ПИСЬМО МНС РФ от 22.07.2003 N ВГ-6-03/807 "СВОД ПИСЕМ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 2003 ГОДА" (извлечения)



В целях применения пункта 2 статьи 153 НК РФ:


В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 153 Кодекса при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Учитывая изложенное, денежные средства, являющиеся компенсацией из бюджета ущерба от гибели посевов сельскохозяйственным товаропроизводителям в связи со стихийными бедствиями в 2001 году, не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость, так как эти средства не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Суммы НДС, ранее в установленном порядке принятые к вычету по приобретенным товарам (работам, услугам), предназначенным для производства сельхозпродукции, которая в результате стихийных бедствий была недополучена, подлежат восстановлению и уплате в бюджет, поскольку указанные товары (работы, услуги) не были использованы для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения (пункт 2 статьи 171 Кодекса). (Письмо МНС России от 31.12.2002 N 03-1-09/3378/16-А0029).

1. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Перечень операций, освобождаемых от налогообложения, установлен статьей 149 Кодекса.

Освобождение от налогообложения операций по реализации древесины от рубок ухода за лесом, продажи семян, посадочного материала, а также иных платных работ (услуг) положениями указанной статьи Кодекса не предусмотрено.

Следовательно, указанные операции подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость на общих основаниях.

2. При переводе лесных земель в нелесные следует иметь в виду следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 153 Налогового кодекса при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Порядок перевода лесных земель в нелесные земли регулируется статьей 63 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.97 N 22-ФЗ.

В соответствии с данной статьей Лесного кодекса перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляются:

в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством;

в лесах второй и третьей групп - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению соответствующего территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством.

При переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятии земель лесного фонда с граждан и юридических лиц, в интересах которых осуществляются указанные перевод и (или) изъятие, взимается плата, размер которой устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании кадастровой оценки переводимого и (или) изымаемого участка лесного фонда и которая направляется лесхозу федерального органа управления лесным хозяйством на возмещение потерь лесного хозяйства.

Начиная с 01.01.2002 в соответствии с бюджетным законодательством плата за перевод лесных земель в нелесные земли перечисляется в доход федерального бюджета.

Таким образом, до 01.01.2002 плата, взимаемая органами государственной власти Российской Федерации с физических и юридических лиц, поступала лесхозу федерального органа управления лесным хозяйством на возмещение потерь лесного хозяйства, а с 01.01.2002 поступает в доход федерального бюджета.

В связи с вышеизложенным, плата за перевод лесных земель в нелесные земли, направляемая лесхозу федерального органа управления лесным хозяйством на возмещение потерь лесного хозяйства (восстановление лесного фонда), не является выручкой от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), поскольку данная операция не является услугой, оказываемой непосредственно данным учреждением.

Следовательно, плата, полученная лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством за перевод лесных земель в нелесные в период до 01.01.2002, а также поступающая в доход федерального бюджета после 01.01.2002, не включается в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

3. При решении вопроса налогообложения платежей по возмещению причиненного лесонарушителями ущерба следует исходить из следующего.

В соответствии со статьей 111 Лесного кодекса граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Возмещение вреда, причиненного лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, осуществляется путем взыскания таксовой стоимости ущерба согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21.05.2001 N 388 "Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, нарушением лесного законодательства Российской Федерации".

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153-158 Кодекса, увеличивается на суммы иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Учитывая изложенное, взыскания, получаемые лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством за ущерб, причиненный лесному фонду нарушением лесного законодательства Российской Федерации, не увеличивают налоговую базу по налогу на добавленную стоимость, поскольку эти средства не связаны с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг). (Письмо МНС России от 07.02.2003 N 03-1-08/454/16-Д908).