмездной, так и безвозмездной основе.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Учитывая изложенное, передача имущества Минобороны России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.12.99 N 1401 "О передаче и дальнейшем использовании вооружения, военной техники и боеприпасов с истекающими сроками эксплуатации" в счет погашения задолженности за поставленную продукцию или выполненные работы организациям, являющимся самостоятельными юридическими лицами, является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 1 статьи 146 Кодекса. При этом плательщиком налога на добавленную стоимость является сторона, осуществляющая реализацию указанного имущества.

При реализации имущества в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.99 N 1165 "О реализации высвобождаемого движимого военного имущества" на стоимость реализуемого имущества начисляется налог на добавленную стоимость по ставке 20 процентов. Организация, непосредственно осуществляющая указанную реализацию, выписывает покупателю счет-фактуру, исчисляет налог на добавленную стоимость и уплачивает его в бюджет в общеустановленном порядке. При этом следует учитывать, что согласно пункту 3 статьи 154 Кодекса при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяемся как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений статьи 40 настоящего Кодекса, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в нее налога с продаж, и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

Следует отметить, что в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 146 Кодекса передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Вместе с тем реализация объектов основных средств указанным организациям на возмездной основе облагается налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 146 Кодекса не признается реализацией товаров (работ, услуг) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью. Таким образом, передача имущества Минобороны России другим федеральным органам исполнительной власти на осуществление деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, не является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. (Письмо МНС России от 05.03.2003 N 03-01-07/740/14-И137).

В соответствии со статьей 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации как на возмездной основе, так и на безвозмездной основе.

Согласно пункту 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом другому лицу, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.

Таким образом, основанием для возникновения объекта налогообложения по налогу на добавленную стоимость является факт реализации товаров (работ, услуг).

В ситуации, изложенной в запросе, когда переработчик давальческого сырья за утраченное в процессе обработки сырье возмещает организации денежные средства, происходит смена собственника, и утраченное сырье признается реализованным.

С учетом изложенного, у данной организации при получении денежных средств возникает объект налогообложения и, соответственно, полученные денежные средства облагаются налогом на добавленную стоимость.

В том случае, когда сотрудник, утерявший алмазное сырье (камень), компенсирует организации стоимость данного сырья в двойном размере согласно трудовому договору, данные денежные средства у организации подлежат налогообложению с учетом норм статьи 154 Кодекса, поскольку также произошла смена собственника на данное сырье (камень) и, соответственно, признается факт его реализации. (Письмо МНС России от 24.03.2003 N 03-2-06/4/942/27-К694).